Католическая энциклопедия

Алтарь

Алтарь
Алтарь
(лат. altare, altar, от alta ara — высокий жертвенник) — камень, плита или иное возвышение, предназначенное для совершения жертвоприношений.
Время появления А. в рел. культах неизвестно. А. для принесения жертв, совершения возлияний и воскурений с целью умилостивления богов или поминовения предков существовал в большинстве культов политеистических религий (политеизм). В дохристианских религиях А. имел вид стола, столба или колонны.
В текстах ВЗ упоминается А. в виде возвышения из земли (Исх 20, 24), отдельно взятого камня (Быт 28, 18), сооружения из камней (Исх 20, 25). В храме Соломона находились два А.: жертвенник всесожжений, сделанный из меди (2 Пар 4, 1), и жертвенник курений — деревянный стол, покрытый золотом, т.н. «золотой жертвенник» (Исх 30, 1–5; 37, 25–28; 3 Цар 7, 48). В НЗ в сравнении с ВЗ символическое значение А. снижается, поскольку н.-з. жертва освящается без А. Новая Жертва — Иисус Христос — освящает Своих учеников Самим Собой (ср. Ин 17, 19). В текстах апост. посланий термин А. прямо не используется, ап. Павел говорит о причащении Тела и Крови Христовых, не упоминая об А. (1 Кор 10, 16–17). Смысл слов «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр 13, 10) не вполне ясен, по-видимому, автор Послания к евреям говорит о превосходстве н.-з. культа, развивая основную тему послания. В Откровении Иоанна Богослова говорится о небесной скинии, а понятия А. и «храм» отождествляются с Царством Бога и Агнца (Откр 21, 22 и др.).
В христ. храме А. — место совершения таинства Евхаристии, т.е. место реального присутствия Христа и как Жертвы, и как Первосвященника. В зап. церк. традиции под А. понимается стол, за которым совершается Евхаристия. В вост. церк. традиции термин А. (в широком смысле) относится ко всему пространству, где находится престол, отделенному в ряде литург. обрядов алтарной преградой или иконостасом от прочей части храма (соответствует пресвитерию в зап. традиции); А. в узком смысле слова именуется обычно «престолом».
Историческое развитие христианского А. С самых ранних времен христиане использовали трапезные столы (mensa) для молитвенных собраний в память о Тайной вечере. Но в силу того, что на этих собраниях также совершалась память о крестной жертве Иисуса Христа, эти трапезные столы получили название А. и со временем стали предназначаться исключительно для храмовых богослужений. В первые три века истории христианства А. представляли собой, как правило, деревянные переносные столы, реже использовались каменные неподвижные А. Неподвижные А. получили распространение в IV в., когда камень и железо стали преимущественным материалом, использовавшимся для их изготовления. Хотя Эпаонский собор в Бургундии (517) запретил деревянные А., их отдельные образцы просуществовали вплоть до XII в. Почитание мучеников дало новое направление в истории развития типов А. В силу укоренившейся в церк. традиции связи А. и мощей, церкви и А. стали воздвигать над местами захоронений мучеников. Поскольку не все новые церкви могли быть построены над гробницами мучеников, мощи или частицы мощей стали помещать в А. (получившая широкое распространение на Востоке практика разделения и перенесения мощей стала общераспространенной также и на Западе). Это породило новые типы А.: появились полые кубические А. с дверцей на передней или задней части для доступа к реликварию, а также массивные кубические А., которые воздвигались над гробницами мучеников и святых; для доступа к мощам, находившимся под А., служили специальные крипты, называвшиеся confessio (досл. исповедание). В А., сохранявших форму столов, мощи помещались либо в основание главной опоры, либо в выдолбленную нишу в алтарной доске (mensa). В эпоху высокого Средневековья возобладал обычай положения мощей в алтарную доску. В 1596 канон. правило обязало иметь ковчежец с мощами в каждом А. Переоборудованные из саркофагов или имеющие их форму А. стали появляться только в XVI в. и получили широкое распространение в церк. архитектуре барокко и рококо. Переносные деревянные А., используемые миссионерами, упоминаются не ранее VI в., переносные каменные А. стали широко употребляться только в XIV в.
