Энциклопедия культурологии

АНДРЕЕВ

АНДРЕЕВ
АНДРЕЕВ
АНДРЕЕВ
        Даниил Леонидович (1906-1959) - философ, культуролог, писатель. Сын Леонида Андреева; окончив Высшие лит. курсы, А. работал художником-шрифтовиком. Вскоре после окончания Второй мир. войны, в к-рой А. принял участие, был арестован (1947) и осужден на 25 лет тюремного заключения. После сокращения срока наказания до 10 лет вышел на свободу (1957) тяжелобольным человеком. В оставшиеся ему 2 года жизни А. напряженно работал над произведениями, в к-рых пытался воплотить свой духовный и мистич. опыт. За этот короткий срок написал гл. книгу своей жизни “Розу Мира” (опубл. значит, позже), где создает грандиозную картину зарождения, развития и конца мировой культуры. Несмотря на глобальный подход, наибольшее внимание уделяет судьбам рус. культуры, к-рую отчасти противопоставляет остальным культурам (прежде всего западной). В этом несомненно сказывается влияние славянофильской и евразийской точек зрения.
        Культурологич. концепция А. основывается на восприятии бытия как текущего рез-та борьбы Света и Тьмы, Космоса и Антикосмоса, Провидения и Демонизма. Человеч. культура представляется ему зависимой от стран небесной культуры и “шрастров” — антикультурных центров человечества, условно расположенных в глубинах Земли.
        Взгляды А. относительно природы культуры находятся в тесной связи с идеями неоплатоников и гностиков. Из неоплатонизма А. наиболее близки учение об эманации и восхождении к Единому (Плотин), пантеизм и учение о даймонах и героях-народоводителях (Ямвлих), учение о трансформации монады и циклич. активности развития (Прокл). К гностикам восходит представление А. культуры как сочетания мужского и женского начал (Валентин), многослойности окружающего мира, возникновение к-рого связано с борьбой небесных сил и противостоящего им зла (Василид).
        Эсхатологич. и символич. компоненты культурологич. концепции А., а также ангел ология и демонология восходят к Книге Еноха, Апокалипсису, ареопагитикам и Бл. Августину (“О граде Божием”). Из совр. авторов на А. наиболее сильно повлияли B.C. Соловьев (“Три разговора”), концептуальная зависимость от к-рого у А. особенно сильна — его он пересказывает целыми периодами.
        В разработке учения об одушевленности природных и обществ, феноменов и “мистич. зрячести язычества” прослеживается сильное влияние на концепцию А. культурологич. разработок Флоренского (“Смысл идеализма”) и С.Н. Булгакова (“Свет Невечерний”, “Лествица Иаковлева”).
        Теологич. основания человеч. культуры связаны у А. с задачей просветления трехмерного пространства нашей планеты (состоящей из более чем 240 разнопространственных, иноматериальных и разновременных слоев). Первоначально мир, в к-ром мы обитаем, населяли ангелы. Но вскоре вторжение демонич. сил привело к их вытеснению и наш мир был предоставлен для просветления животного царства. В ответ на это планетарный демон ввел “закон взаимопожирания”. Гармония первонач. единства была нарушена, и природа разделилась на два начала — жертвенное и демоническое. Тогда провиденциальные силы направили свою деятельность на создание предпосылок для выделения из животного мира человека и появления культуры.
        Т.о., человеч. культура, с т.зр. А., — инструмент борьбы Провидения с силами Зла. В то же время, человек — непосредств. создатель и носитель культуры, — в силу предоставленной ему свободы воли, стал объектом борьбы сил Света и Тьмы. Каждая из сил создает свои культурные идеалы: силы Света — страны “небесной” культуры (затомисы), силы Тьмы — урбанистич. и техницизированные страны антикультуры, условно находящиеся под компенсационными выступами материков в глубинах Земли (шрастры). Небесные контуры затомисов частично совпадают с географией областей распространения тех культур на Земле, создание к-рых они инициировали.
