Энциклопедия культурологии

АРХЕОЛОГИЯ

АРХЕОЛОГИЯ
АРХЕОЛОГИЯ
АРХЕОЛОГИЯ
        истор. дисциплина, изучающая следы деятельности человека, гл. обр. в напластованиях грунта, образовавшихся в рез-те этой деятельности (культурный слой), а также на поверхности и на дне водоемов (архитектурные памятники, петроглифы, следы древней ирригации, кораблекрушений и т.д.) для получения историко-культурной информации.
        Особенно велико значение археол. исследований для древних об-в — бесписьменных и тех, от к-рых дошло мало письменных источников. По ранним эпохам (вплоть до позднего средневековья) основной объем информации дает именно А. Эта дисциплина не имеет четких хронологич. границ. В частности, методы А. используются для исследования ряда истор. событий 20 в., слабо освещенных документами, и в ряде примыкающих к этнографии дисциплин, изучающих долговечные части живой культуры (“срочная А.” в США и Великобритании), предметы православного культа по 19 в. (“церковная А.” в России), промышленные объекты 17-19 вв. (“промышленная А.” в Великобритании) или памятники индейцев после прихода европейцев (США).
        Представления о задачах А. существенно менялись в разные периоды. Так, по Л.С. Клейну, А. в античности и раннем средневековье считалась частью географии, описывающей достопримечательности края. В 15 в. она стала частью музейно-антикварного дела и иллюстрировала классич. филологию, а в 18 в. — техн. экспертизой антиковед. искусствознания. В нач. 19 в. эпоха романтизма сделала А. продленной в древность этнографией и придала ей этич. направленность. Все это время А. была тесно связана с коллекционированием и увлечением редкими и изящными древностями.
        Во вт. пол. 19 в. рост обществ, движений повернул интерес европ. историков от деяний великих людей к жизни простого народа. С одной стороны, классики нем. истор. школы Ранке, Буркхардт и Лампрехт выдвинули идею истории культуры, изучения быта, экономики и юрид. норм. В кон. 19 в. И.Г. Дройзен и Э. Бернгейм разграничили понятия истор. остатков (ими занимается, в частности, и А.) от истор. преданий. С др. стороны, изощренные методы критики источников подорвали доверие к письм. сообщениям и вызвали стремление получить более объективную информацию. Историки обратились к А., и она стала истор. дисциплиной. При этом в А. возобладали задачи первичного описания, систематизации и классификации найденного.
        До недавнего времени сами археологи полагали, что А. — это продолжение этнографии в прошлое. Со временем выяснилось, что выделенные “археол. культуры” иногда ни по границам, ни по содержанию явно не соответствуют известным народам и государствам. Терминологически разницу между изучаемыми этнографией живыми и умирающими культурами и обычно исследуемыми А. мертвыми культурами сформулировал в 50-е гг. нем. археолог Г.Ю. Эггерс. Мертвая культура, по Л.С. Клейну, прежде всего, вещественная.
        Вопрос о специфике археол. источников впервые поставил в 50-е гг. брит. исследователь Г. Чайлд; теоретики амер. “новой А.” (Л. Бинфорд и др.) пришли к выводу, что они не менее информативны, чем письменные. Как отмечал Г.П. Григорьев (1973), археол. источники не содержат непосредственно историко-культурной информации. Запечатленная в вещах информация пригодна к научному использованию лишь после “двойного перевода”: на один из совр. “естественных” языков и лишь затем в качестве истор. источника.
        Еще недавно предполагалось, что любой историк или искусствовед может без труда оперировать добытыми А. материалами. В действительности же изучаемые А. древности — это остатки культуры прошлого, понимание к-рых часто затруднено в культурной традиции и разными нормами воплощения информации. Веществ. источники очень многозначны, а истор. контекст в материалах из раскопок часто серьезно нарушен. Не случайно поэтому, что памятники искусства малочисленных и слабо обеспеченных письм. источниками древних культур успешно изучаются именно учеными, имеющими специальную археол. подготовку. Толкование древностей облегчается иногда тем фактом, что многие знаковые системы прошлого содержали “избыточную” информацию (что позволяло понять смысл при частичном разрушении объектов и делало систему более надежной).
