Энциклопедия культурологии

Ад

Ад
Ад
Ад
(греч. , срв. Аид), преисподняя [лат. Locus infernus, «нижнее место», отсюда итал. Inferno, франц. l'Enfer, нем. Holle, англ. Hell, «место сокрытия», срв. др.-сканд. hel], пекло (в слав, языках, напр, польск. pieklo, бу.кв. — «смола»), в христианских представлениях место вечного наказания отверженных Ангелов и душ умерших грешников. Представления об А. (противопоставляемом раю), имеющие своими предпосылками формирование понятий о дуализме небесного и подземного, светлого и мрачного миров, о душе умершего (резко противопоставляемой телу) — в сочетании с возникновением идеи загробного суда и загробного воздаяния — сравнительно позднего происхождения. В дохристианскую эпоху наглядно-материальные, детализированные картины потусторонних кар, которые описывались как подобные земным пыткам и казням, но превосходящие их, присущи не только мифологии, связанной с египетским культом Осириса, или проникнутым дуализмом древнеиранским религиозно-мифологическим представлениям, но и философской «мифологии» пифагорейцев и Платона (срв. видение Эра в «Государстве» Платона). В канонических ветхозаветных текстах подобные мотивы практически отсутствуют. В каноне Нового Завета предупреждение об угрозе Страшного Суда и А. занимает важное место, ио чувственная детализация адских мучений отсутствует. Состояние пребывающего в А. описывается не извне (как зрелище), но изнутри (как боль); упоминания об А. в притчах Иисуса Христа рефреном замыкаются словами: «там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12; 13:42 и 50; 22:13; 24:51; 25:30). А. определяется как «мука вечная» (25:46), «тьма внешняя» (8:12 и др.; по церковно-славянски «тьма кромешная»). Пребывание в А. — это не вечная жизнь, хотя бы в страдании, но мука вечной смерти; когда для него подбирается метафора, это не образ пытки, а образ умерщвления (осужденного раба из притчи «рассекают», Мф. 24:51), а сам страждущий в А. сравнивается с трупом [ветхозаветные слова о трупах отступников — «червь их не умрет, и огонь их не угаснет», Ис. 66:24 (срв. Геенна как синоним А) трижды повторены Иисусом Христом об отверженных в А.: Мк. 9:44, 46:48]. Наиболее устойчивая конкретная черта А. в Новом Завете — это упоминание огня, символический характер которого выявлен через очевидную цитатность соответствующих мест: уподобление А. «печи огненной» (Мф. 13:42) соотносится с контекстом популярных легенд о каре, которой были подвергнуты Авраам и гонители трех отроков, а образ А. как «озера огненного и серного» (Откр. 20:10; 21:8; уже в кумранских текстах А. назван «мраком вечного огня» и говорится о наказании «серным огнем») — с образностью ветхозаветного повествования о дожде огня и серы над Содомом и Гоморрой (Быт. 19;24). Символика огня получает особенно глубокие измерения, поскольку огонь — это метафора для описания Самого Бога: Господь — «огнь поядающий» (Втор. 4:24, цитируется в Новом Завете — евр. 12:29); явление Духа Святого — «разделяющиеся языки, как бы огненные» (Деян. 2:3); Причастие сравнивается в православных молитвах с огнем, очищающим достойных и опаляющим недостойных. Отсюда представление, что по существу нет какого-то особого адского огня, но все тот же огонь и жар Бога, который составляет блаженство достойных, но мучительно жжет чуждых Ему и холодных жителей А. (такова, например, интерпретация сирийского мистика VII в. Исаака Сириянина). Такое понимание А. не раз возрождалось мистическими писателями средневековья, а в новое время — художественной и философско-идеалистической литературой (вплоть до Ф. М. Достоевского в «Братьях Карамазовых» и Ж. Бернаноса в «Дневнике сельского кюре»). Однако одновременно создаются чувственно-детализированные картины А. и адских мучений, рассчитанные на устрашение массового воображения. А. рисуется как застенок божественной юстиции, в котором царствует сатана с бесами (чертями) в роли усердных палачей; как место чувственных пыток, применяемых за различные категории грехов по некоему потустороннему уголовному кодексу (причем в соответствии с духом архаического судопроизводства виновный терпит кару в погрешившем члене своего тела, вообще род наказания наглядно отвечает роду преступления: клеветники, грешившие языком, за язык и подвешены; лжесвидетели, таившие в устах ложь, мучимы огнем, наполнившим их рот; ленивцы, в неурочное время нежившиеся в постели, простерты на ложах из огня; женщины, вытравлявшие плод, обречены кормить грудью жалящих змей и т. д.). Эти подробности в изобилии содержатся в многочисленных апокрифах и «видениях» — от раннехристианских «Апокалипсиса Петра» (нач. II в.) и «Апокалипсиса Павла» (различные слои текста от II или III в. до V в.) до византийского «Апокалипсиса Анастасии» (XI или XII в.), западноевропейского «Видения Тнугдала» (сер. XII в., позднейшие переработки) или, наконец, многих «духовных стихов» русского фольклора, трактовавшего эту тему с большим интересом;
И грешником место уготовано — Прелютыя муки, разноличныя. Где ворам, где татем, где разбойникам, А где пияницам, где корчемницам, А где блудницам, душегубницам? А блудницы пойдут во вечный огонь, А татие пойдут в великий страх. Разбойники пойдут в грозу лютую; А чародеи отъидут в тяжкий смрад, И ясти их будут змеи лютыя; Сребролюбцам место — неусыпный червь; А мраз зело лют будет немилостивым; А убийцам будет скрежет зубный; А пияницы в смолу горячую; Смехотворцы и глумословцы на вечный плач; И всякому будет по делом его.
(Калики перехожие. Сб. стихов и исследование П. Безсонова, вып. 5, М.. 1864. с. 195.)
Эта тысячелетняя литературно-фольклорная традиция, содержавшая актуальные отклики на условия народного быта, но консервативная в своих основаниях, уходит своими корнями в дохристианскую древность; она унаследовала топику позднеиудейских апокрифов (напр., «Книги Еноха», II в. до н. э.), направление которых непосредственно продолжила, но переняла также и мотивы языческих (греческих, особенно орфических, отчасти египетских) описаний загробного мира. Уже само слово "AiSt|(легитимированное греч. текстом Библии как передача евр. «шеол») образовало мост между христианскими понятиями и языческой мифологией аида; характерно, что в византийских проповедях (напр., у Евсевия Кесарийского, III—IV вв.) и гимнах (у Романа Сладкопевца, конец V-VI вв.) на сошествие во ад (Иисуса Христа), а также в византийской иконографии фигурирует олицетворенный Аид, совещающийся с сатаной, созывающий для борьбы свою рать, держащий грешников на своем лоне, которое являет собой дьявольскую травестию лона Авраамова. Популярные перечни, приводившие в систему казусы преступления и возможности наказания, переходили, чуть варьируясь, из века в век, из эпохи в эпоху, из одной этнической, культурной и конфессиональной среды в другую; и это относится не только к ним. Так, мотив дарования грешникам сроков временного отдыха от мук А., характерный для расхожей после-библейской иудаистической литературы, встречается и в христианских апокрифах (напр., в визант. и слав, рассказах о хождении Богородицы по мукам), где сроки эти переносятся с субботы на время между Страстным Четвергом и Пятидесятницей. Логическое упорядочение представлений об А. порождало (для средневекового религиозного сознания) некоторые затруднения в согласовании, во-первых, отнесения окончательного приговора грешной душе к эсхатологическому моменту Страшного Суда с представлением о том, что душа идет в А. немедленно после смерти грешника; во-вторых, бестелесности души с материальным характером мучений; в-третьих, предполагаемой неминуемости А. для всех нехристиан с невинностью младенцев, умерших некрещеными, или праведных язычников. Ранние христиане воспринимали любое (кроме райского) состояние души до Страшного Суда как принципиально временное; лишь впоследствии, когда сложилась статичная картина универсума с раем вверху, А. внизу и стабилизировавшимся на иерархической основе «христианским миром» посредине, этот принцип временности был забыт (что выявилось, между прочим, в конфессиональной полемике по вопросу о чистилище). Но и в средние века полагали, что муки А. ныне - лишь тень мук, которые наступят после Страшного Суда, когда воссоединение душ с воскресшими телами даст и раю и А. окончательную полноту реальности. Попытка разрешить третье затруднение побудила постулировать (в католической традиции) существование преддверия А. — лимба, где пребывают невинные, но не просвещенные благодатью христианской веры души, свободные от наказаний. Все эти мотивы получили поэтическое выражение в «Божественной комедии» Данте (часть 1-я — «Ад»)- Он изображает А. как подземную воронкообразную пропасть, которая, сужаясь, достигает центра земного шара; склоны пропасти опоясаны концентрическими уступами, «кругами» А. (их девять), в каждом круге мучаются определенные категории грешников. В дантовом А. протекают реки античного Аида, образующие как бы единый поток, превращающийся в центре земли в ледяное озеро Коцит; Харон, перевозчик душ умерших античного Аида, в дантовом А. превратился в беса; степень наказания грешникам назначает Минос (один из судей античного Аида), также превращенный у Данте в беса. В девятом «круге», на самом дне А., образованном ледяным озером Коцит, посредине, в самом центре вселенной, — вмерзший в льдину Люцифер, верховный дьявол, терзает в своих трех пастях главных грешников («предателей величества земного и небесного»). Систематизированная «модель» А. в «Божественной комедии» со всеми ее компонентами — четкой последовательностью девяти кругов, дающей «опрокинутый», негативный образ небесной иерархии, обстоятельной классификацией разрядов грешников, логико-аллегорической связью между образом вины и образом кары, наглядной детализацией картин отчаяния мучимых и палаческой грубостью бесов — представляет собой гениальное поэтическое обобщение и преобразование средневековых представлений об А.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


