Библейская энциклопедия Брокгауза

Адам

Адам
I. ЧЕЛОВЕК; ИМЯ СОБСТВЕННОЕ

"Человек", или собират. наименование для обознач. понятия "люди/человечество". Знач. слова связано с евр. существительным см. Адама и глаголом адэм - "быть красным" (см. Едом). В Быт 2-5 и у ап. Павла А. употребляется и в знач. имени первого человека:

1) в Быт 1:26-30 человек, созданный по образу и подобию Божьему как "мужчина и женщина", завершает собой шестидневное сотворение мира. Выражение "образ Божий" относится к человеку во всей его целостности. Человек представляет Бога на земле (как, напр., изваяние царя представляет его самого). Бог создал его, чтобы иметь партнера, к к-рому Он мог бы обращаться и получать от него ответ. Человек представляет собой образ Божий только как "мужчина и женщина". Это может служить и указанием на то, что социальная роль человека, его способность к общению связаны с его подобием образу Божьему. Мужчина и женщина поставлены здесь на один уровень. В НЗ об "образе" или соотв. об "образе Божием" говорится в связи с Христом, в совершенстве олицетворяющем Собой подобие образу Бога (см. Человек, IV,1);

2) в Быт 2:4 и след.еще раз говорится о создании человека. Бог создал человека (адама) из пахотной земли (адамы) и вдохнул в него дыхание жизни, так что он стал душою живою (т.е. живым существом). По своей природе человек (вне своего духовного назначения, Быт 2:20), подобен животным (Быт 2:19; 6:17; Еккл 3:18-21). Но от всех прочих живых существ его отличает подобие образу Божьему (см. выше) и обусловленное с этим завещанное ему Богом владычество над всем творением (Быт 1:28;см. Человек). Как сказано в Быт 2, Бог создает женщину подобной А. и из плоти А. и дарует ее ему как дополнение и как спутницу. А. должен был возделывать и хранить Эдемский сад (Быт 2:15). Все Божье творение, по суждению Господа, было "хорошо весьма" (Быт 1:31). Но Бог связал человека заповедью не есть от дерева познания добра и зла (см. Дерево познания добра и зла) (Быт 2:16 и след.). Здесь вступает в действие искушение. Разрушаются доверие и послушание Богу, человек преступает указанный ему предел (см. Женщина, см. Грех);

3) из детей А. названы по именам только его сыновья Каин, Авель и Сиф (Быт 4:1 и след.,25; 5:4). А. умер в возрасте 930 лет (Быт 5:5). Данные Библии позволяют определить, когда именно жил Адам (см. Летосчисление);

4) в НЗ ап. Павел противопоставляет А. Христу (Рим 5:12 и след.; 1Кор 15:21 и след.). В результате преступления заповеди одним человеком грех и смерть вошли в мир и настигают всех людей - не через наследственность, а потому что все люди, подобно первому человеку, преступают заповедь Бога: "... потому что все согрешили" (Рим 5:12; в Синод. пер., как и в лат. пер. Библии, вместо союза "потому что" стоит "в нем", что предполагало биологич. наследственность). Как и грех, благодать пришла через одного человека, через Христа, "для многих", создав "правдою одного всем человекам оправдание". Деяние А., как и Христа, имеет всеобщее значение, причем благодать Христа оказывается сильнее грехопадения А. (Рим 5:15 и след.). И смерть, привнесенная в мир грехом, также была побеждена "последним А.", т.е. Христом (1Кор 15:45, а также ст. 21 и след.). Христианин - как и всякий человек - все еще носит образ земного человека, т.е. А., но через воскресение получит образ человека небесного, т.е. Христа. Начало этой перемены совершается уже сейчас - в "совлечении" старого и "облечении" в нового человека (Кол 3:9 и след.), что проявляется в отношениях между людьми, в частн., в отметании всего разделяющего и противопоставляющего друг другу по мере того, как сбывается сказанное ап. Павлом в Послании к колоссянам: "...все и во всем Христос".
II. НАЗВАНИЕ МЕСТНОСТИ

"Красное место", город на Иорданской равнине под Цартаном (Нав 3:16; Ос 6:7); ныне Телль-эд-Дамие, прим. в 2 км юж. впадения Иавока в Иордан. Здесь воды Иордана, по Божьему повелению, остановились, чтобы народ Израиля мог пройти по дну речного русла ниже по течению - в 30 км юж. А., у г. Иерихона.

