Энциклопедия культурологии

АРХЕТИП

АРХЕТИП
АРХЕТИП
АРХЕТИП
        (греч.) прообраз, первоначало, образец. В аналитич. психологию Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христ. апологетов и отцов церкви — Иринея, Августина, Ареопагита, так и на иудеев и язычников — Филона, Цицерона, Плиния, герметические трактаты.
        Часто это понятие употреблялось ср.-век. мистиками (напр., Рюисброком) и алхимиками, к исследованию трудов к-рых Юнг приступил как раз в то время, когда он стал употреблять термин А. (впервые — в 1919). Поскольку А. в словоупотреблении христ. и языч. неоплатоников соответствовал “эйдосу”, “идее” Платона, то Юнг оговаривал правомерность его употребления в психологии.
        А. коллективного бессознательного отличаются Юнгом от “комплексов”, содержащихся в личностном бессознательном, в к-рое входят прежде всего вытесненные из сознания представления. Тем самым Юнг отличает свою аналитич. психологию от психоанализа Фрейда уже по предмету: бессознательное включает в себя не только вытесненные на протяжении индивидуальной жизни влечения, но также память всего человеч. рода. Коллективное бессознательное присуще всем людям, оно передается по наследству и является тем самым основанием, на к-ром вырастает индивидуальная психика. Подобно тому как наше тело есть итог всей эволюции человека, его психика содержит в себе и общие для всего живого инстинкты, и специфически человеч. бессознат. реакции на постоянно возобновляющиеся на протяжении жизни рода феномены внешнего и внутр. мира. Психология, как и любая другая наука, изучает универсальное в индивидуальном, т.е. общие закономерности. Это общее не лежит на поверхности, его следует искать в глубинах. По ходу научного поиска мы обнаруживаем систему установок и типичных реакций, к-рые незаметно определяют жизнь индивида. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов находятся не только элементарные поведенческие реакции вроде безусловных рефлексов, но также наше восприятие, мышление, воображение. А. коллективного бессознательного являются своеобр. когнитивными образцами, на к-рые ориентируется инстинктивное поведение: интуитивное схватывание А. предшествует действию, “спускает курок” инстинктивного поведения. В А. накопился опыт тех ситуаций, в к-рых бесконечному числу предков совр. человека приходилось “спускать курок” именно такого действия; это — когнитивная структура, в к-рой в краткой форме записан родовой опыт. Инстинкты представляют собой врожденные программы поведения, тогда как А. являются регуляторами психики, априорными формами, к-рые передаются по наследству биологически, а не посредством культурной традиции. Отвергая обвинения в ламаркизме, Юнг писал, что т.о. передается не содержание, а чистые формы, получающие материю из опыта. Юнг сравнивал А. с системой осей кристалла, к-рая преформирует кристалл в растворе, будучи неким невеществ. полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким “веществом” являются внешний и внутр. опыт, организуемый согласно врожденным образцам. В чистом виде А. поэтому не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознат. обработке. Ближе всего к самому А. эти образы сознания — “архетипич. образы” — стоят в сновидениях, галлюцинациях, мистич. видениях, нек-рых психопатологиях, когда сознат. обработка минимальна. Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное (“нуминозное” — Юнг часто пользовался этим термином, позаимствованным у Р. Отто). Архетипич. образы наделены огромной психич. энергией, встреча с ними вызывает сильные эмоции, ведет к трансформации индивидуального сознания.
        Архетипич. образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом обработки архетипич. образов. Человек первобытного об-ва лишь в незначит. мере отделяет себя от “матери-природы”, от жизни племени. Он уже переживает последствия отрыва сознания от животной бессознательности, возникновения субъект-объектного отношения — этот разрыв на языке религии осмысляется как “грехопадение”. Гармония восстанавливается с помощью магии, ритуалов, мифов. С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, растет напряжение, перед человеком возникает проблема приспособления к собственному внутр. миру. Адаптацию к образам коллективного бессознательного берут на себя все более сложные религ. учения, вводящие все более абстрактные догматы. Чем прекраснее, грандиознее передаваемый традицией образ, тем дальше он от опыта нуминозного, тем сильнее отрыв сознания от А. коллективного бессознательного. Символы открывают человеку священное и одновременно предохраняют его от непосредств. соприкосновения с колоссальной психич. энергией А. Символы и церковные догматы придают форму внутр. опыту священного. Мистика приобретает широкое распространение в кризисные эпохи, когда догматы окостеневают, когда с их помощью уже трудно передать непосредств. опыт архетипич. образов.
        Обособление сознания ведет к утрате равновесия, и бессознательное стремится “компенсировать” односторонность сознания. Если сознание уже не принимает во внимание опыт А., если символич. передача невозможна, то архетипич. образы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах. Примерами таких “вторжений” на индивидуальном уровне являются нек-рые психопатологии, тогда как на коллективном уровне ими оказываются массовые движения, идеологии и т.п.
        А. не даны нам ни во внешнем, ни во внутр. опыте — в этом смысле они гипотетичны. Выдвинув эту гипотезу для объяснения неврозов и психозов, Юнг использует ее для объяснения разл. явлений культуры, прежде всего мифологии, религии и искусства. Эти идеи оказали опр. влияние на совр. религиоведение — понятиями “А.”, “архетипич. образ” пользовались К. Кереньи, Элиаде, Дж. Кэмпбелл и др. историки религии и мифологии, не обязательно принимавшие многие др.
        положения аналитич. психологии (в частности, и биол. трактовку А.). Учение Юнга об А. коллективного бессознательного оказало также опр. влияние на лит-ведение и иск-ведение, равно как и на творчество нек-рых известных писателей, художников, кинорежиссеров. Чаще всего понятие А. используется не принадлежащими к юнгианской аналитич. психологии авторами в более широком (а иногда и расплывчатом) смысле — как совокупность общих черт, сюжетов, образов, характерных для многих религ., лит., культурных традиций. В аналитич. психологии этот термин чаще всего употребляется по отношению к опр. психич. структурам, проявляющимся по ходу терапии (анима и анимус, самость и др.).

