Художественная энциклопедия

Дега

Дега
(degas) Эдгар (1834, Париж – 1917, там же), французский живописец, график, скульптор; участник выставок импрессионистов. Сын банкира. Вопреки желанию родителей, посвятил себя живописи. В 1855—56 гг. учился в Школе изящных искусств в Париже, копировал работы прославленных европейских мастеров (Рафаэля, Энгра и др.), в картинах которых его привлекало совершенство рисунка. Рисунок занял значительное место и в творчестве Дега, но линия приобрела у него иное качество. Она не подчёркивает контуры совершенных форм, не акцентирует состояние гармонии и покоя, а помогает передать движение, выразить сложную внутреннюю жизнь героя. Прерывистая и подвижная, она сама воплощает биение жизни. Герои произведений Дега – его современники, обитатели Парижа (балерины, жокеи, модистки, прачки, посетители кафе). Эти качества сближают творчество художника с искусством импрессионистов, с которыми он тесно общался. Дега показывал и праздничную сторону жизни, и её прозаичные будни, ежедневный упорный труд людей, их обыденные занятия. Художник метко подмечал характерные жесты и позы. В любом сюжете, будь то залитая лучами прожекторов сцена, утомительные репетиции танцовщиц, тренировки жокеев, сценки в кафе, утренний туалет женщин, он видел поэзию и красоту («Голубые танцовщицы», ок. 1879 г.; «Прима-балерина на сцене», «Певица в кафе-шантане»; обе – 1878; «Танцовщицы на репетиции», ок. 1881 г.; «Таз», 1886; «Женщина, расчёсывающая волосы», ок. 1895 г.; «Жокеи под дождём», ок. 1881 г.). Дега много работал в технике пастели. Цветовые пятна, то нежные и матовые, то сверкающие и насыщенные, оттеняются рисунком отдельных линий, с помощью которых художник ставит необходимые акценты («Проездка скаковых лошадей», ок. 1880 г.). В 1870– 71 гг. Дега принимал участие в обороне Парижа от прусских войск; простудившись, стал испытывать проблемы со зрением. Отчасти по этой причине с 1880-х гг. он обратился к скульптуре. Герои и темы его скульптурных произведений остались теми же: изображённые в быстром движении танцовщицы и кони, женщины за туалетом. Многие статуэтки носят эскизный характер, отличаясь острой наблюдательностью и непринуждённостью поз.

Э. <strong>Дега</strong>. «Танцовщица, завязывающая ленту туфельки». 1880 г.
Э. Дега. «Танцовщица, завязывающая ленту туфельки». 1880 г.

 

Э. Дега. «Семейство Беллелли». 1860—62 гг. Музей д'Орсэ. Париж
Э. Дега. «Семейство Беллелли». 1860—62 гг. Музей д'Орсэ. Париж

 

Э. Дега. «Голубые танцовщицы». Пастель. Ок. 1879 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
Э. Дега. «Голубые танцовщицы». Пастель. Ок. 1879 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

См. также `Дега` в других словарях
Дега
, Эдгар (Degas, Edgar) 1834, Париж — 1917, Париж. Французский живописец, график, скульптор. Участник выставок импрессионистов. Родился в состоятельной и культурной семье парижского банкира де Га. Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845—1852). Некоторое время (1853) учился на юридическом факультете Парижского университета, с 1854 начал посещать мастерскую художника Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств. Копирует в Лувре работы старых мастеров, боготворит Энгра. В 1855—1860 пять раз посещает Италию, копирует Рафаэля, Беллини, Тициана и др. Много и плодотворно рисует, работает над портретом — это либо автопортреты, либо изображения родственников и друзей: Автопортрет (1857, офорт), Семья Беллели (ок. 1858—1860, Париж, музей Орсе),...
1. Французский художник, автор картин «Абсент», «Звезда», «Педикюр».
2. Живописец, график, скульптор 19-20 вв., импрессионист.
3. Кто из художников импрессионистов работал в технике пастели?
4. Этот французский живописец изображал главным образом балетные сцены.
5. Французский художник, автор картин «Модистки», «Фальстарт», «Семирамида».
Дега I Дега́ (Degas)
Илер Жермен Эдгар (19.7.1834, Париж, — 27.9.1917, там же), французский живописец, график и скульптор. В 1855—56 учился в Школе изящных искусств в Париже. В 1854—59 подолгу жил в Италии; изучал искусство итальянского Кватроченто. Испытал влияние Ж. О. Д. Энгра, усилившее пристрастие Д. к линейной основе живописной формы. Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов («Семейство Беллелли», около 1858—60, Музей импрессионизма, Париж). Наметившийся у Д. в конце 1860-х гг. принцип острого, динамичного восприятия окружающей среды и повседневного бытия человека сблизил художника в 1870-х гг. с Импрессионизмом. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему П...