Художественная энциклопедия

Декан Александр Габриель

Декан Александр Габриель
        (Decamps) (1803-1860), французский живописец и график. Представитель позднего романтизма. Учился у А. де Пюжоля, Посетил Швейцарию (1824), Турцию (1827), Италию. Создал демократические по направленности, полные реалистических наблюдений, естественные по композиции жанровые сцены ("Турецкий патруль", 1831, собрание Уоллес, Лондон; "Охота в горах", 1843, ГМИИ; "Нищие", 1845, ГЭ), сатирические рисунки в журналах "Фигаро" и "Шаривари" (в том числе острые политические карикатуры на Карла X), композиции на литературные, библейские и исторические темы, пейзажи, цикл литографий "Охота" (1829-30) и др.

Литература: Colombier P. du, Decamps, P., 1928.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

См. также `Декан Александр Габриель` в других словарях
(Decamps, Alexandre Gabriel)
(1803-1860); французский живописец и график. Родился в Париже 3 марта 1803. Учился у А.де Пюжоля. Декан был мастером романтического пейзажа, иллюстратором и карикатуристом периода Реставрации и, что особенно важно, первым художником-ориенталистом. 1827-1828 он провел в Константинополе и Малой Азии; во время пребывания там усвоил своеобразную манеру передачи эффекта взаимопроникновения света и тени. Картина Турецкий патруль (1831, Нью-Йорк, музей Метрополитен) принесла Декану известность. Среди других его знаменитых произведений: Поражение кимвров (1834, Париж, Лувр), Эксперты (карикатура, изображающая художественных критиков в облике обезьян) и серия рисунков на сюжеты из жизни Самсона (1845). Умер Декан в Фонтенбло 22 августа 1860.
Декан Александр Габриель Декан (Decamps) Александр Габриель (3.3.1803, Париж, ‒ 22.8.1860, Фонтенбло), французский живописец и график. Примыкал к романтической школе. Создавал композиции на литературные, библейские и исторические темы, пейзажи, острые политические карикатуры (в т. ч. на Карла Х). В 1827‒28 жил в Турции; создал ряд сцен восточного быта («Турецкий патруль», 1831, «Выход детей из турецкой школы», 1842, ‒ обе в собрании Уоллес, Лондон), отмеченных меткостью наблюдений, живостью и естественностью композиции. Демократизм, сочувствие обездоленным проявились в жанровых картинах Д. из парижской жизни («Нищие», 1845, Эрмитаж, Ленинград).


Лит.: Du Colombier P., Decamps, P., 1928. Большая с...