Энциклопедия культурологии

Акафист

Акафист
Акафист
Акафист
(греч.- «гимн, при воспевании которого нельзя сидеть», церк.-слав. «неседален») — жанр православной церковной поэзии, разновидность кондака в первоначальном значении термина. Первоначальное обозначение «А.» применялось только к одному тексту, который обозначается в русском обиходе как «А. Пресвятой Богородице». Это самый древний из А., давший образец и формальную схему всем последующим. Он возник предположительно в VI в., во всяком случае, ранее 626 г., когда для него была заново сочинена 1-я строфа (в греческой терминологии — кукулий, букв, «капюшон», «кукуль», как бы «шапка», в русской терминологии - кондак) «Вобранной Воеводе победительная»; через это гимн был поставлен в связь с актуальным событием — избавлением Константинополя от аварских полчищ. По-видимому, до 626 г. А. начинался строфой «Повеленное тайно прием в разуме», которая затем была изъята из состава А., но сохранилась в чинопоследовании А. на правах кондака. Атрибуция А. св. Роману Сладкопевцу имеет опору в рукописной традиции, однако остается иод сомнением. А. состоит из 25 строф: после кукулия поочередно сменяют одна другую 12 больших строф (икосов) и 12 меньших строф (кондаков), причем икосы оканчиваются рефреном «Радуйся, Невесто Неневестная», а кондаки — рефреном «Аллилуиа», в то время как кукулий по объему ближе к кондакам (почему и включен русской традицией, не знающей термина «кукулий», в счет кондаков), но рефрен имеет общий с икосами. Но самая характерная черта А.- т. н. херетизмы. После вступительной части икоса, намечающей определенный момент священной истории (напр., икосы 1 и 2 — Благовещение), догматического вероучения (напр., икос 7 — девство Пресвятой Богородицы по Рождестве, икос 8 — вочеловечение бесстрастного Божественного естества) или образа Божией Матери (напр., икос 12 — Ее участие в деле всецерковного, всечеловеческого и всемирного освящения), следуют более или менее связанные с этой вводной частью по смыслу именования Девы Марии, вводимые приветственным восклицанием «хере» — «радуйся». В каждом икосе — 12 херетизмов; они объединены попарно изосиллабизмом и вообще тождеством метрического рисунка, обильными созвучиями и синтаксическим параллелизмом. В церковнославянском переводе изосиллабизм и созвучия утрачены, связь держится на синтаксическом параллелизме («радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение»). В последние века существования Византии начали писать церковные гимны, воспроизводящие формальную структуру А. Даже начальные слова икосов выбираются с таким расчетом, чтобы сохранить соответствие образцу. Так, если икос 1 А. Пресвятой Богородице начинается рассказом о Благовещении: «Ангел предстатель с небесе послан бысть...», то на соответствующем месте в А. Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу мы находим обращение: «Ангелов Творче», а в А. Святителю Николаю: «Ангела образом... яви тебе всея твари Создатель». В XIV в. над сочинением новых А. потрудились авторы исихастского направления - Константинопольские патриархи Исидор (А. Архангелу Михаилу, Иоанну Крестителю, Святителю Николаю Чудотворцу и др.) и Филофей (А. Животворящему Гробу и Воскресению Христову). Составление новых А. в греческой церковной поэзии продолжается до сих пор, причем строго соблюдается традиционная формальная структура. На русской почве возникали и продолжают возникать церковно-славянские А. (Покрову, св. вмц. Варваре, русским святым, Вознесению Христову и т. п.), в последнее время иногда отступающие от старых правил (уменьшается число херетизмов в каждом икосе). Суждения об этих текстах весьма различны, однако некоторые из них нашли себе место в богослужебном обиходе.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


См. также `Акафист` в других словарях
акафист
АКА́ФИСТ -а; м. [греч. a- - не- и kathizo - сажусь]. Церк.
1. Молитвенно-хвалебное песнопение в честь Христа, Богородицы или святого; церковная служба, состоящая из таких песнопений.
2. Книга с текстами таких песнопений.
Акафи́стный, -ая, -ое.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
1. В иконописи - название композиции на тему православного песнопения.
2. Греческое слово «кафизо» означает «сажусь», а какое церковное песнопение исполняется только стоя?
3. Композиция на тему православного песнопения.
4. Церковное песнопение.
(иноск. шут.) - хвалебное слово, похвала (намек на акафист - церковную хвалебную песнь)
Ср. Граф уехал тотчас после спектакля... - Прощайте, милое дитя!.. прекрасно играете!.. даже жалко было смотреть, точно правда была!.. А шалунью в Москву, петь! - тем же акафистом обратил он речь к Ольге Акулиной...
Маркевич. Четверть века назад. 2, 1.
Ср. αОєО¬ОёО№σП„ОїП‚ (О¬, не - ОєαОёОЇО¶П‰, сажусь) - неседальный (о молитве, во время которой не сидят).
акафист
ака́фист (церк.)

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

АКАФИСТ
Акафист читать (петь) кому. 1. Устар. Ирон. Не в меру превозносить, захваливать кого-л. БМС 1998, 21. 2. Пск. Неодобр. Поучать, отчитывать кого-л., читать нравоучения кому-л. СПП 2001,15. Ср. Читать молебен с акафистом.
Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп 2007
акафист
, м. церк.
Молитвенно-хвалебное песнопение в честь Христа, богородицы или святого, а также церковная служба, состоящая из таких песнопений.
[греч. ’ακάθιστος]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
Акафист
(от греч. сл. акафистос, букв. неседальный). Так называют в церкви особые службы в честь Иисуса Христа, Богоматери и святых, которые совершаются молящимися стоя (отсюда название). Первый акафист был сложен в честь Божией Матери и пелся всю ночь стоя в субботу, на пятой неделе Великого поста. Ему приписывается чудесное избавление Константинополя от нашествия персов и аваров в 626 г.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
м. неседален, церковная хвалебная песнь и молитвы Спасителю, Богоматери и св. угодникам. Акафистный молебен, с акафистом. Акафистник м. сборник акафистов, книга. | Любитель, акафистов.
АКАФИСТ (позднегреч. akathistos - от а - отрицательная приставка и греч. kathizo - сажусь), христианское хвалебное церковное песнопение. Исполняется стоя всеми присутствующими.
м. 1) а) Песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы, святых, исполняемое в христианском богослужении стоя. б) Церковная служба, во время которой исполняется такое песнопение. 2) Книга с текстами таких песнопений.
акафиста, м. (греч. akathistos - букв. такой, во время которого не сидят) (церк.). Род хвалебного церковного песнопения.
АКАФИСТ (от позднегреческого akathistos, от a - отрицательная приставка и греческого kathizo - сажусь), хвалебное песнопение православной церкви в честь Богородицы, Иисуса Христа и святых. Сборники акафистов называются акафистниками.
(позднегреч. akatistos, от греч. a - отрицат. частица не и katizo - сажусь) - цикл хвалебных песнопений правосл. церкви, воспевающих Христа и святых. Исполняется молящимися стоя (отсюда назв.). Имеет визант. происхождение. Состоит из 25 строф, начальные буквы 2-25-й строф образуют акростих из 24 букв греч. алфавита. В слав. пер., а также в А. рус. происхождения акростих нарушен. 1-я строфа - кондак, служит вступлением, призывающим к прославлению святого, и заканчивается приветствием "Радуйся...". Вторая строфа - икос - содержит 12 новых приветствий "Радуйся..." и заканчивается приветствием 1-го кондака. Кондак и икос составляют звено, по образцу к-рого написаны ещё 11 звеньев, но кондаки их заканчиваются словом "Аллилуйя". Последняя, 25-я строфа - кондак - содержит молитвенное обращение к святому и заканчивается троекратным "Аллилуйя". Напев 1-го визант. А. приближался к патетич. речи проповедника. В 8-10 вв. в Византии А. как хвалебное песнопение был вытеснен более интересным с муз. с...
Акафист (позднегреч. akáthistos, от греческого а — отрицательная частица и kathízo — сажусь)
в христианском богослужении песнопения (в честь Христа, богоматери, святых), при исполнении которых молящиеся должны обязательно стоять.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
Форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо праздника или святого. Состоит из двадцати пяти строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая стро
Акафист
(греч. неседальное [пение]) - форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо праздника или святого. Состоит из двадцати пяти строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением (кроме начального кондака акафиста остальные завершаются возгласом "Аллилуйя"). Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит двенадцать приветствий, начинающихся со слова "радуйся". Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому. Первый акафист, называемый Великим акафистом. посвященный Богородице ("Взбранной Воеводе..."), был составлен в нач. VII в. в память избавления Константинополя от наш...
(от греч., a - отриц. част., и kathizein - сидеть). Церковное песнопение Спасителю, Божьей матери и другим святым, при исполнении которого молящимся не дозволялось сидеть.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
[гр. akathistos < a - не, без + kathizo - сажусь] - в христианском богослужении: разновидность церковного хвалебного песнопения, исполняемого всеми присутствующими стоя.
(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
греч., от а, отриц. част., и kathizein, сидеть. Песнопение в честь Пресвятой Марии, при кото...
-а, м. Род хвалебного церков-1 ного песнопения. II прил. акафистный, -ая, -ое.
акафист
молитвословия, которые можно слушать стоя, в противоположность кафизмам, при чтении которых полагалось сидеть (Мень) См. хвала

петь акафисты в чью-л. честь...

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
Акафист
(греч. - неседальный) одна из форм церковного гимна, ведущая начало от песнопения в честь Богородицы.
Православный энциклопедический словарь. — Москва. 1998
акафист
(2 м); мн. ака/фисты, Р. ака/фистов

Орфографический словарь русского языка. 2006.

— особые церковные службы, состоящие из хвалебных песнопений и молитв в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых. Исполняется стоя, с участием всех молящихся.
Акафист
(греч. άκάθιστος) — хвалебное песнопение Вост. Церкви в честь Иисуса Христа, Богородицы или к.-л. святого; во время исполнения А. не позволяется сидеть (в этом отношении противоположность А. — седален, или кафизма). А. состоит из вступительной строфы, или кукулия, и 24 следующих за ней песен: 12 более кратких (кондаков) и 12 более продолжительных (икосов); первый икос звучит сразу после кукулия, и в дальнейшем оба вида песнопений чередуются друг с другом. Заключительную часть каждого икоса составляют т.н. похвалы, или хайретизмы (от χαϊρε — «радуйся!») — приветственные обращения, последнее из которых — припев, воспроизводящий заключительный стих кукулия; все кондаки имеют припев Аллилуйя.
Наиболее известным А. древней Церкви является А. Пресвятой Богородице, созданн...
Акафист
- неседальное хвалебное чтение или пение, т.е. такое, за которым не позволяется сидеть. Так называется чин молитв, в которых прославляется Иисус Христос или Божия Матерь или какой-нибудь святой.
Краткий церковнославянский словарь
акафист
сущ см. _Приложение II
(церковная хвалебная песнь и молитвы Спасителю, Богоматери и святым угодникам)

С товарищи* мастер Аким Зяблецов

Воздвигли ака́фист из рудых** столпов,

И тепля ущербы — Христова рука

Крестом увенчала труды мужика.

акафист ака́фист "хвалебное песнопение в православной церкви, которое поют стоя"; др.-русск. акафистъ (XI в.). Из греч. ἀκάθιστος ὕμνος. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973