Энциклопедия культурологии

АКМЕИЗМ

АКМЕИЗМ
АКМЕИЗМ
АКМЕИЗМ
        (от греч. — расцвет, вершина, острие)
        литературное течение, отразившее новые эстетич. тенденции в искусстве нач. 1910-х гг., охватившее не только словесность, но и живопись (К. Коровин, Ф. Малявин, Б. Кустодиев), и музыку (А. Лядов, И. Стравинский). А. возник как реакция на крайности “теургич. символизма”, по отношению к к-рому акмеисты занимали противоположные позиции (антагонизм у С. Городецкого и преемственность у И. Гумилева). С символизмом акмеистов сближала общая цель: “жажда культуры”, сочетающей в себе нац. традиции и европеизм; разъединяло — различие в выборе путей для достижения этой цели.
        Атаки на символизм начались с выходом журнала “Аполлон” (1909). В программных статьях И. Анненского “О совр. лиризме”, Л. Бакста “Пути классицизма в искусстве”, М. Кузмина “О прекрасной ясности”, H. Гумилева “Жизнь стиха” содержались идеи, в дальнейшем вошедшие в программу акмеистов. Параллельно внутри символизма, в к-ром никогда не было единства, обостряется борьба между сторонниками “реалистич. символизма”, исповедующими “жизнетворчество” и “теургию” (Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый), и В. Брюсовым, поддержавшим акмеистич. лозунги автономности искусства и поэтич. ясности (“кларизм”).
        Начиная с 1909 идейным главой художников, отрицающих в искусстве любые абстракции и ставящих во главу угла мастерство и формальные поиски, становится Гумилев (стихотворение “Капитаны”). В период обострения противоречий внутри символизма единомышленники объединяются в лит. содружество “Цех поэтов” (20 окт. 1911), название и устав к-рого были почерпнуты из традиций ср.-век. ремесленных гильдий. Синдиками в “Цехе” стали Гумилев и Городецкий, на правах учеников в него вошли А. Ахматова, Г. Иванов, Г.Адамович, H. Оцуп, О. Мандельштам, М. Лозинский, В. Нарбут, М. Зенкевич и др. Весной 1912 новое объединение получает свое имя. В октябре акмеисты организуют спец. журнал “Гиперборей” (ред. М. Лозинский), а в конце года Гумилева приглашают заведовать отделом критики в “Аполлоне”, и журнал, т.о., превращается в рупор нового течения. Именно в нем появляются статьи Гумилева “Наследие символизма и акмеизм” и Городецкого “Некоторые течения в совр. русской поэзии” (1913, N 1), третья запланированная статья О. Мандельштама “Утро акмеизма” выйдет лишь через шесть лет. Излагая эстетич. программу А., каждый из авторов определял его задачи по-своему. Поэтому А. изначально не обладал единой концепцией; в дальнейшем акмеисты свободно развивали свои творч. индивидуальности и вышли за тесные рамки школы (Гумилев, Ахматова, Мандельштам).
        В области мировой лит-ры акмеистич. эстетика тяготеет к франц. традициям с их “светлой иронией и конкретностью”. Гумилев указывает на Т. Готье (“безупречность форм”), Ф. Вийона (жизнеприятие), Ф. Рабле (“мудрая физиологичность”), сюда же относятся лирика “парнасцев” (Леконт де Лиль, Ж. М. де Эредиа) и опыт проникновения во “внутр. мир человека” у Шекспира. Из рус. лит-ры Гумилев выделяет поэзию Брюсова (стройность композиции, яркая изобразительность), Блока (мужественность художника перед лицом жизни) и Кузмина (очарование жизненных мелочей). Среди других видов искусства А. предпочитает живопись и графику: первобытное искусство, традиц. искусство народов Африки, Океании и Америки, творчество европ. художников до эпохи Возрождения, совр. примитивизм. Несомненное влияние на становление А. оказали идеи феноменологич. школы Гуссерля (ценность реального человека в реальном мире), популяризатором к-рых стал выходящий с 1910 междунар. ежегодник по философии культуры “Логос”.
        Осн. принципы А.: а) жизнеприятие (героика у Гумилева и Ахматовой); б) первобытно-звериный взгляд на мир, “адамизм” (Городецкий, М. Зенкевич “Дикая порфира”), В. Нарбут (“Аллилуйя”), Гумилев — афр. тематика; в) формальное совершенство, интерес к проблемам поэтики (статьи Гумилева “Анатомия стихотворения”, “Письма о рус. поэзии”, Мандельштама “О природе слова”, “Заметки о поэзии”, романо-герм. семинар в Петербург, ун-те; г) стремление видеть и показывать мир вещно и четко (Мандельштам — “Камень”, “переживание предметности” — Ахматова); д) внимание к конкретному смыслу слова (“слово — материал для строительства, соединение многих элементов, образующих содержание” — Мандельштам).
        И среди художников, и среди критиков литер, программа А. вызвала разнополярные мнения: неприятие (А. Блок), отрицание самобытности (Шкловский) и, напротив, позитивный анализ (Жирмунский, “Преодолевшие символизм”). Однако и противники, и сторонники отмечали два важнейших недостатка программы: 1) жизнеприятие и эстетизм в конечном счете должны были обернуться всеприятием и примирением со “страшным миром”; 2) отрицание запредельности, тайны бытия грозило лишить творения акмеистов филос. глубины и значимости.
        При всей строгости цехового устава А. не избежал действия центробежных сил. Верным правилам и, соответственно, неинтересным оставался лишь Городецкий, у остальных художников наблюдаются тенденции к разрушению гл. акмеистич. канонов жизнеприятия, вещности бытия и конкретности слова (Гумилев, “Огненный столп”; Ахматова, “Белая стая”; Мандельштам, “Tristia”).
        К началу Первой мир. войны интерес к А. угасает, а с уходом Гумилева на фронт распадается “Цех поэтов”.
        Позже были сделаны две попытки возродить былое содружество: Цех-11 (1917; Г. Иванов, Г. Адамович), Цех-111 (1921; Н. Гумилев, И. Одоевцева, Вс. Рождественский, издание альманаха “Дракон”).