Лит.: Архетипы в фольклоре и литературе. Кемерово, 1994; Архетип: Культурол. альманах. Шадринск, 1996. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991; Он же. Аналитич. психология: Прошлое и настоящее. М., 1995; Он же. Человек и его символы. СПб. 1996.

А.М. Руткевич

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.


См. также `АРХЕТИП` в других словарях
м. 1) Наиболее древний - обычно неизвестный - текст письменного памятника, явившийся первоисточником для последующих копий. 2) Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для позднейших образований (в лингвистике).
архетип
архетип

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. . 1998.

архетип
АРХЕТИП (от греч. arche — начало и typos — образ) —• структурный элемент психики в теории аналитической психологии К. Г. Юнга. Юнг соотносил понятие А. с такими «родственными» ему понятиями: идея (Платон), прамысль (Бастиан), праобраз (Буркхардт), категории фантазии (Юбер и Мосс), коллективные репрезентации (Леви-Брюль), априорные категории (Кант). В качестве синонимов Юнг использует понятия «древнейший образ», «доминанта коллективного бессознательного», «априорный модус реагирования», «потенциальность (энтелехия)», «инстинкт», «модель поведения». В последующем Юнг различал архетип-в-себе в качестве потенциальной диспозиции (по аналогии с вещью-в-себе) и архетипическое проявление.
По мысли Юнга, ...
архетип
(2 м); мн. архети/пы, Р. архети/пов

Орфографический словарь русского языка. 2006.

Архетип I Архети́п (от греч. arche̅́ — начало и týроs — образец)
представление о первичном типе, прототипе, строения скелета всех позвоночных животных, выдвинутое Р. Оуэном (1847). Теория А. основывается на сопоставлении общих признаков, свойственных скелету различных позвоночных, и создаёт отвлечённый образ, идеальный тип скелета, не реализованный полностью ни в одном из вымерших или ныне живущих животных. Эта теория служит выражением натурфилософского направления в морфологии 18—19 вв., когда в строении человека и животных искали отражения общих идей. В основу А. положен идеальный позвонок, состоящий из 8 частей (тело, нейральные и гемальные дуги, остистые и поперечные отростки, ребра). Весь скелет изображен в виде серии...
АРХЕТИП (от греческого arche - начало и typos - образ), 1) в позднеантичной философии (Филон Александрийский> и др.) прообраз, идея. В "аналитической психологии" К.Г. Юнга изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы>), составляющие содержание т.н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в том числе художественной. 2) Изначальный, самый древний и неизвестный> нам текст, к которому восходят остальные тексты письменного памятника. 3) В сравнительно-историческом языкознании исходная для последующих образований языковая форма, реконструируемая на основе закономерных соответствий в родственных языках; праформа, прототип.
архетип
АРХЕТИ́П -а; м. [от греч. arkhē - начало и tupos - тип, образец].
1. Книжн. Первичная форма, образец. // Наиболее древний текст письменного памятника, явившийся первоисточником для последующих копий.
2. Первоначальный образец, прообраз кого-, чего-л. в будущем; прототип. // Лит. Повторяющийся фабула, сюжет или символ (общий для мифов, фольклора и литературы разных народов).
3. Лингв. Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для позднейших образований.
4. Психол. Один из н...
АРХЕТИП (от греч. arche - начало и typos - образ) -..1) в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В "аналитической психологии" К. Г. Юнга изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т. н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в т. ч. художественной 2)] Наиболее древний, неизвестный нам текст, к которому восходят остальные тексты письменного памятника 3) Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для ее позднейших продолжений, напр. индоевропейское *m+ater - для общеславянских m+ati (русское "мать"), латинское m+ater и т. д.
архетип
архет\'ип, -а

