Католическая энциклопедия

Августинцы-эремиты

Августинцы-эремиты
Августинцы-эремиты
(Ordo Fratrum Eremitarum Sancti Augustini, OESA, или Ordo Fratrum Sancti Augustini, OSA).
История. Орден августинцев-эремитов (от греч. έρήμιτης — отшельник, пустынник) был учрежден в 1256 в Италии буллой Папы Александра IV Licet Ecclesiae для осуществления пастырской и миссион. деятельности и объединил несколько монаш. конгрегаций, живших по уставу св. Августина. Вначале было создано 4 провинции: итал., герм., франц. и испанская. А.-э. основывали монастыри в городах, проповедовали и жили исключительно на пожертвования верующих, все больше уподобляясь монахам нищенствующих орденов. В 1303 Папа Бонифаций VIII причислил А.-э. к нищенствующим орденам.
В 1329 у А.-э. уже было 24 провинции и 8 тыс. монахов. Следующие сто лет стали для ордена периодом тяжелых испытаний: эпидемия чумы 1348–50, унесшая около 5 тыс. человек; Великая схизма, разделившая в 1378 орден на две части; гуситские войны 1419–34, во время которых было разрушено множество монастырей А.-э. Для преодоления кризиса в ордене с конца XIV в. А.-э. стали основывать конгрегации строгого соблюдения устава (обсерванция); к одной из них, в 1506 получившей автономию, принадлежал М. Лютер. Около 1410 был основан монастырь А.-э. в Бресте-Литовском, а в 1431, после раздела баварской провинции, возникли польский, мазовецкий и рус. округа. В эпоху Реформации было уничтожено много монастырей ордена. В 1540 была полностью ликвидирована англ. провинция А.-э. Однако в конце XVI в. под влиянием реформы, осуществлявшейся в Ордене кармелитов, началось дух. возрождение А.-э. В XVII в. новые монастыри А.-э. возникали и на востоке — в т.ч. во Львове (1641), Кодене (1646), Вильно (1675). К 1686 насчитывалось уже 42 провинции и 30 тыс. членов ордена.
Французская революция привела к ликвидации в 1790 всех монастырей А.-э. во Франции. В результате антиклерикальных мер либеральных правительств в 1835 было ликвидировано 105 монастырей ордена в Испании; в 1860 — все монастыри в Мексике; в 1866 — более 540 монастырей в Италии; к концу XIX в. — все монастыри в Германии. После третьего раздела Польши в 1795 польская провинция А.-э. была поделена на российскую, галицкую и прусскую провинции; российская включала в себя 2 мон. в Литве и 4 — на Волыни, но к 1864 эти мон. были ликвидированы.
В кон. XIX в. благодаря деятельности выдающегося ген. настоятеля Себастьяна Мартинелли орден А.-э. начал возрождаться. Перед Второй мировой войной он включал ок. 4 тыс. монахов. В наст. время провинции и дома А.-э. есть как в Европе (напр., в Италии — 7 провинций), так и в Латинской Америке, в США, Австралии, Африке и на Филиппинах. В 1998 в ордене было 2917 монахов, среди которых — 2216 священников.
Под руководством А.-э. в разные периоды находились общины августинок, представлявших Второй орден св. Августина, а также конгрегации Третьего регулярного ордена св. Августина и группы терциариев-мирян.
Организация и деятельность. Орден имеет централизованную структуру, ген. настоятель (называющийся ген. приором) избирается на ген. капитуле (раз в 6 лет), а провинциальные настоятели — на провинциальных капитулах (раз в 3 года). Весь орден делится на провинции, а в отдельных случаях — на вице-провинции или округа. Гл. задача ордена — пастырская и миссион. деятельность. Уже в XIV в. миссионеры-августинцы работали в Африке; в XVI в. А.-э. основали много миссион. центров в Латинской Америке, работали на Филиппинах, в Китае, Японии и в африк. странах. И в наст. время А.-э. ведут активную миссион. работу во многих странах мира.
С самого начала существования ордена А.-э. уделяли большое внимание богословию.
Среди выдающихся деятелей ордена — проповедники св. Николай Толентинский и блаж. Альфонс из Ороско (автор комментариев к уставу св. Августина), богословы Эгидий Римский, Августин Триумфус, Григорий из Римини, Фома Страсбургский и др.
Значительны труды А.-э. в поэзии, музыке, астрономии, математике, истории; в биологии всемирную славу заслужил монах-августинец Г. Мендель. Высшее учебное заведение А.-э. — Коллегия св. Моники в Риме.
Третий орден св. Августина — это сообщество верных, стремящихся к евангельскому совершенству согласно уставу св. Августина под руководством А.-э.; состоит из Третьего ордена мирян и Третьего регулярного ордена св. Августина.
Августинцы-реколлекты (Ordo Recollectorum Sancti Augustini, ORSA) — монаш. орден, отделившийся от А.-э. в Испании в кон. XVI в. вследствие проводившейся в этой стране реформы монаш. жизни; поначалу монахи этого ордена назывались босыми августинцами, затем сменили название на реколлекты. В 1835 были ликвидированы все монастыри реколлектов в Испании (за исключением Монтеагудо); однако с кон. XIX в. их деятельность стала возрождаться. С 1605 реколлекты ведут миссион. деятельность на Филиппинах. В 1957 орден имел 5 провинций (Андалусия, Колумбия, Филиппины, Бразилия, Венесуэла). В 1998 в Ордене августинцев-реколлектов насчитывалось 1249 монахов (из них 971 свящ.).
Босые августинцы (Ordo Eremitarum Discalceatorum Sancti Augustini, OEDSA) — ветвь А.-э., возникшая в кон. XVI в. в Италии вследствие реформирования монастырей А.-э. по примеру реколлектов; в дальнейшем получила распространение во Франции, Германии, Чехии и Австрии. В 1620 Папа Павел V утвердил их конституцию. В 1677–1823 они вели миссион. работу в Китае. В 1998 в Ордене босых августинцев было 230 монахов (из них 86 свящ.).
Церковное искусство. Многие церковные постройки А.-э. обладают высокой худож. ценностью. К наиболее известным относятся храмы Св. Георгия в Валабро (с фресками Пьетро Каваллини XIII в.), Св. Марка в Милане (XIII в., арх. Ланфранко), Св. Августина в Сиене (XIV в., с фресками Симоне Мартини), Св. Фомы и Пресвятой Девы Марии в Праге (XIV–XV вв.), Св. Августина в Риме (1483), Санта Мария дель Пополо в Риме (XIII в., с фресками Пинтуриккьо), Сан Пьетро ин Винколи в Риме (1475, арх. Вазари, с гробницей Папы Юлия II работы Микеланджело), Святого Духа в Венеции (1443, Ф. Брунеллески), Св. Николая Толентинского в Риме (1599), Св. Фомы в Кастель-Гандольфо (1661, Дж.Л. Бернини), Св. Стефана в Херцогенбурге (1716, И. Фишер фон Эрлах), Св. Фомы в Праге (К. Денценхофер). В Вост. Европе примечательны церкви Св. Екатерины в Кракове (1342–78), Св. Агнессы в Люблине (1646–81), Св. Анны во Львове, церковь и монастырь Св. Анны в Вильнюсе (1746–68).
Лит-ра: Maturana V. Historia general de los eremitanos de San AugustТn. Santiago, 1912; Romanis A. de. L’Ordine agostiniano. Fi., 1930; Merino M. Misioneros augustinos en el extremo Oriente 1565–1780. Ma., 1954; Catalogus fratrum totius ordinis Sancti Augustini. R., 1963; Wild B. Die Augustiner. Fri., 1968; Luijk B. van. Le monde augustinien du XIIIe au XIXe siПcle. Assen, 1972; EK 1, 1073–82; AnPont 2000.
И. Баранов
Католическая энциклопедия 2011