Энциклопедия Кольера

Адвентизм

Адвентизмтеологическое учение о скором пришествии Иисуса Христа, который явится, чтобы установить свое царство и уничтожить нынешний мировой порядок. Это - главный догмат различных адвентистских деноминаций, принятый и многими другими церквами. Среди адвентистов существует два течения: постмилленаристы и премилленаристы. Первые считают, что Царство Божье воплощается в ходе постепенного процесса, и ожидают пришествия Христа после того, как пройдет тысячелетие, о котором говорится в Книге Откровения (20:1-6). Вторые же возлагают мало надежд на социальный прогресс и ожидают второго пришествия до начала указанного тысячелетия; наступление Царства Божьего будет ознаменовано космической катастрофой. Большинство адвентистов принадлежит ко второму течению, причем адвентизм и премилленаризм часто отождествляются. Адвентизм основывается на буквальном толковании апокалипсисов Ветхого и Нового Завета, и прежде всего соответствующих текстов из книг Даниила, Откровения Иоанна Богослова, апокалиптических отрывков из евангелий Матфея (гл. 24), Марка (гл. 13), Луки (гл. 21). Множество произведений, относящихся к жанру апокалиптики, появились во время преследований евреев и первых христиан; вообще говоря, адвентизм усиливался в тревожные времена, так как бедствия обычно сопровождались оживлением надежд на наступление тысячелетнего Царства Христа. Между адвентистами отдельных групп имеются различия, но в целом адвентизм премилленаристов утверждает, что моральный и духовный упадок мира открывается боговдохновенными пророками и будет длиться до возвращения Христа. Он явится на облаках, и "церковь верных", или умершие святые, будут воскрешены в "первом воскресении". Все они будут вознесены ("восхищены") на "высшее небо" и будут пребывать там со Христом в течение семи лет. Фундаменталистски настроенные премилленаристы верят, что в течение этого времени мир претерпит страшные опустошения, которые произведут сатана и его воинство. Антихрист установит свою столицу в чудесным образом возрожденном Вавилоне, а на весь человеческий род обрушатся страшные бедствия. Христос и святые, сопровождаемые ангелами, спустятся на землю, и злые силы будут побеждены. Сатана - "зверь" и "лжепророк" - будет скован и сброшен в преисподнюю. Христос займет свой престол в Иерусалиме, и начнется славное тысячелетнее Царство. В конце тысячелетия сатана будет освобожден, разгорится страшная битва между демонами и ангельским воинством Христа, но в конце концов бесы будут испепелены небесным огнем, а сатану снова водворят в преисподнюю, где его ожидает вечное наказание. Тогда произойдет и "второе воскресение" и Страшный суд; земля сгорит, а святые вознесутся на небеса. Хотя адвентизм был широко распространен в христианской церкви, современное движение приобрело большой размах под влиянием У. Миллера (1782-1849), который пророчил, что пришествие Христа произойдет в 1843, а после уточнения своих вычислений перенес дату на 22 октября 1844. Проповедь Миллера позже нашла подтверждение в видениях пророчицы Эллен Уайт (1827-1917), боговдохновенность которой признается большинством адвентистских церквей. Экзегетические доводы адвентистов относительно сроков второго пришествия основаны на допущении, что в Библии день равен году. Это и дает ключ к определению сроков на основе Книги Даниила и Откровения Иоанна Богослова. Поскольку со дней проповеди апостолов даты конца мира предлагались сотни раз, большинство современных адвентистов отказались от определенных ответов на этот вопрос. Подсчитывая численные значения букв в именах папы, Мухаммеда и других лиц, богословы, изучавшие Библию, в разные времена получали число 666, т.е. "число зверя" (Откр 13:18); аналогичным образом "находили" в апокалиптических пророчествах упоминания о Цезаре, Клеопатре, Наполеоне, кайзере Вильгельме II, Муссолини и других подобных деятелях. Среди "знамений конца", которые исполнились, можно указать на затмения солнца и луны в 1780, "падение звезд" в 1833; автомобили с фарами ("По улицам несутся колесницы... блеск от них, как от огня; сверкают как молния", Наум 2:4); пароходы, автомашины и самолеты, которые помогают людям "двигаться туда и сюда", а также колледжи и научные достижения, которые являются исполнением пророчества о том, что "умножится ведение" (Дан 12:4).
ЛИТЕРАТУРА
Христианство: Словарь. М., 1994
См. также `Адвентизм` в других словарях
- одно из течений протестантизма. Основано в 1831 г. Вскоре в адвентизме обособилась наиболее влиятельная и многочисленная церковная организация - Адвентисты седьмого дня. Адвентисты придают очень большое значение Второму пришествию Иисуса Христа и концу света. Другой их характерной чертой является празднование вместо субботы воскресенья как седьмого дня недели. Их общая численность в мире составляет 16 млн. чел.
адвентизм
АДВЕНТИ́ЗМ -а; м. [от лат. adventus - пришествие]. Одно из направлений протестантизма, проповедующее близость второго пришествия Христа и начало его тысячелетнего личного царствования. А. седьмого дня. Основатель адвентизма - американец У. Миллер (1782 - 1849) особо выделял заповеди о соблюдении субботы в качестве дня отдыха и внесении в пользу церкви десятой части своих доходов (второе пришествие предсказывалось в 1843 г.).
Адвентистский (см.).
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт
м. Одно из направлений христианского - протестантского - сектантства, проповедующее близость "второго пришествия Христа" и наступление "тысячелетнего царства Божия".
адвентизм
сущ., кол-во синонимов: (1)
↑протестантизм (7)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
1. Одно из направлений христианского-протестантского сектантства, проповедующее близость «второго пришествия Христа» и наступление «тысячелетнего царства Божия».
Течение в протестантизме, возникшее в 1833 году в США под влиянием эсхатологических и милленаристических идей ривайвелизма. Основатель течения Уильям Миллер, исходя из пророческих книг Библии, предказал второе пришествие Христа и последующий конец света