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

архетип
прототип, первообраз
Словарь русских синонимов
архетип
архети́п,
архети́пы,
архети́па,
архети́пов,
архети́пу,
архети́пам,
архети́п,
архети́пы,
архети́пом,
архети́пами,
архети́пе,
архети́пах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

АРХЕТИП
   • Archetўpus,
         αρχέτυπος, adj.: оригинальный и archetypum (αρχέτυπον) subst.: оригинал, подлинник; эти слова употреблялись в применении как к статуям, картинам и т. п. произведениям искусств, так и к произведениям литературным. Luv. 2, 7. Mart. 7, 10. 12, 70. Страсть к архетипам, частью уже во времена Горация (ср. Horat. Sat. 1, 3, 91), была так же распространена, как впоследствии страсть к автографам, и служила поводом к появлению грубейших подделок.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

АРХЕТИП
(от греч. arche - начало и typos - образ) - англ. archetype; нем. Archetypus. 1. В позднеантичной философии - прообраз, идея. 2. По К. Г. Юнгу - изначальные, врожденные психические структуры, образы, составляющие содержание коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и др. созданий фантазии, в т. ч. художественной. 3. Наиболее древний, неизвестный текст, к к-рому восходят остальные тексты письменного памятника. 4. Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для ее позднейших модификаций.

Энциклопедия социологии

(греч. arche - начало и typos - образ; первообраз, проформа) - понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в \'аналитической психологии\', разработанной Юнгом. Под слоем \'личностного бессознательного\', составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает \'коллективное бессознательное\', трактуемое как общечеловеческое основание (\'грибница\') душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют \'комплексы\' (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются А. - универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. А. сравнимы с кантовскими \'априорными формами\' познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их...
(от греч. arcetypos: arch - начало и typos - образ) - в позднеантичной философии прообраз, идея. В соц. науках (социологии, соц. психологии) А. связан с концепцией коллективного бессознательного К. Юнга, в "аналитич. психологии" к-рого А. - это врожденные априорные, праисторич. образы, общие для отдельных рас, нации и всего человечества, структурная единица коллективного бессознательного. А. - это всеобщие мысленные представления о действительности и ее образы. Помимо когнитивных представлений А. могут содержать и всеобщие эмоциональные компоненты отношения к тем или иным объектам действительности. Концепция коллективного бессознательного у Юнга носит религиозно-идеалистич. характер. А., согласно этой концепции, лежат в основе нац. и общечеловеческих мифов, выявляются в произведениях искусства. Лит.: Yung C.G. Collected works. N.Y., 1960. С.К.Рощин
архетип
архети/п, -а

Слитно. Раздельно. Через дефис.. .

(типос - отпечаток), "образование архаического характера, включающее равно как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы"; (Юнг К.Г.), "коллективное бессознательное"; "наиболее глубоко лежащий слой, в который можно проникнуть в исследовании бессознательного, - не что иное, как первобытное мышление. Архетипы - наследство, доставшееся нам от предшествующих поколений. Наследство, от которого мы не можем отказаться при всем своем желании".
неосознаваемая базовая система представлений, общая для всех людей, независимо от их этнической принадлежности, языка, культуры и т.д.
1. Прообраз, исторически первый образец художественного произведения.
(от греч. archetypon - прообраз), по идеалистич. представлениям, первичный тип (прототип) строения, лежащий в основе реально существующих форм организмов. Понятие А. выдвинуто Р. Оуэном (1846) на основании изучения им скелета позвоночных животных. Исторически оно связано с идеями о единстве плана строения организмов и о существовании прототипа растений (прарастение) и животных (праживотное), к-рые предлагал И. В. Гёте ещё в кон. 18 в. и наиболее полно развил Э. Жоффруа Сент-Илер (30-е гг. 19 в.). Концепция Оуэна, основанная на сопоставлении общих признаков, свойственных скелету разл. позвоночных, представляет собой обобщённую схему - идеальный тип скелета, в основе к-рого лежит многократно повторённый позвонок, реализованный не в одинаковой степени у вымерших и совр. организмов. Изучение реальных скелетов должно идти, по Оуэну, путём нахождения частей, гомологичных универсальному А. Исходя из этого Оуэн рассматривал как конечности, так и череп в качестве видоизменений одного...
Архетип
(от греч. arche — начало и typos — образ) — прообраз, первичная форма, образец; у швейцарского психолога и психиатра Карла Юнга (1875-1961) архетипы — это структурные элементы т. н. коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний.
Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону 2006
(типос - отпечаток), "образование архаического характера, включающее равно как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы"; (Юнг К.Г.), "коллективное бессознательное"; "наиболее глубоко лежащий слой, в который можно проникнуть в исследовании бессознательного, - не что иное, как первобытное мышление. Архетипы - наследство, доставшееся нам от предшествующих поколений. Наследство, от которого мы не можем отказаться при всем своем желании".
архетип
(от греч. arche - начало + typos - образ)-бессознательная форма восприятия фундаментальных элементов общественной жизни людей: любви, насилия, труда, счастья и др. В аналитической психологии К. Юнга архетипы - структурные компоненты коллективного бессознательного, лежащие в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, сказок, легенд, преданий и т. п.
Среди них есть важнейшие. Это в первую очередь "Тень" - дочеловеческая часть психики, уходящая своими корнями в толщу мироздания, человеческого космоса, характеризующаяся имманентностью, бессознательностью. "Тень" - самое примитивное, темное в человеке. В мифах "Тени" актуализируются в виде антигероев (напр. Мефи...
АРХЕТИП (греч. arche - начало и typos - образ; первообраз, проформа) - понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в "аналитической психологии", разработанной Юнгом. Под слоем "личностного бессознательного", составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает "коллективное бессознательное", трактуемое как общечеловеческое основание ("грибница") душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют "комплексы" (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются "А." - универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. А. сравнимы с кантовскими "априорными формами" познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно А. не имеют конкретного психического содержа...
[гр. archetypon - оригинал, аутентичное произведение] - 1) первичный образ, древняя форма, прообраз, прототип; 2) психол. центральное понятие аналитической психологии - способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. По К. Юнгу, а. отражает структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном, бессознательном, общем для всего человечества. Совокупность врожденных и универсальных форм человеческого воображения.
(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
греч. architypos., от archi, и types, отпечаток. Первообраз, оригинал.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их...
архетип
I.
I.
АРКЕТИП и АРХЕТИП а, м. archétype m. Образец, эталон. По сей причине во всяком образованном государстве приписывается правилом или законами: 1) иметь и сохранять первобытныя (prototype), или образовыя (archetype) меры. 1831. Петрушевский Метрология 6.
II.
АРКЕТИП См. Архетип.
Архетип`Философская Энциклопедия`
АРХЕТИП
АРХЕТИП
(от греч. arche — начало, typos — отпечаток, форма, образец) — прообраз, первоначало, образец. В аналитическую психологию К. Г. Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христианских апологетов и отцов церкви — Иринея, Августина, Ареопагита, так и на иудеев и язычников — Филона, Цицерона, Плиния, герметические трактаты. Часто это понятие употреблялось средневековыми мистиками и алхимиками, к исследованию трудов которых Юнг приступил как раз в то время, когда он стал употреблять термин «А.» (впервыс — в ...
(греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа) — понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в "аналитической психологии", разработанной Юнгом. Под слоем "личностного бессознательного", составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает "коллективное бессознательное", трактуемое как общечеловеческое основание ("грибница") душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют "комплексы" (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются А. — универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие че- ловеческое мышление и поведение. А. сравнимы с кантовскими "априорными формами" познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял ...