Библейская энциклопедия Брокгауза

Авраам

Авраам
Авраам (евр. Аврахам).

I.

Имя патриарха первонач. звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам (Быт 17:5). Обе формы по значению соответствуют исходному авирам - "(мой) отец возвышен", причем под словом "отец" может подразумеваться Бог. В Быт 17:5 А. истолковывается как "отец множества" (евр. ав-хамон). Имеются подтверждения существования этого имени на Бл. Востоке во II тысячел. до Р.Х.

II.

Согл. данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением А. и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт 21:5; 25:26; 47:9); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх 12:40). О конкретных современниках А. в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными ист. личностями. Археол. находки последних десятилетий (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают нек-рый свет на образ жизни, правовые отношения, обычаи и религ. представления, существовавшие во времена патриархов. Однако более точная датировка времени праотцев вообще и периода жизни А. в частности невозможна. Ориентировочно это время можно ограничить рамками первой пол. II тысячел. до Р.Х.; А. жил прим. с 2000 до 1800 г. до Р.Х.

III.

А. был сыном Фарры из рода Сима. У А. были братья Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре Халдейском еще при жизни Фарры (Быт 11:27 и след.). Жена А., Сара (впоследствии Сарра), от к-рой у него не было детей, была его сводной сестрой (Быт 20:12). Фарра вместе с А., Сарой и Лотом ушел из Ура, направляясь в Ханаан. На пути вверх по Евфрату они сначала поселились в Харране, месте пересечения караванных путей. Оттуда в возрасте 75 лет А. последовал дальше, к первонач. цели своего странствования, Ханаану (Быт 12:4). По словам Стефана (Деян 7:4), это произошло после смерти Фарры.

IV.

А. отправился из Харрана, повинуясь зову Господа (Быт 12:1-3), К-рый вывел его из Ура Халдейского (ср. Быт 15:7; Неем 9:7 и Деян 7:2-4). Призывая А., Бог дал ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его, а в нем - "все племена земные" (Быт 12:3). Вероятно, А. следовал из Харрана через Дамаск (примечат., что его раб Елиезер был родом из Дамаска, (Быт 15:2)по обычному пути, связывавшему Месопотамию с Ханааном. За искл. Фарры, его сопровождали все, кто вышел вместе с ним из Ура, что также свидет-вует о том, что его отец Фарра умер в Харране. Но и в Ханаане А. не обрел постоянного места жительства (см. Шатер). Он располагает свой стан в Сихеме (Быт 12:6), где Господь дарует ему обетование отдать его потомкам Ханаанскую землю. После этого А. отправляется в местность, располож. между Вефилем и Гаем, а оттуда идет на юг, но голод заставляет его отправиться в Египет. Из страха перед фараоном он выдает Сару за свою сестру. Возвратясь на юг Ханаана, А. вновь отправляется в Вефиль (Быт 13:1,3). Здесь он расстается с Лотом, предоставляя ему право поселиться в плодородной долине Иордана, к-рую тот сам выбрал. Вслед за этим Бог вновь обещает отдать во владение А. и его потомкам всю Ханаанскую землю, и А. располагается на жительство у дубравы Мамре в Хевроне. А. заключает союз с живущими здесь аморреями (Быт 14:13). Когда Лот попадает в плен во время набега четырех царей с востока, А. освобождает его. Возвращающегося домой победителя благословляет Мелхиседек, и А. отдает ему десятину от своей воен. добычи.

V.

