Энциклопедия культурологии

АДЛЕР

АДЛЕР
АДЛЕР
АДЛЕР
        (Adler) Альфред (1870-1937) - австр. психолог, ученик Фрейда, основатель школы “индивидуальной психологии”. Получил мед. образование в Вен. унте (1895), занимался исследованиями психопатологич. симптомов. В 1902 познакомился с Фрейдом и стал участником его дискуссионного кружка. А. с самого начала скептически относился к фрейдовскому методу толкования сновидений и объяснения психич. расстройств сексуальными факторами, отвергал концепции “либидо” и “Эдипова комплекса”. В 1907 опубликовал книгу “Исследование неполноценности органов и ее психич. компенсации”, негативно встреченную Фрейдом; в 1911 окончательно с ним разошелся, основав собств. направление в психологии — “индивидуальную психологию”. В 1914 основал журнал “Internationale Zeitschrift fur Individualpsychologie”, в 1924 — Междунар. ассоциацию индивидуальной психологии. В 1926 читал лекции в Колумбийском ун-те. В 1932 переехал в США, занимался преподаванием.
        А. исходил из того, что человеч. психология детерминируется факторами особого порядка и не может быть сведена к физиол. или биол. причинам; чистая каузальность действует лишь в мире неодушевленных объектов и совершенно недостаточна для объяснения человеч. жизни, ключевую роль в к-рой играют долженствование и целеполагание. (Эта методол. установка определила несогласие А. с теорией сексуальности Фрейда, его концепцией либидо и редукционистскими моделями объяснения, сводившими психич. процессы в конечном счете к биол. первоосновам.) По мнению А., объяснение психич. процессов и поведения индивида требует прежде всего выявления его цели, или целевой установки. Целевая установка (часто самим индивидом не сознаваемая) определяет “линию жизни” индивида, его “жизненный план”, к-рый так или иначе реализуется во всех поступках человека и определяет долговременную стратегич. направленность его поведения. А. отказался от причинного объяснения и поставил на его место телеологич. подход.
        Осн., общей целью каждого индивида А. считал стремление к власти и превосходству, к-рое может в каждом конкр. случае принимать разные формы. Эта цель предопределена тем фундаментальным фактом, что каждому человеку в детстве присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям и сестрам и к окружающим. Стремление к превосходству призвано компенсировать “вездесущее человеч. чувство неполноценности” и иногда может принимать болезненные формы сверхкомпенсации (например, у невротиков). “Жизненный план”, сформированный целью достижения превосходства, представляет собою стержень психич. жизни индивида, ее объединяющий принцип.
        Придерживаясь целостного, холистич. подхода, А. считал, что человека всегда следует рассматривать в контексте его окружения и что знание о человеке невозможно без выяснения “отношения человека к своим социально установленным задачам”. Человек живет в об-ве, и окружающая культура всегда устанавливает опр. границы для реализации его стремления к превосходству. Помимо стремления к превосходству у человека имеется также “чувство общности”: “Его телесность требует от него единения; язык, мораль, эстетика и разум стремятся к общепринятости, предполагают ее; любовь, работа, человеч. сопричастность являются реальными требованиями совместной человеч. жизни. Эти нерасторжимые реальности атакует или пытается их хитроумно обойти “стремление к личной власти”. Чувство общности и стремление к превосходству являются осн. факторами человеч. поведения: первое становится его ограничивающим принципом, второе — направляющим.
        Стремление к превосходству имеет бесчисленные формы проявления. В зависимости от конкр. сфер его приложения оно может выражаться в антисоциальном поведении, но и превращаться иногда в источник высоких культурных достижений, мощный фактор культурного прогресса.
        Невроз А. понимал как “ошибочную с позиций культуры попытку избавиться от чувства неполноценности”, как бунт против об-ва, выражающийся в уклонении индивида путем внутр. противодействия от всякого принуждения со стороны об-ва. В мировосприятии невротика представление о принуждении претерпевает значит, расширение: социальные феномены — в т.ч. такие в нормальном случае привычные явления, как логика, эстетика, любовь, забота о ближнем, сотрудничество и язык, — остро воспринимаются невротиком как принудительные и чувствуются им как нечто ущемляющее его внутр. стремление к превосходству. Уклонение от участия в субъективно принудит, формах социальной жизни ведет к изоляции невротика от об-ва, проявляющейся в установлении им нестандартных “частных логик”, нарушениях речи, соматич. невротич. симптомах, сексуальных проблемах, разрушении его способности к общению. Стремление к сверхкомпенсации, часто свойственное невротику, оказывает влияние на стиль его мышления и определяет доминирование в его “апперцепционной схеме” жестких дихотомич. дистинкций (“вверху-внизу”, “победитель-побежденный”, “мужское-женское”, “все-ничто” и т.п.).
        Формирование “невротич. плана”, с т.зр. А., может происходить как под влиянием физиол. факторов (напр., неполноценности органов), так и под влиянием социальных факторов, гл. обр. особенностей “семейной конституции”. Как и другие исследователи психоаналитич. направления, А. считал, что невротич. установка складывается у индивида в первые годы жизни. Осн. средство лечения неврозов — выявление у пациента его индивидуальной целевой установки, доведение ее до его осознания, развитие у пациента социального чувства и возвращение его в об-во.
        Социально-психол. уклон в психол. концепции А. оказал влияние на теор. концепции неофрейдистов (Г. Салливан, Хорни, Фромм и др.); однако сама “индивидуальная психология” как действующая научная школа после 20-х гг., на к-рые пришелся пик ее известности и популярности, практически утратила свое влияние.

