Католическая энциклопедия

Алхимия

Алхимия
Алхимия
(нем. Alchimie, от араб. 'al-kimiya) — позднеантичное и средневековое учение о строении и превращении веществ. А. сложилась в III в. н.э. в Александрии на основе технических знаний о веществах (получение металлов, красок, лекарств и т.п.), космологической мистики Ближнего Востока и философии неоплатонизма. Термин возник в VII в. у арабов, а нынешнее понимание А. (получение золота и серебра из иных металлов) появилось лишь в XVII в., с рождением химии.
В течение столетий единственным основополагающим соч. А. была Tabula Smaragdina (Изумрудная скрижаль), приписанная мифическому древнему автору Гермесу Трисмегисту; в этом соч. золото отождествлено с солнцем, а серебро — с луной; мир объявлен единым целым, которому солнце — отец, а луна — мать. Смутное предписание Изумрудной скрижали («Отдели землю от огня...» и т.д.) и пророчество («Так свершится единение всех вещей... И вот уже вселенская слава в дланях твоих») были поняты как призыв подчинить природу путем златодельческих манипуляций. От той же эпохи (III в. н.э.) дошли два папируса, описывающие приемы получения сплавов, похожих на серебро и золото, а также подделки жемчуга, пурпурного крашения тканей и т.п. С самого начала алхимическое учение было неразрывно связано с герметической философией (герметизм). Неоплатонизм дал всему этому теоретическую базу, в т.ч. антиатомизм (утверждение непрерывности материи) и параллель макро- и микрокосма. Античная идея четырех стихий преобразилась в учение о порождении всех металлов за счет соединения серы и ртути при содействии соли (причем направлять превращение металлов в золото должен был катализатор, «философский камень» — таинственное вещество, получение которого А. ставила главной целью). Отсюда идея Tria Prima — трех первоэлементов, из которых якобы создано всё сущее, в т.ч. и всё живое. Все прочие элементы мыслились получаемыми из основных путем перехода, который называли трансмутацией. Тем самым А. выражала претензию быть общей натурфилософией: экспериментируя с Tria Prima, можно сделать всё, вплоть до искусственного человека (гомункулуса).
В XIV–XVI вв. успехи А. в подделке золота привели к наводнению рынка фальшивой монетой, которую чеканили многие монархи Европы. В 1317 Папа Иоанн XXII издал буллу против алхимиков-фальшивомонетчиков, отметив связь А. с магией. Однако А. продолжала развиваться при королевских и княжеских дворах. В XVI в. А. способствовала развитию медицины, в частности, фармакологии (Парацельс и др.). Языческий характер учения А. и его близость к колдовству вызывали запреты и преследования А., иногда вплоть до сожжения алхимиков. На Тридентском соборе была определена позиция Церкви в отношении А.: занятия А. допустимы, если они способствуют познанию свойств веществ и не противоречат нормам христ. веры и нравственности.
Идея единой вещественной природы живого и неживого родила мысль, что тело человека можно совершенствовать теми же приемами, что и металлы, причем универсальным лекарством должен служить философский камень (который поэтому называли и панацеей, и эликсиром жизни). Отсюда — поиск универсальных приемов лечения (т.е. возврат к идее Гиппократа) и получение химическим путем лекарств, что преобразило медицину. В ходе попыток найти филос. камень были открыты многие важные химические факты. С утверждением основной идеи химии (элементы друг в друга не переходят) А. в XVIII в. перестала считаться наукой и сохранилась лишь как эзотерическая область знаний.
В России идеи А. распространились довольно поздно, в XVII–XVIII вв. Соч. древних и ср.-век. алхимиков имели хождение в рукописных переводах с нем. яз., в основном в среде масонов (см., напр., крупнейшее собрание рукописных алхимических трактатов в коллекции В.С. Арсеньева в Российской гос. библиотеке).
Лит-ра: Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. М., 1980; Алхимии золотые сны: Сборник. М., 1995; Chemical, Medical and Pharmaceutical Books Printed before 1800 / Ed. by J. Neu. Madison–Milwaukee, 1965; Lindsay J. The Origins of Alchemy in Graeco-Roman Egypt. L., 1970; Vereno I. Studien zum Кltesten alchemistischen Schrifttum. B., 1992.
Ю. Чайковский
Католическая энциклопедия 2011