См. также `Ад` в других словарях
Ад
см. Артериальное давление.
Ад
(евр. шеол) (Быт.37:35 , Чис.16:30 , 33, Пс.15:10 и др.), по словопроизводству с греч., значит место, лишенное света. В христианском учении под сим именем разумеется духовная темница, т.е. состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства (Иуд.1:6 ).

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. . 1891.

Ад
(Геhином)
   - обитель душ грешников. Иной смысл этому слову был дан во времена Второго Храма*: геенна - место, где души грешников наказываются и очищаются, в противоположность раю (Ган Эден), где обитают души праведников. С этой точки зрения рай и ад дополняют друг друга, в смысле награды и кары на том свете. Название "геенна" происходит от лощины "Гей Бен-hином", или "Гей-hином", упомянутой в Библии. Это - лощина к югу от Иерусалима, где язычники приносили детей в жертву Молоху, бросая их в огонь. Позже название этой страшной лощины перенесли на посмертное обиталище душ грешников. Существует множество повествований об ужасах А.
   Рамбам* представлял кару,...
1499-1503. Собор в Орвието (Италия).
(греч. hades), слово, используемое в Септуагинте (греческом переводе еврейской Библии) для передачи еврейского слова "шеол" и усвоенное Новым Заветом. В Ветхом Завете шеол - мрачная подземная область, связанная с земным миром "вратами"; здесь души всех умерших людей, и добродетельных, и порочных, влачат призрачное существование, вдали от мира людей и от Бога, хотя некоторые ветхозаветные праведники и пророки надеялись на лучшую участь в будущей жизни (например, Иов 19:25-27, Пс 16:8-11 и 17:15). Однако ко времени написания Книги Даниила в иудаизме складывается более развитая эсхатология, включающая в себя идею грядущего воскресения и суда: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда" (Дан 12:2-3; см. также Ис 26:19). В близком значении в Новом Завете (2 Петр 2:4) у...
1. Место дислокации Люцифера.
2. Незаконченный фильм Анри-Жоржа Клузо.
3. Фильм Уэса Крэйвена «Приглашение в ...».
4. Фильм Джона Ву «В ... с дьяволом».
5. Согласно большей части религиозных учений, местопребывание душ грешников, обреченных на вечные мучения.
6. Литография немецкого живописца Макса Бекмана.
7. Фильм-катастрофа Э.Аллена и Дж.Гиллермина «... в поднебесье».
8. Фильм Робера Оссейна «Негодяи отправляются в ...».
9. Название первой части «Божественной комедии» Данте.
10. Фильм Джеймса Кэгни «Кратчайший путь в ...».
11. Аллегорическая сатира французского поэта Клемана Маро.
12. Книга стихов немецкого поэта Артюра Рэмбо «Сквозь ...».
13. Фильм Лени Рифеншталь «Белый ... Пиц-Палю».
14. Леонард Левинсон утверждает, что это место, где полно хорошеньких женщин и ни одного зеркала, а Генри Менкен добавил, что в этом месте десять заповедей преследуются по закону.
15. По мнению писателя Марка Твена, это - единственная действител...
ада, мн. нет, м. (греч. hades). 1. По христианскому учению - место, где после смерти грешников их души предаются дьяволу на вечные муки в огне. 2. перен. О чем-н., где происходит беспорядок, ужас. В минуту псарня стала адом (когда в нее попал волк). Крылов. || Шум, беспорядок, сутолока (разг.). У них сущий ад в доме. 3. перен. Мучительное душевное состояние, нравственные страдания. В душе у тетки ад - думы самые хмурые. Д. Бедный.
-а, об аде, в аду, м. 1. В религиозных представлениях: место, где души грешников после смерти предаются вечным мукам. Муки ада (также перен.). Благими намерениями вымощена дорога в ад (о том, что хорошие намерения часто забываются, уступая место недобрым делам; книжн.). 2. перен. Невыносимые условия, тяжёлое состояние; хаос и ужас, царящие где-н. Душевный ад. II прил, адский, -ая, -ое (к 1 знач.).
ад
(кромешный), геенна (огненная), кромешная, преисподняя, бездна, пекло, чистилище, тартар, царство теней (Плутона).
Прот. рай
Ср. беспорядок. См. беспорядок

