Энциклопедия античных писателей

Агиографы

Агиографы
Агиографы
Агиографы — греческие и латинские христианские писатели, авторы биографий святых. Произведения агиографов обладают различной исторической ценностью. Агиография — это разновидность аскетической литературы. Форму своих произведений агиографы связывали с ранее созданными Делами мучеников, апофтегматами и жизнеописаниями знаменитых людей в языческой литературе. Первым агиографом считается Афанасий Великий, принадлежащее перу которого Житие св. Антония оказало огромное влияние на дальнейшее развитие этого жанра. За Афанасием на Востоке следовали такие авторы, как Феодорет, Геронтий Пресвитер (ум. в 485 г.), автор жизнеописания Житие св. Мелании (по-гречески), Каллиник (ум. во второй пол. V в.), написавший Житие св. Ипатия (по-гречески), и наконец, Кирилл из Скифополя (ум. ок. 558 г.), автор шести наполовину легендарных биографий. Значительной в свете влияния на средневековую литературу была также Жизнь св. Алексея, написанная, по-видимому, в V в., текст которой сохранился в сирийском переводе. Самым известным агиографом, писавшим по-гречески, был Палладий. Раннехристианская агиография оказала большое влияние на развитие агиографической литературы в византийский период и на формирование и дальнейшее развитие латинской агиографии. Самое древнее произведение латинской агиографии — написанное в середине III в. диаконом Понтием (Pontius) Житие св. Киприана, епископа Карфагена. Среди латинских авторов особого внимания заслуживает содержащее агиографические элементы сочинение Иеронима О славных мужах, которое впоследствии было дополнено последователями автора: Геннадием, а затем Исидором Севильским и Ильдефонсо Толедским. Наряду с житиями святых отшельников на Западе создавались биографии выдающихся епископов. К наиболее талантливым агиографам этого направления следует причислить Симплиция Севера, Паулина Медиоланского (IV/V в.), создателя Жития св. Амбросия, и Поссидия из Каламы (IV/V в.), автора Жития св. Августина. В более поздний период латинские агиографы приспособились к ментальности разных народов, а умножая описания чудес и всяческих необычных явлений, создали новый, собственно средневековый литературный жанр, в котором историческая правда играла уже вторичную роль. Однако, его появление было подготовлено произведениями древних агиографов, хотя они гораздо в большей степени были привязаны к истории.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998

См. также `Агиографы` в других словарях
(от греч. ¤gioj - святой и graf" - писание), греч. наименование последнего раздела ветхозав. *канона, называющегося в евр. традиции "Писания" (ктув(м или кетув(м). В рус. правосл. традиции А. называются *Учительными книгами.
Агиографы
(т. е. Священные Писания, или просто графии) — "Писания", по-евр. Кетубим, обозначают книги 3-й части евр. канона Ветхого Завета, в которую входят: Псалмы, Притчи Соломона, книга Иова, Песня песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, книга Эсфири, Даниил, Ездра, Неемия и I и II Паралипоменон. Агиографы, хотя и приняты в канон св. книг, но чтение из них при богослужении в синагогах не совершается. А. собраны и включены в канон позднее остальных книг, так что заключительная редакция их должна быть отнесена к началу 1-го века по Р. Х. В греческом переводе Ветхого Завета А. не составляют особого отдела, а размещены согласно содержанию между другими книгами. Так, Руфь, Паралипоменон, Ездра, Неемия и Эсфирь находятся между историческими книгами; Плач Иеремии и Даниил — между книгами Про...