Соч.: Menschenkenntnis. Leipzig; L., 1929; Social Interest: A Challenge to Mankind. N.Y., 1939; The Individual Psychology of Alfred Adier. Ed. by H.L. Ansbacher and R.R. Ansbacher. N.Y., 1956; Практика и теория индивидуальной психологии. М.., 1995.

Лит.: Dreikurs R. Fundamentals of Adlerian Psychology. N.Y., 1950; Essays in Individual Psychology: Contemporary Application of Alfred Adler's Theories. Ed. Adler K.A., Deutsch D. N.Y., 1959; Orgler H. Alfred Adler: The Man and His Work. L, 1963; Way L.M. A. Adler: An Introduction to His Psychology. Harmondsworth, 1956.

В.Г. Николаев

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.


См. также `АДЛЕР` в других словарях
Адлер Адлерский район г. Сочи.
кур. пос. в составе Бол. Сочи, Краснодарский край. На месте существовавашего в 1837-1854 гг. укрепления Св. Духа в 1869 г. основано селение Адлер. Название из турецк. Артлар, где Арт родовое название местной общины, -лар показатель множ. ч. С 1927 г. Адлер дач. пос., с 1935 г. кур. пос., с 1961 г. в черте гор. Сочи.
1
.
(Adler), Виктор (24.VI.1852 - 11.XI.1918) - один из организаторов и лидеров австр. С.-д. партии. Род. в семье богатого купца. Начал политич. деятельность как бурж. радикал. Со времени знакомства с Ф. Энгельсом (1883) начался поворот А. к изучению марксизма и сближению с социал-демократией. В дальнейшем, находясь в переписке и дружеств. отношениях с Энгельсом (особенно в 1889-95), испытывал его влияние и получал от него разностороннюю поддержку. Провел большую работу по преодолению раскола и сплочению С.-д. партии Австрии; подготовленный А. проект программы был принят учредит. съездом С.-д. партии в Хайнфельде (31 дек. 1888 - 1 янв. 1889). А. сыграл видную роль в развертывании массового с.-д. движения в Австрии, в организации борьбы за всеобщее избират. право, увенчавшейся успехом в 1907. Однако А. не понял своеобразия эпохи империализма как кануна пролетарской революции. Наряду с др. лидерами австр. социал-демократ...
АДЛЕР
АДЛЕР
        (Adler) Альфред (7.2.1870, Вена,—28.5.1937, Абердин, Шотландия), австр. врач и психолог, создатель индивидуальной психологии. Примыкал сначала к сторонникам 3. Фрейда, затем основал собств. школу, получившую наибольшее влияние в 20-х гг., с созданием Междунар. ассоциации индивидуальной психологии (1924). В 1932 покинул Австрию и жил гл. обр. в США. Как и Фрейд, А. исходил из определяющей роли в психике влечений и бессоз...
АДЛЕР Альфред (1870-1937) - австрийский врач, психолог и психиатр. Доктор медицины, профессор психологии Колумбийского университета (1929). Основатель индивидуальной психологии. Основные сочинения: "Нервный темперамент" (1912), "Познание людей" (1917), "Практика и теория индивидуальной психологии" (1920), "Наука жить" (1929), "Смысл жизни" (1933) и др. Примкнул к кружку Фрейда в 1902. В работе "О неполноценности органов" (1907) сформулировал концепцию болезни как нарушения баланса в отношениях органа и среды, которое организм стремится компенсировать. Полагал, что в основании психопатологических репертуаров человеческого поведения лежит идея компенсации чувства неполноценности - результат реализациинеосознаваемого стремления к превосходству. Идея и принцип компенсации и сверхкомпенсации стали одним из оснований учения А. А. отвергал фрейдистские мотивы особой акцептации роли и значения сексуальности и бессознательного психического в жизни людей, не усматривая жесткого водора...
(англ.). Североамериканская золотая монета, с изображением орла = 10 долларам.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
Адлер
Альфред (Adler А., 1870-1937). Основатель индивидуальной психологии. Родился в Вене, умер в возрасте 67 лет в Шотландии во время лекционного турне по странам Европы. Тяжелые заболевания, перенесенные А. в детстве, повлияли на выбор специальности врача и формирование в дальнейшем интереса к идеям компенсации органической неполноценности. В 18 лет А. поступил в Венский университет, где изучал медицину. Будучи студентом, интересовался идеями социализма. После окончания университета работал врачом-офтальмологом, потом интернистом. Постепенно его интересы стали смещаться в область неврологии и психиатрии. В 1902 г. А. одним из первых вступил в кружок психоаналитиков, организованный Фрейдом (Freud S.). В 1910 г. по инициативе создателя психоанализа А. был выдвинут на пост первого президента Венского ...