См. также `Адам` в других словарях
Адам
(красная земля) - имя одного лица и название одного города:
а) (Быт.2:25 ). Имя первого человека, родоначальника всего человечества (Деян.17:26 ). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Господь Бог вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою. Господь дал ему владычество над рыбами морскими, и над птицами небесными и над зверями, и над всяким животным пресмыкающимся по земле (Быт.1:26 ,30; Быт.2:16 ,20). Для жительства человека Господь Бог насадил рай в Эдеме на востоке, в котором произрастало из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Из Эдема выходила река для орошения рая, разделявшаяся в свою очередь на четыре реки. Сад Эдемский был вверен попечению первого человека, чтобы он возделывал и хр...
Адам
(красная земля) - имя одного лица и название одного города:
а) (Быт.2:25 ). Имя первого человека, родоначальника всего человечества (Деян.17:26 ). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Господь Бог вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою. Господь дал ему владычество над рыбами морскими, и над птицами небесными и над зверями, и над всяким животным пресмыкающимся по земле (Быт.1:26 ,30; Быт.2:16 ,20). Для жительства человека Господь Бог насадил рай в Эдеме на востоке, в котором произрастало из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Из Эдема выходила река для орошения рая, разделявшаяся в свою очередь на четыре реки. Сад Эдемский был вверен попечению первого человека, чтобы...
м. Имя первого человека на Земле, созданного - по библейскому сказанию - Богом.
Адам
- взятый из красной глины; первочеловек, праотец
Краткий церковнославянский словарь
(Adam) Карл, свящ. (1876-1966), нем. католич. богослов и публицист. Род. в Баварии. Образование получил в Мюнхене и Страсбурге. В 1900 принял сан священника и служил на приходе. С 1917 проф. нравств. богословия в Страсбурге, а с 1919 проф. догматич. богословия в Тюбингенском ун-те (до 1948). Труды А. в основном касались вопросов *христологии и *экклезиологии. Широта взглядов и лит. талант завоевали ему много читателей и на родине, и за рубежом. Книга А. "Сущность католицизма" ("Das Wesen des Katholizismus", Augsburg, 1924) переведена на 11 языков. Однако его позиция, близкая к экуменизму, долго вызывала недовольство в консервативных католич. кругах. Скончался А. в Тюбингене. Одно из самых популярных произведений А. "Иисус Христос" ("Jesus Christus", Augsburg, 1933; рус. пер.: Брюссель, 1961) вышло в трагические для Германии дни, когда к власти пришли нацисты и Гитлер, по выражению самого А., желал "в бешеной ненависти ко Христу, сыну Давидову, разрушить не только царства мира сего, но ...
адам
, м.
от Адама; с Адама
шутл. или ирон.
с предыстории чего-л., издалека (начинать сообщение, изложение и т. д.).
[По библейскому сказанию, Адам — имя первого человека на Земле]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
Буквальный перевод с древнееврейского - "из красной глины" (земля, из которой, по библейскому сказанию, был сотворен первый человек). Этим именем нарекают людей во многих странах. В раннем детстве нареченные этим именем болезненны, ранимы. Не похожи ни на отца, ни на мать. Очень эмоциональны, упрямы, настойчивы, могут солгать. У них много друзей. Нервная система очень неустойчива. Занимаются спортом: футболом, гимнастикой. Некоторые Адамы, рожденные зимой, могут стать спортсменами высокого класса, благодаря своей настойчивости и даже упрямству добиваются больших результатов. В зрелом возрасте характер несколько меняется, становится более спокойным. Работают спортивными тренерами, в сельском хозяйстве ? агрономами, ветеринарами; среди них есть программисты и конструкторы, кулинары и художники, священники и писатели. В браке им не очень везет, хотя сами они хорошие отцы семейства. Сложные отношения устанавливаются между женой и матерью Адама: у них полная несовместимость. Любят животных,...
вообще, человек во плоти, грешник; | падкий на соблазн. И ты адам, и я адам; все мы адамы. | Взятый от земли; | праотец. Помер Адам - ни Богу, ни нам, ни душа на небо, ни кости в землю, разбитый горшок. Это при Адаме было, в старину незапамятную. Новый Адам, церк. Спаситель. Адамово дерево, растен. Catalpa bignoides; | растен. Palolownia imperialis. Адамова голова, мертвая голова, т. е. человеческий череп; | тропическое растение мандрагор, Mandragora offic. или Atropa Mandragora, из семейства пасленовых. | Растен. черный осот, Centaurea scabiosa, пупочник, шишкарник, шелобольник, пустосель или пустосел, ошибочно постушель. | Вят. растен. Cypripedium calceolus, кукушкины сапожки. | Самый большой сумеречник, бабочка мертвая голова. Sphinx Caput mortuum, на спинке которой виднеется изображение человеческого черепа. Живет на картофеле, в южной <России> Росии [западные европейцы должны сдваивать свое s, где оно произносится твердо; нам этого не нужно] вредит ульям; у одного только этого нас...
