Энциклопедия Кольера

Австралия. История

Австралия. ИсторияРанние исследования. Предки племен, которых теперь называют аборигенами, начали заселять Австралию по крайней мере 40 000 лет назад, а возможно, даже 100 000 лет назад. Они распространились на большей части материка и проникли на о.Тасманию. Их основными занятиями были сбор съедобных растений, охота и рыболовство. Торговцы трепангами с островов Индонезии регулярно посещали северные берега Австралии еще до основания первого европейского поселения на этом материке в 1788, однако неизвестно, когда начались плавания упомянутых торговцев. Европейцы заинтересовались этим регионом в 16 в., когда географы предположили, что где-то между Африкой и Южной Америкой должен существовать массив суши. Открытие этого материка европейцами произошло в ходе поиска морских путей в Индию со стороны как Индийского, так и Тихого океанов. В 1567 Альваро де Менданья открыл Соломоновы острова; в 1606 Луис де Торрес посетил Новую Гвинею и высказал предположение, что он видел "большой южный материк". Тем временем соперники испанцев - голландцы укрепили свои позиции в торговле с Индией. Путешественник Дирк Хартог в 1616 высадился на острове в заливе Шарк в современной Западной Австралии. В 1642 Абел Тасман открыл остров, который теперь носит его имя - Тасмания. В 1644 он плавал в морях между Новой Гвинеей и Австралией, но ему не удалось найти проход через Торресов пролив в Тихий океан. В 1768 английское правительство организовало экспедицию для проведения географических и астрономических исследований на Тихом океане. Эта экспедиция во главе с капитаном Джеймсом Куком достигла восточного берега Австралии в 1770. Она проследовала вдоль берега к северу на расстояние 1670 км от нынешней восточной Виктории до Торресова пролива. Кук назвал эту землю Новым Южным Уэльсом и объявил ее владением Англии. Затем он направился через Торресов пролив к мысу Доброй Надежды и оттуда вернулся на родину.
Открытия голландских исследователей

Экспедиции Абеля Тасмана и Джеймса Кука
Заселение Нового Южного Уэльса. Освоение Австралии англичанами началось главным образом после прекращения высылки каторжников в английские колонии в Северной Америке. Такая мера наказания практиковалась в английской уголовной системе вплоть до Войны за независимость США. Поиски других мест заключения не увенчались успехом, а контингент заключенных, которых держали на баржах, пришвартованных к берегам Темзы, неумолимо возрастал. В этих условиях правительство Англии одобрило план отправки каторжников в бухту Ботани в Новом Южном Уэльсе. Первая флотилия под командой капитана Артура Филлипа отплыла из Англии в мае 1787 и прибыла в бухту Ботани в январе 1788. Филлипу это место не понравилось, и вскоре он нашел немного дальше к северу другую гавань. Высадка была осуществлена в бухте Сидней в местности, получившей название Порт-Джэксон, и там начались работы по расчистке территории и строительству домов. Основные проблемы, стоявшие перед колонией в Новом Южном Уэльсе, сводились к обеспечению необходимым продовольствием, содержанию заключенных и выработке условий их жизни по истечении срока наказания. Обеспечение продовольствием для удовлетворения нужд колонии приобрело актуальность на раннем этапе заселения. Колонисты не хотели или не могли воспринять опыт коренных австралийцев, образ жизни которых, связанный с охотой и собирательством, вполне соответствовал местным условиям. Впоследствии выяснилось, что, хотя в окрестностях Порт-Джэксона почвы не были плодородным, в местах, удаленных от побережья, можно было выращивать неплохие. Между тем поток заключенных в Новый Южный Уэльс шел полным ходом вплоть до 1840, в Тасманию - до 1852 и в Западную Австралию - до 1868. Особенно много каторжников прибыло в период с 1825 по 1845. Почти все из 160 тыс. прибывших были обычными уголовными преступниками, но примерно 1 тыс. англичан и 5 тыс. ирландцев можно было считать политическими заключенными. В соответствии с приговором некоторые заключенные отбывали срок в штрафных колониях или трудились на дорожных работах, закованные в цепи, однако подавляющая часть была определена на работу у вольных колонистов. В награду за хорошее поведение губернатор мог освободить каторжников от работы и имел право выдавать им "вольную", что позволяло работать на себя, не находясь под чужим контролем. По истечении сроков наказания бывшие заключенные редко возвращались на родину. До 1822 они часто получали небольшие земельные наделы и обрабатывали их, но нередко становились обычными наемными рабочими, и такая практика получила широкое распространение.