        Время возникновения каждого затомиса предшествует моменту зарождения созидаемой на его основе культуры. Непосредств. творцы создаваемой культуры — особые богосотворенные монады, достигшие в предшествующих воплощениях высокой степени совершенства. Например, основы Небесной России закладываются в 8-9 вв., а в 11 в. с помощью “человекодуха”, бывшего когда-то на Земле апостолом Андреем, демиург рос. культуры Яросвет начинает создавать “гуманный еще чертеж Небесной России”.
        Согласно этим планам, громадные просторы Рус. равнины начинают заселять люди, исповедующие языч. культуру, религиозно-космологич. основы к-рой заключались в обожествлении стихийных сил и процессов. На следующей стадии развития влияние визант. мета-культуры на рос. приводит к усвоению рус. культурой идей христианства. Громадную роль в распространении христианства на Руси А. отводит “родомыслам” — истор. деятелям, руководимым в своих трудах самим народоводителем Яросветом. К ним относятся Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и др.
        В рез-те введения родомыслами новых культурных ценностей (религ., бытовых, этич. и эстетич.) возникает противостояние двух культурных тенденций — славянской и христианской, — что, в свою очередь, приводит к затянувшейся на века и продолжающейся по сей день борьбе “прароссианства” и христианства (видимым воплощением этой борьбы, по А., является собор Василия Блаженного с его контрастом праздничного языч. экстерьера и аскетичного христ. интерьера). Однако если прароссианство и христианство противоречат друг другу гл. обр. стадиально, то инициируемый затомисом духовный компонент рус. культуры противоречит анти-человеч. культуре шрастров принципиально.
        А. призывает рассматривать рос. метакультуру не под углом причинности, а телеологически. С этой т.зр. “отставание”, хронологич. и стадиальное, от зап.-европ. культур оправдывается великой ролью, предназначенной рус. культуре. Предчувствие этой всемирной миссии обнаруживается еще в идеологии былин, “осмыслявших богатырей как носителей и борцов за высшую духовную правду”. В последующие века рос. культура порождает идеальный образ Святой Руси, культурно-истор. значение к-рой полностью осмысливается в филофеевской концепции Третьего Рима. Т.о., превращение России из периферийной европ. страны в громадное евразийское гос-во предопределяется рядом культурно-истор. задач. На первых порах это заполнение рус. культурой “полого пространства” между осн. существующими культурами (северо-зап., романо-католич., мусульманской, инд., дальневост.). В рез-те Россия становится геогр., а затем, благодаря посреднической и объединит, деятельности, и духовным средоточием мировой культуры. В 21 или 22 вв. рус. культура, по мнению А., ассимилируя и объединяя соседние культуры, перерастет в интеркультуру, сплавив все мировые культуры в духовно единое Человечество.
        Затем, согласно А., наступит эпоха демонич. культуры. Переход к ней — следствие чрезмерного увлечения научно-техн. прогрессом и машинной цивилизацией. Подлинная духовность сменится бездуховностью, а затем античеловеч. культурой (вплоть до того, что людей будут вытеснять демонич. существа). Однако Антихрист будет торжествовать недолго. В Армагеддоне произойдет битва между вновь воплотившимся на Земле Христом и князем Тьмы. Разделяемая А. культурная оппозиция Запад—Восток сохраняется и здесь: столица Антихриста будет располагаться в Альпах, а место уцелевших носителей интеркультуры, где они во главе с Христом дадут решающий бой силам Зла, будет находиться в Сибири (апокалиптич. Армагеддон). Победа над Антихристом ознаменует новую культурно-истор. эпоху, конечным итогом к-рой станет приобщение всех к Богу и слияние с ним.

Соч.: Собр. соч.: В 3 т. Т. 1: Русские боги. М., 1993; Т.2: Роза мира. 1995.

Лит.: Померанц Г. Коринфская бронза // Новое лит. обозрение, 1992, № 1; Эпштейн М. Роза мира и Царство Антихриста: О парадоксах русской эсхатологии // Континент.1994.№ 79.

А.В. Шабага

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.


См. также `АНДРЕЕВ` в других словарях
АНДРЕЕВ Александр Федорович (род. 1939), физик, академик РАН (1987). Труды по физике низких температур. Построил теорию динамического промежуточного состояния сверхпроводников, теорию квантовых кристаллов, предсказал явление квантовой диффузии и др. Ленинская премия (1986).
2.
АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871-1919) - беллетрист и драматург. Происходил из полуинтеллигентной чиновничьей семьи, учился в Московском университете. Окончил юридический факультет. Молодые годы провел в крайне тяжелых материальных условиях, усугубленных тяжелой наследственностью - алкоголизмом. В 1890 занимался адвокатской практикой и сотрудничал в различных московских газетах (судебный репортаж, фельетоны). Первые рассказы: «Он, она и водка», 1895 («Орловский вестник»), «Бергамот и Гараська», 1898 («Курьер»). Впервые внимание к А. привлек рассказ - «Жили-были» в журнале «Жизнь» (1901). В этом же году вышла первая книга рассказов А., к-рая вызвала ряд критических статей о нем; особенно много внимания к А. привлекают рассказы - «Мысль» и «Призраки» (1902). В 1905 А. предоставил свою квартиру для заседания ЦК РСДРП, в связи с чем подвергся некоторым репрессиям со стороны правительства. В годы реакции он становится во главе сборников «Шиповник» , объединяющих реалистов-обществ...
Андреев I Андре́ев
Александр Игнатьевич (12.3.1887 — 12.6.1959), советский историк, доктор исторических наук (1940), профессор (1945). В 1916 окончил Петербургский университет. С 1913 работал в Постоянной исторической комиссии Академии наук. В 30—50-х гг. сотрудник Института истории и Историко-архивного института. Специалист по истории Сибири. Автор работ по истории русских географических открытий в Северном Ледовитом и Тихом океане («Экспедиция В. Беринга», «Роль русского военно-морской флота в географических открытиях XVIII и XIX—XX вв.», и др.), по истории АН СССР и русской науки (работы о В. Н. Татищеве, М. В. Ломоносове и др.). Издал ряд важных исторических источников («Письма и бумаги Петра Великого», т. 7, в. 2, т. ...
1
.
Александр Игнатьевич (12.III.1887 - 12.VI.1959) - сов. историк, доктор ист. наук (с 1940), проф. (с 1945). В 1916 окончил Петерб. ун-т. С 1913 работал в Постоянной ист. комиссии Академии наук; с 1929 - в Ин-те истории. Изучал историю Сибири, заселения Севера, вспомогат. ист. дисциплины. По истории Сибири наибольшую ценность представляет докторская дисс. А. "Очерки по источниковедению Сибири XVII в." (Л., 1940; 2 изд., М. - Л., 1960), где детально исследованы сиб. летописи, географич. карты. А. - автор работ по истории рус. географич. открытий в Сев. Ледовитом и Тихом океанах ("Экспедиция В. Беринга", 1943, "Роль рус. воен.-мор. флота в географич. открытиях XVIII и XIX-XX вв.", 1947, и др.), а также по истории АН СССР и рус. науки (работы о В. Н. Татищеве, М. В. Ломоносове и др.). Опытный археограф, А. издал ряд важных ист. источников ("Письма и бумаги Петра Великого", т. 7, в. 2, т. 8, в. 1, 1946-48; Соч. М. В. Лом...
Андреев Леонид Николаевич (1871-1919). Русский писатель, родился в Орле, в семье землемера. В 1897 г. появился его первый рассказ "Бергамот и Гараська". В 1901 г. вышел отдельный сборник его рассказов, сразу обративший на него внимание публики и критики и создавший ему широкую известность. В общественном движении до революции 1905 г. не принимал активного участия. В изображении революции Андреев остается верен своему безотрадному индивидуализму и пессимизму; революционное движение понимает не как сознательно-целеустремленное действие масс, а как стихийный процесс, в котором проявляются темные инстинкты "толпы", с одной стороны, и совершаются подвиги самопожертвования отдельными, обреченными на гибель, героями - с другой. Особенно характерна пьеса "Царь-голод", где он изображает восстание голодающих такими же мрачными красками, как и тех, против кого они восстали: восставшие, среди которых рабочие перемешаны с хулиганами и проститутками, убивают беззащитных детей, сжигают библиотеки и к...
Андреев
псевдоним Н. Г. Чернышевского (см.), под которым он помещал в последние годы жизни статьи в "Русских Ведомостях" и "Русской Мысли". Под тем же псевдонимом издан и перевод "Всеобщей Истории" Вебера.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
Андреев

— псевдоним Н. Г. Чернышевского (см.), под которым он помещал в последние годы жизни статьи в "Русских Ведомостях" и "Русской Мысли". Под тем же псевдонимом издан и перевод "Всеобщей Истории" Вебера.

{Брокгауз}

Большая биографическая энциклопедия 2009
АНДРЕЕВ
АНДРЕЕВ
    АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (2 ноября 1906, Берлин30 марта 1959, Москва)—русский поэт, мыслитель. Сын писателя Л. Н. Андреева. Закончил Высшие литературные курсы в Москве в 1929. Участвовал в Великой Отечественной войне в 1941—45. Арестован в 1947 и осужден на 25 лет. В 1957 освобожден, затем реабилитирован. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В камере написаны черновики основных книг: “Роза мира”, “Русские боги”, “Железная мистерия” (первая в прозе, остальные — поэтическим яз.), где изложены основные идеи мыслителя. Вселенная представлена им мно...
1. Российский театральный режиссёр.
2. Российский актёр, исполнивший роль Павла Василюка в телесериале «Кадетство».
3. Русский скульптор, график 19-20 вв., автор памятников в Москве: Н. В. Гоголю, А. И. Герцену, Н. П. Огареву, А. Н. Островскому, статуи Свободы для монумента «Сов. конституция», автор серии скульптур и рисунков «Лениниана», скульптур: «Жница», «Женщина, стригущая овцу».
4. Русский землепроходец, сержант, совершивший походы из устья реки Колымы к Медвежьим островам (1763, 64 гг., совместно с Ф.Татариновым и Е.Коноваловым), видевший землю, существование которой не подтвердилось.
5. Гимназист из оперы украинского композитора Ю.С.Мейтуса «Братья Ульяновы».
6. Автор романса «Кокетка».
7. Российский актёр, исполнивший роль Ерошки в фильме «Казаки».
8. Российский актёр, исполнивший роль Лучкина в фильме «Максимка».
9. Российский актёр, исполнивший роль Баукина в фильме «Жестокость».
10. Российский актёр, исполнивший роль Назара Думы в фильме ...
АНДРЕЕВ

АНДРЕЕВ Константин Алексеевич (1848 - не ранее 1916), рус. математик, чл.-корр. Петерб. АН (1884). Окончил Моск. ун-т (1872). В 1873-98 преподавал в Харьковском ун-те, в 1905-11 декан физико-матем. ф-та Моск. ун-та. Будучи студентом, А. составил таблицу смертности православного нас. России (на основании данных об умерших за 1851-60 и родившихся в 1796-1855).

A. в основном опирался на метод B. Я. Буняковского, подал более реалистич. оценку смертности в России. Работа А. \'О таблицах смертности. Опыт теоретич. исследования о законах смертности и составления таблиц смертности для России\' была удостоена золотой медали Моск. ун-та и издана (1871) на средства ун-та.

● Новосельский С. А., Смертность и продолжительность жизни в России, П., 1916; Перковский А., Дореволюц...

АНДРЕЕВ Николай Андреевич (1873 - 1932), скульптор. Автор> глубоко индивидуальных, психологически острых памятников: Н.В. Гоголю (1904 - 09), А.Н. Островскому (1924 - 29) - оба в Москве.
Иван Дмитриевич (1867-1927), рус. правосл. историк церкви и библеист, представитель *русской библейско-историч. школы. Род. в Орловской губ., в семье сел. священника. Окончил Орловскую ДС и МДА (1892). Преподавал философию в Таврической ДС; в 1895 перешел в МДА, где защитил магистерскую дисс. и занимал каф. всеобщей истории. В 1906-07 - ред. "Богословского вестника". В 1907 избран на каф. церковной истории С.-Петерб. ун-та, с 1910 проректор ун-та. В 1916-17 сотрудник журн. "Церковь и жизнь". Продолжал работать в ун-те вплоть до 1924, позже преподавал на богосл. курсах. Гл. историч. труды посвящены Византии и, в частн., свт. *Фотию. Будучи ред. отдела церк. истории Нового энциклопедич. словаря (НЭС), А. поместил там неск. десятков статей по библ. науке. В них он с большой полнотой отразил тогдашнее состояние библеистики. Его статьи не потеряли актуальности и сегодня, несмотря на нек-рую тенденцию к *гиперкритицизму. Хотя А. признавал, что "частое употребление слов и оборотов, выказывающ...
АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959) - русский мыслитель, литератор и философ. Сын писателя и философа Леонида Андреева. В 1947 осужден на 25 лет тюремного заключения за антисоветскую литературную деятельность. Автор сочинения "Роза Мира" (впервые опубликовано в 1991) - грандиозного трактата социально-утопического характера о "сокровенном" устройстве Вселенной, о мистических основаниях истории цивилизации Земли, о грядущих судьбах человечества. Свои прозрения, пророчества и прорицания А. объяснял как результат собственного непосредственного общения с духовными Существами. Одновременно А. утверждал в качестве предвестников концепта "Розы Мира" А. Пушкина, А. Блока и (особо) М. Лермонтова, Достоевского и В. Соловьева, обладавших, по мнению А., даром "созерцания космических панорам и метаисторических перспектив". Описание миров, располагающихся вне пределов людского восприятия, - главное содержание философского творчества А. Известный человеку материальный мир, согласно А., яв...