Католическая энциклопедия

Алан Лилльский

Алан Лилльский
Алан Лилльский
(Alanus ab Insulis, Alain de Lille) — монах-цистерцианец (OCist), богослов, философ и поэт; Doctor universalis (Доктор универсальный); род. ок. 1128, Лилль (ныне Франция), ум. ок. 1203, аббатство Сито.
Преподавал в Париже (ок. 1157–70) и Монпелье (ок. 1171–85), участвовал в III Латеранском соборе (1179). В старости удалился в Сито.
На богословско-филос. взгляды А. оказали влияние идеи Гильберта Порретанского и платонико-пифагорейские концепции Шартрской школы. Согласно А., в борьбе с рел. воззрениями, отрицающими доводы Откровения, бессмысленно обращаться к авторитету Писания и свв. Отцов; для защиты катол. учения следует прибегать к доводам разума, следовательно, богословие должно по возможности строиться как совокупность высказываний, дедуктивно выводимых из самоочевидных посылок, т.е. приближаться к модели, представленной в геометрии. Так, Regulae de sacra theologia (Правила священной теологии) А. представляют собой цепь из 134 аксиом с комментариями, которые, начиная с определения понятия «единицы», описывают процесс перехода от единичности Бога к множественности мира и логически приводят к постулатам, относящимся к богосл. проблематике. Среди них определение: «Бог есть умопостигаемая сфера, центр которой везде, а окружность нигде». А. использует данный метод и в апологии De arte fidei catholicae (Об искусстве католической веры), и в полем. трактате De fide catholica contra haereticos (О католической вере против еретиков).
Перу А. принадлежат также две написанные под влиянием Боэция и Бернара Сильвестра аллегорические поэмы, сквозной темой которых является тема Природы как посредницы между Творцом и творением, поддерживающей установленный в мире порядок. Это De planctu naturae (Плач Природы) — диалог, осуждающий тех, кто, греша, нарушает и извращает естественные законы; и Anticlaudianus (Антиклавдиан) — эпопея, рассказывающая о победе добродетелей над пороками путем воспитания Богом и Природой (с помощью богословия и свободных искусств) совершенного человека, после чего в мире воцаряется новый Золотой век. Большой известностью пользовались также трактаты А. Ars praedicandi (Искусство проповеди), Liber poenitentialis (Книга о покаянии) и словарь библ. понятий Distinctiones (Различия).
Соч.: PL 210; Summa «Quoniam homines» / Гd. P. Glorieux // Archives d’histoire doctrinale et littОraire du Moyen еge 28 (1953); De virtutibus et vitiis et de donis Spiritus sancti / Гd. O. Lottin // Psychologie et morale aux XIIe et XIIIe siПcles 6 (1960), 45–92; Плач Природы (отрывки) / Пер. и предисл. М.Л. Гаспарова // Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. М., 1972, с. 330–347.
Лит-ра: Baumgartner M. Die Philosophie des Alanus de Insulis. MЯnster, 1896 (BeitrКge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. 2, H. 4); Raynaud de Lage G. Alain de Lille: PoПte du XII siПcle. P., 1952; Cilento V. Alano de Lilla, poeta e teologo del secolo XII. Mi., 1958; d’Alverny M.-T. Alain de Lille. Textes inОdits: Avec une introduction sur sa vie et ses suvres. P., 1965; Evans G.R. Alan of Lille. C., 1983.
А. Шишков
Католическая энциклопедия 2011

См. также `Алан Лилльский` в других словарях
АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (Alain de Lille - латинизированная форма Alanus ab Insulis) (ум. 1203), французский философ-схоласт, богослов и поэт, монах-цистерцианец. Автор "Плача природы" - философско-моралистического видения в художественной прозе и стихах - и аллегорической эпопеи в гекзаметрах "Антиклавдиан".
(Alain de Lille, латинизированный аналог - Alanus ab Insulius) (1120/1128- 1202/1203) - французский схоласт, философ, теолог, поэт, удостоенный титула \'Doctor Universalis\'. Особо популярен в Западной Европе 15 в. Преподавал в Париже, боролся с ересью катаров. Основные сочинения: трактат \'О католической вере против еретиков\', трактат \'Правила теологии\' (134 \'правила\' или \'теологические максимы\'), библейский словарь (\'сумма\') \'Словоразличия\' (разбор библейских понятий по трем уровням смысла), \'Плач природы\' (философско-моралистическое видение в художественной прозе и стихах), гекзаметрическая аллегорическая эпопея \'Антиклавдиан\' (1183-1184) - энциклопедия всеобщих знаний своего времени как теологического, так и нетеологического характера. Богословие стремился фундировать на рациональные основания таким образом, чтобы мышление подчинялось правилам логики: \'У авторитета нос из воску, и его можно повернуть в любом смысле, а поэтому следует подкрепить его разумными доводами\'. Источник порожд...
АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ
АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ
(Alain de Lille, Alanus de Insulis) (ок. 1120/1130—1202/1203) — фр. теолог, философ и поэт; «универсальный доктор» (doctor universalis). Преподавал в Париже (ок. 1157—1170) и Монпелье (ок. 1171-1185); боролся с ересью катаров. В старости, став цистерцианцем, удалился в Сито.
Согласно А.Л., поскольку в борьбе с религиозными воззрениями, отрицающими доводы Откровения, бессмысленно обращаться к авторитету Писания и святых Отцов, для защиты католического учения следует прибегать к доводам разума. Теология поэтому должна по воз...
(Alain de Lille, латинизированный аналог — Alanus ab Insulius) (1120/1128— 1202/1203) — французский схоласт, философ, теолог, поэт, удостоенный титула "Doctor Universalis". Особо популярен в Западной Европе 15 в. Преподавал в Париже, боролся с ересью катаров. Основные сочинения: трактат "О католической вере против еретиков", трактат "Правила теологии" (134 "правила" или "теологические максимы"), библейский словарь ("сумма") "Словоразличия" (разбор библейских понятий по трем уровням смысла), "Плач природы" (философско-моралистическое видение в художественной прозе и стихах), гекзаметрическая аллегорическая эпопея "Антиклавдиан" (1183—1184) — энциклопедия всеобщих знаний своего времени как теологического, так и нетеологического характера. Богословие стремился фундировать на рациональные основания таким образом, чтобы мышление подчинялось правилам логики: "У авторитета нос из воску, и его можно повернуть в любом смысле, а поэто- му следует подкрепить его разумными доводами". Источник поро...
Алан Лилльский
(ок. 1128-1202) - фр. богослов и философ, монах-цисцерцианец; участвовал в работе III Латеранского собора (1179), автор тезиса «У авторитета нос из воска», т.е. высказывание авторитета можно трактовать в любом смысле, а поэтому следует подкреплять его разумными доводами. Провозгласил все положения веры рационально доказуемыми. Рассматривал взаимоотношения Бога и мира с позиций неоплатонич. мистицизма, считал природу посредницей между творцом и материей.
Лит.: Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. Мм 1957.
Средневековый мир в терминах, именах и названи...
АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (Alain de Lille, латинизированный аналог - Alanus ab Insulius) (1120/1128-1202/1203) - французский схоласт, философ, теолог, поэт, удостоенный титула "Doctor Universalis". Особо популярен в Западной Европе 15 в. Преподавал в Париже, боролся с ересью катаров. Основные сочинения: трактат "О католической вере против еретиков"; трактат "Правила теологии" (134 "правила" или "теологические максимы"); библейский словарь ("сумма") "Словоразличия" (разбор библейских понятий по трем уровням смысла); "Плач природы" (философско-моралистическое видение в художественной прозе и стихах); гекзаметрическая аллегорическая эпопея "Антиклавдиан" (1183-1184)- энциклопедия всеобщих знаний своего времени как теологического, так и нетеологического характера. Богословие стремился фундировать на рациональные основания таким образом, чтобы мышление подчинялось правилам логики: "У авторитета нос из воску, и его можно повернуть в любом смысле, а поэтому следует подкрепить его разумными до...