Администрация Нового Южного Уэльса. Артур Филлип был первым губернатором колонии. По состоянию здоровья ему пришлось вернуться в Англию в 1792, и на протяжении следующих трех лет два временных губернатора, Джон Хантер и Филип Гидли Кинг, поочередно пытались управлять колонией с помощью отряда, набиравшегося в Англии и известного под названием Новоюжноуэльсский корпус. Преемником этих губернаторов стал Уильям Блай, имя которого ассоциируется с мятежом на корабле "Баунти". Блай пытался навести в колонии флотскую дисциплину и вошел в конфликт с теми, кто стремился извлечь личную выгоду из существовавших в колонии затруднений. Опираясь на богатых и влиятельных колонистов, командир Новоюжноуэльсского корпуса майор Джордж Джонстон сместил и арестовал Блая. Джонстон был осужден военным судом за участие в этой "ромовой революции", и в 1809 губернатором был назначен полковник Лаклан Маккуори. Вместе с Маккуори в Австралию прибыло возглавляемое им войсковое соединение - 73-й шотландский полк, а Новоюжноуэльсский корпус был возвращен в Англию. Маккуори считал, что многие из бывших каторжников являются лучшими гражданами по сравнению с некоторыми вольными колонистами. Он энергично взялся за программу строительства, существенно обновил облик Сиднея, улучшил состояние дорог. Все эти мероприятия требовали немалых средств. Английское правительство, обеспокоенное расходами и склонное верить, что Макуори чересчур снисходительно относится к заключенным, направило комиссара Джона Т.Бигге для проверки состояния дел в колонии. Отчеты Бигге способствовали ужесточению тюремной дисциплины и предоставлению гражданских прав вольным колонистам. Быстрый переход к самоуправлению в Новом Южном Уэльсе нельзя было осуществить до тех пор, пока оставались нерешенные противоречия между отбывшими срок каторжниками и вольными колонистами. Первые стремились получить право на участие в управлении, тогда как вольные колонисты не желали предоставлять политические привилегии бывшим заключенным. Комитет английского парламента в 1837-1838 рекомендовал прекратить высылку каторжников. В 1840 английское правительство утвердило эту рекомендацию в отношении Нового Южного Уэльса. Благодаря этому появилась возможность сделать очередной шаг на пути к самоуправлению колонии. По закону 1842, Новому Южному Уэльсу было предоставлено право избрать законодательный совет из 36 членов. Освобожденным каторжникам предоставлялось право голоса. В современном понимании этот закон не был демократичным, поскольку право избирать и быть избранным в законодательный совет ставилось в зависимость от характера собственности. Законопроекты могли быть отклонены губернатором или направлены на рассмотрение английского правительства. Последнее распоряжалось и продажей земли. Между тем продолжалось заселение других районов Австралии. Каторжные колонии были созданы на Земле Ван-Димена (ныне о.Тасмания). Колония Западная Австралия была организована в 1826 после высадки в Албани на ее южном побережье, а колония Суон-Ривер на западном побережье поблизости от современного города Перт - в 1829, хотя ее не использовали до тех пор, пока туда не стали прибывать суда с заключенными в 1850-1868. Южная Австралия была основана не как каторжная колония: там с 1836 стали наделять землей вольных переселенцев в соответствии с проектом Эдуарда Гиббона Уэйкфилда. На территории нынешней Виктории в 1830-х годах стали обосновываться неофициальные поселенцы, которые мигрировали к югу из района Сиднея и к северу с Земли Ван-Димена. Некоторые из них устроились близ нынешнего Мельбурна. Отдельные переселенцы мигрировали также к северу от Сиднея на территорию современного Квинсленда, и в 1824 каторжное поселение было основано в районе Брисбена.
Дальнейшие исследования. Все это время проводилось изучение природы Австралийского материка. В 1803 Мэтью Флиндерс совершил плавание вокруг его берегов и составил карту всего материка. Он предложил назвать его "Австралией". Установление общей конфигурации материка и угроза оккупации французами портов на западе и севере стимулировали присоединение к Англии островов Батерст и Мелвилл в 1824, территорий между 135В° и 129В° в.д. - в 1825 и остальной части материка - в 1829. С 1844 начались попытки пересечения внутренних районов Австралии. Капитан Чарльз Стерт провел экспедицию в его засушливую центральную часть, а Людвиг Лайкхарт - к заливу Порт-Эссингтон на северном побережье. Роберт Берк и Уильям Уилс, отправившиеся из Мельбурна в 1860 и достигшие залива Карпентария в 1861, были первыми, кто пересек материк с юга на север (оба они умерли на обратном пути). Мак-Дуолл Стюарт водрузил флаг в центре Австралии в 1860 и успешно пересек материк от Аделаиды до Дарвина в 1861-1862.
