Энциклопедия культурологии

АБСУРД

АБСУРД
АБСУРД
АБСУРД
        понятие, показывающее, что мир выходит за пределы нашего представления о нем; этимологически восходит к латинскому слову absurdus — неблагозвучный, несообразный, нелепый, от surdus — глухой, тайный, неявный; наиболее важными пограничными значениями слова “А.” представляются глухой (как неслышимый), неявный и нелепый: А. в данном случае воспринимается не как отсутствие смысла, а как смысл, к-рый неслышим. Понятие А. тесно связано с рационалистич. логикой. В характерной для неорационализма статье М. Стафецкой “Феноменология А.” А. определяется как “ловушка, в к-рую попадает сознание”, как “плата за ослепление доказательной мощью понятия”. Для рационалистов А. — бездна, отделяющая правильный, разумный мир сознания от беспорядочной гармонии хаоса, со всех сторон продуваемой ветрами смыслов. А. — неявен, он одновременно имеет и не имеет место, т.е. находится в и вне нашего мира. Поэтому абсурдное для нашего мира в другом мире может восприниматься как имеющее умопостигаемый смысл. “А. — граница формализованного мышления, без к-рой оно не может функционировать” (Г. Померанц). Переходя эту границу, формализованный разум может достигать качественно нового уровня (напр., алгебра Буля, геометрия Лобачевского, физика Эйнштейна и Бора). Абсурдное мышление выступает в качестве импульса к образованию иного мира, одновременно расширяя иррац. основу мысли; а сам А. обретает смысл, к-рый может быть высказан и понят.
        В рус. языке есть слово, семантически вбирающее в себя понятия А. и нонсенса — бессмыслица. Нонсенс и бессмыслица во многом имеют сходные значения: нонсенс — не простое отсутствие смысла, а скорее активная невозможность существования смысла; бессмыслица — проистекающая из этого невозможность проявления действий субъектом, этого смысла лишенным. Одна из наиболее значит, теорий бессмыслицы была разработана в кружке “чинарей” (А. Введенский, Я. Друскин, Л. Ли-павский, В. Олейников, Д. Хармс). Этот кружок, существовавший в 20-30-е гг., — попытка художественно-филос. развития и преодоления традиции рус. авангарда. Своеобразным манифестом “чинарей” можно считать строки А. Введенского “Горит бессмыслицы звезда, она одна без дна...” Исходя из тезиса о текучести мысли и языка, у “чинарей” можно различить два вида бессмыслицы. Первый — бессмыслица речи, в к-рой слова вводятся в непривычный для них контекст, что приводит к “столкновению смыслов” в тексте и языке. Через разрушение ассоциативных и логич. связей “чинари” создавали свой язык, в к-ром даже отд. слово могло быть переполненной смыслами герметической метафорой. Второй вид бессмыслицы можно назвать онтологическим. Возможно, это было самое близкое соприкосновение (а не заимствование!) рос. филос. традиции с франц. экзистенциализмом.
        В отличие от экзистенциалистов, считавших, что нонсенс просто противоположен смыслу, Делёз пишет: “Нонсенс — то, что не имеет смысла, но также и то, что противоположно отсутствию последнего, что само по себе дарует смысл...” Делёз отмечает, что в структурализме смысл не является целью (а иногда и ценностью). “Смысла всегда слишком много, это избыток, производимый нонсенсом как недостатком самого себя”.
        Однако существует и другая традиция истолкования смысла, традиция, в к-рой “смысл должен быть найден, но не может быть создан”. Это “смыслоцентрич.” традиция находит свое выражение и в европ. рационалистич. философии 18-19 вв., и в экзистенциализме, и в других течениях гуманитарной мысли Запада. В “гуманистич. психологии” смысл существует и как условие человеч. существования, и как смысл конкр. ситуации. Это проявляется и тогда, когда речь идет о смысле жизни человека, о конкр. ситуации в бытии или о слове в тексте. Но, говоря об интерпретации слова (самого по себе или в контексте), мы сталкиваемся с двумя понятиями — смысл и значение, — разграничение областей действия к-рых составляет одну из важнейших проблем совр. герменевтики и деконструктивизма. Деррида понимает значение текста как навязывание этого значения читателем, “вкладывание” его в текст, якобы этого смысла не имеющий. Он исходит из того, что слово и обозначаемое им понятие никогда не могут быть одним и тем же. Э. Хирш разделяет данные понятия; для него смысл (meaning) — первонач. смысл, получаемый читателем при восприятии текста, а значение (significance) возникает в рез-те соотнесения первонач. смысла с контекстом внутр. мира интерпретатора. Существуют и другие трактовки значения и смысла, но все они выводят нас на глобальную проблему понимания.