АДАМ - по Библии - первый человек, прародитель человечества. Библейский рассказ о сотворении А. и Евы, грехопадении и изгнании их из рая (кн. Бытия, I-V) породил обширную литературу апокрифического характера. Наиболее крупным памятником этого рода является так наз. «А. книга», в к-рой описана жизнь А. и Евы после изгнания из рая. История первых людей часто служила темой для мистерий (русская мистерия XVII в. - «Жалостная комедия об А. и Еве»).
АДАМ, в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого, созданный Богом.
(А прописное), Адама, м. В выражениях: от Адама, (начиная) с Адама (разг.) - от начала мира. От Адама до наших лет. Маяковский. (По имени Адама - первого человеке на земле в библейской легенде.)
адам
АДА́М -а; м. [от др.-евр. adam - человек]. [с прописной буквы] Адам-прародитель (согласно библейскому рассказу: первый человек, сотворённый Богом). * Адам прельщён женою, а жена змеёю (Посл.).
От Ада́ма и Евы; От Ада́ма; С Ада́ма. Издалека, с самого начала (обычно начинать рассказ, изложение чего-л., какое-л. дело и т.п.). В костюме Ада́ма. В обнажённом виде (о мужчине).
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
(еврейское adamah - земля). Мужское имя: "сотворенный из земли".
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
еврейское adamah, земля. Имя: земной человек.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
Адам в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого, созданный богом.
Адам
(древнеевр. Adam, греч. Άδάμ, лат. Adam) — библ. имя первого человека. Вероятно, этимологически имя А. связано с древнеевр. словом ‘adamah — земля. В древнеевр. тексте ВЗ слово ‘adam означает весь человеч. род, человека вообще или персонифицированного первого человека, причем последнее значение — не самое употребительное. Уже описание сотворения человека (Быт 1, 26) допускает как личностную, так и собирательную трактовку этого слова. В качестве прародителя А. упоминается в Быт 4, 1.25; 5, 1–5; 1 Пар 1, 1; Прем 10, 1–2; Тов 8, 6. Грехопадение А. и Евы и их изгнание из рая (Быт 3) отразилось на судьбе всего человечества (первородный грех).
В НЗ А. показан как родоначальник человеч. семьи (1 Тим 2, 13–14); в сопоставлении с Христом как ...
(евр. âdâm, «человек»), в библейских сказаниях первый человек. В Библии имеется два основных сказания о сотворении человека богом. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены - из его ребра: «...и не было человека для возделывания земли. И создал бог Яхве человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою... И сказал бог Яхве: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Бог Яхве образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навёл бог Яхве на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию. И создал бог Яхве из ребра, взятого у человека, жену, и пр...
АДАМ
Начинать/ начать с Адама. Книжн. Устар. часто Шутл. или ирон. Вести изложение с самого начала, с основополагающих фактов. БМС 1998, 19-20.
От (с) Адама. Разг. Устар. часто Ирон. С древности, издавна. БТС, 29; ФСРЯ, 29; БМС 1998, 19.
С Адама и Евы. Книжн. Устар. То же, что от Адама. БТС, 29; Ф 1, 13.
Совлечь с себя ветхого Адама. Книжн. Устар. Духовно обновиться, усвоить новые взгляды и привычки, освободившись от старых. Ф 2, 172. /em> Выражение восходит к Посланиям апостола Павла к Римлянам, Ефесянам, Колоссянам. БМС 1998, 20.
С-под Адама. Пск. То же, что от Адама. ПОС 1, 51.
...
АДАМ - в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого, созданный богом.
(земля или земной, может быть также красноватый)-а) человек, сотворенный Богом по Своему образу и подобию, праотец всех людей на земле, собирательное имя людей. Господь Иисус Христос называется вторым или последним Адамом; (См. человек) б) (Нав 3.16)-город южнее места впадения Иавока в Иордан.
Адам
       1. в библейских сказаниях первый человек.
       2. в мусульм. религии первый человек. Соотв. библейск. Адаму. По одной из версий Корана, аллах создал А. из глины, по другой — из праха земного, с тем чтобы он был его наместником на земле, научил именам всех вещей и приказал ангелам, к-рые этих имен не знали, пасть перед А. ниц. Отказался только Иблис, за что и был изгнан из райского сада, в к-ром жили А. и его жена (Хавва).