кромешный ад...

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
- (ad-) - приставка, указывающая на расположенность вблизи, в направлении чего-либо. Например, адаксиальный (adaxial) - направленный к главной оси; адоральный (adoral) - расположенный вблизи или около рта.
Ад
(от греч. hades — подземное царство) — местопребывание душ грешников, обреченных на вечные мучения.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь 1999
АД
см. Артериальное давление.
1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг
Ад
(·евр. шеол) (Быт.37:35 , Чис.16:30 , 33, Пс.15:10 и ·др.), по словопроизводству с ·греч., значит место, лишенное света. В христианском учении под сим именем разумеется духовная темница, ·т.е. состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства (Иуд.1:6 ).
АД
АД1
Ад кромешный. Разг. Неодобр. 1. Мучительно тяжелая жизнь; невыносимая обстановка, взаимоотношения между кем-л. ФСРЯ, 29; БТС, 472; БМС 1998, 19; ПОС 7, 48; Ф 1, 12; ДС, 250. 2. Невыносимый шум, суматоха, хаос. ФСРЯ, 29; БМС 1998,19. 3. [на сердце] у кого. Кому-л. мучительно тяжело. ФСРЯ, 29. /em> Кромешный от слова крома — ‘граница, край’ (ср. кромка).
Ад разорить. Смол. Сильно рассердившись, начать буйствовать, кричат...
(Аид или Гадес,— Inferi, Αιδης). Представление о подземном мире, царстве мертвых, жилище бога Аида или Плутона, которое в глубокой древности называлось тем же именем, что и божество. Это темное место внутри земли, вход в которое находится на крайнем западе, по ту сторону Океана. Ад населен киммерийцами, народом тьмы, частью покрыт рощами Персефоны, а частью представляет собою луга, поросшие асфоделами. Сам Аид пребывает в мрачном месте Эребе. Ад окружен четырьмя реками — Стиксом, Ахеронтом, Перефлегефоном и Коцитом, через которые перевозит души умерших Харон. После Гомера к адским рекам была причислена Лета, река забвения. У ворот подземного мира сторожит многоглавый, а по позднейшему представлению трехглавый, свирепый пес Цербер, никого не выпускающий из ада. Судьями над умершими в подземном мире считались Минос, Радамант, Эфак и Триптолем; они назначают умершим возмездие и отправляют одних в Тартар — место муки, а других в Элизий — место блаженства. Греки, впрочем, считали...
ад
• кромешный ад
• настоящий ад
Словарь русской идиоматики. . Сочетания слов со значением высокой степени 2011
АД (от греч. hades - подземное царство) - согласно большей части религиозных учений, местопребывание душ грешников, обреченных на вечные мучения.
ад др.-русск., ст.-слав. адъ – то же; из греч. ᾳ῝δης. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
м. адея, геена, тартар, тартарары, бездна, преисподняя, тьма кромешная, печь огненная; | вят. хайло, пасть, зев, горло, глотка. | *Невыносимое житье, ссора в доме, крик, брань, драка, содом. Что ад-эт разинул, что орешь. И в аду люди живут, о привычке; и в аду обживешься, так ничего. Хоть в аду ликуй, только нас минуй, о злом человеке вместо: хоть в раю. Всяк ада боится, а дорожка торится. В рай просятся, а заживо в ад лезут. Ад стонет, рыдает. грешных к себе призывает. Глас Божий вызвонит из ада душу грешника, говорят о вкладе на колокол за упокой самоубийцы. Лучше с умным в аду жить, чем с дураком в раю. Житье, словно в аду. На немилостивых ад стоит. Пусти душу в ад, будешь богат. В аду не быть, богатства не нажить, потому что богатый часто наживается неправдою. Не есть (нет, несть) во аде покаяния. Черти возят жерди: хотят ад городить, шутка. Из омута в ад - рукой подать; в омуте водяной, бес, да в омуте ж и тонут. И в аду хорошо заступничество: ину пору хоть кочергой, вместо вил, п...
(греч. aides - невидимый, преисподняя). 1) у древних, место переселения душ всех умерших. 2) У христиан - место, куда после смерти попадают нераскаявшиеся грешники на вечное мучение.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
греч. aides, невидимый. а) У христиан: место вечного мучения. a) У древних греков: место, куда по смерти переселялись души.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
Ад
       1. адиты — в мусульм. религ. представл. один из коренных народов Аравии. Коран назыв. местом жительства А. ал-Ахкаф, к-рый комментаторы помещают в пустыне Вост. Хадрамаута.
       2. преисподняя, пекло — в христ. представл. место вечного наказания отверж. ангелов и душ умерших грешников.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

Ад (от греч. hádes — подземное царство)
согласно большинству религиозных учений — местопребывание душ грешников, якобы обречённых на вечные муки. Представления об А. возникли из первобытных верований в загробное существование души. По мере развития религий появляется понятие А. как места, предназначенного исключительно для душ грешников. В древне-греческой мифологии в царстве теней (царстве мёртвых) самой мрачной частью являлся Тартар — место обитания злых. В иудаизме первоначально А. (шеол) — подземная область, куда нисходят тени всех умерших: как грешников, так и праведных; затем выработалось представление об А. как месте, где подвергаются мучениям души грешников. Христианством было воспринято это представление об А. Яркое выражение западно-европе...
АД
АД
(от греч. Ἀΐδης или Ἅιδης) – в системе представлений большинства религий место наказания душ "грешников". Представление об А. возникло из первобытных представлений о возможности самостоятельного существования души, ее бессмертии, о загробной жизни в глубине земли, где душа якобы продолжает свое земное существование. Это представление получило дальнейшее развитие в религиях Древнего Востока, в к-рых А. изображался в виде места, где "грешники" терпели кару в противоположность "праведникам", получавшим награждение. В др.-греч. мифологии существовало представлени...
(евр. шеол-пустота, греч. гадес-невидимое)-подземное царство смерти (Пс 15.10; От 1.18; 6.8; 20.13,14), называемое также преисподняя. Ад по верованиям древних является местом душ усопших, которые пребывают в забвении, без движений и звуков, не добрые и не злые, без проклятия и благословения в ожидании вечного суда (Иов 10.21-22; 17.16; Пс 93.17; Иер 32.17-32; 2Пет 2.4). Греческое слово «геена», также означающее ад, не вполне эквивалентно этому понятию, но символизирует лишь «адские мучения». (См. геенна)
АД (греческое hades - подземное царство, ср. аид) (преисподняя, пекло), в христианских представлениях место вечного наказания отверженных ангелов и душ умерших грешников. Аду близки понятия Тартар> (греческое), Нарака (индуистское, буддийское), Джаханнам (мусульманское).
ад
АД -а; предлож. об а́де, в аду́; м. [от греч. hadēs - подземное царство].
1. По религиозным представлениям: место, куда попадают души умерших грешников, обречённых на вечные муки (в отличие от рая, находящегося на небесах, ад расположен под землёй). Попасть в ад. Грозить адом. * Благими намерениями дорога в ад вымощена (Посл.).
2. Обстановка, условия, пребывание в которых мучительно, невыносимо. Ад сражения. Не жизнь, а сплошной ад у кого-л. Кромешный ад (о невыносимо тягостных условиях).
3. О нравственных страданиях, душевных муках, испытываемых кем-л.
ад
ад, а́да, об а́де, в аду́