Лит.: Введенский А. Полн. собр. соч. в 2-х тт. М., 1993; Друскин Я.С. Видение невидения. СПб., 1995; Неретина С. Верующий разум. Архангельск, 1995; Померанц Г. Язык абсурда // Померанц Г. Выход из транса. М., 1995; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Стафецкая М. Феноменология абсурда// Мысль изреченная. М., 1991; Барт Р. Избр. работы: Семиотика, поэтика. М., 1994; Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995; Hirsch E.D. The Aims of Interpretation. Chi.; L., 1976.

А. Г. Трифонов

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.


См. также `АБСУРД` в других словарях
1. Нелепость, бессмыслица.
2. Латинская «нелепость».
3. Научное название ерунды.
4. Нелепица.
5. Несуразица.
6. Импортная чушь.
7. Бессмыслица, нелепость.
абсурд
, м.
Нелепость, бессмыслица.
Довести до абсурда.
На темы рассказов дяди Васи ходили между воспитанниками пародии, преувеличенные до абсурда. Куприн, На переломе.
[лат. absurdum]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
(лат. absurditas, от ab - от и surdus - глухой). Нелепость, бессмыслица.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
[лат. absurdus - нелепый] - 1) бессмыслица, нелепость, нонсенс; 2) лит. драма а. - одно из проявлений авангардизма; для драмы а. характерны гротескно-комическая демонстрация ложности и бессмысленности человеческого бытия, бесцельности человеческого существования с экзистенциалистской точки зрения, особенно нашедшие отражение в литературных трудах А. Камю, Ж. П. Сартра, Э. Ионеско, С. Беккета и Э. Олби. Ср. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.
(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
бесс...
абсурд
АБСУ́РД -а; м. [лат. absurdum]. То, что противоречит здравому смыслу; нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда. Прийти к абсурду. Театр абсурда (течение в драматургии, изображающее мир лишённым логики и смысла).
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
(от лат. absurdus - нелепый, глупый) - нелепость, противоречие. В логике под А. обычно понимается противоречивое выражение. В таком выражении что-то утверждается и отрицается одновременно, как, напр., в высказывании "Тщеславие существует и тщеславия нет". Абсурдным считается также выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого все-таки может быть выведено противоречие. Скажем, в высказывании "Александр Македонский был сыном бездетных родителей" есть только утверждение, но нет отрицания и, соответственно, нет явного противоречия. Но ясно, что из этого высказывания вытекает очевидное противоречие: "Некоторые родители имеют детей и вместе с тем не имеют их". А. отличается от бессмысленного: бессмысленное не истинно и не ложно, его не с чем сопоставить в действительности, чтобы решить, соответствует оно ей или нет. Абсурдное высказывание осмысленно и в силу своей противоречивости является ложным. Напр., высказывание "Если идет дождь, то трамвай" бессмысленно, а высказ...
-а, м. Нелепость, бессмыслица. Довести мысль до абсурда. * Театр (драма) абсурда - течение в драматургии, изображающее мир как хаос и поступки людей как алогичные, бессмысленные.
абсурд
