Энциклопедия культурологии

Антропоморфизм

Антропоморфизм
Антропоморфизм
Антропоморфизм
(греч. anthropomorphos – уподобленный человеку) – очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных, представление богов в человеческом образе.
☼ уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных и растений; приписывание Богу или богам человеческого облика. А. возникает как первоначальная форма мировоззрения, присущая мифу и господствующая на ранних ступенях развития общества. Наивный А., присущий древнейшим религиям, был подвергнут критике еще Ксено-фаном: «Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны; фракияне же (представляют своих богов) голубоглазыми и рыжеватыми» (В 16). В ветхозаветных текстах и Коране говорится о лике Бога, Его очах, ушах, руках, Его восседании на престоле и т. п. В теистических доктринах об абсолютной духовности Бога все такие выражения были истолкованы как метафоры; попытки их буквального понимания были осуждены в патристическую эпоху, в связи с чем и возник термин «А.» (ср. араб, ташбих в традиции ислама); однако А. сохранялся в фольклорных представлениях христианских и исламских народов о Божестве. Более тонким видом А. является антропопатизм, или психический антропоморфизм, — приписывание Богу человеческих страстей и душевных состояний (гнев, жалость и т. п.). Антропоморфные образы широко употребляются в поэзии; они встречаются даже в научно-технической литературе (выражения типа машина «думает», «решает задачу» и т. п.).
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


См. также `Антропоморфизм` в других словарях
В рекламе метод представления товара, при котором ему придаются человеческие черты. Часто используется в случаях, когда индивидуальные свойства товара выделены слабо и товар мало отличается от конкурирующих с ним.
-а, м. (спец.). Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы), а также представление божества в образе человека. II прил. антропоморфический, -ая,-ое.
(от греч. ап-thropos - человек и morphe - форма, вид) - англ. anthropomorphism; нем. Anthropomorphismus. Наделение человеческими свойствами (напр., сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. См. АНИМАТИЗМ, АНИМИЗМ, АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, ФЕТИШИЗМ.
антропоморфизм
антропоморфизм

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. . 1998.

антропоморфизм
АНТРОПОМОРФИ́ЗМ -а; м. [от греч. anthrōpos - человек и morphē - форма, вид].
1. Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, животных, растения, предметы, мифические существа; олицетворение.
2. Свойственное многим религиям представление божества в человеческом образе.
Антропоморфи́ческий, -ая, -ое. А-ое мировоззрение.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт Антропоморфизм`Малый академический словарь`
антропоморфизм
, м.
1.
Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, животных, растения, предметы; олицетворение.
2.
Свойственное многим религиям представление божества в человеческом образе.
[От греч. ’άνθρωπος — человек и μορφή — вид]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
антропоморфизм
антропоморфи́зм

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

АНТРОПОМОРФИЗМ (от антропо... и греч. morphe - форма - вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (напр., сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.
изображение богов в виде людей
Ср. Масса, всегда склонная к антропоморфизму в религии и морали, больше всего вносит тех божков, которые сами имеют такие же слабости, как они.
А.П. Чехов. Дуэль. 4.
Ср. О¬ОЅОёПЃП‰ПЂОїП‚, человек - ОјОїφПЃО®, образ.
антропоморфизм
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos — человек и morphe — форма, вид) — мыслительный процесс переноса облика и свойств человека на материальные и идеальные объекты, в результате которого такие объекты уподобляются человеку, становятся «человекоподобными». А. есть одно из важнейших проявлений метафорической природы мышления (см. Метафора). В древних культурах образ человека был «базисной метафорой» (М. Мюллер): посредством «вдувания нашего собственного духа в хаос предметов и воссоздания его по нашему образцу» формировались представления о мире, мифология, структура языка. В картине мира, построенной на принципах А., неодушевленные предметы и в целом универсум демонстрируют свойственные человеку физически...
(от греч. anthropus -человек + morphe - вид, образ) - приписывание специфических свойств человека тому, кто (или что) им не является- силам природы, растениям, животным, богам, машинам. Для анимистической картины мира (см. Анимизм) характерен А. в отношении сил природы, растений и животных, для античных религий характерно представление божеств в человеческом образе и наделение их психическими свойствами, чувствами и способностями человека (напр.: сомнение, гнев, самолюбие). Ф. Бэкон подводил А. под категорию "идолы рода", считая, что в них выражается "стремление объяснять действия природы по аналогии с действиями и поступками человека, т. е. убеждение, что природа делает то же самое, что и человек".С резкой критикой А. в понимании психики животных выступали представители бихевиоризма, рефлексологии и школы И. П. Павлова, которые при этом сами нередко впадали в др. крайности - механицизм и териоморфизм (зооморфизм) в понимании человека.Антропоморфизм эстетический - т...
АНТРОПОМОРФИЗМ (от антропо...> и греческого morphe - форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.
м. Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, животных, предметы, мифические существа.
антропоморфизм
антропоморф\'изм, -а

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

приписывание человеческого облика и свойств Богу. Первобытное мышление наделяло природные явления и объекты некой разумной жизненной силой, подобной той, которую человек ощущал в себе самом. Эти воззрения получили название анимизма. Истоки религиозного мироощущения можно усмотреть в первых попытках человека воздействовать на эту одушевленную жизненную силу средствами убеждения или мольбы. Позднее объекты поклонения стали наделяться и человеческим обликом, поэтому большинство религий (особенно в их ранней народной форме) можно охарактеризовать как антропоморфные. Гомеровские боги мыслились не чуждыми человеческих чувств и даже человеческих недостатков. Древний библейский Бог разговаривает с Адамом, прогуливаясь "в раю во время прохлады дня". В 6 в. до н.э. антропоморфизм критиковал Ксенофан, с подобной же критикой выступил его современник Девтероисайя (Ис 44:9-20), апеллирующий к запрету на идолопоклонство, содержащемуся в одной из десяти заповедей. Уничтожающая критика гомеровского ант...
(от греч. antropos - человек и morpn - форма, вид) - одна из наиболее ранних и распространённых сторон религ. сознания: перенесение на обоготворяемые неодушевленные предметы: растения, животных, явления и силы природы - человеческого образа и человеч. свойств. Говоря о том, что человек создал богов по своему образу и подобию, др.-греч. мыслитель Ксенофан (6 в. до н. э.) поставил под сомнение важный религ. догмат: боги создали мир и человека.

