Энциклопедия Кольера

Абеляр Пьер

Абеляр Пьер(ок. 1079-1142), французский философ и теолог-схоласт. Родился в местечке Ле-Палле (или Пале, от лат. Palatium) близ Нанта в Бретани и всю свою жизнь провел, переходя из одних школ и монастырей в другие, почему и был прозван "Палатинским перипатетиком" (peripateticus Palatinus). Поначалу Абеляр интересовался преимущественно логикой и диалектикой, которым обучался у самых знаменитых учителей, в частности - у Росцелина (представителя номинализма) в Лоше близ Ванна и у Гильома из Шампо (представителя реализма), возглавлявшего школу при соборе Нотр-Дам в Париже. Метод Абеляра, впоследствии доведенный до совершенства в сочинении Да и Нет (Sic et non), давал ему огромное преимущество в спорах, так что с самого начала он был не столько учеником своих учителей, сколько их соперником, и последние не без ревности отнеслись к тому, что Абеляр ок. 1101 открыл собственную школу, сначала в Мелене, а затем в Корбее. Приступ болезни вынудил Абеляра вернуться в Бретань, но затем он вновь примкнул к Гильому из Шампо. Абеляр был весьма честолюбивым юношей и мечтал занять место учителя, возглавив соборную школу Нотр-Дам, однако в то время об этом еще не могло быть и речи, и ок. 1108 он начал преподавать независимо неподалеку от Нотр-Дам, на горе св. Женевьевы; впоследствии его школа послужила ядром, вокруг которого сформировался Парижский университет. Абеляр обратился к теологии, которую изучал под руководством Ансельма Ланского. Хотя Абеляр был исключительно тонким и искушенным теологом, его подчеркнутое стремление опираться прежде всего на разум, готовность рассмотреть любую точку зрения в споре, его тщеславие, а также неосмотрительность некоторых его формулировок восстановили против него церковные круги и сделали его уязвимым для обвинений в ереси. В 1113 он все же возглавил соборную школу Нотр-Дам, хотя и не имел священнического сана.
Абеляр и Элоиза. Абеляр находился на вершине своей академической карьеры, когда его внимание привлекла очаровательная племянница каноника Фульбера - Элоиза. Абеляр добился у ее дяди разрешения поселиться в их доме в качестве учителя, после чего без труда завоевал ее чувства. Абеляр предложил Элоизе вступить в тайный брак, чтобы смягчить гнев ее родственников. Элоиза возражала против этого брака - не только потому, что он помешал бы академической карьере Абеляра, но и потому, что она, поверив Теофрасту, Сенеке, Цицерону и св. Иерониму, была убеждена (по-видимому, совершенно искренне), что занятия философией несовместимы с браком. Однако Абеляр настоял на своем. Элоиза уехала в Бретань, где в доме сестры Абеляра родила ему сына, Астролябия. Затем она возвратилась в Париж, где Фульбер без огласки обвенчал их в присутствии лишь необходимых свидетелей. В это время Абеляру было около сорока, а Элоизе - восемнадцать лет. Родственники Элоизы остались недовольны тем, что брак был заключен тайно, полагая, что это в большей степени спасало карьеру Абеляра, чем репутацию Элоизы. И когда Абеляр, желая оградить Элоизу от постоянных упреков и оскорблений со стороны членов ее семьи, отослал ее в Аржантей, где в монастыре бенедиктинок она приняла монашеское одеяние (но еще не пострижение), ее родственники, подкупив слугу, ворвались в жилище Абеляра и подвергли его оскоплению. История постигших Абеляра злоключений была рассказана им в автобиографии История моих бедствий (Historia calamitatum mearum).
Абеляр в бенедиктинском ордене. После этого Абеляр принял бенедиктинское облачение и, по-видимому, принес священные обеты в королевском аббатстве Сен-Дени, где продолжал преподавать. Однако его недруги, выразив сомнение в ортодоксальности учения, изложенного в трактате О божественном единстве и троичности (De unitate et trinitate divina), добились того, что на Суассонском соборе (1121) этот трактат (но не сам Абеляр) был осужден. По приговору собора Абеляр некоторое время пробыл "на исправлении" в аббатстве св. Медарда, после чего вернулся в Сен-Дени. Вскоре после этого он навлек на себя немилость настоятеля аббатства, Адама, выступив с осуждением нерадивости монахов, а также высмеяв легенду о том, что основателем аббатства был св. Дионисий Ареопагит, по преданию обращенный в христианство самим апостолом Павлом. Абеляру пришлось бежать из Сен-Дени, и он нашел убежище в небольшом монастыре в Шампани, где жил тихой жизнью вплоть до смерти аббата Адама. Новый аббат, Сугерий, разрешил Абеляру жить в монашестве в любом месте по его выбору. Абеляр поселился отшельником в лесах близ Труа, где устроил часовню, посвященную Параклету (Св. Духу - Утешителю). В 1125 он неожиданно получил приглашение возглавить аббатство от монахов Сен-Жильда в Бретани. Когда монахинь Аржантея обвинили в несоблюдении устава и они были распущены Святым Престолом по просьбе аббата Сен-Дени Сугерия, возобновившего давние притязания своего аббатства на земли этого монастыря, Абеляр предложил Элоизе и ее изгнанным из обители сестрам поселиться в Параклете. Письма, составившие знаменитую Переписку Абеляра и Элоизы, относятся к периоду после 1130, когда Элоиза стала настоятельницей нового женского монастыря в Параклете. Эти письма, во многом напоминающие переписку св. Иеронима с благочестивыми женщинами, духовным наставником которых он был, - св. Юлией, Евстохией, Марцеллой, Азеллой и Павлой, - свидетельствуют о все возраставшем стремлении Абеляра