Энциклопедия античных писателей

Алкей

Алкей
Алкей
Алкей, Alkaios, из Митилены на Лесбосе, VII/VI вв. до н. э., греческий лирический поэт. Современник Сапфо, наиболее выдающийся рядом с ней эолийский поэт (то есть писавший на эолийском диалекте) с острова Лесбос. Происходил из аристократического рода. Жил во времена политической и общественной борьбы, которую аристократия острова вела за сохранение своих наследственных привилегий. А. и два его брата принимали деятельное участие в этой борьбе. Предположительно, А. был еще слишком молод, чтобы участвовать в свержении тирана Меланхра. После его смерти власть в Митилене захватил Мирсил. После неудачного покушения на этого очередного тирана А. вместе с другими заговорщиками вынужден был искать убежища во владениях Пирра, лежавших на другом конце Лесбоса. К заговору принадлежал также Питтак (см. Семь мудрецов), который, однако, впоследствии управлял Митиленой совместно с Мирсилом, а когда тот погиб (триумфальная песнь А., которой подражает Гораций в оде на смерть Клеопатры), Питтак был избран народом в качестве «посредника» (то есть регента с особыми полномочиями, задачей которого было смягчение напряжения и урегулирование внутренних конфликтов) и правил в 590-580 гг. А. считал его изменником и называл в своих песнях тираном. А. был изгнан по меньшей мере еще один раз. В это время он посетил Египет, Фракию, Беотию. Через некоторое время он вернулся на родину, где - согласно древней легенде - примирился с Питтаком. А. писал гимны, стасии (военные песни), застольные и любовные песни. Из его богатого наследия, которое ученые александрийцы собрали и издали в 10 книгах, сохранились лишь фрагменты. С начала XX в. их становится все больше, благодаря открытиям все новых папирусов. Значительную часть произведений А. составляли гимны в честь богов: Афины, Аполлона, Гермеса, Ареса, Эроса и др., а также в честь полубогов и героев: Диоскуров, Ахилла, Аякса. Прозаическое изложение Химерием гимна Аполлону позволяет нам предположить, что поэт менее заботился о выражении религиозных чувств, чем о красочности мифологического повествования, а кульминацией произведения было явление бога на празднестве летнего солнцестояния в Дельфах, когда сама природа приветствовала его появление. Другой гимн был сложен одновременно в честь трех богов: Геры, Зевса и Диониса. Эти песни содержали краткое перечисление атрибутов богов, их славных деяний и событий их жизни, а также просьбы о благосклонности, чаще же всего - о помощи в борьбе с врагом или о возвращении на родину. Еще теснее связаны с политической деятельностью А. стасии, составляющие основную часть наследия поэта. Это были песни, предназначенные для исполнения в кругу товарищей по борьбе, чаще всего во время пира, в прямой и непосредственной форме выражающие чувства и взгляды общественной группы, вовлеченной в бесконечную и беспощадную борьбу за власть. В них А. насмехался над тиранами, особенно над «изменником» Питтаком, выражал боль и отчаяние, вызванные тем, что власть захватили самозванцы, призывал бороться с ними. В одной из песен он представляет невероятно живую и пластичную зарисовку своего дома, внутренность которого напоминает арсенал, так много там блестящего оружия и боевых доспехов. Это описание А. заканчивает призывом к вооруженному восстанию. Наиболее знаменита песня, от которой сохранилось только начало, где описывается корабль, носимый бурей по морю, заливаемый волнами и близкий к крушению. Этот образ, позднее истолкованный как аллегория государства, раздираемого внутренними конфликтами, имел для А. несколько иное значение. Он имел в виду не столько государство в позднейшем смысле этого слова, сколько судьбы своей общественной группы и опасности, грозящие ей в борьбе за власть. Аллегории мы находим также и в других его фрагментах. Вслед за Архилохом А. тоже рассказывает в одной из песен, как убегая с поля боя он потерял