(Adler) Альфред (1870-1937) - австр. психолог и психиатр, один из предшественников неофрейдизма, создатель т.н. "индивидуальной психологии". В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, А. вводит в объяснение соц. фактор: характер человека складывается под воздействием его "жизненного стиля", т. е. сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в к-рой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации "комплекса неполноценности" (А. первым вводит этот термин) . Исследовал инстинкт, ввел понятие агрессивного поведения. В 20-30-е гг. "индивидуальная психология" получила широкое распространение, особенно в США. Основные термины и концепции используются до настоящего времени нек-рыми представителями со-циологии понимающей (см.). Соч.: Индивидуальная психология. М, 1995; Наука жить М., 1997; Понять природу человека. СПб., 1997. С. М. Митина.
Адлер Фридрих (Adier) (1879-1960). Один из лидеров австрийской Социал-демократической партии и идеологов австромарксизма. До войны занимался главным образом наукой, и только непосредственно перед войной активно входит в австрийское рабочее движение. В 1911-1916 гг.- секретарь австрийской Социал-демократической партии, центрист. В 1916 г. убил министра-президента К. Штюргка за отказ восстановить права рейхсрата, распущенного в 1914 г. Был в числе организаторов и лидеров 2 1/2-ro (1921-1923) и Социалистического рабочего (1923-1940) Интернационалов. Редактор-издатель журнала "Der Kampf".
АДЛЕР - Адлерский район г. Сочи.
адлер
сущ., кол-во синонимов: (2)
↑город (2001)
↑монета (277)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
Адлер I А́длер (Adler)
Альфред (7.2.1870, Вена, — 28.5.1937, Абердин), австрийский врач и психолог, создатель системы индивидуальной психологии (См. Индивидуальная психология). Примыкал сначала к сторонникам Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20-е гг., с созданием Международной ассоциации индивидуальной психологии (1924). В 1932 покинул Австрию и жил главным образом в США. Хотя А. фактически не был учеником Фрейда, его объединяет с ним тезис об определяющей роли в психике влечений и бессознательного (См. Бессознательное). В работе «О неполноценности органов» (1907) А. формулирует концепцию болезни как нарушения баланса в отношениях органа с его средой, которое организм стремит...
1. Курорт в Сочи.
2. Австрийско-американский изобретатель, создатель пульта дистанционного управления.
3. Именно так называлась знаменитая пишущая машинка с турецким акцентом.
4. Курорт в устье реки Мзымта.
5. «Воздушные ворота» Сочи.
6. Австралийский врач-психиатр, психолог, участник психоаналитического кружка З.Фрейда (Вена) в 1900-х гг.
7. Возле какого курорта находится Красная поляна?
8. Как звали женщину, которую Шерлок Холмс называл не иначе как «Эта женщина»?
9. Курорт в Краснодарском крае.
10. Самый южный пункт Большого Сочи.
11. Единственная женщина, смутившая покой великого сыщика Шерлока Холмса.
Адлер
— район Большого Сочи (см. Сочи), российский курорт на Черноморском побережье Кавказа в междуречье Псоу и Кудепсты, протяженностью около 18 километров вдоль моря, включает город , поселки Красная Поляна, Кепша, Галицыно, Молдовка, Веселое. В зимние месяцы здесь прохладнее, чем в Сочи. В е находится аэропорт Большого Сочи. Аэропорт «» расположен в долине реки Мзымта.
Местность в окрестностях а богата минеральными водами и лечебными грязями. В 39 километрах от а, в долине реки Чвижепсе, находится источник углекислой мышьякосодержащей воды — так называемого сочинского нарзана. Имеретинская бухта богата глинистыми илами. Они применяются для грязелечения во многих санаториях курорта. славится своим благоустроенным мелкогалечным пляжем, теплым морем, ласковым солнцем.
Кудепста, курортный посел...