См. также `Алхимия` в других словарях
ж. применение химии к суеверному исканию философского камня, всеобщего целебного снадобья, и тайны обращения металлов в золото. Алхимический, алхимичный, к науке сей относящийся; алхимик м. кто ею занимается, как делом.
алхимия алхи́мия вероятно, через нов.-в.-н. Alchimie, ср.-в.-н. alchimîe из ср.-лат. alchimia, араб. al-kîmîa, которое восходит к греч. χημεία; см. Суолахти, Mém. Soc. Neophil. 8, 47; Клюге-Гётце 10; Гамильшег, 25. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
алхимия
АЛХИМИЯ (позднелат. alchymia; возможно, от греч. chymeia — искусство выплавки металлов (chyma — жидкость, литье) или от греч. Chemia — название Древнего Египта; от древнеегипетского «хаме» — черный, страна черной земли; частица «ал-» арабского происхождения и приставлена к «химии» в 12 в.) — наряду с другими тайными науками (астрологией и каббалой) — явление культуры, на протяжении более 1,5 тысяч лет сопутствовавшее различным эпохам (эллинизм, европейское Средневековье, Возрождение). А. существовала еще в составе древних восточных культур: в Ассиро-Вавилонском царстве, доисламской Персии, Арабском халифате, а в Китае, Индии и Японии — во времена становления там буддизма. Но наибольшее распространение она получила в с...
АЛХИМИЯ

[позднелат. alchymia, alchimia, через араб. алькимия; возможно, от греч. chymeia, cherneia-искусство выплавки металлов, chyma - жидкость, литье, или от Хемия (греч. Спёгша)-одно из наименований Др. Египта, от др. -егип. хам, хаме-черный, букв. - черная страна, страна черной земли], наряду с другими тайными, оккультными, науками (астрологией и каббалой) - явление культуры, сопутствовавшее на протяжении более 1,5 тыс. лет разл. эпохам (эллинизм, европейское средневековье, Возрождение). А. существовала еще в составе древних восточных культур - в Ассиро-Вавилонском царстве, доисламской Персии, Арабском халифате, а в Китае, Индии и Японии - во времена становления там буддизма. Но наиб. распространение она получила в средневековой Европе. В данной статье речь пойдет об А. преим. в этом регионе....

алхимия
алхи́мия, -и

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

АЛХИМИЯ (позднелат. alchimia) - 1. Элемент средневековой культуры Западной Европы; 2. Исторический этап в развитии химических знаний (5-16 вв.); 3. Специфическая область исследований по получению золота и серебра из неблагородных металлов. Как элемент культуры средневековой Европы, А. несла на себе многие черты цивилизации того времени. Среди них - причудливое сплетение учений язычества, иудаизма, христианства и искаженной античной философии. А. отражала специфический взгляд средневекового человека на природу, предпологавший антропоморфизм и гилозоизм. Процессы роста полагались протекающими так же, как рождение и эволюция человека. Считалось, что сначала происходит "помолвка" "женского" и "мужского" начал, потом "свадьба" (оплодотворение), а лишь затем зарождение и рост "плода" или "семени". Под "началами" и "семенами" в А. понимались различные вещества. Причем существенного различия между живым и неживым не проводилось. Эти представления А. восходили к античной натурфилософ...
алхимия
алх\'имия, -и

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

алхимии, мн. нет, ж. (араб. - философский камень, сокровенное искусство) (истор.). Средневековая мистическая наука, предшествовавшая научной химии, искавшая т. наз. философский камень, средство превращения простых металлов в драгоценные и т. п.
АЛХИМИЯ
АЛХИМИЯ
(позднелат. alchimia) — феномен средневековой культуры, в котором своеобразно переплетались начальные естественно-научные (прежде всего химические) представления о мире и характерные для данной культуры представления о человеке и обществе. Главной целью алхимиков являлись поиски т.н.
филос. камня («великого эликсира», «великого магистерия», «красной тинктуры» и т.д.), способного превращать неблагородные металлы в золото и серебро. Филос. камень должен был, кроме того, обеспечивать вечную молодость, излечивать все болезни и т.д.
А....
(араб., al-kimia, происход. или от слова kemi - коптского названия Египта, или от греч. chymos - жидкость). Средневековая наука, стремившаяся открыть философский камень, который мог все металлы превратить в золото, служить лекарством от всех болезней, возвращать молодость и вообще делать человеческую жизнь более продолжительной; с этой целью алхимики производили массу опытов и тем положили начало нынешней химии.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
араб. al-kimia, от греч. chemeia. Тайная наука в средние века, стремившаяся открыть лекарство от всех болезней и средство делать золото.
алхимия
(1 ж), Р., Д., Пр. алхи/мии

Орфографический словарь русского языка. 2006.

