Энциклопедия культурологии

Архонты

Архонты
Архонты
Архонты
(греч. «начальники», «правители»), в христианских представлениях (особенно у гностиков) духи-миро-правители. Мысль о том, что земля до эсхатологической катастрофы находится во власти могущественных и таинственных, враждебных Богу и человеку существ, довольно отчетливо выражена в канонических новозаветных книгах: сатана получает характерное наименование «архонт этого мира» (в традиционном переводе — «князь мира сего», Ин. 12:31 и др.); речь идет о духовной войне верующего на стороне Бога «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12), о бессилии «Ангелов», «Начал» и «Властей» («Сил») отлучить христианина от любви Божьей (Рим. 8:38-39; «начала», как и «начальства» в Еф. 6:12 — это греч. &p%cd — лексический вариант слова «А.»). В ортодоксальной христианской системе А. безусловно преданы злу, это вполне недвусмысленно бесы, слуги сатаны, как и он сам, они выступают как антагонисты Бога-Творца. Напротив, в гностических представлениях А. рассматриваются, во-первых, как существа амбивалентные, власть которых хотя и должна быть преодолена «совершенным» гностиком, но находится с замыслами Бога в очень сложных отношениях, и, во-вторых, как творцы материального космоса, а заодно и нравственного закона как системы запретов и заповедей (в этой своей двуединой роли А. у гностиков сливаются с Господом — Богом Ветхого Завета). Это особенно явно в той гностической системе, которая рассматривает Ветхий Завет как продукт инспирации со стороны семи А. (седмица — космическое число, см. также Архангелы), между которыми поделены как имена и эпитеты библейского единого Бога, так и имена ветхозаветных пророков (Иао, т. е. Господь, «говорил» через Самуила, Нафана, Иону и Михея, Саваоф — через Илию, Иоиля и Захарию; верховный среди А. — Иалдаваоф, рассматриваемый как отец превзошедшего его Иисуса Христа, — через Моисея, Иисуса Навина, Амоса и Аввакума и т. д.). У офитов (ранняя гностическая секта) А. имеют отчасти имена Архангелов и зооморфное обличье: у Михаила лик льва, у Суриила — быка, у Рафаила — змия, у Гавриила — орла, у Фавфаваофа — медведя, у Ератаофа — пса, у Фарфаваофа или Оноила («ослобог») — осла; между этой семеркой А. стихии и народы поделены по жребию. Верховный А., отождествляемый также с Абраксасом, дух космического целого, не будучи абсолютно злым, пребывал, однако, в греховном невежестве относительно существования бесконечно превосходящего его абсолютного Бога, за Которого принимал самого себя; вывести его из этого заблуждения призван его сын, превосходящий его мудростью и благостью. Иногда, как в гностической системе Василида, образ верховного А. раздваивается на «великого А.», царившего от Адама до Моисея, и «второго А.», даровавшего при Моисее Закон.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


См. также `Архонты` в других словарях
(греч. arhe - начало, главенство) Высшие должностные лица в городах-государствах Древней Греции.
(греч. άρχοντες «начальники», «правители»), в христианских представлениях (особенно у гностиков) духи-мироправители. Мысль о том, что земля до эсхатологической катастрофы находится во власти могущественных и таинственных, враждебных богу и человеку существ, довольно отчётливо выражена в канонических новозаветных книгах: сатана получает характерное наименование «архонт этого мира» (в традиционном переводе - «князь мира сего», Ио. 12, 31 и др.); речь идёт о духовной войне верующего на стороне бога «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Эфес. 6, 12), о бессилии «ангелов», «начал» и «властей» («сил») отлучить христианина от любви божьей (Рим. 8, 38-39; «начала», как и «начальства» в Эфес. 6, 12 - это греч. \'αρχαί - лексический вариант слова «А.»). В ортодоксальной христианской системе А. безусловно преданы злу, это вполне недвусмысленно бесы, слуги дьявола, как и он сам, они в...
Архонты
       1. Старшие начальн., правители, главы обществ откупщиков и т.д. в полисах Др. Греции и в ряде эллинистич. госуд.
       2. В Афинах до нач. 5 в. до н.э. — высшая правительств. коллегия. Согл. традиции, после гибели в 11 в. до н.э. басилея Кодра, его сын Медонт был объяв. пожизн. А. В сер. 8 в. до н.э. срок власти А. сократился до 10 лет. Еще у первых пожизн. А. была отнята воен. власть и передана военач.-полемарху, а все вновь возник. функции еще одному А. Всех трех А. с 1-й пол. 7 в. до н.э. стали избирать на 1 год и назыв.: 1-й А. эпоним (глава исполнит. власти, его именем назыв. год), 2-й А. басилей (ведал культом), 3-й А. полемарх (военач.). Ок. сер. 7 в. ...
(греч., ед. ч. arxon - начальник, правитель) - 1) Старшие начальники, правители, главы обществ откупщиков и т. д. в полисах Др. Греции и в ряде эллинистич. гос-в. 2) В Афинах до нач. 5 в. до н. э. - высшая правительств. коллегия. Согласно традиции, после гибели в 11 в. до н. э. басилея Кодра его сын Медонт был объявлен пожизн. А. В сер. 8 в. до н. э. срок власти А. сократился до 10 лет. Еще у первых пожизн. А. была отнята воен. власть и передана военачальнику-полемарху, а все вновь возникавшие функции еще одному А. Всех трех А. с 1-й пол. 7 в. до н.э. стали избирать на 1 год и называть: 1-й А. эпоним (глава исполнительной власти, его именем называли год), 2-й А. басилей (ведал культом), 3-й А. полемарх (военачальник). Ок. сер. 7 в. до н. э. добавили еще 6 А. фесмофетов с суд. функциями. Так власть басилея была постепенно заменена аристократич. коллегией девяти А. Кандидатов в А. намечал ареопаг. Отбыв срок, угодные ареопагу А. вступали в его состав. После реформ Солона в А. избира...
(греч. archoin, от archein - быть первым, господствовать). Сановники, управлявшие Афинской республикой по смерти Кодра.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
сначала правители афинской республики; позднее председатели судов.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)