Католическая энциклопедия

Адвокат дьявола

Адвокат дьявола
Адвокат дьявола
(лат. advocatus diaboli) — это неофициальное название должности института канонизации католической церкви. Официально эта должность называлась укрепитель веры (лат. promotor fidei). Она была введена в 1587 году папой Сикстом V и официально отменена в 1983 Иоанном Павлом II.
Функция адвоката дьявола заключалась в том, чтобы собрать все возможные аргументы, которые могли бы помешать канонизации потенциального святого. Канонизация могла состояться только в том случае, если укрепитель веры не находил аргументов достаточной важности для того, чтобы отменить процедуру. До 1983 года ни один акт канонизации не мог быть признан законным, если при этом акте не присутствовал адвокат дьявола.
В современном языке этот термин часто употребляется для обозначения людей, которые защищают позицию, которой сами не придерживаются. Иногда они делают это просто для того, чтобы поспорить, иногда для того, чтобы выявить возможные логические недочёты собственной позиции или попытаться доказать свою позицию «от противного».
Термин advocatus diaboli более точно переводится на русский как защитник дьявола.
Католическая энциклопедия 2011

См. также `Адвокат дьявола` в других словарях
Адвокат дьявола
1. Книжн. Ирон. О человеке, любящем сквернословить в чей-л. адрес, старающемся и в хорошем найти недостатки. БМС 1998, 20. 2. Жарг. бизн. Человек, не являющийся знатоком, но умеющий критически относиться к чужим идеям при разработке новых проектов. БС, 6.
Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп 2007
Адвокат дьявола
С латинского: Advocatus diaboli (адвокатус диаболи).
Из средневековой латыни. Первоисточник — процедура канонизации, то есть причисления к лику святых того или иного праведника, которая в Римско-католической церкви проходила в форме диспута между двумя сторонами.
Этот диспут напоминал состязание сторон в суде: один из участников выступал в роли «адвоката бога» и говорил о достоинствах будущего святого, о его заслугах, на основании которых данного праведника можно причислить к лику святых. Другая сторона — «адвокат дьявола» — говорил, напротив, о его недостатках, прегрешениях, обо всем, что препятствует канонизации. По итогам этого диспута и принималось решение...