АЛХИМИЯ
АЛХИМИЯ, форма химии, которую практиковали в Европе начиная с раннехристианского периода до XVII столетия; согласно преданиям, алхимики занимались поисками философского камня, способного превращать простые металлы в золото, и эликсира бессмертия. По сути, алхимия сочетала в себе элементы практической химии, астрологии, философии и мистицизма. Аналогичное явление существовало в Китае и Индии.
Научно-технический энциклопедический словарь
АЛХИМИЯ (позднелат. alchimia) - донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (3-4 вв. н. э.), получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (11-14 вв.). Главная цель алхимии - нахождение т. н. "философского камня" для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия, универсального растворителя и т. д. Положительная роль алхимии - в открытии или усовершенствовании (в процессе поиска чудодейственного средства) способов получения практических ценных продуктов (минеральные и растительные краски, стекла, эмали, металлические сплавы, кислоты, щелочи, соли), а также в разработке некоторых приемов лабораторной техники (перегонка, возгонка и др.).
Алхимия
Как и алгебра, восходит к арабскому языку (в который оно попало, вероятно, из греческого); в арабском "al-kimia" (al – это, как мы знаем, из таких слов, как алгебра и алкоголь, арабский артикль) означало просто науку о строении вещества и не имело того слегка уничижительного оттенка, которое это слово имеет в нашем языке сегодня.
(позднелат. alchimia) - феномен средневековой культуры, в котором своеобразно переплетались начальные естественно-научные (прежде всего химические) представления о мире и характерные для данной культуры представления о человеке и обществе. Главной целью алхимиков являлись поиски т.н. филос. камня ("великого эликсира", "великого магистерия", "красной тинктуры" и т.д.), способного превращать неблагородные металлы в золото и серебро. Филос. камень должен был, кроме того, обеспечивать вечную молодость, излечивать все болезни и т.д. А., будучи фрагментом средневековой культуры, не могла не разделять основные ее особенности: спекулятивную общую ориентацию, догматизм и авторитарность, традиционализм и символизм, иерархизм и т.д. Этому не способно было помешать то, что А., стоявшая между оккультным теоретизированием и химико-техническим имитирующим ремеслом, представляла собой изнанку магистральной культуры. Символический характер А. проявлялся, в частности, уже в параллелизме двух действий: п...
АЛХИМИЯ

(позднелат. alchimia), донауч. направление в развитии химии. Возникнув в Египте (2-4 вв. н.э.), получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (12-14 вв.). Гл. цель А.- нахождение т. н. "филос. камня" для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия, универс. растворителя и пр. Положит. роль А.- в открытии или усовершенствовании (в процессе поиска чудодейств. средства) способов получения практически ценных продуктов (минер. и растит. краски, стёкла, эмали, металлич. сплавы, кислоты, щёлочи, соли), а также в разработке нек-рых приёмов лаб. техники (перегонка, возгонка) и др. Для А. характерны экспериментально-магич. деятельность и символич. язык. А. оказала значит. влияние на ср.-век. культуру и способствовала становлению науки нового време...

