Энциклопедия культурологии

Аскетизм

Аскетизм
Аскетизм
Аскетизм
(от гр. asketes упражняющийся, подвижник)
1) учение и практический метод достижения нравственного совершенства посредством саморегуляции человеком своих телесных потребностей (соблюдение диеты, овладение культурой тела и т. п.) и ограничения и подавления чувственных влечений и желаний (гурманства, лени, сладострастия) в целях достижения морального или религиозного идеала.; в истории культуры аскетизм, как правило, осуществлялся в рамках религиозных учений, поэтому обычно воспринимается как исключительно религиозный принцип;
2) религиозное подвижничество;
3) крайнее воздержание, отказ от жизненных благ.
............
☼ (греч. упражняющийся, применяющий усилие), установка на добровольное ограничение потребностей, отказ от удовольствий и перенесение тягот ради достижения целей религиозного или морального характера. Практика А. (аскеза) в самых различных культурах включает одни и те же моменты: ограничение себя в еде (пост), воздержание от сексуальных отношений (безбрачие, или целибат), уединение, молчание, в более крайних формах — нищета, бездомность (странничество), причинение себе боли (напр., самобичевание) и т. п. При этом мотивы А. могут быть различными: некоторые из них дополняют, некоторые, напротив, исключают друг друга.
А. как источник сверхъестественных сил — представление, которое восходит к первобытной практике подготовки к шаманскому общению с духами при помощи голода, бессонницы и т. и. Этот мотив особенно характерен для индийской традиции (легенды об отшельниках, чрезвычайно изобретательных в самоистязаниях, посредством которых разжигается огненная энергия тапаса). Поиски способа контролировать космический процесс, который мыслится одним и тем же в теле человека и теле Вселенной, непосредственно продолжали установку шаманизма и позволяли без конфликта сочетать самые духовные цели с самыми земными, а порыв преодолеть человеческую природу как таковую — с изощренным культивированием чувственности. Психотехнику А., соответствующую, по индийским понятиям, плану дхармы, в плане камы дополняет эротическая методика «Кама-сутры» . Типологически сходные явления имеют место в практике даосизма. Для теистических религий невозможны не только они, но и сам апофеоз человека, средствами А. навязывающего свою волю богам: мотив А. как пути к чудотворству выступает либо в преобразованном виде (христианские легенды часто говорят об аскетах, получающих дар чудотворства, но это именно дар, а не выслуженная награда и тем более не механическое следствие самого факта А.), либо на бытовой периферии религиозного сознания. Древняя мотивация А. — идея удовлетворения, приносимого за свои или чужие грехи. Самые архаические культуры знают концепцию жертвы как наиболее сильнодействующего средства обеспечить благо общине, связать силы зла и восстановить порядок мироздания, поколебленный случаями нарушения религиозно-моральных запретов. По мере того, как практика человеческих жертвоприношений вытеснялась культурным развитием, возникала потребность в некоем эквиваленте жертвоприношения, когда, напр., в древней Спарте юноши уже не умерщвлялись, но проливали свою кровь на алтарь Артемиды Ортии под бичами, и в назначении этого обряда ритуально-магический момент (перенесение боли как выкуп за общину) неотделим от морального (испытание стойкости юношей). В спиритуализированном осмыслении этот мотив мог быть без существенных изменений воспринят христианством; он характерен для католической традиции (напр., Роза из Лимы в начале XVII в. подвергала себя бичеванию три раза в день — за свои грехи, за грехи живых и умерших). Мотив соблюдения ритуальной чистоты как условия выполнения сакральных функций, часто обосно-выващий практику безбрачия, также является древним и повсеместно распространенным. Даже те религиозные традиции, для которых А. не был характерен (напр., греко-римское язычество или религия Ветхого Завета), требовали воздержания от брачных отношений перед совершением религиозных актов, когда человек «предстает» перед божеством; из этого легко было вывести, что люди, вся жизнь которых проходит в непрерывном контакте со святыней, должны оставаться безбрачными, как весталки в языческом Риме. По-видимому, таково же происхождение безбрачия ессеев: еврейский военный лагерь был местом, особо посвященным Яхве и требовавшим ритуальной чистоты, и ессеи, ожидавшие эсхатологической священной войны, распространили на всю свою жизнь обязательства, связанные с сакральным положением призванного воина. Католический священник должен быть безбрачным как постоянный совершитель таинств, прежде всего мессы. С этим мотивом тесно переплетаются некоторые другие. Один из них — отрешение индивида от своих земных интересов ради дела, понимаемого как святое (напр., проповеди веры): «Неженатый заботится о Господнем (...), а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7:32-33). Другой мотив — подготовка к мистическому переживанию, создание условий для медитации и экстаза. В теистических религиях и везде, где цель мистического пути понимается как личная встреча с Богом в любви, практика А. — еще и способ доказать свою любовь к Богу и предъявить в самой действенной форме просьбу об ответной любви. В католической мистике позднего Средневековья пафос А. приобретает черты морали рыцаря, берущего на себя намеренно трудные подвиги во славу своего короля (Христа) и своей дамы (обычно Девы Марии), у Г. Сузо — божественней Премудрости, Софии. С этим мотивом, как и с мотивом удовлетворения за свои и чужие грехи, связан мотив, специфический для христианства — стремление соучаствовать в страданиях Христа. Принимая на себя добровольные тяготы и терпеливо перенося невольные, верующий, по мистическому учению Нового Завета, «во плоти своей восполняет недостаток скорбей Христовых» (Кол. 1:24) Это представление оттеснено в протестантизме тезисом об абсолютной исключительности единократной жертвы Христа на Голгофе (в связи с чем практика А. закономерно уходит из жизни). Сострадание Христу как бы овеществляется в стигматах Франциска Ассизского и других католических аскетов; вся жизнь христианина мыслится проходящей как бы в Гефсиманском саду, где забыться в беспечности — значит предать Христа, Который просит бодрствовать с ним. Если подражание Христу в Его бедности, характерное для русских странников и юродивых, как и для Франциска, не могло быть обязательным для всех, то Новый Завет требует от каждого христианина подражания Христу в Его отказе от своей воли — послушании «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:7).
Общим для разных мировоззрений, как религиозных, так и философски-моралистических, является мотив А. как освобождения, господствующий, напр., в песнях буддийских монахов и монахинь («Тхе-рагатха» и «Тхеригатха»), известный греческой философии, особенно Антисфену и киникам, и находящий многочисленные отголоски в христианской традиции, позднее переосмысленный в некоторых идеологических движениях Нового и Новейшего времени. Мотив этот, однако, получает различные акценты в зависимости от вопроса — свобода от чего и для чего имеется в виду? Это может быть свобода от собственного тела, а через это — от материального мира вообще; по буддийскому изречению, «нет несчастья большего, чем тело» («Дхам-мапада» XV, 202, пер. В. Н. Топорова). Для манихейства, видящего источник зла в соединении духовного света с пленившей его «тьмой» материи, А. есть путь к желаемой диссоциации этих начал. Подобный негативизм в отношении к космосу вообще и к телу в частности мог иногда стимулировать наряду с А. допущение вольности нравов, как это было, напр., в некоторых направлениях гностицизма: если тело — «тьма», которую нельзя ни просветить, ни очистить, то безразлично, что с ним происходит, между тем как нарушение табу морали, приличий и общественного порядка — своего рода А. навыворот — желательно, поскольку обособляет «посвященного» от мира и приближает цель — конечное разрушение основ космического бытия. Поздний вариант такой установки встречается в культуре декаданса (программа систематической денормализации воображения у А. Рембо и сюрреалистов), в практике некоторых направлений оккультизма, в жизни «коммун» хиппи, соединивших элементы А. со вседозволенностью «сексуальной революции». Напротив, в христианстве уже не душа (как в платонизме или манихействе) должна быть освобождена от тела, но тело должно быть освобождено от гнездящегося в нем принципа своеволия — «плоти», чтобы стать «храмом Духа» (1 Кор. 6:19).
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


