Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Светотень

Светотень
Светотень
(chiaroscuro, clair-obscur, Helldunkel) — всякий рисунок, сделанный карандашом, или однотонная акварель (сепия, тушь и т. п.) представляют изображение предметов, отделяющихся один от другого только очертаниями форм или же, сверх того, относительной светлотой предметов и частей их, что выражается карандашной тушевкой или накладыванием при посредстве кисти более или менее сильных затенений. В картинах, писанных красками, кроме расположения света и теней, еще и тона красок служат как для разграничения соприкосновенных предметов (облаков от неба, очертания головы от предметов, служащих ей фоном и т. п.), так и частей предмета одних от других. Тона в теневых частях картины служат не только средством для выражения рельефа предметов, но и большей или меньшей зависимости их цветового вида от тонов других предметов, окружающих первые. Явления световых контрастов (см.), обнаруживающиеся часто с большей силой в затененных частях, чем в ярко-красочных предмета, в соединении с тонами теней, происходящими вследствие отражения света от соседних ярко освещенных предметов, — вся эта игра тонов, недоступная однотонному рисунку или гравюре, должна быть отнесена также к С., в обширном смысле этого слова. Гравюра и рисунок имеют, впрочем, в своем распоряжении одно слабое средство для условного изображения тональности, как свойства, пополняющего С. Если в картине или в природе две прилежащие части разного цвета имеют одинаковую степень светлоты, то на рисунке или гравюре и даже в идеально точной фотографии эти две разноцветные части казались бы сливающимися, если бы гравер или рисовалыцик не показали бы различия между ними неодинаковым направлением штрихов или иными техническими приемами рисования и гравирования. Что касается идеально точной светописи (еще не существующей), то пришлось бы в негативе ретушировать в слитных местах, чтобы сделать их раздельными. Бывают картины, в которых противоположения света и тени мало ощутительны; такие картины трудно передаваемы в однотонном рисунке или в гравюре, которые в таких случаях дают необыкновенно слабое понятие об оригинале. Гораздо чаще в живописи пользуются не только колоритностью, но и С., в ее тесном определении, как могучим средством для передачи впечатлений зрителю. Рембрандт может служить представителем такого направления: его С. не может считаться необходимой естественной принадлежностью изображаемого, но она могущественно направляет внимание зрителя на те части картины, в которых художник поместил существеннейшую часть своей художественной идеи. Рибера, Зурбаран, Веласкес, знаменитые представители старинной испанской живописи, часто пользовались сильными контрастами света и тени; гораздо менее прибегал к ней Рафаэль. Новейшие импрессионисты и пленэристы (изобразители атмосферного освещения или открытого воздуха) часто с намерением избегают сильной С., стараясь заменить ее исключительно игрой красочных тонов. Поэтому большинство их картин, даже тех, за которыми следует признать достоинства, очень слабо воспроизводятся в гравюрах и рисунках. Вообще пейзажная живопись передается рисунком неудовлетворительно во всех случаях, когда оригинал не отличается С., и тона, которые в пейзаже еще более существенны, чем в произведениях живописи других категорий, в передаче одним тоном не могут быть сделаны понятными. Тихое, ровно освещенное море при почти безоблачном небе может иметь прелесть, передаваемую только красками; напротив того, лес с его формами деревьев и почти неизбежной естественной С. производит хорошее впечатление и в рисунке: для примера можно указать на нашего известного (ныне покойного) пейзажиста Шишкина.
Ф. П.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907

См. также `Светотень` в других словарях
светотень
сущ., кол-во синонимов: (3)
↑оттенок (29)
↑полутень (2)
↑тень (29)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
светотени, ж. (живоп.). Распределение светлых и теневых штрихов, пятен на картине как средство изображения в живописи (напр. для передачи объемности изображаемых предметов).
соотношение света и тени на поверхности архитектурной формы, обусловленное освещением и рельефом и усиливающее зрительное восприятие пластических особенностей сооружения
светотень
светоте́нь,
светоте́ни,
светоте́ни,
светоте́ней,
светоте́ни,
светоте́ням,
светоте́нь,
светоте́ни,
светоте́нью,
светоте́нями,
светоте́ни,
светоте́нях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

Светотень
распределение светлых и тёмных зон на объекте, обусловленное формой и фактурой его поверхности, освещением и позволяющее зрительно воспринимать объём и рельеф. В живописи и графике С. — распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображенный предмет объёмным, окруженным свето-воздушной средой. Градации С. (от наибольшей яркости до глубокой тени) зависят от характера освещения, специфики объёмной формы предмета, его фактуры и состояния атмосферы. К возможностям С. прибегали уже античные живописцы. С. и её теория разрабатывались мастерами Возрождения (особенно Леонардо да Винчи), и с этого времени С. широко использовалась художниками, в том числе как одно из средств, определяющих эмоциональную выразительность произведений.
-и, ж. В живописи и графике: распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и тёмных штрихов. II прил. светотеневой, -ая, -бе.
СВЕТОТЕНЬ

СВЕТОТЕНЬ

Термины и выражения, относящиеся к разным отраслям иску сства, в русском литературном языке имели разное происхождение и разную судьбу. Особенно широкое переносное применение получили в XVIII и начале XIX вв. термины живописного искусства. В силу тех социальных условий, в которых развивалась русская живопись в XVIII и в начале XIX вв., значительная часть профессиональной терминологии русских художников была народного, русского происхождения.

Слово светотень относится к живописной терминологии. Оно обозначает `распределение светлых и теневых штрихов, пятен на картине как средс...

        градации светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объёмным, окружённым световоздушной средой. Градации светотени (от наиболее яркости до глубокой тени) зависят от характера освещения, специфики объёмной формы предметов, его фактуры и состояния атмосферы. К возможностям светотени прибегали уже античные живописцы. Светотень и её теория разрабатывались мастерами Возрождения (Леонардо да Винчи), и с этого времени светотень широко использовалась художниками как одно из средств, определяющих выразительность художественного произведения. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
светотень
светоте́нь, -и; мн. светоте́ни, светоте́ней [не светотене́й]

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

светотень
светотень

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. . 1998.

светотень
светоте/нь, -и

Слитно. Раздельно. Через дефис.. .

ж. Распределение светлых и теневых штрихов, пятен как средство передачи в живописи объемности изображаемого.
1. Распределение различных по яркости цветов.
2. «Кьяроскуро» в переводе с итальянского.
светотень
, ж. иск.
Распределение светлых и теневых штрихов, пятен как средство передачи в живописи объемности изображаемого.
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
Комментарии
Комментарии отстуствуют
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Ваше имя *
E-mail
Комментарий