Алхимия (позднелат. alchemia, alchimia, alchymia)
своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху позднего средневековья. Слово «А.» производят от арабского аль-кимия, которое восходит к греческому chēméia, от chéō — лью, отливаю, что указывает на связь А. с искусством плавки и литья металлов, либо от Chemia — Египет, что связывает А. с местом, где возникло это искусство. Своей главной задачей алхимики считали превращение («трансмутацию») неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Возникновение и попытки осуществления этой задачи уходят в античность. Алхимический период (4—16 вв.) характеризуется не только распространением спекулятивной (умозрительной) и «оп...
Алхимия
         возникш. во времена упадка эллинизма направл. в химии, осн. задачей к-рого было превращ. неблагород. металлов в золото и серебро, а также разработка универсал. лекарства для лечения болезней и предупрежд. смерти. Относящ. к А. теоретич. представл. берут свое начало, по всей видимости, от знаний и методов егип. технитов и натурфилософских идей Бл. Востока и Греции. Алхимики пытались при благополуч. располож. небесных светил превратить неблагород. металлы, в первую очередь ртуть и цинк, путем химич. манипуляций в единое «первич. вещество» (меланоз, «почернение») и обратить его с помощью красящей субстанции (ксерион, тинктура, философский камень) через стадии левкозиса («отбеливания») в серебро и ксанфозиса («пожелтения») в золото. Первые, ...
Алхимия
(араб. Al-kîmîa — производится или от слова kemi, туземного (коптского) названия Египта, или от греческого χύμος — жидкость, сок) — так называлась нынешняя химия в Средние века, вплоть до XVII столетия. Но с тех пор, как эта последняя получила научную обоснованность и облеклась в формы точного знания, прежним, старинным термином стали обозначать мнимое искусство превращать неблагородные металлы в золото и серебро, во что, собственно, и замыкалась задача химии до XVI столетия. Таким образом, алхимия относится к современной химии так, как астрология к астрономии. Задачею средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть столь желанного облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препарато...
алхимия
сущ., кол-во синонимов: (3)
↑архимагия (1)
↑герметика (1)
↑лженаука (31)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
Алхимия
Алхимия
(лат. alchimia) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (III–IV вв. н.э.), алхимия получила широкое распространение в Западной Европе (IX–XVI вв.). Главная цель алхимии – нахождение так называемого «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получение эликсира долголетия, универсального растворителя и т.д. Алхимики внесли вклад в развитие получения ценных продуктов, а именно минеральных и растительных красок, стекла, эмали, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарств...
ж. Средневековое мистическое учение, предшествовавшее научной химии, направленное на поиски "философского камня" как чудодейственного средства для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, для лечения всех болезней и т.п.
(Alchemy; Alchemic) - в аналитической психологии речь идет о психологическом и символическом значении алхимии, которая рассматривается как средневековая предтеча исследований бессознательного и, в частности, изучения трансформации личности.Алхимический процесс превращения исходных неблагородных металлов в нечто более ценное - философский камень, золото или универсальный эликсир жизни - можно рассматривать на психологическом языке как определенную метафору психологического роста и развития человека. Философский камень (lapis), например, выступает здесь как архетипическая Самость, регулирующий центр психического. В качестве примера других образов алхимии, используемых для описания психических процессов, воспользуемся фрагментом из переведенной на русский язык книги Роберта Боснака "В мире сновидений", в котором описываются три алхимических мира: черный, белый и красный:"Черный образный мир в алхимии называется нигредо, его металл - свинец. Это мир, в котором темно, мрачно,...
алхимия
АЛХИ́МИЯ -и; ж. [лат. alchimia из араб.]. В средние века: предшествовавшее научной химии, фармакологии и некоторым другим наукам мистическое учение, направленное на отыскание "философского камня" - чудесного средства для превращения простых металлов в золото, для лечения всех болезней и т.п.
Алхими́ческий, -ая, -ое. А-ие опыты.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
Алхимия
(от позднелат. alchymia, alchimia, через араб. аль-кимия, возможно, от греч. chymeia, chemeia — искусство выплавки металлов, или chyma — жидкость, литье, или от Хемия (греч. Chemia) — одно из названий Др. Египта от древне егип. хам, хаме — черный, буквально — черная страна, страна черной земли) — наряду с другими тайными, оккультными науками (астрологией и каббалой) явление культуры, сопутствующее на протяжении более 1,5 тысяч лет различным эпохам (эллинизм, европейское Средневековье, Возрождение). Алхимия связывается с попытками получить совершенные металлы (золото, серебро) из металлов несовершенных, т. е. с идеей трансмутации (превращения) металлов с помощью гипотетич...
Алхимия (Alchemy; Alchemic) — в аналитической психологии речь идет о психологическом и символическом значении алхимии, которая рассматривается как средневековая предтеча исследований бессознательного и, в частности, изучения трансформации KUR
алхимия
, ж.
Средневековое мистическое учение, предшествовавшее научной химии, направленное на отыскание «философского камня» как чудесного средства для превращения простых металлов в золото, для лечения всех болезней и т. п.
[лат. alchymia из араб.]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
-и, ж. Донаучное направление в химии: изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи фантастического философского камня, поиски эликсира долголетия. II .прил, алхимический, -ая,-ое.
АЛХИМИЯ (позднелатинское alchimia), явление культуры и донаучный период> в развитии химии. Зародившись в глубокой древности, наибольшее распространение получила в Западной Европе 11 - 14 вв. Главная цель алхимии - нахождение "философского камня" ("панацея", "тинктура", "великий эликсир" и др.) для превращения неблагородных металлов в благородные, получение универсального растворителя, эликсира долголетия и др. Алхимики разработали методику ряда основных химических операций (кристаллизация>, перегонка, фильтрование и др.), получили многие простые и сложные вещества.
1. Изыскание способов превращения простых металлов в драгоценные (ср. века).
2. Наука, пытавшаяся взрастить гомункула.
3. Несмотря на меркантильные цели, эта наука имела и положительную роль - в открытии или усовершенствовании способов получения практических ценных продуктов, а также в разработке некоторых приемов лабораторной техники.
Алхимия
(позднелат. alchemia) — название химии, данное арабами ок. VIII в. Экспериментальная а. в VIII—X вв. получила большое развитие у араб, ученых; в XI—XII вв. проникла на Запад. Цель а. — превращение неблагородных металлов (меди, свинца) в благородные (золото, серебро) при помощи «философского камня», а также создание «жизненного эликсира», дающего человеку бессмертие. В процессе этих поисков были открыты способы получения ряда минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, сплавов, кислот, щелочей, а также разработаны или усовершенствованы методы лабораторных исследований: перегонка, возгонка, фильтрование. Европейская а. представлена именами таких крупных ученых, как Арнальдо де Виланова, Альберт Великий, Роджер Бэкон....