См. также `Аскетизм` в других словарях
принципы или образ жизни аскета. Термин восходит к греческому слову ascesis, что означает, собственно, тренировку атлетов; стоики применили его к нравственному самосовершенствованию. Аскетическая практика (аскеза) характерна для многих религий и культурных традиций, включая анимизм, ислам, буддизм и др. Часто в ее основе лежит дуалистическое мировоззрение, согласно которому существует непреодолимая пропасть между духом и материей, причем последняя обычно рассматривается как зло и источник зла. Самоистязания, посты, воздержание от определенных видов пищи, отказ от роскоши и от всего, что доставляет радость и удовольствие, соблюдение молчания и пр. являются наиболее распространенными формами аскезы. Христианские аскеты, прибегая к подобного рода умерщвлению плоти, руководствуются стремлением к нравственному и духовному совершенству. Их цель - обуздание человеческой греховности и превращение тела в инструмент, пригодный для жизни в подражании Христу, так что строгость жизни и покаяние рас...
аскетизм
, м.
Религиозно-этическое учение, проповедующее подавление потребностей человека и «умерщвление плоти» для достижения нравственного совершенства.
||
Крайнее воздержание, отказ от жизненных благ и удовольствий.
Он был далек от аскетизма и отрешенности от мира. Воронова, Шадр.
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
аскетизм
аскет\'изм, -а