        Особенности веществ, источников изучения давно умершей культуры являются количественными (фрагментированы и однобоки, т.е. сохранность разных комплексов неравномерна), и качественными (до исследователей в могилах и на поселениях обычно доходит не совсем тот комплекс вещей и в иных пропорциях, нежели использовавшиеся в реальном быту). Долгое время археол. материалы воспринимались как “объективные”. Но во многих случаях в опр. слое грунта, строит. или погребальном комплексе содержится преднамеренная, произвольная выборка вещей, подобранных с опр. целью, к-рая не всегда установима. Археол. объекты разрушались природными стихиями и людьми. Наконец, любая характеристика такого объекта отчасти является субъективной авторской реконструкцией.
        А. исследует, в первую очередь, портативные объекты, несущие отпечаток культурной деятельности человека (артефакты), и следы разл. хозяйственно-культурных процессов на местности (строительство, пахота, ирригация, горнодобывающее производство и т.п.). Методика полевых исследований основана на вскрытии отд. археол. памятников/объектов — поселений, могильников и др. по возможности большими площадями (для получения максимально полной, разносторонней информации об истории памятника) до грунтов, не затрагивавшихся деятельностью человека (“материк”). Отдельно изучается каждый “закрытый комплекс” (отд. сооружение или напластование, созданное людьми в короткий отрезок времени). Все находки и следы действий человека рассматриваются комплексно и в рамках прослойки грунта, и в масштабах всего памятника, и в системе памятников опр. региона для получения максимально полной историко-культурной информации.
        Очень актуальна в А. проблема выявления и описания наиболее значимых характеристик древних изделий. Она связана с широким внедрением с 60-х гг. статистики и компьютерной обработки массовых видов находок. В результате процедура археол. исследования оказалась, пожалуй, самой трудоемкой в гуманитарных науках. Она включает, по Л.С. Клейну, три осн. этапа: вскрытие и фиксацию в полевых условиях; лабораторно-камеральную обработку (консервацию, реконструкцию, технол. анализы); теор. осмысление полученных данных, т.е. уточнение хронологии, систематику (классификацию, эволюц. типологию) вещей, реконструкцию процессов и явлений по их следам и отд. элементам.
        Ключевые понятия А. — “культурный слой”, “артефакт” и “археол. культура”. Двум последним в лит-ре даются разл. определения. Для артефактов в узком смысле характерны вещественность, портативность, искусственность, культурная нормативность. В определении “археол. культуры” разные авторы делают акцент на терр., хронологич., стилевой, этнотерр., этнич. и т.п. специфике данной культурной общности. По Л.С. Клейну, археол. культура — совокупность археол. памятников, объединенных близким сходством типов орудий труда, утвари, оружия и украшений (особенно же сходством деталей в формах вещей, сходством керамич. орнаментации и приемов техники), сходством типов построек и погребального обряда. Но и в этом случае остается неясным, сколько именно признаков, отличающих эту группу памятников от других, достаточно, чтобы считать ее особой, отд. “археол. культурой”.
        А. как наука в России стала развиваться сравнительно поздно, но ускоренными темпами и, по данным А.А. Формозова, прошла те же этапы, что и на Западе. При этом решающую роль сыграли гос. структуры и законодательство. Начало А. в России положил указ Петра I от 13 февр. 1718 о закупке у населения древностей для Кунсткамеры. В 18 в. изучались, гл. обр., курганы, руины городов и петроглифы Сибири и Поволжья. В нач. 19 в. одновременно возникли три новых ключевых направления исследований: античные города Сев. Причерноморья (на недавно присоединенных территориях), древнеслав. города и могильники, античные и ср.-век. памятники Кавказа и Туркестана. Позже других отраслей из-за сопротивления властей и церковных кругов оформилось изучение древностей “доистор. человека”. Осн. центрами А. со вт. пол. 19 в. были Имп. Археол. Комиссия 1889 контролировавшая все полевые исследования), Петербург, и Моск. Археол. об-ва и провинциальные музеи. Подготовка специалистов до 1922 осуществлялась в Археол. ин-тах в Петербурге (1878) и Москве (1907). С 70-х гг. 19 в. А.С. Уваров регулярно проводил Археол. съезды. Признанными теоретиками русской А. считались В.А. Городцов и А.А. Спицын (проблемы систематизации и типологии).