щит, чтобы спасти жизнь. Другую песню он написал по случаю возвращения брата из вавилонского изгнания; в ней А. прославлял военные подвиги, особенно победу над воином-исполином. Близко к военным песням стоят застольные. Для этого жанра характерно сохранившееся начало песни, где поводом к пирушке является радость при вести об убийстве тирана. Застольные произведения А. отличают те же несдержанные интонации. Он не признает неторопливого, умеренного пития вина, ему близка только буйная пирушка. Любой повод хорош, чтобы начать пить: зимнее ненастье, летний зной, описание которого он взял у Гесиода, приближающийся конец дня, важное событие, радость и печаль, от которой вино - лучшее лекарство. Менее всего сохранилось фрагментов из эротических произведений; эта часть наследия А. лучше известна по произведениям Феокрита. Среди немногочисленных фрагментов обращает на себя внимание отрывок серенады у дверей возлюбленной, а также жалоба девушки, пораженной любовью. Возможно, к любовным песням принадлежало повествование о власти любви над Еленой, которой это чувство велело бросить мужа, бежать с Парисом и стать причиной кровавой войны. А. писал на эолийском диалекте. Язык его был простым, с малым количеством украшений, но зато метким и сочным. Он использовал афоризмы и народные поговорки: «По когтям узнают льва», «Истина в вине»; народное происхождение имеют также употребляемые им стихотворные размеры., среди которых алкеева строфа, названная так, поскольку поэт часто ее применял. А. пользовался большим уважением в древности, и вокруг его личности быстро плодились легенды. Наиболее известная из них повествует о любви А. к Сапфо, которой он тоже посвящал стихи. Им интересовались аттические трагики и комедиографы V в. до н. э., а также авторы схолийй. В александрийскую эпоху А. был включен в число 9 лириков. Его песни были собраны, обработаны и изданы. Его брали за образец выдающиеся поэты этого периода: Асклепиад и Феокрит. В Риме им восхищался Цицерон, а Гораций перенял и алкееву строфу и многие мотивы и замыслы А. В I в. н. э. Дионисий из Галикарнасса славил А. за возвышенность, краткость, красоту и поэтическую силу. Однако наивысшего развития достигла аллегория корабля-государства, которая через Феогнида, Горация и многих других поэтов стала всеобщим достоянием. Из-за использования эолийского диалекта произведения А. не вошли в круг школьного чтения и поэтому быстро погибли. Папирусные находки, однако, свидетельствуют о том, что А. долго еще читали на окраинах греческого мира.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998

См. также `Алкей` в других словарях
1. Древнегреческий поэт, друг поэтессы Сапфо.
Алкей (ок. 600 до н. э.) Греческий лирик из Митилены на острове Лесбос; друг Сапфо; выходец из аристократического рода; постоянный оппонент царствующих тиранов (см. Питтак); был изгнан из Греции, жил в Египте, затем вернулся на родину. Четырёхстишную строфу, изобретенную Алкеем, Гораций ввел в римское стихосложение. До нас дошли лишь фрагменты его военных и любовных песен. Ему подражали Анакреонт, Феокрит, Гораций; «Алкееву строфу» применяли в своем творчестве главным образом Клопшток, Гёльдерлин.
Алкей (Alkáios)
(конец 7 — 1-я половина 6 вв. до н. э.), древнегреческий поэт. Родился на острове Лесбос. Аристократ по происхождению. Участник гражданской войны между знатью и демосом. В творчестве А. есть и яростные призывы к борьбе, и горькие размышления в дни поражений. Писал гимны богам, застольные песни. Уцелевшие стихи А. сохранились либо в передаче поздних античных писателей, либо на египетских папирусах 2—3 вв. н. э.
Соч.: [Фрагменты], в кн.: Poetarum lesbiorum fragmenta, ed. by Е. Lobel et D. Page, Oxf., 1955; в рус. пер. — в кн.: Алкей и Сафо. Собр. песен и лирических отрывков в переводах размерами подлинников Вяч. Иванова, М., 1914; Поэты-лирики древней Эллады и Рима в пер. Я. Голосовкера, М., 1955.
Лит.:...
Алкей
         греч. лирич. поэт 7 — 6 вв. до н.э. Родом из г. Митилены на о-ве Лесбосе. Современник Сапфо, вместе с к-рой явл. гл. представ. греч. мелоса (песен. поэзии). А. — актив. участник политич. борьбы против демократии на Лесбосе и воен. действий против афинян, к-рым и посвящены его «Песни борьбы». Кроме того, А. сочинял гимны и обыч. для греч. мелоса эротич. стихотв. В 20 в. открыты новые стихи А., пополн. его фрагментар. наследие. Метры А. очень разнообр.; наиболее хар-рной явл. носящая его имя Алкеева строфа.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

Алкей
один из величайших лирических поэтов Греции, уроженец Митилены на Лесбосе, был современником Сафо и жил за 600 лет до Р. Х. Происходя из знатного рода, он принимал деятельное участие в борьбе, которую его родина вела с внутренними и внешними врагами. Сам он защищал олигархические интересы против демоса, но принужден был со своими сторонниками удалиться из отечества, когда власть перешла в руки Питтака. Он стал во главе других изгнанников и пытался силою возвратиться в отечество, но был побежден Питтаком, который, однако, простил его. В своих одах, разделяемых на политические, застольные и любовные и сложенных на эолийском наречии, он воспевает одушевление к битвам, награду храбрости, ненависть к тирании, прелести свободы и горе изгнания. В других воспеваются радости любви и вино. А...
Алкей
(греч. Alkaios).
   1. В греческой мифологии сын Персея и Андромеды, отец Амфитриона, дед Геракла, названного в его честь Алкидом.
   2. Известный греческий поэт-лирик (1-я пол. VI в. до н.э.) из Митилены на о-ве Лесбос. Выходец из аристократического рода, принимал участие в общественно-политической борьбе своего полиса на стороне аристократов, из-за чего был вынужден на определенное время покинуть город. Автор гимнов богам, военных песен и любовных стихов. Античные критики находили в его поэзии величие, краткость и сладкозвучие, соединенное с мощью. Строфа, которая чаще всего встречается у А. и была заимствована Гора...
АЛКЕЙ (кон. VII - нач. VI вв. до н. э.) - древнегреческий поэт. Жил на острове Лесбос. В юности активно участвовал в политической борьбе, которой посвящен ряд его песен. В зрелом творчестве Алкея преобладают иные мотивы, отразившиеся в гимнах к богам, застольных песнях, стихах на мифологические темы. Одним из первых стал воспевать радости обычной жизни. Изобретатель т.н. алкеевой строфы. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.
(Alcaeus, Αλχαιος). Знаменитый греческий лирический поэт из г. Митилены на о-ве Лесбос, живший около 612 г. до Р. X. Он был современником поэтессы Сафо; писал страстные политические стихотворения, гимны в честь богов, застольные и любовные песни. Ему приписывается изобретение так называемой алкеевой строфы.(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
(р. ок. 620 до н.э.), древнегреческий лирический поэт, родился в Митилене на острове Лесбос в аристократической семье. Алкей принимал активное участие в бурных политических событиях в Митилене. Двое его братьев вместе со своим другом Питтаком убили тирана Меланхра, а устроенный ими заговор с целью убийства другого тирана, Мирсила, завершился их изгнанием. Вторая попытка свергнуть Мирсила принесла успех. В конце 7 в. до н.э. между Афинами и Лесбосом шла война за город Сигей возле Геллеспонта (ныне Дарданеллы). В одном сражении с афинянами Алкей потерял щит, что в древности считалось позором. Однако в написанном по этому поводу стихотворении (впоследствии по его мотивам напишут свои стихотворения Анакреонт и Гораций) Алкей не обнаруживает и тени стыда. Дальнейшие столкновения привели ко второму изгнанию аристократов, в том числе Алкея, и избранию Питтака тираном. Во время своего правления (589-579 до н.э.) Питтак объявил амнистию, которой, вероятно, воспользовался и Алкей. Эти политическ...
АЛКЕЙ (кон. 7 - 1-я пол. 6 вв. до н. э.) - древнегреческий поэт-лирик. В его стихах преобладают мотивы гражданской войны (воспринимаемой с позиции аристократа), а также застольного веселья. Оказал влияние на Горация.