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

(от греч. askesis - упражнение, подвиг, asketes - подвижник) - пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, будущего мира. В простых формах А. предполагает ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, страданий и т.п.; в более радикальных случаях он требует отказа от собственности, семьи и т.п. для обеспечения приоритета духовного над материальным, желаемого совершенного мира над реальным миром. Понятый широко, А. имеет онтологические основания, поскольку опирается на реально существующее мировоззренческое представление о структуре мира, его частях и их взаимных связях. Возвеличение идеального мира, входящее в суть А., предполагает предельно широкое утверждение основных ценностей этого мира в реальном мире. А. представляет собой одну из основных характеристик коллективистических обществ (средневековое общество, коммунистическое общество и т.п.) и коллективистических общностей (армия, церковь, тоталитарная р...
аскетизм
воздержанность, умерщвление плоти, подвижничество, воздержание
Словарь русских синонимов
Аскетизм
(от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо) — религиозно-этич. учение, проповедующее подавление естественных желаний и влечений. А. основан на противопоставлении греховного телесного, земного мира (царства зла) миру загробному — царству божественной благодати. Воспитывал в человеке отказ от удобств, проповедовал ограничения в пище и сне, поощрял причинение себе физ. страданий, лишений, с помощью которых можно соучаствовать в страданиях Христа для искупления грехов. А. является составным элементом христианства, буддизма, брахманизма.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь
-а, м. Строгай образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий. II прил. аскетический, -ая, -ое.
аскетизм
(2 м)

Орфографический словарь русского языка. 2006.

аскетизм
АСКЕТИ́ЗМ -а; м.
1. Жизненный принцип, заключающийся в строгом воздержании, отказе от земных благ и удовольствий во имя достижения нравственного совершенства (основа многих философских и религиозных учений: школы киников, христианства, йоги, толстовства, ранних крестьянских движений с уравнительным принципом распределения благ). Проповедовать а.
2. Образ жизни, основанный на таком принципе.
3. Намеренная ограниченность в использовании изобразительных средств в произведениях искусства.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт
Аскетизм
         стал известен в древности как воздерж., полное или частич., от удовлетвор. нек-рых потребн. человека — в пище, одежде, сне, половой жизни, отказ от развлеч., опьяняющих напитков и т.д. В Др. Греции такое воздерж. широко практиков. атлетами в период состязаний в целях воспит. большей физ. вынослив. организма.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

аскетизм
аскети́зм,
аскети́змы,
аскети́зма,
аскети́змов,
аскети́зму,
аскети́змам,
аскети́зм,
аскети́змы,
аскети́змом,
аскети́змами,
аскети́зме,
аскети́змах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

аскетизм — практика отказа от всяких желаний ради достижения духовного идеала или религ. цели. В Индии появляется еще в поздневедийский период (ок. 1500 — 1200 до н. э.). Практика А. была внедрена почти во всех школах брахманизма и индуизма (в ведийской религии, в йоге и джайнизме). Будда под влиянием существовавшей традиции тоже пробовал прибегнуть к А., но его надежды на аскетич. практику как способ достижения просветления не оправдались, и в первой своей проповеди Будда осудил чрезмерный А. как недостойный и бесполезный, советовал следовать «срединным путем» (см. Восьмеричный путь), пролегающим между самоумерщвлением и чувственными обольщениями. В буддизме считается, что А. как форма поведения, направленная на приобретение сверхъестеств. способностей и умилостивление божеств, служит эгоистич. инт...
аскетизм
аскети́зм