к святости и об упорном нежелании Элоизы отказаться от памяти о своей страстной любви. Абеляр оказался не тем аббатом, который отвечал вкусам монахов Сен-Жильда. Около 1136 Абеляр уже снова преподавал в Париже, где у него появились такие многообещающие ученики, как Арнольд Брешианский и Иоанн Солсберийский. Однако его отношение к консервативным церковным кругам оставалось по-прежнему враждебным, что побудило Бернара Клервоского обратиться к французским епископам с предложением наложить запрет на учение Абеляра. В результате на поместном Сансском соборе (1141) ряд тезисов Абеляра был осужден. Теолог обратился непосредственно к Иннокентию II с тем, чтобы папа сам рассмотрел его дело. По дороге в Рим он остановился в аббатстве Клюни, где узнал, что папа утвердил постановления Сансского собора. Настоятель Клюнийского аббатства Петр Досточтимый сердечно принял Абеляра, помирил его с Бернаром Клервоским и добился того, что папа Иннокентий смягчил свое отношение к Абеляру. Приняв приглашение Петра Досточтимого, Абеляр остался в Клюни, где провел следующие два года, обучая молодых монахов в школе аббатства. Умер Абеляр в возрасте шестидесяти трех лет в обители Сен-Марселя близ Шалона 11 апреля 1142. Первоначально Абеляр был погребен в Сен-Марселе, однако позже его останки были перенесены в Параклет. В настоящее время останки Абеляра и Элоизы покоятся под общим надгробием на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Учение Абеляра. Логические сочинения Абеляра - такие, как его Диалектика, - посвящены прежде всего проблеме универсалий. Абеляр был убежден, что должен пойти дальше Росцелина, понимавшего универсалии как "физическую реальность", и обратиться к проблеме "значений". Тем не менее он так и не пришел к метафизической интерпретации проблем логики и не ответил на вопрос, что же является "значимым" в самих вещах. В области этики Абеляр был занят прежде всего обоснованием нравственности и, с присущей ему симпатией к человеческому роду, усмотрел основу нравственных поступков в согласии человека с совестью и в чистосердечности намерений. Основные разногласия между Бернаром Клервоским и Абеляром были связаны с проблемой благодати. Первый настаивал на исключительной роли божественной благодати в спасении человеческой души, второй подчеркивал значимость индивидуальных усилий.
ЛИТЕРАТУРА
Абеляр. История моих бедствий. М., 1992
См. также `Абеляр Пьер` в других словарях
АБЕЛЯР (Abelard - Abailard ) Пьер (1079-1142), французский философ, теолог и поэт. В споре о природе универсалий развил учение, названное позже концептуализмом. Разрабатывал схоластическую диалектику (сочинение "Да и нет"). Рационалистическая направленность идей Абеляра ("понимаю, чтобы верить") вызвала протест ортодоксальных церковных кругов: учение Абеляра было осуждено соборами 1121 и 1140. Трагическая история любви Абеляра к Элоизе описана в автобиографии "Истории моих бедствий".
(1079 – 1142 ) – католический теолог, мистик-рационалист, основал теорию концептуализма – смягченную версию номинализма, продолжал традицию комментаторства Порфирия-Боэция, разрабатывал оригинальное учение о диалектике. Принудительно оскоплен.
— см. ПЕТР АБЕЛЯР.
основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим. А.И. - это еще и предмет всей системы гегелевской философии. Будучи и субстанцией и субъектом одновременно, она осуществляет себя в процессе собственного имманентного развития. Самораскрытие ее содержания проходит в виде ряда ступеней постепенного движения от абстрактно-всеобщего к конкретному, частному. Данное движение вперед заключает в себе три основных стороны деятельности: полагающую, противополагающую и соединяющую, т.е. обнаружение и разрешение противоречий, благодаря чему и осуществляется переход к более высоким ступеням развития. На первом этапе А.И. предстает в виде логической А.И., как \'идеи-в-себе\', лишенной самосознания, развивающейся исключительно в стихии чистой мысли. В таком виде она является предметом логики. Вторая ступень самораскрытия А.И. - это природа, или идея в ее \'инобытии\', \'самоотпустившая\' себя в чужое,...
Абеляр Пьер Абеляр (Abélard, Abailard) Пьер (1079, Палле, ‒ 21.4.1142, аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон), французский философ, богослов и поэт, учился в Париже у Росцелина и Гильома из Шампо. В 1113 открыл собственную школу, привлекшую множество учеников. Трагическая история любви А. к Элоизе закончилась уходом их в монастырь (1119).

В споре о природе универсалий А. развил учение, названное позже концептуализмом: общие понятия не являются ни реальностями, ни простым словесным обозначением, а заключены в значении слова и представляют собой мысленное содержание, относимое ко множеству отдельных вещей на основании имеющегося сходства или совпадения между...

АБЕЛЯР Пьер
АБЕЛЯР Пьер
(Abelard, Abailard) (1079—1142) — фр. философ и теолог, сыгравший значительную роль в разработке схоластического метода философствования. Учился у Иоанна Росцелина, Гильома из Шампо и др.; преподавал в Мелене, Корбее, в школе Нотр-Дам и на холме св. Женевьевы в Париже. Учитель Петра Ломбардского, Иоанна Солсберийского, Арнольда Брешианского и др. После романа с Элоизой, окончившегося трагедией, он становится монахом ряда монастырей, основывает близ Ножан-сюр-Сен ораторий Параклет, возглавляет аббатство Сен-Жильд в Рюи (1125— 1132). Бог...
см. ПЕТР АБЕЛЯР.