Экспедиции Мэтью Флиндерса
Золотая лихорадка 1850-х годов. Обнаружение золота в Новом Южном Уэльсе в 1851 изменило ход истории Австралии. Скваттер привез золото из окрестностей Батерста в Сидней, и вскоре сотни золотоискателей отправились на поиски самородков и россыпей. Оказалось, что наиболее богаты залежи золота в Виктории. Золотоносные месторождения настолько сильно привлекали множество людей из городов и сельских местностей Виктории и Нового Южного Уэльса, что все прочие виды деятельности начали испытывать острую нехватку рабочей силы. На поиски золота устремились также иммигранты из других стран, что способствовало росту населения Австралии от 400 тыс. в 1850 до 1146 тыс. в 1860. В составе иммигрантов заметно выделялись китайцы (преимущественно из двух южных провинций Китая - Гуандун и Фуцзянь). Их численность превысила 100 тыс. человек Во второй половине 19 в. золотая лихорадка весьма способствовала экономическому развитию юго-восточных колоний. Надо было строить дома, производить оборудование и снабжать население хлебом, мясом и молочными продуктами. Цены росли, а посевные площади в 1850-х годах увеличились более чем в два раза. Беглые преступники - разбойники с большой дороги, действовавшие в сельских местностях поодиночке или бандами, - обогащались наравне с золотоискателями. Они грабили путешественников, отдельные фермы и дилижансы. Беззаконие на некоторых приисках было сопоставимо с тем, что творилось на американском Диком Западе. Самой дурной репутацией пользовалась банда Келли; ее главарь Нед Келли был, наконец, схвачен в 1880 после перестрелки, в которой три других члена банды были убиты. В 1880 он был повешен в Мельбурне за убийство трех полицейских офицеров. Нередко на золотых приисках вспыхивали мятежи, иногда направленные против китайских старателей, а в 1854 произошли бунты в Юрике, где войска разогнали восставших горняков, протестовавших против издевательств полиции и плохого управления приисками. Стоимость золота, добытого в Виктории в 1851-1861, сильно колебалась. Уровень 1852, составивший 81,5 млн. долл., впоследствии никогда больше не был достигнут, а в 1861 стоимость добытого золота составила 38 млн. долл. В то же время число старателей росло, и на приисках все больше применялись механические установки и новые технические приемы. Отдельные старатели, которым не хватало средств для создания крупных предприятий, были вынуждены уйти с приисков на другие работы. Золотая лихорадка, возникшая в Квинсленде в 1880-х годах и в Западной Австралии в 1890-х годах, вызвала отток старателей из юго-восточных колоний в новые центры добычи золота. Одним из них стал Маунт-Морган в Квинсленде, другим - Калгурли в Западной Австралии. В то же время горнодобывающая промышленность переключалась на другие полезные ископаемые, особенно серебро, свинец и цинк вокруг Брокен-Хилла на крайнем западе Нового Южного Уэльса и медь на п-ове Йорк в Южной Австралии.
Развитие демократии. Видимо, убедившись в том, что более либеральная конституция успешно действует в Канаде, английский парламент в 1850 выпустил билль об австралийских колониях; колониальным властям разрешалось при согласии английского правительства выработать для себя новую конституцию. К 1856 были выработаны конституции Нового Южного Уэльса, Виктории, Тасмании и Южной Австралии. Новые двухпалатные законодательные органы колоний получили права на королевские земли и могли формировать правительства по образцу Англии и Канады. Квинсленд, открытый для свободного заселения после прекращения высылки каторжников в Новый Южный Уэльс в 1840, был организован как отдельная колония в 1859. Западная Австралия, основанная в 1829 и редко населенная, не имела представительных органов вплоть до 1870 и не имела правительства до 1890. После принятия конституций 1850-х годов в истории Австралии четко обозначилась тенденция к демократизации избирательной системы. В конституциях декларировался принцип всеобщего избирательного права для мужчин на выборах в нижние палаты колониальных парламентов. Женщинам это право было предоставлено позже: в Южной Австралии в 1894, в Западной Австралии в 1899, в Новом Южном Уэльсе в 1902, в Тасмании в 1903, в Квинсленде в 1905 и в Виктории в 1908. Тайное голосование было введено в Виктории еще в 1856.
Землепользование. Правительства колоний хотели создать независимый класс фермеров и, несмотря на противодействие скотоводов (владельцев ранчо), приняли ряд законов, содействовавших приобретению пахотных земель, чтобы их не использовали под пастбища. Однако владельцы ранчо, получив кредиты от финансовых организаций, покупали для себя земли через подставных лиц и постепенно становились формальными владельцами обширных земель. Хотя земельные законы поощряли развитие т.н. смешанного сельского хозяйства, основанного на различных сочетаниях возделывания зерновых, производства молока и мяса, ведущей отраслью оставалось овцеводство, ориентированное на производство шерсти. Например, в 1887 в Новом Южном Уэльсе свыше 3,2 млн. га земли принадлежало всего 96 овцеводческим хозяйствам. В последней четверти 19 в. скотоводы столкнулись с экономическими затруднениями. Мировые цены на шерсть стали падать, а перевыпас скота и нехватка влаги способствовали развитию пыльных бурь. В период 1891-1901 миллионы гектаров земель были заброшены, а поголовье овец сократилось на 33%. Потенциальная кормоемкость угодий сократилась также из-за возросшего поголовья кроликов. Выведение улучшенных гибридных пород овец, применение механизированной стрижки и возведение оград из колючей проволоки - все это не смогло разрешить проблемы скотоводов. Между тем положение фермеров улучшалось благодаря применению новой сельскохозяйственной техники и удобрений, введению улучшенных сортов пшеницы, предоставлению кредитов для сельской местности и прокладке железных дорог в сельскохозяйственные районы. На побережье Квинсленда разведение сахарного тростника привлекало поселенцев и капиталовложения.
Рабочее движение. Рабочие организации современного типа возникли в 1850-х годах, когда объединения строителей начали агитацию за 8-часовой рабочий день. Впрочем, профсоюзы стали оказывать большое влияние на политику только после 1890. К этому времени горняки, моряки, докеры и стригальщики овец были объединены в союзы. После неудачных забастовок 1890-1892 упрочились позиции сторонников политических акций. В это время была создана Лейбористская партия. Среди типичных задач австралийского рабочего движения 1890-х годов были следующие: ограничение иммиграции, особенно из Азии и островов Тихого океана; прекращение деятельности предприятий с потогонной системой; введение систем контроля заработной платы и рабочего арбитража; выплата пенсий по старости. В Виктории фабричное законодательство было принято в 1885, и в течение 1890-х годов во всех колониях быстро последовало утверждение законов о регулировании деятельности предприятий и рудников, о здравоохранении, о раннем закрытии магазинов и о контроле режима на судах. Обязательный арбитраж при трудовых спорах в промышленности и государственное упорядочение цен были впервые введены в Южной Австралии в 1894, а в остальных колониях - в 1901.
