Энциклопедия Кольера

Абраксас

Абраксасслово, составленное из греческих букв, суммарное числовое значение которых составляет 365. Его писали на камнях, используемых как талисманы. Гностики-василидиане употребляли его в качестве имени собственного для обозначения высшего божества, в число эманаций которого входило 365 небес.
См. также `Абраксас` в других словарях
АБРАКСАС
   • Άβρασάξ и Άβράξας,
         надпись на резных камнях (абраксовые геммы) из 2-го и последующих столетий от Р. X.; эти камни, представляющие изображения египетских божеств, отчасти и мистических фигур, напр. человеческого туловища с руками, петушьей головой и двумя змеями вместо ног, были, кажется, носимы как амулеты.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

1. Имя космологического существа в представлениях гностиков.
2. Магическое слово, составленное из греческих букв, суммарное числовое значение которых составляет 365, которое древние греки писали на камнях.
Абраксас
Абраксас
Абрасакс
имя космологического существа в представлениях гностиков (I—III вв., см. в ст. «Христианская мифология»). Согласно доктрине василидиан (одной из гностических сект — последователей Василида, II в., Сирия), А. — верховный глава небес и эонов, как бы совмещающий в своем лице их полноту. В системе Василида сумма числовых значений входящих в слово «А.» семи греческих букв (1+2+100+1+60+1+200) дает 365 -число дней в году («целокуиность мирового времени»), а также число небес («целокупность мирового пространства») и соответствую...
Таинственные, волшебные слова или значки, преимущественно на резных камнях, придававшие последним значение амулетов.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
таинственные слова или значки, преимущественно на разных камнях; благодаря таким словам, камни получали значение амулетов.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
Абраксас
(Гност.) Мистические слова, происхождение которых можно проследить вплоть до Василида, пифагорейца из Александрии, 90 г. н.э. Он употребляет для обозначения Божества, наивысшего из Семи, имеющего 365 добродетелей. В греческих числах: а.1, b.2, r.100, a.1, x.60, a.1, s.200 = 365, дни года, солнечного года, цикл божественного действия. К.У. Кинг, автор книги «Гностики», считает, что это слово похоже на еврейское Шемхамфораш, священное слово, обобщенное имя Бога. Гемма обыкновенно изображает тело человека с головой петуха, в одной руке у него щит, в другой - плеть. (w.w.w.) является двойником индусского Абхиманима (см.) в сочетании с Брамой. Именно эти сложные и мистические качества были причиной того, что Оливер, крупный авторитет масонов, связал слово с именем Авраама. Это было неоправдано...
Мифическое божество с петушиной головой, телом человека и змеями вместо ног. Его изображали чаще всего на амулетах, полагая, что Абраксас является повелителем небес и времени.
Абраксас
мистическое слово, неправильно считается египетским, происхождения скорее персид. и в таком случае заключает в себе все буквы, употребляемые в пельви для численного обозначения и в то же время самые первые буквы азбуки этого языка. Введено в употребление гностиком Василидом (см.), последователи которого придавали магическое значение камням, на которых было вырезано это слово и, кроме того, еще фигура с человеческим туловищем, человеческими руками, петушьей головой и змеями вместо ног; в правой руке ее плеть, в левой круг или венок с двойным крестом внутри. Подобного рода камни найдены в Азии, Египте, частью в Испании, куда они вместе с Василидовым учением занесены присциллианами, а затем приняты были всеми магич. и алхимич. сектами и в Средние века получили широкое распространен...
Абрасакс (Άβράξας или Άβρασάξ), имя космологического существа в представлениях гностиков (1-3 вв., см. в ст. Христианская мифология). Согласно доктрине василидиан (одной из гностических сект - последователей Василида, 2 в., Сирия), А. - верховный глава небес и эонов, как бы совмещающий в своём лице их полноту. В системе Василида сумма числовых значений входящих в слово «А.» семи греческих букв (1+ +2+100+1+60+1+200) даёт 365- число дней в году («целокупность мирового времени»), а также число небес («целокупность мирового пространства») и соответствующих небесам эонов («целокупность духовного мира»). «Космический» характер семёрки (см. в ст. Числа) как общего числа букв подчёркивает придававшийся имени А. смысл некоего исчерпания моментов бытия, окончательной суммарности. Имя А. и его иконографический образ (существо с головой петуха, телом человека и змеями вместо ног), известный по изображениям на...
абраксас
сущ., кол-во синонимов: (1)
↑божество (99)
Словарь синонимов ASIS, , 2010