В первых христ. храмах III–IV в. существовал лишь один А. На Западе несколько А. в храме появились в V–VI вв. Первоначальной причиной этого стала необходимость обеспечить должное почитание мощей различных святых. В VII в. распространение практики вотивных месс и рукоположения монахов стали дополнительными факторами устройства в зап. храмах нескольких А., особенно в силу того, что сохранялось правило ежедневного служения только одной мессы на А. К кон. Средневековья наряду с главным А. в западных храмах устраивалось несколько боковых А., напр. кафедральный собор Магдебурга и храм Пресв. Девы Марии в Данциге (совр. Гданьск) имели по 48 А. Древний принцип существования только одного А. в храме сохранялся на Западе в значении наличия главного А. в каждой катол. церкви.
Пространство, отделявшее верующих от алтаря, было в дальнейшем обозначено посредством канцеля (cancellus) — низкой балюстрады, разграничивавшей пресвитерий (где находился клир) и неф (где находились миряне), а также скульптурного или живописного изображения Распятия с предстоящими Богородицей и св. Иоанном Крестителем. Развитие этой тенденции на Востоке привело к появлению иконостаса, практически скрывшего А. от взоров молящихся. На Западе А. оставался открытым, однако со временем канцель превратился в монументальное сооружение с колоннами и архитравом, украшенным скульптурами. Канцель в осн. исчез из церк. архитектуры в эпоху барокко, его рудиментом в совр. храме является алтарная преграда (balaustra).
С XVI в. дарохранительница (tabernaculum) стала неотъемлемым компонентом А. К сер. XVIII в. положение дарохранительницы, возвышавшейся над А., стало общепринятой нормой, а в 1863 Конгрегация обрядов запретила все иные формы дарохранительниц. В эпохи Возрождения и барокко особенное распространение получили алтарные картины и ретабло, украшавшие А. С IV в. над А. часто сооружался киворий (алтарная сень); впоследствии это стало нормой при сооружении главных А. кафедральных соборов.
Инструкция по должному применению Конституции о священной Литургии Sacrosanctum Concilium, опубликованная Конгрегацией обрядов 26.09.1964, предписывала такое расположение А., чтобы месса могла совершаться священником лицом к молитвенному собранию. Однако окончательное решение этого вопроса оставлялось на усмотрение местных церк. властей. Статуи и другие худож. произведения инструкция рекомендовала располагать в отдалении, чтобы они не отвлекали внимание от самого А. Инструкция определяла как предпочтительное место хранения Св. Даров специальную Евхаристическую часовню или же отдельный А. Восстановление практики литург. сослужения нескольких священников сняло необходимость сооружения малых (боковых) А. В соответствии с Римским миссалом 1969, на А. должна совершаться только Евхаристическая литургия. Для совершения Литургии слова предусмотрен амвон.
Литург. нормы предписывают, чтобы А. был покрыт по меньшей мере одним покровом, а на А. (или вблизи него) находились свечи и крест.
Типология А. А. называется неподвижным (постоянным), если он прочно крепится к полу и потому недвижим, напротив, передвижной А. (напр. petra sacra) может быть перемещен в другое место. В вост. литург. традиции эквивалентом передвижного А. является антиминс. Согласно ККП, в каждом храме должен быть неподвижный А., в других местах, предназначенных для совершения священнодействий, — неподвижный или передвижной А. (CIC 1235 § 2).
Папскими А. являются главные А. пяти Римских патриарших базилик, а также главные А. базилик Св. Франциска и Ангельской Божией Матери (Санта Мария дельи Анджели) в Ассизи (Италия). Для совершения богослужений на этих А., предназначенных специально для Римского епископа, требуется особое разрешение. А. исповедания (altare confessionis) называется папский А. в базилике Св. Петра в Ватикане.
ККП 1983 запрещает помещать под А. тело усопшего (не провозглашенного блаженным или святым); в противном случае мессу на таком А. совершать нельзя (CIC 1239 § 2). Это требование не распространяется на те случаи, когда в криптах, расположенных под А., могут находится человеческие захоронения.
Освящение А. С кон. V в. церк. каноны предписывали совершать освящение А. В ККП говорится о том, что неподвижные А. должны быть освящены (dedicanda sunt), а переносные — освящены или благословлены (dedicanda aut benedicenda), согласно обрядам, предписанным в литургических книгах (CIC 1237 § 1). Неподвижный А. освящается епарх. епископом, однако в исключительных случаях освящение может совершить делегированный епископом священник. Благословение А. совершает ординарий или же делегированный им священник. В чин освящения А. входит специальная молитвенная формула, обряд помазания А. священным миром и окаждение А. В наст. время соблюдается древняя традиция положения под неподвижным алтарем мощей святых (CIC 1237 § 1). Вместе с тем Чин освящения церкви и алтаря (Ordo dedicationis ecclesiae et altaris) напоминает, что не мощи святых облагораживают А., но сам А. наделяет благородством гробницы святых, поскольку достоинство А. состоит в том, что он является местом Трапезы Господней и символизирует Самого Христа.
Художественное оформление А. Внешние стороны А. часто украшаются элементами накладного декора (колонками, полуколоннами или пилястрами), декоративными филенками, реже — орнаментом, крайне редко — скульптурным рельефом. Частым атрибутом декоративного убранства А. являются надписи: монограммы имени Иисуса Христа IHS, монограммы из греч. букв А и н (ср. Откр 1, 8), реже — монограммы имен святых, чьи реликвии находятся внутри А. Скульптура и живопись играет особую роль в оформлении пространства вокруг А. — апсидной стены, дарохранительницы, пресвитерия. С оформлением алтарного пространства связаны специальные жанры, в т.ч. алтарная картина. В наст. время традиция оформления А. развивается в сторону бóльшей строгости и лаконичности, поскольку ничто не должно отвлекать молящегося от совершаемого на А. таинства. В устройстве вост. храма важное композиционное и символическое значение имеет иконостас.
Лит-ра: Чукова Т.А. Алтарные преграды в зодчестве домонгольской Руси // Литургия, архитектура и искусство византийского мира. СПб., 1995, с. 273–287; Беляев Л.А. Христианские древности. СПб., 2000; Bishop E. The Christian Altar // Liturgica historica. Ox., 1918, p. 20–39; Braun J. Der christliche Altar in seiner geschichtlichen Entwicklung. MЯ., 1924. 2 Bd.; DACL 3, 3155–89; Righetti M. Manuale di storia liturgica. Mi., 1964, vol. 1, p. 490–553; Diekmann G. The Place of Liturgical Worship // Concilium 2 (1965), 67–107; Bouyer L. Liturgy and Architecture. Notre Dame (Ind.), 1967; NCE 1, 343–51; NCE 16, 7–8; Napier C. The Altar in the Contemporary Church // Clergy Review 57 (1972), 624–632; NDDC, 13–14.
Католическая энциклопедия 2011

См. также `Алтарь` в других словарях
Алтарь
Алтарь
в античную эпоху: возвышение для сожжения жертвоприношений богам; в христианском храме: место для богослужебных действий священников.

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.

алтарь

служитель алтаря..

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
        (лат. altaria, от altus - высокий), жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально - место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме - отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах алтарем назывался стол ("престол"), на котором совершалось священное таинство, в католических - также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделённую алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв.) - иконостасом. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
1. Возвышенная часть христианского храма.
2. Куда приносят жертвы?
3. К нему ведут венчаться.
4. По-латыни это одновременно и возвышение, и место жертвоприношений.
5. Название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» - «высокий».
6. Место позади клироса.
7. Жертвенник.
АЛТАРЬ (латинское altaria, от altus - высокий), жертвенник>; первоначально для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме - отдельные сооружения; в христианских храмах - столы ("престолы") для совершения таинств, в католических - декоративные стенки. Алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах с 14 - 15 вв. - иконостасом.
алтарь
АЛТА́РЬ -я́; м. [лат. altare].
1. Место для жертвоприношений у языческих народов; жертвенник.
2. Часть храма, в которой на возвышении находится святой престол.
3. Высок. О месте, внушающем благоговение. Сцена в театре - это а. искусства.
Вести к алтарю́ кого. Высок. Жениться; венчаться. Возложить (принести) что-л. на алта́рь отечества (искусства, науки, любви и т.п.). Высок. Пожертвовать чем-л. во имя отечества, искусства и т.п.
Алта́рный, -ая, -ое. А-ая дверь.
Символ присутствия бога. Олицетворяет воссоединение с божеством, посредством жертвоприношения, и благодарность Господу. Алтарь располагается в восточной части храма и указывает место богослужения, где молящиеся люди обращают свои взоры по направлению к солнцу и к месту расположения рая. Алтарь, имеющий форму гробницы, символизирует переход от смерти к жизни и от времени к вечности. Шаги, совершаемые при подходе к алтарю, являются ритуальным восхождением. Каменные алтари, или бетели (см. Камень), подчеркивают нерушимость и вечность божества и часто дополняются образом Древа в качестве дополнительного аспекта изменения и обновления. У ацтеков цилиндрический солярный камень использовался как для жертвоприношения, так и для астрономических целей. У буддистов центром богослужения является скорее ковчег, чем алтарь, хотя последний может быть приспособлен для хранения изображений Будды, книг и других ритуальных предметов, а также приношений Будде (но, конечно, не жертвоприношений, которые в б...
алтаря, м. (латин. altare). 1. Жертвенник. Потух огонь на алтаре. Пушкин. 2. Главная часть церкви. || перен. Церковь, религия (книжн. поэт. устар.). Он сердцем почитать привык алтарь. Пушкин. Возложить или принести на алтарь чего (книжн. ритор, поэт. устар.) - принести что-н. в жертву чему-н. На алтарь отечества. На алтарь искусства.
АЛТАРЬ (лат. altaria - от altus - высокий), жертвенник; первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Др. Греции и Риме - отдельные сооружения; в христианских храмах - столы ("престолы") для совершения таинства, в католических - декоративные стенки. Алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах с 14-15 вв. - иконостасом.
алтарь
(2 м), Р. алтаря/; мн. алтари/, Р. алтаре/й

Орфографический словарь русского языка. 2006.

Алтарь (лат. altaria, от altus — высокий)
жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. А. на открытом воздухе, первоначально земляные или каменные, в Древней Греции и Древнем Риме приобретали характер грандиозных сооружений, отделанных мрамором с рельефами (пергамский А., около 180 до н. э., Античное собрание, Берлин). В христианском культе, заменившем кровавые жертвоприношения символическими, А. начали называть стол в храме, на котором совершалось «таинство превращения хлеба и вина в тело и кровь Христа». Христианские А. украшались, кроме скульптуры, золотом и драгоценными камнями (А. церкви Сант-Амброджо в Милане, 824—859). В католическом храме название А. перешло и на воздвигавшуюся на нём или за ним декоративную стенку, обычно с живо...
м. 1) а) Место жертвоприношений; жертвенник (у древних народов). б) перен. Место, которое внушает благоговение. 2) Главная, восточная часть христианского храма, отделенная алтарной преградой, а в православных храмах - иконостасом.
1. в христианском культе - стол в храме, на котором совершалось "таинство превращения хлеба и вина в тело и кровь Христа" 2. в обиходе - вся восточная часть храма, отделённая алтарной преградой
И отправился Уттанка в Хастинапуру, чтобы встретиться с царем Джанамеджаей, только что возвратившимся из Такшакашилы с великой победой Увидев владыку, окруженного советниками, юный брахман поздравил его с победой, а затем сказал
— Расширение владений делает тебе честь, о царь, но надо выполнить и свой личный долг
— Ведя войны, я соблюдаю свой долг в отношении кшатриев. О каком еще долге ты говоришь? — отозвался Джанамеджая
— О долге крови В то время как ты воевал, твой отец был убит коварным змеем Такшакой Он его укусил и подобно молнии, расщепляющей дерево, разложил на пять первоначал Зная о намерениях змея, к нему отправился мудрец Кашьяпа в надежде предотвратить гибель или возродить твоего отца, но змей заставил Кашьяпу вернуться Отомсти же этому змею о царь
В продолжение всего этого рассказа гнев царя разгорался подобно жертвенному огню, когда в него подливают топленое масло
Но вскоре гнев сменился печалью Терзаемый горем, царь стал ло...
алтарь
-я́, м.
1.
Место для жертвоприношений у первобытных народов; жертвенник.
2.
Восточная часть церкви, где находится престол, отделенная от общего помещения иконостасом.
[Смотритель] поспешно вошел в церковь: священник выходил из алтаря; дьячок гасил свечи, две старушки молились еще в углу. Пушкин, Станционный смотритель.
возложить{ (или принести)}{ что} на алтарь отечества{ (или искусства, науки, любви и т. п.)}
высок.
пожертвовать чем-л. во имя отечества, искусства и т. п.
Алтарь
(лат. место жертвоприношений)
   место принесения жертвы богам, героям или умершим. Дары оставляли, возливали или сжигали. А. мог иметь разл. архит. оформление: от простых земляных насыпей и оград из камней до монумент, построек. А. устраивали на священном участке, в обществ, сооружении, доме, в храме, но часто - вне его. Такие А. ставились напротив храма (Афины, Дидима, Приена) или играли роль самостоятельного сооружения, как грандиозные А. Зевса в Пергаме и Мира в Риме. А. Зевса (180 - 157), посвящ. Зевсу и Афине в честь победы над галлами, - монументальное П-образное сооружение с круговым фризом по внеш, стороне (битва богов и гигантов), широкой лестницей на верхний ярус, обнесенный колоннадой, где находился меньший фриз...
алтарь
алт\'арь, -\'я

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

алтарь алта́рь м., русск.-цслав. алътарь (Остром.) наряду с олътарь. Очевидно, из лат. altāre, едва ли через ср.-греч. ἀλτάρι(ον), вопреки Фасмеру, ИОРЯС 12, 2, 220; Гр.-сл. эт. 29 и Превый, голодный"; ср. Траутман, BSW 6 и сл. [Ср. еще Хюттль-Ворт 80. – Т.] обр. 1, стр. XXV. Лат. altāre – от altus "высокий", т. е. выше других частей церкви. Вероятно, алта́рь получено из олътарь путем ассимиляции гласных (диал. русск. олтарь, волтарь). Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
Рис.Е.Макаровой Алтарь (лат. Altus - высокий, Alta ara - возвышенное место) - восточная, главная часть христианского храма, где духовенство совершает священнодействия. В алтаре находятся престол, жертвенник и кафедра. Алтарь возвышается над полом храм
алтарь
алта́рь, алтаря́

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

Алтарь
(жертвенник) (Пс.50:21 , Быт.8:20 ) - особого рода строение, приспособленное исключительно к принесению жертв по Иудейскому закону. Хотя жертвы приносились и прежде потопа, но слово жертвенник встречается в первый раз только по выходе Ноя из ковчега. Жертвенники были различных форм и в начале очень грубого устройства, так как были, вероятно, ни что иное, как четвероугольные глыбы камней, или земляная насыпь. (см. <<Жертвенник).

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. . 1891.

Алтарь см. Жертвенник.
(Пс 50.21)-см. жертвенник.
Алтарь
(лат. высокий жертвенник) - восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Изначально алтарем назывался собственно престол, впоследствии. когда восточная часть храма стала обособляться и отделяться иконостасом, название алтарь распространилось на всю отделенную иконостасом часть храма. В алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре обычно находится ризница. По древней традиции в алтаре\' разрешается присутствовать только мужчинам.
судейский стол
Алтарь
(лат. altaria, от altus — высокий).
1) Культовое сооружение, находящееся в передней (восточной) части христиан, храма, в виде высокого, узкого параллелепипеда или столика. Символизирует жертвенник. Ведет происхождение от жертвенных холмов, на которых представители различных языческих культов разводили жертвенные костры, и от жертвенных камней, на которых производились заклания жертв и которые также располагались на высоких местах. В христианстве а. превратился в вещественный символ возвышения и жертвенности, на нем устанавливались священные культовые предметы — свечи, крест, распятие и др., на него клались богослужебные книги, что вызвало изменение формы ...
алтарь
Древнерусское – алтарь.
Старославянское – алътарь, олътарь.
Греческое – altari.
Латинское – altare.
В древнерусском языке слово встречается с XI в., чаше в форме «олтарь».
Слово заимствовано из позднегреческого, где altari (ov) восходит к латинскому altare, altar – «жертвенник» от altus – «высокий», «возвышенный», расположенный на высоте, на возвышении». К латинскому altare восходят однокоренные слова в романских языках: французское autel, немецкое Altar, испанское altar, итальянское altare, английское altar.
В русском языке «алтарь» означает «стол, престол», а также «главная, восточная часть православного храма, отделенная иконостасом и предназначенная для совершения христианского таинства».
— См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"
Аркатура
Алтарь
         природн. или искусств. сделанное возвыш. для жертвопринош. умершим, героям или богам; жертв. дар ставился, высыпался, выливался или сжигался. Существуют различ. художеств. испол. А.: от простых сооруж. из камней или земляных насыпей до А. из мрамора с архитект. украшен. (напр., Пергамский А.). А. мог устраив. вне храма, но чаще всего наход. внутри. А. существ. также в частных домах и обществ. зданиях. Традиция антич. алтарной архитектуры нашла продолж. в раннехрист. жертв. столе, предназнач. для евхаристии.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

м. олтарь, жертвенник, возвышение разного вида, на котором народы, каждый по вере своей, приносили Богу жертву. | В христ. церкви возвышение с приступками в глубине церкви; | в православной: восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и царскими дверьми. Свято место, алтарь. Дурака и в алтаре бьют. Дураку и в алтаре не спускают. И велика барыня, а в алтарь не лезь. Книга-то книга, слово-то слово! На-тка, пономарь, унеси ее в алтарь, о малограмотном попе. Алтарный, к нему принадлежащий, относящийся.
-я,м. 1. Восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделённая от общего помещения иконостасом). 2. В старину: то же, что жертвенник. Принести свою жизнь на а. отечества (перен.: пожертвовать своей жизнью во имя родины; высок.). II прил. алтарный, -ая, -ое (к 1 знач.).
Алтарь
(лат. - жертвенник) - восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.
Православный энциклопедический словарь. — Москва. 1998
Алтарь
(жертвенник) (Пс.50:21 , Быт.8:20 ) - особого рода строение, приспособленное исключительно к принесению жертв по Иудейскому закону. Хотя жертвы приносились и прежде потопа, но слово жертвенник встречается в первый раз только по выходе Ноя из ковчега. Жертвенники были различных форм и в начале очень грубого устройства, так как были, вероятно, ни что иное, как четвероугольные глыбы камней, или земляная насыпь. (см. Жертвенник).
АЛТАРЬ
Вести к алтарю кого. Книжн. Жениться на ком-л.; венчаться с кем-л. БТС, 35.
Возложить (принести) на алтарь отечества (искусства) что. Книжн. Пожертвовать чем-л. во имя отечества, искусства. БТС, 35; Ф 2, 92.
Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп 2007
(лат. altare, от altus - высокий). 1) жертвенник у древних. 2) в христианских храмах та часть, в которой находится престол. 3) вообще в значении святыни, напр., алтарь отечества.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
1) жертвенник древних; 2) часть христ. храма, где находится престол.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)
1) часть христ. храма с престолом, отделенная от помещения для молящихся иконостасом; 2) у древних жертвенник.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)