А. получает от Бога обетование о том, что ему будет даровано многочисл. потомство. А. поверил обетованию, и Бог вменил ему это в праведность (15:5 и след.). Обещание дать землю заверяется торжеств. заключением завета между Богом и А. А. пытается собств. усилиями осуществить обетование, касающееся его потомков, и, по совету Сары, производит на свет сына от ее служанки Агари. Согласно закону (о котором также свидетельств. тексты из Ура и Нузы), этот ребенок считался сыном госпожи (Быт 16:2); т.о., когда А. было 86 лет, у него родился сын Измаил (Быт 16:15 и след.). Через 13 лет (Быт 17 и след.)Господь повторяет Свое обетование: не Измаил, а Исаак, сын Сары, к-рая с этого времени должна именоваться Саррой ("княгиня/госпожа"), будет наследником А. При этом А. принял знамение завета - обрезание, и Бог изменил его имя на "Авраам". Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества А. Лот был спасен. А. уходит на юг. В Гераре он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом. Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость. Потом у столетнего А. родился сын Исаак. По просьбе Сарры и Божьему повелению А. отослал Агарь и Измаила прочь (Быт 21:1-21). В Вирсавии ("колодец клятвы") А. заключил союз с герарским царем Авимелехом и еще долгое время оставался в этих местах. Здесь Бог повелел ему принести в жертву Исаака. А. повиновался в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17-19). В последний момент Господь вмешивается в происходящее и окончат. подтверждает все обетования, данные А., к-рый вновь возвращается в Вирсавию (Быт 22).

VI.

Когда Сарра в возрасте 127 лет умерла, А. купил у Ефрона хеттеянина пещеру Махпелу и похоронил ее там. Описание этого события напоминает по ф-ме купчую, аналогичную хеттским. Цена в 400 сиклей серебра считалась немалой (см. Деньги). Этот участок был единств. земельной собственностью, приобрет. А. Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, получ. во владение праотцем израильтян. После смерти Сарры, когда А. было 140 лет, он направил своего раба Елиезера (см. IV) в Месопотамию с поручением найти среди родственников А. жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой. Елиезер нашел в городе Нахора (Быт 24:10), располож. вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой. Впоследствии А. взял в жены Хеттуру, к-рая подарила ему еще 6 сыновей (Быт 25:1 и след.). Всех своих наложниц (и их сыновей) А. отослал прочь. А. умер в возрасте 175 лет. Исаак и Измаил похоронили его рядом с Саррой в пещере Махпеле.

VII.

У А. было много крупного и мелкого скота и достаточно работников (Быт 24:35). Покидая Харран, он взял с собой приобретенных там рабов (Быт 12:5). Позднее сообщается о рабах, подаренных ему (Быт 12:16; 20:14), купленных им или рожденных его рабынями (Быт 17:23,27). Из числа этих рабов в его распоряжении находились 318 мужчин, испытанных в бою против четырех царей (Быт 14:14). Вожди хеттеев относились к нему как к "князю Божию" (Быт 23:6), аморреи и филистимляне заключали с ним союзы (Быт 14:13; 21:22-32). Учитывая происхождение и богатство А., можно предположить, что среди его рабов имелись и писцы, т.к. известно о широком распространении письменности в Уре Халдейском во времена А. Не исключено, что письм. свидет-ва людей из окружения А. могли стать источником для книги Бытие (см. Пятикнижие Моисея).

VIII.

Господь избрал А. быть родоначальником Израиля (Быт 12:2; 17:4-8; Ис 51:2), Божьего народа среди проч. народов. На это избрание А. отвечает послушанием (Быт 12:4)и верой (Быт 15:6; Евр 11:8), являя пример для всех верующих (ср. Гал 3:29); см. Жилище, III). Вера А. подвергается небывалому испытанию, и он становится "другом Божиим" (Ис 41:8; Иак 2:23) и отцом тех, кто послушен в вере (Рим 4; Гал 3:6-14; Евр 11:8-19; Иак 2:21-24). см. Праотец, патриарх.