Лит.: Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959.
(антропо- + греч. morphe форма, вид) - приписывание предметам и явлениям неживой природы, а также животным свойств, присущих только человеку.
1. Наделение предметов человеческими свойствами.
2. Наделение животных, а также неодушевленных предметов и явлений человеческими качествами.
3. Представление богов и сверхъестественных существ в человеческом образе.
4. Представление божества в образе человека.
Антропоморфизм
(антропо- + греч. morphe форма, вид) приписывание предметам и явлениям неживой природы, а также животным свойств, присущих только человеку.
(от греч. anthropos – человек и morphe – форма, вид) – перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, на природу или на понятие Бога.
(греч. anthropomorphosis, от anthropos - человек, и morphon - образовать, облекать в форму). Представление Высшего Существа в человеческом образе, а также олицетворение явлений и сил природы в виде человекообразных существ.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
[< гр. anthropos - человек + morphe - вид, форма] - наделение явлений природы, животных, неодушевленных предметов и фантастических существ человеческими свойствами.
(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
греч. anthropomorphosis, от Антропоморфизм`Философская Энциклопедия`
АНТРОПОМОРФИЗМ
АНТРОПОМОРФИЗМ
        (от греч. — человек и — форма, вид), уподобление человеку, наделение человеч. психич. свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифич. существ. А. возникает как первонач. форма мировоззрения и выражается не только в наделении животных человеч. психикой, но и в приписывании неодушевлённым предметам способности действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т. д. (земля спит, небо хмурится и т. п.). Эта форма А. господствовала на ранних сту...
антропоморфизма, мн. нет, м. (от греч. anthropos - человек и morphe - вид) (науч.). 1. Перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, свойственное первобытному мышлению. 2. Представление божества в образе человека.
Антропоморфизм
одна из наиболее распространенных форм религиозного сознания у первобытных народов: перенесение на обоготворяемые неодушевленные предметы, одушевленные существа или явления и силы природы человеческих образа и свойств. См. ст. Сравнительное изучение религий, Теротеизм, Тотемизм и Фетишизм.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
Антропоморфизм (от Антропо... и греч. morpho — вид)
уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. Наивно-догматический А. представляет собой первоначальную форму мировоззрения и выражается в наделении неодушевлённых предметов способностью действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т.д. (земля спит, небо хмурится и т.п.). Такой А. являлся господств. формой мировоззрения на ранних ступенях развития человеческого общества. Отголоски такого понимания мира представлены и в языке современных культурных народов (например, безличные глаголы типа «моросит», «светает» и др.), в искусстве, особенно в поэзии. Однако как способ мышления такой А. в ...
антропоморфизм
АНТРОПОМОРФИЗМ а, м. anthropomorphisme m. Наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов, а также представление богов в человеческом образе. СИС 1985. Антропоморфизм поставил богов очень близко к людям. 1842. Герц. Дилетанты-романтики. // 30-3 30. Употреблять слова: соха, погода, лошадь и т. д. - слова простые в устах всех, гораздо труднее, чем употреблять слова биология, антропоморфизм и т. п., ибо значение первых ясно определенно, вторых же - нет. 1870. Толст. Зап. кн. // Николина 2000 2 353. Антропоморфический ая, ое. От сего произникла оная смешная Антропоморфическая ересь. 1760. Тред. Сокращение...
антропоморфизм
(2 м)

Орфографический словарь русского языка. 2006.

(от антропо... и греч. morphe - форма, вид), наделение различных тел и явлений живой и неживой природы обликом и свойствами человека - развитыми формами психики, сознанием и т. д. А. появился в начале развития человеческого общества как анимизм (одушевление природы) и получил дальнейшее распространение в религ. учениях. Первоначально человек представлял себе сверхъестеств. существа в виде животных (зооморфизм), наряду с этим существовали антропоморфные представления о богах, духах и демонах в образе людей. Древние египтяне, индейцы и нек-рые др. народы наделяли богов, имеющих облик человека, чертами животных (зооантропоморфизм). А. проявляется в различных телеологич. биол. концепциях, согласно к-рым живому свойственно внутр. стремление к самосовершенствованию (см. Неоламаркизм) и сознат. выбору (см. Батмогенез). Необходимо отличать А. от науч. представлений об элементарной рассудочной деятельности у животных.
антропоморфизм
антропоморфи́зм,
антропоморфи́змы,
антропоморфи́зма,
антропоморфи́змов,
антропоморфи́зму,
антропоморфи́змам,
антропоморфи́зм,
антропоморфи́змы,
антропоморфи́змом,
антропоморфи́змами,
антропоморфи́зме,
антропоморфи́змах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

антропоморфизм
очеловечение, одушевление, олицетворение, персонификация
Словарь русских синонимов
АНТРОПОМОРФИЗМ
(от греч. ап-thropos - человек и morphe - форма, вид) - англ. anthropomorphism; нем. Anthropomorphismus. Наделение человеческими свойствами (напр., сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. см. АНИМАТИЗМ, АНИМИЗМ, АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, ФЕТИШИЗМ.

Энциклопедия социологии, 2009

Антропоморфизм (Антропо- + греч. morphē форма, вид)
приписывание предметам и явлениям неживой природы, а также животным свойств, присущих только человеку.
1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг