Католическая энциклопедия

Авраам

Авраам
Авраам
(древнеевр. ‘Abraham, греч. Άβραάμ, лат. Abraham — досл. «отец многих») — ветхозаветный патриарх.
В Библии. Рассказы об А. содержатся в гл. 12–25 кн. Бытия. До встречи с Богом, описанной в Быт 17, он носил имя Аврам (‘Abram — «отец возвышен»). В гл. 17 Книги Бытия Бог дает Авраму новое имя: «Авраам». Согласно генеалогиям Книги Бытия, А. — дядя Лота (прародителя моавитян и аммонитян), отец Измаила (прародителя арабов), дед Исава (прародителя идумеев) и Иакова (прародителя евреев).
Рассказ об А. начинается с того, что Бог велит А. покинуть родину (Месопотамию) и идти в чужую страну — Палестину, обещая, что отдаст эту страну потомкам А. Несмотря на то что Сарра, жена А., бездетна, Бог вновь и вновь заверяет А., что Сарра родит ему сына. А. поверил Господу, и «Он вменил ему это в праведность» (Быт 15, 6; впоследствии эти слова будут исключительно важны для богословия ап. Павла — Рим 4, 3–5, Гал 3, 6–7), и происходит чудо: у столетнего А. рождается сын Исаак. Однако в гл. 22 Книги Бытия Бог велит А. принести сына в жертву. А. безропотно подчиняется; в последний момент посланный Богом ангел спасает Исаака. Этот рассказ столетиями привлекал к себе внимание иуд. и христ. экзегетов. В христ. богословии жертвоприношение Исаака стало прообразом крестной жертвы Сына Божьего. А. — один из любимых героев иудео-эллинистической лит-ры, мидрашей и апокрифов. К началу н.э. наименование «дети Авраама» или «сыны Авраама» сделалось привычным обозначением евреев как народа Божьего (ср. Мф 3, 9). Однако в Рим 4, 11–12 ап. Павел называет А. «отцом всех верующих», независимо от их происхождения и соблюдения ими евр. закона. Поэтому Божье обещание, что А. станет «прародителем многих народов» и «благословением для всех народов земли», понимается в христ. экзегезе как предвозвещающее обращение всех людей к Богу А. (Гал 3, 8).
За пределами Библии А. не упоминается в древневост. текстах; упоминания об А. у эллинистическо-рим. авторов зависят (непосредственно или опосредованно) от иудео-христ. традиции.
М. Селезнёв
В патрологии. Отцы Церкви видят в А. не только родоначальника евр. народа, но и образ многих добродетелей. Различные события из жизни А. обретают в сочинениях Отцов Церкви символическую трактовку. Напр., переселение А. из Ура Халдейского в Землю обетованную рассматривается как прообраз пути очищения, ведущего к Богу. Таково, в частности, толкование свв. Амвросия Медиоланского (De Abraham 1, 2, 4), Иеронима (Epistolae 71, 2; 108, 31; 125, 20), Григория Нисского (Adversus Eunomium 12), Иоанна Лествичника (Scala Paradisi 3). Ветхость тела А., согласно Оригену (Commentaria in Romanos 3, 7), символизирует умерщвление плоти. Послушание Богу, явленное в жертвоприношении А., указывает, согласно Папе Клименту I (Epistula ad Corinthios prima 10, 1–6), на веру в воскресение плоти. Аналогичное толкование темы жертвоприношения А. дают Ориген (Homilia VIII in Genesim), Кирилл Иерусалимский (Catecheses 5, 5) и Августин (De Civitate Dei 16, 32). В самом акте жертвоприношения А. символизирует, согласно Оригену (Homilia VII in Genesim) и Августину (De Civitate Dei 16, 32), Бога Отца.
Л. Мирри
Почитание и иконография. В раннехрист. искусстве изображение А., приносящего в жертву Исаака (либо приближающегося с ним к алтарю), часто встречается в катакомбах и на саркофагах. В мозаиках IV–VII вв. появляется новая композиция: стоящий либо коленопреклоненный А. встречает ангелов. Ср.-век. изображения А. связаны с богосл. интерпретацией его жертвы (напр., на витраже XIII в. в соборе в Бурже А. представлен вместе с сыном, несущим дрова, сложенные в форме креста). Изображали также сюжет посещения А. тремя ангелами, символизировавшими Святую Троицу (позднее эта тема получила выражение в знаменитой Троице А. Рублева). Слова Св. Писания (Лк 16, 22) о переходе в лоно А. (т.е. принятии после смерти на небеса) отразились в визант. и готических изображениях А., держащего на коленях миниатюрных людей, которые символизируют спасенные души. В искусстве Возрождения образу А. стали посвящать живописные циклы (Лоджия Рафаэля в Ватиканском дворце). В искусстве барокко тема А. встречается у Дж. Тьеполо, Я. Тинторетто и др. художников. Из живописцев XX в. к образу А. обращались Ж. Руо и М. Шагал.
Память А. в Католической Церкви (по Римскому мартирологу) и в Русской Правосл. Церкви — 9 октября.
Лит-ра: Vincent L.H. Abraham pПre des croyants. P., 1952; Rasco A. Migratio Abrahae circa annum 1650 // Verbum Domini 35 (1957), 143–154; Kilian R. Vorpriesterschriftliche Abraham-Жberlieferungen. Bonn, 1966; BS 1, 89–112.
(EK)
Католическая энциклопедия 2011