См. также `Авраам` в других словарях
АВРААМ (Абрам) - в Библии родоначальник евреев, отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына в жертву, но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом.
АВРААМ приносит в жертву Исаака. Миниатюра 13 в.
АВРААМ приносит в жертву Исаака. Миниатюра 13 в.
Рембрандт. "Жертвоприношение Авраама".
в Ветхом Завете, первый библейский патриарх, родился ок. 2000 до н. э. в Уре Халдейском (Месопотамия). Первоначально звался Аврам. Женился на своей единокровной сестре Саре (позднее названной Саррой) и вместе с семьей переселился в Харран. После смерти отца Авраам вместе со своим племянником Лотом отправился в Ханаан. Лот поселился в долине Иордана, Авраам же продолжил путь по стране и построил жертвенники в Сихеме, Вефиле, Хевроне и Вирсавии. Когда в Ханаане выдался голодный год, Авраам ушел в Египет, а затем в землю филистимлян, после чего возвратился в Ханаан. Когда Лот был захвачен в плен, Авраам во главе 318 вооруженных рабов разбил союз четырех царей и освободил Лота и других пленников, отказавшись от всякой награды. Авраам был свидетелем ужас...
Авраам
(древнеевр. ‘Abraham, греч. Άβραάμ, лат. Abraham — досл. «отец многих») — ветхозаветный патриарх.
В Библии. Рассказы об А. содержатся в гл. 12–25 кн. Бытия. До встречи с Богом, описанной в Быт 17, он носил имя Аврам (‘Abram — «отец возвышен»). В гл. 17 Книги Бытия Бог дает Авраму новое имя: «Авраам». Согласно генеалогиям Книги Бытия, А. — дядя Лота (прародителя моавитян и аммонитян), отец Измаила (прародителя арабов), дед Исава (прародителя идумеев) и Иакова (прародителя евреев).
Рассказ об А. начинается с того, что Бог велит А. покинуть родину (Месопотамию) и идти в чужую страну — Палестину, обещая, что отдаст эту страну потомкам А. Несмотря на то что Сарра, жена А., бездетна, Бог вновь и вновь заве...
(отец множества)-праотец еврейского народа и всех верующих в истинного Бога. Сын Фарры, потомок Сима, он родился в Уре халдейском (в нижнем течении реки Евфрат) примерно за 1950 лет до РХ. В возрасте 70 лет он с отцом, с женой Сарой, братом Нахором и племянником Лотом переселился в Харан (в среднем междуречье). Затем, в 75 лет по призыву Божию он переселился в Ханаан с Сарой и Лотом. Из-за голода он на некоторое время уходил в Египет, но потом вернулся и обосновался в Мамре. Здесь от него отделился Лот. Возвращаясь после освобождения Лота из рук его похитителей, он встретил Мелхиседека, который благословил его. В это время ему снова Богом было подтверждено обетование о наследнике, в котором благословятся его многочисленные потомки, и было предсказано четырехсотлетнее пленение в Египте. В 86 лет у него от Агари родился Измаил, а через 13 лет ему снова явился Бог, подтвердил Свое обетование о наследнике, заключил с ним союз обрезания, переменил его имя с Аврама на Авраам и имя его жены с...
(др.-евр.; букв. значение, по-видимому, - отец множеств), сокр. Абрам, - мифич. родоначальник евр. племен. Библейская традиция (кн. Бытия, XI-XXV) считает родиной А. Ур и сообщает о его странствованиях по Двуречью, Палестине и Египту. А. приписывается победа над эламитами и их союзником, вавилонским царем Хаммурапи (Амрафелом). Легенда о столкновениях гл. жены А. Сарры и его наложницы Агари ярко отражает патриархальную семью, а рассказ о неудавшейся попытке А. заколоть в жертву богу Яхве своего сына Исаака свидетельствует о начавшейся отмене человеч. жертвоприношений (ср. греч. миф об Ифигении).
Еврейское мужское имя Abraham: "отец многих народов".
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
см. АБРААМ.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
евр. Abraham, отец множества, или многих народов. Еврейское имя.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
АВРААМ (Абрам), в Библии родоначальник евреев и арабов, отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына в жертву, но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом.
(евр. \'abraham, ср. имя \'a-bu-ra-mu, засвидетельствованное в месопотамских клинописных текстах со 2-й половины 3-го тыс. до н. э., а также в обнаруженных в 1970-х гг. текстах из сирийской Эблы от 3-го тыс. до н. э.), в ветхозаветных преданиях избранник Яхве, заключивший с ним «завет» (союз), один из патриархов, родоначальник евреев и (через Измаила) арабов. Согласно традиции, первоначально имел имя Аврам (в два слога), но в виде особой милости получил от бога прибавление к своему имени дополнительного слога (Быт. 17,5). Сын Фарры (Тераха), генеалогия которого возводится к Симу (Быт. 11), уроженец города Ура в Южной Месопотамии (библ. Ур Халдейский, см. Быт. 11, 28). Таким образом, предки А. жили «за рекой» (за Евфратом) и были язычниками (Иис. Нав. 24, 2-3). Бог требует от него: «пойди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12, 1). В этом конкретном акте концентрируется весь драматизм разрыва с пр...
Авраам
         в ветхозавет. преданиях избранник Яхве, заключ. с ним «завет» (союз); один из патриархов, родонач. евреев и (через Измаила) арабов. Согл. традиции, первонач. имел имя Аврам (в два слога), но в виде особой милости получил от бога прибавл. к своему имени дополнит. слога. Сын Фарры (Тераха), генеалогия к-рого возводится к Симу; уроженец г. Ура в Юж. Месопотамии.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