        В авг. 1919 в Петрограде была организована Гос. Академия истории материальной культуры (ГАИМК) во главе с акад. Н.Я. Марром. Были организованы первые комплексные экспедиции, исследовавшие памятники опр. типа на обширной территории (Северо-Кавказская — А.А. Миллер). Однако в 20-е гг. осн. влияние на развитие А. оказали москвичи. Это палеоэтногр. школа Б.С. Жукова, развивавшая идеи Д.Н. Анучина о неразрывной связи культур с природной средой, изучавшая их пространств, аспекты и вариантность (Б.А. Куфтин, О.Н. Бадер), а также создатель типол. метода В.А. Городцов (публикации 1925-27) и его последователи (П.П. Ефименко и др.). Ученики Городцова (А.В. Арциховский, А.Я. Брюсов, С.В. Киселев и др.), опираясь на социол. схемы Л.Г. Моргана и акад. М.Н. Покровского, указания искусствоведа В.М. Фриче, пытались применить методы марксизма для получения из древних памятников непосредственно истор. информации.
        В 1931-33 эти направления подверглись резкой критике со стороны новых теоретиков ГАИМК (С.А. Быковский, В.И. Равдоникас и др.): “городцовщина” характеризовалась как “дворянский эмпиризм” и “бурж. вещеведение”, “смыкающееся” с расовой теорией, школа Жукова — как “мелкобурж. этнологизм”. Официально возобладала “яфетическая” (стадиальная) теория Марра, стоявшая в вопросах этно- и культурогенеза на позициях автохтонизма и упрощенного эволюционизма. А. активно занялись талантливые историки (С.А. Жебелев, Ю.В. Готье) и этнографы (С.П. Толстов, С.И. Руденко), привнесшие ряд новых идей. После осуждения “схематизма” М.Н. Покровского в 1934 А. была вновь полностью признана как самостоят, наука. Однако сохранялся отрыв от зарубежных коллег.
        В 40-х гг. популярность марризма упала, возник интерес к проблемам ранних этапов этногенеза совр. народов, миграциям и т.п. (М.И. Артамонов, С.П. Толстов, П.Н. Третьяков). С 50-х гг. резко увеличились масштабы полевых исследований на новостройках. Соответственно, появилась тенденция к интеграции разных отраслей А., вышли комплексные обобщающие труды по А. крупных регионов (С.В. Киселев, С.П. Толстов, Е.И. Крупнов, А.Н. Бернштам, М.П. Грязнов, А.П. Окладников и др.).
        К 60-м гг. оформились два осн. центра А., связанных с именами ряда талантливых методистов и педагогов — московский (А.В. Арциховский, Б.Н. Граков, Б.А. Рыбаков, В.Л. Янин, Г.А. Федоров-Давыдов, Д.А. Авдусин) и ленинградский (М.И. Артамонов, М.П. Грязнов, Л.С. Клейн, М.Б. Щукин). Принципиальные различия между ними отсутствовали; для Ленинград, исследователей было характерно пристальное внимание к новым теор. разработкам зарубежных коллег, особое внимание к отд. регионам (Сибирь и др.). Именно в Ленинграде часто проходили наиболее плодотворные и неформальные дискуссии теор. характера.
        С к. 60-х — нач. 70-х гг. рост объема полевых исследований и публикаций настоятельно потребовал унификации терминологии и системы описания, внедрения методов стат. и компьютерной обработки массовых материалов. Пионерами в этой области стали В. Б. Ковалевская, И.С. Каменецкий, Я.А. Шер, Б.И. Маршак, Г.А. Федоров-Давыдов, Б.А. Колчин. Одновременно вновь стали актуальными вопросы о месте А. в системе гуманитарных наук и специфике ее источников (Л.С. Клейн, Ю.Н. Захарук, В.Ф. Генинг) и осмысление опыта исследователей на Западе (Л.С. Клейн, А.Л. Монгайт и др.).
        Традиционно каждый археолог анализирует весь комплекс рез-тов полевых исследований. Однако с 60-х гг. резко увеличилось число исследователей, специализирующихся на изучении как отд. технологий и ремесел — изготовления каменных орудий (С.А. Семенов и др.), металлургии и кузнечного дела (Е.Н. Черных, Т. Б. Барцева, Р.С. Минасян, И.Г. Равич), керамики (А.А. Бобринский и др.), стеклянных изделий (Ю.Л. Щапова), тканей (А. К. Елкина, А.А. Иерусалимская, Е.И. Лубо-Лесниченко), торевтики (Б.А. Рыбаков, В.П. Дар-кевич, Б.И. Маршак), так и отд. сфер культуры и обществ. жизни — военного дела (А.Н. Кирпичников, Ю.С. Худяков, М.В. Горелик), архитектуры (Н.Н. Воронин, С.Д. Крыжицкий, Г.А. Пугаченкова и др.), эпиграфич. памятников (В.А. Лившиц, С.Г. Кляштор-ный, Ю.Г. Виноградов), религии (Д.С. Раевский, Ю.А. Раппопорт, Е.В. Антонова и др.), обществ, строя (В.М. Массон, А.М. Хазанов, Э.А. Грантовский и др.). С 80-х гг. появились обобщающие труды, восстанавливающие на качественно новом уровне историю отд. государств и народов на основе соединения археол. и письм., эпиграфич. источников (Ю.Г. Виноградов, М.Б. Щукин, А.Ю. Алексеев, А. И. Иванчик и др.). Фактически в 60-80-х гг. А. в России окончательно оформилась как самостоят. наука; резко расширились ее междунар. связи, появились “чистые” теоретики (Л.С. Клейн, А.А. Формозов и др.).

Лит.: Формозов А.А. Очерки по истории рус. археологии. М., 1961; Клейн Л.С. Археол. источники. Л., 1978; Формозов А.А. Страницы истории рус. археологии. М., ]98б; Клейн Л.С. Археол. типология. Л., 1991; Он же. Феномен советской археологии. СПб., 1993;
Ковалевская В.Б. Археол. культура — практика, теория, компьютер. М., 1995.

С.А. Яценко

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.


См. также `АРХЕОЛОГИЯ` в других словарях
-и, ж. Наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам. II прил. археологический, -ая, -ое. Археологические раскопки.
АРХЕОЛОГИЯ
- в переводе с греческого языка - "наука о древности". А. изучает памятники материальной культуры, по которым восстанавливается образ прошлой жизни человеческого общества. Основные методы А-гии - поверхностная разведка местности и исследование памятников, обнаруженных главным образом при помощи раскопок с тщательными измерениями их, описаниями, зарисовками и фотографиями, с последующей камеральной (лабораторной) обработкой и реставрацией некоторых материалов. Основные формы памятников: остатки временных стоянок, поселений, городищ, поля погребений, погребения в курганах. По памятникам различных культур А. делит прошлое человечества на три основных, сменявших друг друга эпохи: каменный век, бронзовый век и железный век. Каждый из этих периодов имеет еще более мелкие подраздел...
Археология
(от греч. archaios древний и logos наука) - историческая дисциплина, исследующая прошлое человечества по памятникам материальной культуры, с использованием специальных приемов и методов (основной из них - проведение археологических раскопок).
Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь 2011
Археология (от Архео... и греч. lygos — слово, учение)
наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников (См. Археологические памятники), исследуют и публикую...
изучение прошлого человечества по материальным свидетельствам. Некоторые археологи являются сторонниками мнения, что археология представляет собой отрасль более широкой научной дисциплины. К примеру, большинство исследователей, принадлежащих к британской школе, считают археологию частью истории. Курс археологии во многих университетах Британии изучается на исторических факультетах; в других же существуют самостоятельные факультеты археологии. Археологи американской школы, напротив, по большей части видят в археологии отрасль антропологии, вследствие чего курс археологии в большинстве случаев включен в программу антропологических факультетов. Специалисты по античной археологии порой рассматривают свою специальность как отрасль науки о классических древностях или истории искусств. Однако среди археологов широко распространен и взгляд на археологию как на самостоятельную дисциплину, испытывающую стимулирующее воздействие других наук, но обладающую собственными методами, концепциями, теори...
АРХЕОЛОГИЯ (от архео... и...логия), наука>, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей - археологическим памятникам. Основы современной методики изучения, хронологии и типологии археологических памятников заложены во 2-й половине 19 - начала 20 вв. (работы французского ученого Г. Мортилье, шведского ученого О. Монтелиуса, в России - А.А. Спицына и др.).
археология
АРХЕОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. archaios - древний и logos - учение]. Наука, изучающая прошлое человеческого общества по сохранившимся с глубокой древности памятникам материальной культуры.
Археологи́ческий, -ая, -ое. А-ие раскопки. А. музей.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
археология
историческая наука
относительно, древний, культура
археология - наука о древней культуре.
раскопки.
селище - остатки древнего неукрепленного поселения.
нуклеус. | эолиты.
см. древнее захоронение

Идеографический словарь русского языка. — М.: Издательство ЭТС. . 1995.