Протекционизм. В период с 1860 по 1900 все австралийские колонии, кроме Нового Южного Уэльса, стремились поддержать промышленность путем введения покровительственных тарифов. Сокращение доходов от добычи россыпного золота вызвало безработицу, и Виктория вынуждена была обратиться к таможенным пошлинам в поиске источника доходов, поскольку там не было больших поступлений от продажи королевских земель, как в Новом Южном Уэльсе. Система протекционистских мер в Виктории была навязана влиятельными группами предпринимателей, рабочих и политиков, искавших источники доходов, не подлежавших прямому налогообложению. Разные политические курсы Виктории и Нового Южного Уэльса вызывали много споров на границе этих колоний.
Создание Австралийского Союза. Английское правительство предлагало сформировать центральный федеральный орган управления еще в 1847, но сняло это предложение, опасаясь противодействия в колониях. Благоприятные условия для принятия такого решения появились лишь в последние два десятилетия 19 в., когда благодаря строительству железных дорог союз колоний стал выглядеть реальноосуществимой идеей. Заключенные, бежавшие из французской каторжной колонии Новая Каледония, нелегально пробирались в Австралию, и многие опасались, что Франция аннексирует Новые Гебриды. Слухи об интересе, проявленном Германией к Новой Гвинее, побудили правительство Квинсленда занять юго-восточную часть этого острова в 1883. Английское правительство сразу же отвергло эту аннексию, но в 1884 Германия присоединила северо-восточную часть Новой Гвинеи с прилегающими архипелагами и тогда Англия повторно аннексировала территорию, на которую ранее претендовал Квинсленд. В начале 1880-х годов федеральный совет, представлявший колонии, получил право на введение некоторых законов, однако он не имел реальной исполнительной власти и права на сбор налогов. Первый федеральный съезд собрался в Сиднее в 1891. Он выработал первый проект конституции, сделанной по образцу конституции США, с разделением властных полномочий между федеральным правительством и правительствами штатов. Нижняя палата должна была иметь представительство в зависимости от численности населения каждого штата, тогда как верхняя палата представляла штаты поровну. В 1895 премьер-министры колоний согласились созвать второй федеративный съезд, чтобы представить на рассмотрение избирателей конституцию и в случае ее принятия просить английский парламент утвердить ее как основной закон. В 1897 второй федеральный съезд принял текст, в основу которого был положен проект 1891. Поправки, внесенные парламентами колоний, были затем рассмотрены на втором и третьем заседаниях. По итогам референдумов, проведенных в трех юго-восточных колониях - Виктории, Южной Австралии и Тасмании, проект конституции был принят большинством избирателей. Однако в Новом Южном Уэльсе за принятие проекта было подано всего 5367 голосов, что было гораздо меньше необходимого минимума в 80 000 голосов. Новый Южный Уэльс опасался усиления влияния других, менее населенных колоний, а также навязывания протекционистского тарифа. Чтобы удовлетворить требования Нового Южного Уэльса, были приняты поправки, касавшиеся налогообложения и выбора резиденции федеральной столицы. Второй референдум, проведенный в 1899, увенчался принятием дополненного варианта конституции во всех пяти восточных колониях. Западная Австралия воздерживалась до 1900 и согласилась принять проект, когда его одобрил английский парламент. Стремление к свободной внутренней торговле и общим действиям по обороне, в вопросах иммиграции, промышленных и финансовых дел в конечном счете способствовало объединению колоний. Союзный конституционный законопроект был принят британским парламентом весной 1900, а санкция королевы Виктории была получена 9 июля 1900. Австралийский Союз был основан 1 января 1901.
Первые годы существования союза. В политической жизни Австралии в период с 1901 по 1914 действовали группы, выступавшие в защиту свободной торговли, и протекционистские группы, тогда как лейбористы удерживали равновесие сил и в конечном итоге поощряли введение тарифов. Другими важными мероприятиями рассматриваемого периода были предоставление пенсий пожилым людям и утверждение системы примирения и арбитража в трудовых спорах. Было характерно также усиление центральной власти за счет власти штатов, главным образом потому, что экономические проблемы все более принимали общенациональный характер. Таможенные пошлины и иммиграционная политика регулировались федеральным правительством. Верховный суд Австралии оказывал значительную, но не беспредельную поддержку федеральной власти. Таможенные права приносили большие средства федеральной казне; в 1909 федеральное правительство приняло на себя все долги штатов и предоставило компенсацию правительствам штатов за утрату таможенных прав и акцизных сборов.