Авраам
Абрам, мифический родоначальник евреев. Библейская традиция (кн. Бытия, XI—XXV) считает родиной А. Ур и сообщает о его странствованиях по Двуречью, Палестине и Египту. А. приписывается победа над эламитами и их союзником — вавилонским царём Хаммурапи (Амрафелом). Рассказ о неудавшейся попытке А. заколоть в жертву богу Яхве своего сына Исаака свидетельствует о начавшейся отмене человеческих жертвоприношений (ср. древнегреческий миф об Ифигении (См. Ифигения)). В Коране А. (Ибрахим) считается родоначальником евреев и арабов и одним из предшественников Мухаммеда. В Мандеизме А. — один из лжепророков.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия Авраам`Словарь синонимов`
авраам

отойти в лоно Авраама..

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
Авраам
   (Аврагам) - первый из трех праотцев еврейского народа (см. ст. Праотцы).

Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим - Тель-Авив. . 1983.

1. Родоначальник еврейского народа.
2. Господь, согласно Библии, явился ему у дубравы Мамре, «когда он сидел у входа в шатер, во время зноя дневного».
3. Он выдавал собственную жену за сестру, чтобы не быть убитым, когда фараон потребует её к себе в гарем.
4. В Библии - один из трех сыновей Фарры, отец множества различных народов.
5. Кто, по велению бога Яхве, должен был принести в жертву собственного сына?
6. Отец Исаака.
7. Имя певца Руссо.
8. Настоящее имя композитора Аркадия Островского, автора песни «Пусть всегда будет солнце».
Авраам
Авраам
(евр. \'abraham, срв. имя a-bu-ra-mu, засвидетельствованное в месопотамских клинописных текстах со 2-й половины Ш-го тыс. до н. э„ а также в обнаруженных в 1970-х гг. текстах из сирийской Эблы от Ш-го тыс. до н. э.), в ветхозаветных преданиях избранник Господа, заключивший с ним «Завет» (союз), один из патриархов, родоначальник евреев и (через Измаила) арабов. Согласно традиции, первоначально имел имя Аврам (в два слога), но в виде особой милости получил от Б...
Авраам
(первоначально Аврам) — ветхозаветный патриарх и родоначальник евр. народа, род. в г. Ур, в Северной Месопотамии, за 2040 л. д. Р. Х. Отца его звали Фарра, у евреев Терах, а у арабов Азар. Имя матери А. в Св. Писании не упоминается, по преданиям же арабским (см. Herbelot I, 64), имя ее было Адна, а по раввинским (Баба-Батра 91-а) — Аматлея, вероятно, Аматсула — древнехалдейское женское имя, встречаемое в клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие. Живя среди языческого мира, А. первый познал лживость служения идолам и постиг существование единого Бога, апостолом которого он и сделался. Преследуемый за то своими языческими соотечественниками, А. на 75-м году жизни ...