АБСУРД а, м. absurde m. 16 в., Монтень. Рей 1998. Нелепость, бессмыслица. Уш. Переписывал изъяснение слова Farce, взятого из "Энциклопедии" и перевел l\'absurde et l\'obscène нелепое и безчинное; кажется, что сие пойдет в представление к комедии. 1787. Храповицкий Дн. Плата за не исполненный еще труд есть абсурд. 12. 1. 1886. Чехов - Н. А. Лейкину. ♦ Доводить что-л. до абсурда, дойти до абсурда, прийти к абсурду. БАС-2. Осмеивать идею - значит доводить ее до абсурда и показывать таким образом ее несостоятельность. Писарев Цветы невин. юмора. Абсурд - это ясный разум, сознающий свои пределы. Камю. // Борохов....
(от лат. absurdus — нелепый, глупый) — в логике под А. обычно понимается противоречивое выражение. В таком выраже­нии что-то утверждается и отрицается одновременно, как, напр., в высказывании «Тщеславие существует и тщеславия нет». Абсур­дным считается также выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого все-таки может быть выведено противоречие. Скажем, в высказывании «Александр Македонский был сыном бездетных родителей» есть только утверждение, но нет отрицания и, соответственно, нет явного противоречия. Но ясно, что из этого высказывания вытекает очевидное противоре­чие: «Некоторые родители имеют детей и вместе с тем не имеют их». А. отличается от бессмысленного: бессмысленное не истинно и не ложно, его не с чем сопоставить в действительности, чтобы решить, соответствует оно ей или нет. Абсурдное высказывание осмысленно и в силу своей противоречивости является ложным. Напр., высказывание «Если идет дождь, то трамвай» бессмыслен­но, а высказывание «Яблоко было р...
абсурда, м. (латин. absurdum). Нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда.
АБСУРД
Доводить/ довести до абсурда что. Разг. Неодобр. Делая что-л. неправильно, последовательно приходить к явной нелепости. БМС 1998, 18.
Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп 2007
абсурд
См. вздор, нелепость...
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
АБСУРД (лат. ad absurdum - исходящий от глухого) - термин интеллектуальной традиции, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. В истории философии понятие "А." стало использоваться экзистенциализмом как атрибутивная характеристика отношений человека с миром, лишенным "смысла" и враждебным человеческой индивидуальности. Осознание отчуждения человека от мира и самоотчуждения индивида порождает "абсурдное сознание" (Камю, "Миф о Сизифе. Эссе об абсурде"). Понятие А. нередко использовалось и для критики претензий научного разума, бессильного перед непостижимостью мира, которую можно постичь лишь через художественное сознание. Тема А. была присуща творчеству С.Беккета, Э.Ионеско, С.Дали, А.Тарковского и мн. др.). В традиционной логике "доведение до А." предполагает доказательство внутренней противоречивости утверждения. В повседневной жизни понятием "А." принято обозначать утрату субъектом действия его смысла. При условии недостаточности инструментария и инфор...
абсу́рд
сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? абсу́рда, чему? абсу́рду, (вижу) что? абсу́рд, чем? абсу́рдом, о чём? об абсу́рде
1. Абсурдом вы называете те высказывания других людей, ту ситуацию, то положение вещей, которые вы считаете бессмысленными, неправильными, нелепыми, выходящими за рамки здравого смысла. Употребление этого слова выражает ваше эмоционально-негативное восприятие определённой ситуации.

Полный абсурд! | В их отношениях творился страшный абсурд.

Абсурд`Энциклопедия моды и одежды`
Абсурд
(от лат. absurdus - нелепый) - бессмыслица, нелепость. В одежде нелепый наряд. Понятие "Мода абсурда" возникло в 60-е гг. XX в. Начало течению моды положили хиппи и продолжили панки.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Энциклопедия моды и одежды 2011
абсурд Заимств. из франц. яз. во второй половине XIX в. Франц. absurde < лат. absurdum «нелепое, глупое», преф. производного от surdum «неясное, бессмысленное» < «глухое, неслышное». Ср. сурдопедагогика с тем же корнем в первой части сложения. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004
АБСУРД (от лат. absurdus - нелепый) - бессмыслица, нелепость.
АБСУРД
АБСУРД
(от лат. absurdus — нелепый, глупый) — нелепость, противоречие. В логике под А. обычно понимается противоречивое выражение. В таком выражении что-то утверждается и отрицается одновременно, как, напр., в высказывании «Тщеславие существует и тщеславия нет». Абсурдным считается также выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого все-таки может быть выведено противоречие. Скажем, в высказывании «Александр Македонский был сыном бездетных родителей» есть только утверждение, но нет отрицания и, соответственно, нет явного противо...
Абсурд
по своему словопроизводству (от лат. ab и surdus) означает собственно ответ глухого; употребляется во всех европейских языках в значении нелепости (см. это слово).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
абсурд
• абсолютный абсурд
• величайший абсурд
• невероятный абсурд
• немыслимый абсурд
• полнейший абсурд
• полный абсурд
Словарь русской идиоматики. . Сочетания слов со значением высокой степени 2011
Абсурд (от латинского absurdus — нелепый)
бессмыслица, нелепость.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
абсурд
Французское – absurde.
Немецкое – absurd.
Итальянское – assurdo.
Латинское – absurdus (нескладный, неблагозвучный).
В русском языке слово абсурд известно с середины XIX в. как заимствование из западноевропейских языков: французского, немецкого или итальянского. А первоисточником является латинское слово absurdus – «неблагозвучный», «нескладный», «несообразный» и родственное ему surdus – «глухой».
Современное значение русского слова абсурд – «бессмыслица», «нелепость».
Родственными являются:
Болгарское – абсурд.
Чешское – absurdum.
Производное: абсурдный.
Этимологическ...
(от лат. absurdus - нелепый) - англ. absurd/absurdity; нем. Absurditat /Unsinn. 1. Выражение противоречивое или лишенное смысла. 2. В формальной логике -определение противоречивое либо к такому сводимое при помощи правил умозаключений (reduc-tio ad absurdum). 3. В экзистенциализме - бессмысленность и трагическая противоречивость, характеризующая существование человека.
АБСУРД
(от лат. absurdus - нелепый) - англ. absurd/absurdity; нем. Absurditat /Unsinn. 1. Выражение противоречивое или лишенное смысла. 2. В формальной логике - определение противоречивое либо к такому сводимое при помощи правил умозаключений (reduc-tio ad absurdum). 3. В экзистенциализме - бессмысленность и трагическая противоречивость, характеризующая существование человека.

Энциклопедия социологии, 2009

м. Нелепость, бессмыслица.
абсурд
- (от лат. absurdum - нелепость, бессмыслица) - способ изображения действительности, для которого характерны подчеркнутое нарушение причинно-следственных связей, гротескность, продиктованные стремлением продемонстрировать нелепость и бессмысленность человеческого существования (например, поэтические опыты ОБЭРИУтов).
Словарь литературоведческих терминов 2005
абсурд
(2 м)

Орфографический словарь русского языка. 2006.

бестолковщина, нелепость
Дойти до абсурда.
Ср. Здоровый мозг даже решительно отказывается понимать эти абсурды.
Маркевич. Марина из Алого Рога. 14.
Ср. Как смел он, не сказавши ей ни слова, заявлять о таком абсурде, как это намерение отказаться от своей должности.
Маркевич. Лесник. 11.
Ср. Новые писатели дают слишком много места реализму... Отвергают все основы искусства... дошли до абсурда... - Слышишь - "абсурд", каково слово! Он эдак и на кафедре преподает? - заметил генерал...
Гончаров. Литературный вечер. 2.
Ср. Когда противник хитрит, целесообразнее всего согласиться с ним, чтобы повести его к абсурду.
Курьер. О бенефисе в пользу...