Внешняя политика и оборона. Правительство Австралии, хотя и не имело самостоятельности во внешней политике, проявляло очевидную заинтересованность в проблемах Тихоокеанского региона. Австралийские делегаты отстаивали интересы своей страны на конференции по колониям 1902 и на имперских конференциях 1907 и 1911. В 1909 был учрежден пост верховного комиссара по делам Австралии в Лондоне. Австралия не предъявляла особых претензий на проведение независимой внешней политики, но хотела передавать свои пожелания британскому правительству и получать информацию о политике Великобритании. Австралия также проявила интерес к проблемам обороны. В 1905 был создан Совет обороны, и федеральный закон 1909 утвердил принцип обязательной военной подготовки. Была введена система обмена офицерами между британской армией и австралийскими соединениями. Сходные решения были приняты в отношении военно-морского флота страны, который был создан в 1909.
Развитие экономики. В период 1901-1914 население Австралии выросло с 3,75 млн. почти до 5 млн. человек. Развитие экономики всячески поощрялось, и правительство демонстрировало уверенность в будущем, беря кредиты на проведение общественных работ, особенно на строительство железных дорог, сеть которых за эти годы увеличилась на 8 тыс. км. Число предприятий и рабочих возросло. К 1914 в профсоюзах страны состояла большая часть населения, и в этом отношении Австралия опережала другие страны.
Иммиграционная политика. Федеральное правительство взяло на себя решение вопросов иммиграционной политики, которая ранее контролировалась штатами. Оно поощряло иммиграцию из Великобритании и приняло законы об ограничении притока иммигрантов из стран Азии и Тихого океана.
Первая мировая война. Когда в 1914 разразилась война, лейбористский премьер-министр Австралии Эндрю Фишер обещал помогать Великобритании "до последнего человека и до последнего шиллинга". Австралийские войска получили боевое крещение в Галлиполи (Италия) 25 апреля 1915. С тех пор этот день отмечается как день поминовения солдат Австралийского и Новозеландского армейского корпуса. После эвакуации из Галлиполи в декабре 1915 австралийские войска были переброшены во Францию. В самом конце 1916 лейбористский премьер-министр У.М.Хьюз признал необходимость введения воинской повинности. Однако его политические противники заставили провести референдум по данному вопросу, и предложение было отклонено. В 1917 Хьюз сформировал новый военный кабинет, состоявший из пяти лейбористов, поддержавших предложение об обязательной воинской повинности, и из шести представителей других партий. В защиту предложения выступила только что образованная Национальная партия, но вторая попытка провести данный закон тоже не умела успеха. На Версальской мирной конференции в Париже по окончании войны премьер-министр Хьюз представлял интересы Австралии в весьма ультимативной форме и настаивал на максимальных репарациях. Опасаясь близости потенциального противника, он требовал, чтобы Австралии было разрешено аннексировать любые земли, завоеванные ею во время войны, и выступал против предложения, чтобы бывшие германские колонии стали подмандатными территориями. Ему пришлось согласиться с передачей Японии бывших германских владений в Тихом океане к северу от экватора. К Австралии переходило управление германской частью Новой Гвинеи, архипелагом Бисмарка и северной группой Соломоновых островов. Хьюз активно выступал против предложения Японии о включении принципа расового равноправия в устав Лиги наций.
Межвоенный период. После заключения Версальского мирного договора коалиция военного времени распалась. Сельские землевладельцы отказались поддержать правительство Хьюза, и оно вынуждено было уйти в отставку в 1923, что привело к образованию коалиции Национальной партии и Аграрной партии. В 1927 правительство приступило к переводу федеральной столицы из Мельбурна в Канберру. Оно разрешило въезд 300 тыс. иммигрантов и начало преобразование Союзного банка в Центральный банк, предоставив последнему право выпуска бумажных денег, ведения учета векселей и др. В конце 1920-х годов правительство предприняло жесткие меры против забастовок и предложило отменить систему арбитража. В обстановке назревавшего кризиса промышленности правительство утратило популярность. После выборов 1929 лейбористская партия пришла к власти как раз накануне мирового экономического кризиса.
Лейбористское правительство. Будучи важным производителем первичного сырья, Австралия быстро ощутила влияние падения цен на мировом рынке в 1929-1931. Чтобы преодолеть трудную ситуацию, федеральное правительство снизило заработную плату в бюджетной сфере, пенсии и проценты по облигациям. Арбитражный суд постановил уменьшить на 10% реальные заработные платы. Курс национальной валюты стабилизировался на обесцененном уровне. Союзный банк согласился предоставить кредиты для проведения общественных работ безработными и на помощь сельскому хозяйству, чтобы покрыть государственный дефицит. В декабре 1931 Объединенная партия Австралии абсолютным большинством голосов избрала 75 депутатов в палату представителей и сформировала антилейбористское правительство.
Международные отношения. После Первой мировой войны Австралия вступила в Лигу наций. Военно-морские силы Австралии были сокращены. Во время депрессии была отменена обязательная военная служба. В начале 1930-х годов расходы на оборону были крайне низкими и несколько повысились после 1935, однако реальная обороноспособность страны вплоть до Мюнхенского кризиса 1938 находилась на низком уровне. В первые два года Второй мировой войны австралийское правительство продолжало поддерживать отношения с Японией.
Вторая мировая война. Роберт Дж. Мензис пробыл на посту премьер-министра всего пять месяцев, когда его правительство присоединилось к Великобритании и объявило войну Германии 3 сентября 1939. Австралийские войска сражались на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке в 1940-1942. Однако коалиционное правительство Мензиса столкнулось с растущей оппозицией, и в конечном итоге 7 октября 1941 лидеру Лейбористской партии Джону Кертину было предложено сформировать новое правительство. Нападение японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 произошло спустя два месяца. Внезапное нападение Японии на Малайю, где восьмая дивизия австралийской армии поддерживала англичан, заставило правительство Кертина на следующий день объявить войну Японии. Разгром японцами союзных войск в Юго-Восточной Азии в последующие недели поколебал веру австралийцев в способность британского военно-морского флота защитить их страну. 26 декабря Кертин призвал к кардинальной смене национальных привязанностей, провозгласив: "Австралия взирает на Америку без всяких угрызений совести по поводу наших традиционных родственных связей с Соединенным Королевством". Игнорируя просьбу британского премьер-министра Уинстона Черчилля, Кертин вывел шестую и седьмую австралийские дивизии с Ближнего Востока для защиты Австралии. Высадка японцев на Новой Гвинее в январе 1942, сопровождавшаяся воздушными налетами на Дарвин, Брум, Таунсвилл и другие города северной Австралии, подтвердила правильность принятого решения. В апреле 1942 американский генерал Дуглас Макартур прибыл в Австралию, чтобы выполнять функции главнокомандующего в юго-западной части Тихоокеанского региона при переходе союзных войск в контрнаступление. Военно-морские и военно-воздушные силы Австралии были пополнены и приобрели большую боеспособность; к маю угроза японского вторжения была устранена.
Послевоенный период. Во время Второй мировой войны британское правительство приняло Вестминстерский акт 1931, предоставивший некоторым доминионам, включая Австралию, законодательную автономию. В послевоенной Австралии воцарился дух оптимизма и уверенности. Лейбористское правительство во главе с премьер-министром Джозефом Б.Чифли, сменившим Кертина после его кончины в июне 1945, выдвинуло новые планы экономического развития страны. В период 1946-1949 было разработано законодательство, ориентированное на повышение благосостояния, развитие системы здравоохранения, заботу о лицах пожилого возраста, помощь безработным и нетрудоспособным. На референдуме 1946 была одобрена поправка к конституции, согласно которой федеральное правительство должно не только взять на себя заботу о нетрудоспособных и пожилых людях, но и обеспечить выплату пособий молодым матерям, вдовам, детям, безработным, студентам и многодетным семьям, а также помочь в приобретении лекарств и оплате гонораров медицинскому персоналу. Это заставило существенно расширить социальные программы правительства Австралии. Правительство взяло курс на поощрение предпринимательства в авиации, судоходстве и банковском деле и ввело систему стипендий для получения высшего образования. В 1949 был создан гидроэнергетический комплекс "Снежные горы", чтобы оросить засушливые внутренние районы Юго-Восточной Австралии и вырабатывать дешевую электроэнергию. Важное значение имела широкомасштабная иммиграционная программа, позволившая восполнить нехватку рабочей силы в период послевоенного экономического бума. В стране произошли большие изменения. В 1949 стало очевидно, что лейбористское правительство утратило понимание расстановки сил на международной арене. Внутренняя политика вызвала недовольство широких слоев населения. Со времен войны сохранялась нормированная продажа бензина, хотя начиная с 1948 весьма популярный "Холден", первый сделанный в Австралии автомобиль, выпускавшийся компанией "Дженерал Моторс", стал доступен каждой австралийской семье. Экономический контроль, присущий военному времени, становился ненужным, поскольку страна вступала в продолжительный период послевоенного бума со стимулированием потребительских интересов. Стремясь осуществить социалистические идеалы лейбористского движения, Чифли попытался - весьма неудачно - национализировать частные банки. В декабре 1949 премьер-министром снова стал Р.Дж.Мензис, пришедший к власти во главе коалиции Либеральной партии и Аграрной партии, выдвинув избирательную платформу свободного предпринимательства и антикоммунизма.
1950-1960-е годы. При Мензисе, остававшемся на посту премьер-министра 16 лет и положившем начало непрерывному правлению коалиции Либеральной партии и Аграрной партии в течение 23 лет, в стране начался период роста экономики. Хотя в стране сохранялись очаги бедности и социальной напряженности, средний класс достиг высокого уровня благосостояния в условиях роста промышленного производства. Приобретение отдельного дома стало реальностью для всех категорий трудящихся; пригороды столичных городов быстро расширялись, и новые небоскребы капиталистических корпораций преобразили центральные деловые кварталы. Канберра, которую некогда высмеивали как "кустарниковую столицу" из-за малочисленности ее населения и обилия незастроенных площадей, превратилась в чистый зеленый город с красивыми общественными зданиями. Система среднего и высшего образования в Астралии быстро совершенствовались при поддержке правительства. Развитие международных авиалиний; экспорт коксующегося угля, железной руды, меди, алюминия, золота, серебра, свинца и цинка; использование азиатских и американских рынков для экспорта австралийской шерсти, пшеницы и мяса, а также открытие месторождений нефти и природного газа положили конец зависимости Австралии от Великобритании и превратили ее в развитое государство. Иммигранты во все больших масштабах прибывали из разных стран. В период с 1949 по 1968 прибыло свыше 1 млн. иммигрантов из Великобритании и около 800 тыс. - из остальных стран Европы. Многие приезжали при финансовой поддержке австралийского правительства. Политика "белой Австралии" фактически завершилась в 1966 (официально в 1973), и крупные контингенты иммигрантов стали после этого приезжать из стран Азии. Мензис, явный роялист и англофил, хваставшийся тем, что он "британец с головы до пят", тем не менее стремился упрочить союз Австралии с США. Внешняя политика возглавлявшегося им правительства строилась на том, чтобы связи с Великобританией все более ослабевали, а с США - усиливались. В начале корейской войны Мензис направил австралийские военные суда на помощь США и вскоре набрал контингент добровольцев из регулярной армии. В 1951 Австралия сформировала Тихоокеанский пакт безопасности с США и Новой Зеландией, и этот договор оставался краеугольным камней австралийской политики в области обороны на протяжении почти 40 лет. В 1954 Австралия присоединилась к Организации договора юго-восточной Азии (СЕАТО), а в 1955 австралийские войска были размещены в Малайской Федерации, чтобы помочь англичанам подавить там прокоммунистическое движение. Первоначально Мензис отреагировал на гражданскую войну во Вьетнаме введением обязательной воинской повинности для некоторых категорий граждан и направил 800 военнослужащих в Южный Вьетнам в 1965. В январе 1966 Мензис ушел в оставку, и сменивший его на посту премьер-министра Гарольд Холт увеличил численность австралийских войск во Вьетнаме до 4,5 тыс. человек. В Австралии развернулись острые дискуссии по оценке внешней политики правительства и ее зависимости от курса США. Сторонники правительства считали, что необходимо поддерживать действия США во Вьетнаме, так как безопасность Австралии зависит от американской помощи в соответствии с Тихоокеанским пактом безопасности. На выборах в ноябре 1966 политика правительства Холта получила поддержку большей части электората. Однако усилились оппозиционные выступления, и образовалась коалиция, включавшая левые элементы Лейбористской партии, некоторых деятелей церкви, представителей интеллигенции, студентов университетов и более либеральные газеты, которые осудили войну во Вьетнаме и стремление Холта пройти "весь путь с янки". Дж. Гортон, занявший пост премьер-министра в январе 1968 (после гибели Холта во время серфинга), продолжал ту же внешнюю политику, хотя во внутренней политике упрочил роль федерального правительства в поддержке сфер образования и искусства. Возглавлявшаяся Гортоном коалиция Либеральной партии и Аграрной партии осталась у власти после выборов 1969, но при меньшей поддержке избирателей. Особенно сильное противодействие оказывала Лейбористская партия во главе с Г.Уитлемом. Столкнувшись с угрозой раскола в рядах своей партии, Гортон ушел в отставку в 1971, и его сменил Уильям Макмагон.
1970-е годы. Правительство Макмагона, наконец, отозвало австралийские войска из Вьетнама в феврале 1972, но его внешняя политика получила отпор на выборах в декабре 1972, когда избиратели впервые после 1949 проголосовали в пользу лейбористов. Распространившиеся в стране подозрения в прокоммунистических тенденциях лейбористов вызвали дискуссию, резко расколовшую эту партию в 1955. Возрожденная после 1967 под руководством Г.Уитлема, который теперь стал премьер-министром, Лейбористская партия выдвинула претенциозную программу реформ. Новое правительство немедленно отменило воинскую повинность, выпустило из тюрем лиц, уклонявшихся от призыва на военную службу и установило дипломатические отношения с Китаем. Были расширены законы об обеспечении образования на всех уровнях, введено всеобшее медицинское страхование и обеспечены налоговые льготы для малоимущих. Другие ключевые элементы программы включали учреждение федерального Департамента по делам аборигенов, создание региональных центров развития городов (в целях ограничения роста столичных городов) и формирование Совета Австралии - федерального агентства для поощрения и субсидирования искусств, регулярное сокращение таможенных пошлин на 25%, снижение иммиграционных квот, официальную отмену политики "белой Австралии", выработку гибкой внутренней политики, ориентированной на признание и поддержку различных этносов и культур, и предоставление независимости Папуа - Новой Гвинее. Лейбористы не контролировали сенат, который тормозил проведение новых законопроектов. В 1974 Уитлем распустил парламент после того, как сенат заморозил финансирование упомянутых законопроектов. Лейбористы сохранили большинство в палате представителей на следующих выборах, но им так и не удалось установить контроль над сенатом. К этому времени глобальный экономический спад и рост инфляции после повышения мировых цен на нефть оказали глубокое влияние на экономику Австралии. Курс лейбористов на снижение цен, политика больших затрат и сокращение таможенных барьеров привели к росту инфляции и безработицы. После серии министерских отставок общественное мнение в 1975 склонилось к тому, что политика лейбористов зашла в тупик. В октябре лидер оппозиции Джим Малколм Фрезер отказался пропустить бюджетные законы в сенате до тех пор, пока правительство не назначит новые выборы. Генерал-губернатор нашел беспрецедентный выход из этого положения, сместив Уитлема и назначив Фрезера временно исполняющим обязанности премьер-министра до новых выборов. Расхождение в оценках действий генерал-губернатора раскололо страну. На следующих выборах избиратели вынесли свой приговор, предоставив коалиции Либеральной партии и Национальной партии рекордное большинство в палате представителей и большинство в сенате. Несмотря на продолжавшуюся политическую дискуссию по поводу прихода коалиции к власти, главные задачи нового правительства были экономические и касались застоя в экономике, роста инфляции и безработицы. Фрезер считал, что прежде всего следует бороться с инфляцией и на первых порах добился успеха, уменьшив показатели темпов ее роста. Правительство Фрезера дважды переизбиралось, в декабре 1977 и в октябре 1986, однако рост инфляции и безработицы подорвали поддержку коалиции.
1980-е годы. В феврале 1983 Фрезер назначил выборы раньше срока, надеясь застичь врасплох Лейбористскую партию, в руководстве которой шла борьба. Эта стратегия не увенчалась успехом, потому что вновь избранный лидер Лейбористской партии Р.Дж.Л.Хоук пользовался всеобщей популярностью. На выборах, состоявшихся в марте, лейбористы одержали решительную победу над коалицией, и Хоук стал премьер-министром. Стремление к достижению консенсуса стало отличительной особенностью деятельности Хоука на посту премьер-министра и распространилось на такие разные области, как реформа налогообложения, создание новых рабочих мест, перестройка системы образования и улучшение отношений между коренными народами и другими гражданами страны. Правительство Хоука переизбиралось в 1984, 1987 и 1990. Оно было первым лейбористским федеральным правительством, которое проработало более двух сроков подряд. При Хоуке и его влиятельном казначее Поле Дж. Китинге лейбористы трансформировали многие принципы традиционной социал-демократической политики и вступили на путь рыночных реформ, стремясь развивать сектор частного предпринимательства. Было отменено государственное регулирование финансовых рынков, иностранным банкам было разрешено проводить операции в Австралии. Многие государственные предприятия (например, компанию "Куонтас Эруэйз") были переданы в частную собственность. Была отменена монополия на телефонную связь. Финансовая деятельность процветала вплоть до краха международной фондовой биржи в октябре 1987. Рост государственных и частных долгов, серия банкротств крупных компаний, кризисы сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности (продукция которых становилась все менее конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках), большой дефицит платежного баланса, инфляция и высокие процентные ставки - все это характеризовало экономику страны на пути к спаду в 1991.
1990-е годы. Безработица возросла от 6% в 1989 до 11% в 1992. Это был самый высокий показатель со времен мирового экономического кризиса 1930-х годов. Несмотря на успех Хоука на выборах в декабре 1991, его парламентские коллеги предпочти ему Пола Китинга. После пребывания на посту премьер-министра в течение 16 месяцев Китинг в марте 1993 привел лейбористов к выборам, на которых многие члены партии ожидали поражения после десятилетнего правления. Вслед за кампанией, развернувшейся главным образом по поводу предложения либерально-национальной оппозиции ввести общий налог на товары и услуги, лейбористы одержали блестящую победу и получили еще больше мест парламенте. Повторно назначенный премьер-министром, Китинг провел несколько важных политических мероприятий. В ответ на заключение Верховного суда в 1992 по делу Мейбо о правах некоторых австралийских аборигенов на их исконные земли правительству Китинга удалось провести эти предложения в законодательном порядке через сенат. Таким образом было положено начало 10-летнего периода национального примирения между коренными и некоренными народами Австралии. Правительство поставило вопрос о ликвидации последних связей с британской монархией и переходе Австралии к республиканскому правлению. На выборах в марте 1996 беспрецедентно продолжительный период правления лейбористов закончился. Либеральная партия под руководством лидера оппозиции Джона Говарда получила абсолютное большинство мест в палате представителей, но предпочло сохранить традиционную коалицию с Национальной партией. Поскольку поражение этой коалиции на предыдущих выборах 1993 было приписано радикализму ее политики в области налогообложения и промышленности, во время избирательной кампании 1996 был провозглашен более умеренный курс. Правительство Говарда приняло новое трудовое законодательство, нацеленное на стимулирование предпринимательской деятельности и ослабление влияния профсоюзов, продало одну треть акций гигантской государственной телекоммуникационной компании "Телстра". Правительству удалось добиться положительного сальдо бюджета страны (что в последний раз было достигнуто кабинетом Хоука в 1990-1991), снизить показатели инфляции, существенно повысить темпы роста экономики, несмотря на кризис, поразивший страны Азии в 1998. В феврале 1998 оно выделило средства на проведение национальной конференции по вопросу о целесообразности перехода Австралии к республиканской форме правления. Исходя из решений этой конференции, было предложено провести референдум в 1999. Правительству пришлось разбираться с последствиями заключений Верховного суда по делу Мейбо 1992 и делу Вик 1996 и найти компромиссное решение, удовлетворяющее интересы сельского хозяйства и связанных с ним отраслей промышленности и вместе с тем не ущемляющее прав коренных жителей. В избирательных кампаниях в октябре 1998 правительство Говарда пообещало продать еще одну часть акций компании "Телстра" и реформировать систему налогообложения путем введения единого налога на товары и услуги (это предложение было отвергнуто в 1993). Правительство было переизбрано, либералы сохранили большинство мест в палате представителей (хотя и с небольшим перевесом), а в сенате по-прежнему оставались в меньшинстве.