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998. ...

Станца делла Сеньятура.
согласно Ветхому Завету, первый человек, сотворенный Богом. "Адам" происходит от еврейского слова "адама" ("земля"), что видно из слов: "И создал Господь Бог человека из праха земного" (Быт 2:7). Некоторые ученые связывают имя "Адам" с аккадским глаголом "адаму" ("делать", "создавать"). Книга Бытия содержит два рассказа о сотворении человека. Согласно первому, человек был сотворен разделенным на два пола, как и другие виды животных. В другом описывается сотворение из земного праха мужчины - Адама и последующее сотворение из его ребра женщины - Евы. Адам и Ева жили в состоянии детской невинности в саду Эдема, где им было дозволено есть плоды от любого дерева, за исключением плодов от "древа познания добра и зла". Искушенная змеем Ева попробовала запретный плод и угостила им Адама. Совершив этот акт непослушания, они осознали свою наготу и греховность и уподобились богам, знающим различие между добром и злом. Чтобы Адам и Ева не смогли вкусить также и от "дре...
адам

в костюме Адам..

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
1. Первый мужчина.
2. Самый первый донор на свете.
3. Роман чешского писателя 20 в. Яна Козака «... и Ева».
4. Имя польского поэта 19 в. Асныка.
5. Роман швейцарского писателя 19-20 вв. Шарля Фердинанда Рамю «... и Ева».
6. Мужчина, который не имел тещи.
7. Роман английской писательницы Джордж Элиот «... Бид».
8. Именно у него кусочек краденого яблока встал поперек горла.
9. Фильм Виктора Титова «... женится на Еве».
10. Кто был сотворен в шестой день?
11. Персонаж оперетты австрийского композитора Карла Целлера «Продавец птиц».
12. Имя американского актера Сэндлера.
13. Архитектор, чьи постройки определили целую культурную эпоху в Англии.
14. Ученый и изобретатель Алексей Добротворский утверждает, что в истории был только один незаменимый человек. А кто?
15. Мужик, слепленный из глины в субботу.
16. Допотопный однолюб.
17. Единственный, кто оказался в раю при жизни.
18. Первый парень в раю.
19. Мужчина, обделенный...
Адам
(др.-евр. - человек) первый человек на земле, созданный Богом по Своему образу и подобию. Память в Неделю святых отец и в Неделю святых праотец.
Православный энциклопедический словарь. — Москва. 1998
Адам I Ада́м (др.-евр. — человек)
в иудаистской и христианской мифологиях первочеловек и отец рода человеческого. Согласно Ветхому завету (См. Ветхий завет), бог создал А. как венец акта миротворения по образу и подобию своему из праха земного, вдул в ноздри его «дыхание жизни», сделал владыкою над землёю и всем на ней сущим. Миф об А. нашёл отражение и в Коране, поэтому А. является первочеловеком и для мусульман. С именем и образом А. связаны также многие легенды и предания, встречающиеся в апокрифической и побиблейской иудаистской литературе.
М. И. Занд.
II А́дам (Adam)
Роберт (3.7.1728, Керколди, — 3....