Лит.: Поэтич. течения в рус. лит-ре кон. XIX-нач. XX в.: Хрестоматия. М., 1988; Смирнова Л.А. Рус. литра конца XIX-нач. XX в. М., 1993; Грякалова Н.Ю. Н.С. Гумилев и проблемы эстетич. самоопределения акмеизма // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994; История всемирной литературы: В 9 тт. Т. 8. М., 1994; Корецкая И.В. “Аполлон” / / Корецкая И.В. Над страницами рус. поэзии и прозы начала века. М., 1995; Эткинд Е. Кризис символизма и акмеизм // История рус. лит-ры XX в.: Серебряный век. М., 1995.

А.А. Лельков

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.


См. также `АКМЕИЗМ` в других словарях
1. Течение в русской поэзии 1910-х годов.
(греч. - наивысший расцвет) - направление в русской поэзии нач. XX в., выступавшее за поэтизацию чувств, точность значения слов (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам и др.).
акмеизм
АКМЕИЗМ а, м. acmé f. <гр. вершина. Крайне реакционное буржуазно-дворянское течение в русской литературе, возникшее в 1912-1913 гг. Поэзия акмеистов характеризовалась индивидуализмом, эстетством, формализмом, проповедью "искусства для искусства". СИС 1954. Впервые употреблен в "Письмах о русской поэзии" Н. Гумилева в 1912 г. ЭС. Модернистское литературное течение в России начала ХХ в., выражавшие декадентские умонастроения и провозглашавшее в противовес символизму материальность, предметность тематики и художественной образности с позиции "искусства для искусства". БАС-2. Акмеист а, м.
акмеизм
(2 м)

Орфографический словарь русского языка. 2006.

м. Модернистское течение в русской литературе начала XX в., представители которого, противопоставляя себя символистам, стремились к предметно-конкретному, детальному изображению мира, к возвращению слову его первоначального, не символического, значения.
акмеизма, мн. нет, м. (от греч. akme - вершина) (лит.). Одно из направлений в русской поэзии в десятых годах 20-го в., противопоставлявшее себя символизму.
акмеизм Искон. Неологизм Н. Гумилева, созданный в 1912 г. Суф. производное от akmē «расцвет» (чего-л.) < akmē «вершина, край» (скалы), суф. производного от той же основы, что и akmōn «камень» (см. камень). Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004
акмеизм
- (от греч. akme - высшая степень чего-либо, расцвет) - литературное течение в русской модернистской поэзии, сформировавшееся в 1910-е гг. Представители А.: А. Ахматова, Н.С. Гумилёв, О.Э. Мандельштам, С. Городецкий и др., вошедшие в объединение "Цех поэтов", - в противовес туманности, зыбкости, "таинственным мирам" символизма провозглашали стремление к "прекрасной ясности" (М. А. Кузмин), воспевали "радостное любование бытием" (Н. С. Гумилёв), призывали открыть заново красоту и ценность человеческого существования, поэтому акмеисты называли себя также "адамистами" (по имени первого человека Адама). Для А. характерны простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, стремление создавать точные, зримые образы.
акмеизм
акмеи́зм

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

акмеизм
, м.
Течение в русской поэзии начала 20 в., выражавшее декадентские умонастроения и провозглашавшее в противовес символизму материальность, предметность тематики и художественной образности с позиций «искусства для искусства».
[От греч. ’ακμή — вершина]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
акмеизм
АКМЕИ́ЗМ -а; м. [от греч. akmē - вершина]. В русской поэзии начала 20 в.:, модернистское течение, провозгласившее, в противовес символизму, изысканную материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций "искусства для искусства").
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
АКМЕИЗМ (от греческого akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С.М. Городецкий, М.А. Кузмин, ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам). Преодолевая пристрастие символистов к "сверхреальному", многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. "Земная" поэзия> акмеизма склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека (отсюда второе название - адамисты).
Акмеизм (франц. acmēisme, от греч. akmē — высшая степень чего-либо, цветущая сила)
течение в русской поэзии начала 20 в., сложившееся в условиях кризиса буржуазной культуры и выразившее декадентское умонастроение (см. Декадентство).
А. возник как реакция на Символизм. Представители А., объединившиеся в группу «Цех поэтов» и выступавшие в журнале «Аполлон» (1909—17), возражали против ухода поэзии в «миры иные», в «непознаваемое», против многосмысленных и текучих поэтических образов. Декларируя предпочтение реальной, земной жизни и возвращение поэзии к стихии «естества», акмеисты, однако, воспринимали жизнь внесоциально и внеисторически. Человек выключался из сферы общественной практики. Акмеисты противопоставляли социал...
-а, м. В русской литературе 20 в.: течение, провозгласившее освобождение от символизма. II прил. акмеистский, -ая, -ое.
АКМЕИЗМ (от греч. akme - высшая степень чего-либо - цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии "естества"), точному значению слова. "Земной" поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.