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

Ад
(греч. - преисподняя) место господства тьмы, вечное наказание для тех, кто творил зло.
Православный энциклопедический словарь. — Москва. 1998
геенна огненная, у христиан место пребывания злых духов и нераскаявшихся грешников. Последние испытывают страшные физические муки. Некоторые отцы Церкви понимали адовы муки прежде всего как нравственные муки совести. «Огонь геенский, по моему суждению, есть не что иное, как позднее раскаяние» (Исаак Сирин). Понятие «геенна огненная» — символическое обозначение ада в Новом Завете (Мф. 5: 22) — относится к долине Енном недалеко от Иерусалима, которая в древности была у евреев местом языческих жертвоприношений детей и считалась проклятой. Во времена Христа она стала городской свалкой, где для уничтожения гниения и зловония постоянно поддерживался огонь.
О.П.
Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"
ад
, предл. об а́де, в аду́, м.
Во многих религиях: место, где души умерших «грешников» подвергаются вечным мукам.
[Петр] обо всем говорил кратко, внушительно, его мысль чаще всего останавливалась на боге, аде и смерти. М. Горький, В людях.
|| перен.
Обстановка, условия, пребывание в которых мучительно, невыносимо.
Жизнь Александры Михайловны и Зины обратилась в беспросветный ад. Они не знали, как стать, как сесть, чтоб не рассердить Андрея Ивановича. Вересаев, Два конца.
В манеже стоял ад. От раскормленных за зиму коней валил пар. Все несли...
ад Заимств. из ст.-сл. яз., в котором оно передает греч. hadēs (< haidēs) «ад, преисподняя». Греч. haidēs объясняют как «невидимое» (a «не» и eidō «вижу»). Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004
м. 1) Место, где - по религиозным представлениям - после смерти грешников их души подвергаются вечным мукам; преисподняя. 2) а) перен. Обстановка, ситуация, условия, пребывание в которых мучительно, невыносимо. б) Душевные муки, нравственные страдания, испытываемые кем-л.
Ад
- место тьмы и мучений грешников, преисподняя.
Краткий церковнославянский словарь
ад
(2 м), Р. а/да, Пр. об а/де, в аду/

Орфографический словарь русского языка. 2006.

Ад
Заимствовано из греческого, где hades, или haides означает "ад", "преисподняя". Если вы знакомы с греческой мифологией, то знаете имя владыки царства мертвых – Аида. Оно одного корня с нашим словом ад. Любопытно, как древнегреческие мифологические понятия и представления переходят в новую эпоху – христианскую.
Ад, преисподняя I. В Синод. пер. ВЗ словами "ад" и "преисподняя" переведено евр. слово шеол (3Цар 2:6; Иов 26:6; Пс 15:10 - "царство мертвых"; Иов 24:19 - "смерть"), а в НЗ ими же переданы греч. слова гадес и геенна. Два последних и нек-рые другие слова (напр., см. Аваддон) встречаются в тех греч. текстах, где речь идет о царстве мертвых, в к-ром умершие остаются до Страшного суда, а также о месте наказания, где осужденные грешники пребывают после суда (см. Откр 20:13 и след.). II:
1) слова шеол и гадес обозначают царство мертвых, подземный мир. Смерть, царство мертвых, А. и преисподняя - понятия тождественные (Ис 38:18; Ос 13:14; Откр 1:18; 6:8; 20:13 и след.). При этом царство мертвых изображается в Библии как пространство в глубинах земли (Иов 7:9; Пс 62:...
Ад
местопребывание и состояние умерших грешников. Слово «ад» (греч. άδης, Άιδης, от Άϊδης — Аид, позже — также «подземное царство»), вероятно, изначально означает «темный»; лат. infernus — «находящийся внизу» (т.е. «подземный»). В НЗ для А. нередко используется слово геенна.
В Библии. Учение об А. восходит к древнеевр. понятию, šeol (преисподняя). Это темная бездонная пещера, куда сходят все люди после смерти (Быт 37, 35; Втор 32, 22; Пс 88, 7; Иез 32, 23). Об этой бездне говорится как о «ненасытной» (Притч 30, 16). По мере развития представлений о посмертном воздаянии, зависящем от того, как человек прожил свою жизнь, появляются типичные образы, обещающие вечное наказание отступающим от Бога, — огонь и черви, постоян...
ад — см. Космология буддизма. Буддизм 2009
ад
сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? а́да, чему? а́ду, (вижу) что? а́д, чем? а́дом, о чём? об а́де и в аду́
1. В различных религиях адом называется то место (принято считать, что находится оно где-то глубоко под землёй), куда после смерти попадают души плохих, грешных людей, которым там уготованы вечные муки.

Угодить, попасть в ад.

2. Говоря фразу Благими намерениями вымощена дорога в ад, вы хотите сказать, что несмотря на оптимизм и намерения ...
Ад
1. По религиозным представлениям - место, где души грешников после смерти предаются вечным мукам; преисподняя.
Бурлящий, Дантов, дантовский, дымный, дьявольский, кипящий, клокочущий, кромешный, многогрешный, мрачный, огненный, пламенный, сатанинский, смертный, смоляной, темный, черный, чертов, чертовский.
2. Место, пребывание в котором несносно, мучительно; невыносимый шум, беспорядок и т. п.
Бушующий, грохочущий, жуткий, кромешный, мучительный, настоящий, невыносимый, нестерпимый, огненный, смертельный, смертный, страшный, сущий, фашистский, чистый (разг.), шумный. Машинный, орудийный, чернильный.
Ад
обозначает, по словам древних, ту часть преисподней, куда идут души грешников для наказания, картины чего фантазия разных народов рисовала себе различно. У греков и римлян эта часть преисподней называлась тартаром (см. это слово). Евреи, как и греки и римляне, полагали, что души всех умерших, расставшись с телом, спускаются в мрачное место — у евреев шеол (преисподняя для грешников), у греков гадес — и влачат там бездеятельное, безрадостное, равнодушное существование. Со времени вавилонского пленения представление о шеоле расширилось; его стали делить на рай (см. это сл.), обитель душ праведников, и на геенна (собственно — ге-инном, от Инном, названия долины около Иерусалима, куда выбрасывали для сожжения трупы нечистых животных и преступников) — место мучен...
(иноск.) - нестерпимый страшный шум, мучение душевное (как предполагается в аду), злоба
Ср. Это ад!
Ср. Боже мой! то есть это настоящий ад в доме сделался.
Лесков. Грабеж. 13.
Ср. В минуту псарня стала адом.
Крылов. Волк на псарне.
Ср. Ты зол, и ад в душе твоей.
Державин.
см. адская жизнь.
см. плутон.
, слово, происходящее от греч.  Adhj,(или  Aidhj (невидимый, безвидный), к-рым в *Септуагинте переводится ветхозав. Ше(л (Преисподняя). Первоначально это понятие обозначало обитель умерших, вне связи с идеей воздаяния. Появление этой идеи в ветхозав. учении связано с представлением о посмертном воздаянии за злые дела. В совр. смысле слова А. стал обозначаться термином геенна. В апокрифич. 1 Кн. Еноха (18:11-16; 27:1-3; 90:26) геенна изображается как огненная пропасть. Образ геенны сохранен и в НЗ (напр., Мф 5:29-30). Сам этот термин происходит от названия долины Гехинном, находившейся близ Иерусалима. Оскверненная человеческими жертвоприношениями (2 Пар 28:3; Иер 32:35), долина была превращена в свалку, где постоянно горел огонь. В нек-рых местах НЗ слово А. является синонимом демонич. сил (Мф 16:18). См. ст. Посмертное бытие по учению Библии. СББ, с. 9-13; Ф л о р е н с к и й П.А., Столп и утверждение истины, М., 1914, с. 178, факсим. изд., М., 1990.