Католическая энциклопедия

Алейжадинью

Алейжадинью
Алейжадинью
(Aleijadinho) Антóниу Франсиску Лисбóа
бразил. архитектор и скульптор; род. в 1738, Ору-Прету (Бразилия), ум. 18.11.1814.
Мулат, незаконный сын порт. подрядчика-строителя и негритянки, А. по законам того времени считался рабом. Однако отец освободил его, дал свое имя и сделал помощником. Мастер известен под именем «Алейжадинью», досл. «маленький калека», поскольку его зрелые годы (с 1777) прошли под знаком разрушительной прогрессирующей болезни, скорее всего — проказы, так что под конец жизни он не мог передвигаться и слуги-помощники носили его на плечах на строительные объекты. При этом А. обладал большим творческим потенциалом, смелостью, страстью, которые позволили ему создать ряд впечатляющих архитектурно-скульптурных ансамблей Бразилии. А. работал исключительно для Церкви, много строил для францисканцев. Он продолжил и завершил линию развития барочного храма, восходящую к римской иез. церкви Иисуса Христа (Иль Джезу). Все его произведения находятся в штате Минас-Жерайс (церкви в Ору-Прету, 1766–94, и Сан-Жуан-дел-Рей, 1774–1804; отделка церкви в Сабаре).
Болезнь заставила А. отказаться от строительства, и поздние его работы связаны исключительно со скульптурой. В 1800–04 А. создал большой скульптурный комплекс для паломнической церкви Бон-Жезус-ди-Матозиньюс в Конгоньясе. Это вариант Святой горы, включающий большое сакральное пространство с садом, часовнями и собственно церковью, поднятой на высокой платформе, к которой ведут лестницы. Марши этих лестниц А. украсил монументальными каменными фигурами пророков. 64 фигуры для семи часовен Крестного пути выполнены из дерева. В то время как деревянные скульптуры выполнены в стиле барокко, монументальные каменные статуи свидетельствуют о влиянии классицизма. Скульптурные произведения А. являются лучшими образцами рел. искусства колониального периода Бразилии.
Лит-ра: Хайт В.Л. Искусство Бразилии: История и современность: Очерки. М., 1989; Bazin G. L’architecture religieuse baroque au BrОsil. P., 1956–58; Idem. Aleijadinho et la sculpture baroque au BrОsil. P., 1963; Jorge F. Aleijadinho: Sua vida, sua obra, seu henio. SЛo Paulo, 1971.
Л. Тананаева
Католическая энциклопедия 2011

См. также `Алейжадинью` в других словарях
АЛЕЙЖАДИНЬЮ (Aleijadinho - букв. - маленький калека, прозвище Антониу Франсиску Лисбоа) (1730 или 1738-1814), бразильский архитектор и скульптор. Был изуродован проказой. Работал, прикрепляя инструменты к перчаткам. Представитель позднего барокко. Фасад (1757-77) церкви Бон-Жезус-ди-Матозиньюс в Конгоньясе, скульптура (1780-1805).
        (Aleijadinho, буквально - маленький калека; настоящие имя и фамилия - Антониу Франсиску Лисбоа, Lisboa) (1730 или 1738 - 1814), бразильский скульптор и архитектор. Сын архитектора М. Ф. Лисбоа и рабыни-негритянки. Самоучка. Был изуродован проказой и работал, прикрепляя инструменты к перчаткам. Произведения Алейжадинью, отмеченные реалистической выразительностью и антиколониальной направленностью, являются высшим достижением бразильского барокко: скульптура для порталов и алтарей ряда церквей, серия деревянных полихромных групп "Страсти христовы" (1796-99) и 12 статуй библейских пророков (1800-05) в церкви Бон Жезус ди Матозиньюс в Конгоньясе. Построил несколько церквей - Сан-Франсиску в Ору-Прету (1766-94), Сан-Франсиску в Сан-Жуан-дел-Рей (1774-1804) с криволинейными планами, пластичными деталями, лепными порталами.



АЛЕЙЖАДИНЬЮ (Aleijadindo, буквально - маленький калека; прозвище Антониу Франсиску Лисбоа) (1730 или 1738 - 1814), бразильский архитектор и скульптор. Изуродованный проказой, работал, прикрепляя инструменты к перчаткам. Представитель позднего барокко. Фасад (1757 - 77) церкви Бон-Жезус-ди-Матозиньюс в Конгоньясе, скульптура> (1780 - 1805).
Алейжадинью (Aleijadinho, буквально — маленький калека, прозвище; настоящее имя и фамилия Антониу Франсиску Лисбо а, Lisboa)
(29.8. 1730 или 1738, Вила-Рика, — 18.11.1814, там же), бразильский архитектор и скульптор. Сын архитектора М. Ф. Лисбоа (умер 1766) и рабыни-негритянки. А. был изуродован проказой и работал, прикрепляя инструменты к перчаткам. Представитель позднего барокко, А. построил церковь Сан-Франсиску в Ору-Прету (1766—94), замечательную динамикой композиции, пластичностью форм, изяществом декора, тонкой резьбой порталов, и фасад церкви Бон-Жезус-ди-Матозиньюс в Конгоньясе (1757—77) с 12 ярко характерными, полными динамики и пафоса каменными статуями пророков на лестнице (окончены в 1805); в садовых часовнях этой церкви — 6 деревянных ...
1. Бразильский архитектор, скульптор 18-19 вв., прозвище Лисбоа, автор построек: церковь Бон-Жезус-ди-Матозиньюс в городе Конгоньяса.
1766-1794.