(от греч. archaios - древний и Zogos - слово, учение) - англ. archaeology; нем. Archaologie. Наука, изучающая историю общества по материальным продуктам жизни и деятельности людей - вещественным (археологическим) памятникам.
археология
археоло́гия, -и

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

1. Наука, изучающая быт и культуру древних народов.
2. Наука о разгребании руин.
3. Научный способ осквернения могил.
4. Наука о быте и культуре древних народов.
(от греч. ўrca‹oj - древний, lТgoj - наука) БИБЛЕЙСКАЯ, область библ. науки, к-рая изучает по древним памятникам историч. среду, где возникла Библия и совершались события свящ. истории. Библ. А. призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библ. данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировку текстов. Результаты библ. А. также помогают в уяснении смысла библ. книг, реконструируя историч. фон их написания. Старая библ. А. сложилась до того, как были найдены основные памятники *Древнего Востока и *античности, проливающие свет на *историю библейскую. Она ограничивалась тем, что систематизировала данные самого Писания (и греко-римских авторов), относящиеся к быту, обществ. устройству, календарю, обычаям и культу времен ВЗ и НЗ. Сводка такого рода знаний давала возможность читающему Библию свободнее ориентироваться в "библейском мире", отделенном от нас многими веками. Важность этой ориентации была отмечена еще *антиохийс...
археология
сущ., кол-во синонимов: (1)
↑история (55)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
археология
археоло́гия,
археоло́гии,
археоло́гии,
археоло́гий,
археоло́гии,
археоло́гиям,
археоло́гию,
археоло́гии,
археоло́гией,
археоло́гиею,
археоло́гиями,
археоло́гии,
археоло́гиях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

археология
(1 ж), Р., Д., Пр. археоло/гии

Орфографический словарь русского языка. 2006.

Археология
Систематическое изучение и коллекционирование памятников древности началось в ХVII в., в период Токугава. К этому времени относятся первые попытки систематического изучения курганов-"кофун". Первым европейцем, который в 20-х гг. ХIX в. познакомил Запад с японскими древностями в своем труде "Япония", был Филипп Франц фон Зибольд. Однако внедрение современных научных методов археологических исследований началось только в конце ХIX в. и было связано с именами американца Э. Морса и англичанина В. Гоулэнда. Именно Э. Морс в 1879 г. впервые употребил термин "веревочная керамика", японский аналог которого - Дзёмон - стал обозначать целый период древней истории. По району Токио - Яёй-мати, где в 1884 г. были при раскопках обнаружены сосуды, принадлежавшие эпохе, пришедшей на смену Дзё...
Археология
— наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей — вещественным (археологическим) памятникам. Исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, оружие, украшения) и целые комплексы (поселения, клады, могильники), открываемые археологическими раскопками, на основании чего восстанавливает историю эпох, которые мало или совсем не освещены письменными источниками. Археология оформилась как наука к началу XX в. (до этого археология, изучающая античность, имела искусствоведческую направленность). Разделы археологии  выделяются по эпохам (каменный век, бронзовый век и т. д.), иногда — по странам и культурно-историческим областям, по этническим признакам (славяно-русская археология и др.).  Археологическая информация предст...
археология
АРХЕОЛОГИЯ и, ж. archéologie f. Наука о древности (включая письменность, языки, материальную культуру). Сл. 18. Книга для любителей Археологии или познания словесности древних. Содержит: I. Археологию, собственно так называемую. II. Показания классических Авторов. III. Мифологию. IV и V. Древности Греческия и Римския. Корифей 2 23. С поразительной детальностью инструкция < М. Г. Миллера> трактует все вопросы, важные для этнографа, начиная с физической антропологии и кончая материальной и социальной археологией. Природа 1925 7-9 47. Фуко Мишель Археология знания. (Foucault Michel L\'archéologie du savoir) 1969. Душенко 377. || <...
археология
археол\'огия, -и