См. также `Авраам` в других словарях
АВРААМ приносит в жертву Исаака. Миниатюра 13 в.
АВРААМ приносит в жертву Исаака. Миниатюра 13 в.
Рембрандт. "Жертвоприношение Авраама".
в Ветхом Завете, первый библейский патриарх, родился ок. 2000 до н. э. в Уре Халдейском (Месопотамия). Первоначально звался Аврам. Женился на своей единокровной сестре Саре (позднее названной Саррой) и вместе с семьей переселился в Харран. После смерти отца Авраам вместе со своим племянником Лотом отправился в Ханаан. Лот поселился в долине Иордана, Авраам же продолжил путь по стране и построил жертвенники в Сихеме, Вефиле, Хевроне и Вирсавии. Когда в Ханаане выдался голодный год, Авраам ушел в Египет, а затем в землю филистимлян, после чего возвратился в Ханаан. Когда Лот был захвачен в плен, Авраам во главе 318 вооруженных рабов разбил союз четырех царей и освободил Лота и других пленников, отказавшись от всякой награды. Авраам был свидетелем ужас...
(евр. \'abraham, ср. имя \'a-bu-ra-mu, засвидетельствованное в месопотамских клинописных текстах со 2-й половины 3-го тыс. до н. э., а также в обнаруженных в 1970-х гг. текстах из сирийской Эблы от 3-го тыс. до н. э.), в ветхозаветных преданиях избранник Яхве, заключивший с ним «завет» (союз), один из патриархов, родоначальник евреев и (через Измаила) арабов. Согласно традиции, первоначально имел имя Аврам (в два слога), но в виде особой милости получил от бога прибавление к своему имени дополнительного слога (Быт. 17,5). Сын Фарры (Тераха), генеалогия которого возводится к Симу (Быт. 11), уроженец города Ура в Южной Месопотамии (библ. Ур Халдейский, см. Быт. 11, 28). Таким образом, предки А. жили «за рекой» (за Евфратом) и были язычниками (Иис. Нав. 24, 2-3). Бог требует от него: «пойди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12, 1). В этом конкретном акте концентрируется весь драматизм разрыва с пр...
Авраам
Абрам, мифический родоначальник евреев. Библейская традиция (кн. Бытия, XI—XXV) считает родиной А. Ур и сообщает о его странствованиях по Двуречью, Палестине и Египту. А. приписывается победа над эламитами и их союзником — вавилонским царём Хаммурапи (Амрафелом). Рассказ о неудавшейся попытке А. заколоть в жертву богу Яхве своего сына Исаака свидетельствует о начавшейся отмене человеческих жертвоприношений (ср. древнегреческий миф об Ифигении (См. Ифигения)). В Коране А. (Ибрахим) считается родоначальником евреев и арабов и одним из предшественников Мухаммеда. В Мандеизме А. — один из лжепророков.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия Авраам`Словарь иностранных слов`
Еврейское мужское имя Abraham: "отец многих народов".
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
см. АБРААМ.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
евр. Abraham, отец множества, или многих народов. Еврейское имя.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
АВРААМ (Абрам), в Библии родоначальник евреев и арабов, отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына в жертву, но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом.
Авраам
Авраам
(евр. \'abraham, срв. имя a-bu-ra-mu, засвидетельствованное в месопотамских клинописных текстах со 2-й половины Ш-го тыс. до н. э„ а также в обнаруженных в 1970-х гг. текстах из сирийской Эблы от Ш-го тыс. до н. э.), в ветхозаветных преданиях избранник Господа, заключивший с ним «Завет» (союз), один из патриархов, родоначальник евреев и (через Измаила) арабов. Согласно традиции, первоначально имел имя Аврам (в два слога), но в виде особой милости получил от Б...
1. Родоначальник еврейского народа.
2. Господь, согласно Библии, явился ему у дубравы Мамре, «когда он сидел у входа в шатер, во время зноя дневного».
3. Он выдавал собственную жену за сестру, чтобы не быть убитым, когда фараон потребует её к себе в гарем.
4. В Библии - один из трех сыновей Фарры, отец множества различных народов.
5. Кто, по велению бога Яхве, должен был принести в жертву собственного сына?
6. Отец Исаака.
7. Имя певца Руссо.
8. Настоящее имя композитора Аркадия Островского, автора песни «Пусть всегда будет солнце».
Авраам
   (Аврагам) - первый из трех праотцев еврейского народа (см. ст. Праотцы).

Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим - Тель-Авив. . 1983.

Авраам (евр. Аврахам). I. Имя патриарха первонач. звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам (Быт 17:5). Обе формы по значению соответствуют исходному авирам - "(мой) отец возвышен", причем под словом "отец" может подразумеваться Бог. В Быт 17:5 А. истолковывается как "отец множества" (евр. ав-хамон). Имеются подтверждения существования этого имени на Бл. Востоке во II тысячел. до Р.Х. II. Согл. данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением А. и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт 21:5; 25:26; 47:9); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх 12:40). О конкретных современниках А. в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными ист. личностями. Археол. находки последних десятилетий (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают нек-рый свет...
авраам

отойти в лоно Авраама..

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
(отец множества)-праотец еврейского народа и всех верующих в истинного Бога. Сын Фарры, потомок Сима, он родился в Уре халдейском (в нижнем течении реки Евфрат) примерно за 1950 лет до РХ. В возрасте 70 лет он с отцом, с женой Сарой, братом Нахором и племянником Лотом переселился в Харан (в среднем междуречье). Затем, в 75 лет по призыву Божию он переселился в Ханаан с Сарой и Лотом. Из-за голода он на некоторое время уходил в Египет, но потом вернулся и обосновался в Мамре. Здесь от него отделился Лот. Возвращаясь после освобождения Лота из рук его похитителей, он встретил Мелхиседека, который благословил его. В это время ему снова Богом было подтверждено обетование о наследнике, в котором благословятся его многочисленные потомки, и было предсказано четырехсотлетнее пленение в Египте. В 86 лет у него от Агари родился Измаил, а через 13 лет ему снова явился Бог, подтвердил Свое обетование о наследнике, заключил с ним союз обрезания, переменил его имя с Аврама на Авраам и имя его жены с...
(др.-евр.; букв. значение, по-видимому, - отец множеств), сокр. Абрам, - мифич. родоначальник евр. племен. Библейская традиция (кн. Бытия, XI-XXV) считает родиной А. Ур и сообщает о его странствованиях по Двуречью, Палестине и Египту. А. приписывается победа над эламитами и их союзником, вавилонским царем Хаммурапи (Амрафелом). Легенда о столкновениях гл. жены А. Сарры и его наложницы Агари ярко отражает патриархальную семью, а рассказ о неудавшейся попытке А. заколоть в жертву богу Яхве своего сына Исаака свидетельствует о начавшейся отмене человеч. жертвоприношений (ср. греч. миф об Ифигении).
АВРААМ (Абрам) - в Библии родоначальник евреев, отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына в жертву, но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом.
Авраам
         в ветхозавет. преданиях избранник Яхве, заключ. с ним «завет» (союз); один из патриархов, родонач. евреев и (через Измаила) арабов. Согл. традиции, первонач. имел имя Аврам (в два слога), но в виде особой милости получил от бога прибавл. к своему имени дополнит. слога. Сын Фарры (Тераха), генеалогия к-рого возводится к Симу; уроженец г. Ура в Юж. Месопотамии.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

Авраам
(первоначально Аврам) — ветхозаветный патриарх и родоначальник евр. народа, род. в г. Ур, в Северной Месопотамии, за 2040 л. д. Р. Х. Отца его звали Фарра, у евреев Терах, а у арабов Азар. Имя матери А. в Св. Писании не упоминается, по преданиям же арабским (см. Herbelot I, 64), имя ее было Адна, а по раввинским (Баба-Батра 91-а) — Аматлея, вероятно, Аматсула — древнехалдейское женское имя, встречаемое в клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие. Живя среди языческого мира, А. первый познал лживость служения идолам и постиг существование единого Бога, апостолом которого он и сделался. Преследуемый за то своими языческими соотечественниками, А. на 75-м году жизни ...