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

археология
, ж.
Наука, изучающая прошлое человеческого общества по сохранившимся памятникам материальной культуры.
[От греч. ’αρχαι̃ος — древний и λόγος — учение]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
археологии, мн. нет, ж. (от греч. archaios - древний и logos - учение). Наука о древностях, изучение быта и культуры древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам.
— наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей, вещественным памятникам. Исследует отдельные древние предметы - орудия труда, сосуды, оружие, украшения, целые комплексы - поселения, могильники, открываемые с помощью археологических раскопок. На основании находок А. восстанавливает социально-экономическую историю различных периодов и эпох, не сохранивших, например, письменных источников. Оформилась как наука к началу XX в. До этого имела искусствоведческую направленность. Разделы А. выделяются по эпохам-каменный век, бронзовый век и т. д., иногда по странам и культурно-историческим регионам, этническим признакам.
Археология см. Раскопки.
археология
археология

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. . 1998.

ж. Научная дисциплина, изучающая историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры, которые находят при раскопках.
АРХЕОЛОГИЯ
(от греч. archaios - древний и Zogos - слово, учение) - англ. archaeology; нем. Archaologie. Наука, изучающая историю общества по материальным продуктам жизни и деятельности людей - вещественным (археологическим) памятникам.

Энциклопедия социологии, 2009

Археология
I. Определение А. и значение для истории. Слово άρχαιολογία употреблено впервые Платоном: περί των γενών, ώ Σώκρατες, των τε ήρώων καί των αθρώπων, καί των κατοικησέων, ώς τό αρχαϊον εκτίσθησαν αί πόλεις, καί συλλήβδην πάσης τής άρχαιολογίας ήδιστα άκροώνται (Hippias maior 285 D). Здесь, как и в других своих сочинениях, он понимает под А. — историю прошедших времен. После Платона термин А. употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии своего сочинения ́Ρωμαική Αρχαιολογία. В предисловии к нему Дионисий так определяет задачи и предмет А. (I. 8): "Я начинаю мою историю древнейшими сказаниями, которые мои предшественники пропускали, потому что им было очень трудно их отыскивать. Я веду свой рассказ до начала первой Пунической войны, которая сл...
наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным памятникам. Термин "археология" (наука о древностях) впервые употребил др.-греч. философ Платон (427-347 г. до н.э. (архайос - древний, логос - наука, слово). В XVIII в. этим термином стали обозначать историю древнего искусства, и поныне в ряде стран археология означает искусство древнего мира, а сама история искусств ограничивается последующим временем. Во Франции археологическими, как правило, называют музеи, где собраны только античные древности, а орудия каменного века и другие материалы первобытной А. хранятся в музеях истории искусств.
До сих пор в большинстве з. стран первобытная А. относится не к историческим, а к биологическим или другим естественным наукам. Археологи работают большей частью на факультетах антропологии, и их международные встречи происходят не в рамках конгрессов исторических наук, а на симпозиумах антропологов и этнологов или на конгрессах "протоисторических и доисторических наук".
В наш...
АРХЕОЛОГИЯ (от архео... и ...логия) - наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей - вещественным (археологическим) памятникам. Исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, оружие, украшения) и целые комплексы (поселения, клады, могильники), открываемые археологическими раскопками, на основании чего восстанавливает историю эпох, которые мало или совсем не освещены письменными источниками. Археология оформилась как наука к нач. 20 в. (до этого археология, изучающая античность, имела искусствоведческую направленность). Разделы археологии выделяются по эпохам (каменный век, бронзовый век и т. д.), иногда - по странам и культурно-историческим областям, по этническим признакам (славяно-русская археология и др.). При обработке материалов применяют типологические, трассеологические, картографические и др. методы.
(от греч. archaios - древний, и logos - слово). Наука, занимающаяся исследованием и объяснением памятников древности.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
наука о древностях, изучающая памятники древней культуры (произв. искусств, утварь, орудия и т. п.).
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)
наука, изучающая памятники древней культуры.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
от греч. archaios, древний, и