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

АСКЕТИЗМ
АСКЕТИЗМ
(от греч. askesis — упражнение, подвиг, asketes — подвижник) — пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, будущего мира. В простых формах А. предполагает ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, страданий и т.п.; в более радикальных случаях он требует отказа от собственности, семьи и т.п. для обеспечения приоритета духовного над материальным, желаемого совершенного мира над реальным миром. Понятый широко, А. имеет онтологические основания, поскольку опирае...
1. м. Религиозное учение, проповедующее крайнее воздержание, "умерщвление плоти" как путь к достижению нравственного совершенства, путь к общению с Богом. 2. м. 1) Отказ от жизненных благ и удовольствий, крайнее воздержание во всем. 2) перен. Намеренная скупость в использовании изобразительных средств в искусстве.
(от греч. askesis - упражнение, подвиг) - учение об ограничении, воздержании, подавлении органических потребностей (питание, сон и др.) и чувственных желаний для достижения нравственного совершенства (трезвость, половое воздержание), а также практическая реализация такого учения. Как правило, А. не только сводит до минимума удовлетворение естественных потребностей, но и требует отказа от чувственных удовольствий, которые теоретически м. б. и при минимальном уровне потребления ("мало, но вкусно"). Исторические типы А.: восточный (индийский), античный (напр. у пифагорейцев), христианский. Православие рассматривает религиозный А. как высший подвиг, а аскетов именует "подвижниками". Аскетическим образцом объявляется земная жизнь Иисуса Христа. Религиозный А. выражается в отшельничестве, монашестве, самоистязаниях (напр. ношении вериг), постничестве, молчальничестве и т. п. А. обязателен для монашествующих. (Б. М.)
АСКЕТИЗМ
(от греч. asketes - упражняющийся в ч.-л.) - англ. asceticism; нем. Askese. Отречение от жизненных удовольствий, ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике нек-рых филос. школ, религий, соц. движений.

Энциклопедия социологии, 2009

(греч. askete\'s — упражняющийся, подвижник), практич. метод достижения нравств. самосовершенства посредством регуляции человеком своих телесных потребностей. Возник в глубокой древности как религиозное учение, согласно к-рому истинное служение богу возможно при условии отказа от мирских благ и полного умерщвления плоти. В античной Греции А. означал систему закаливания и физич. упражнений. Но уже в учении стоиков А. стал приобретать этич. смысл и рассматривался как упражнение в добродетели. Духовное значение А. подчёркивается в Библии, др. религиозных трудах. Хотя аскетами нередко называют анахоретов (отшельников, пустынников) и монахов, даже в религиозном смысле этого слова А. не предполагает полного отречения от мирской жизни. Требования А. занимают важное место в ряду нравств. обязанностей человека по отношению к самому себе (воздержание в пище, овладение культурой тела и т. п.) — Аскетич. правила направлены на удержание человека от постыдных слабостей (чревоугодия, лени, сладостраст...
аскетизма, мн. нет, м. (книжн.). Крайняя степень воздержания, отречение от жизненных удовольствий, свойственное аскету. Следует воздерживаться от излишеств, но нет необходимости впадать в аскетизм.
АСКЕТИЗМ (от греческого asketes - упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п. Характерен для практики различных религий (монашество> и т.п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение "сверхъестественных способностей" (йога), в христианстве - соучастие> в "страданиях" Христа.
АСКЕТИЗМ (греч. aske - упражнение в чем либо) - техника телесных и ментальных практик, служащих средством к достижению сверхчувственных целей: этического идеала, мистического совершенства и т.д., а также соответствующая им система ценностей. В религиозно-философских учениях Древней Греции (орфизм, пифагореизм) А. часто называли упражнение в добродетели и особенно в подчинении своей воли. В раннем христианстве А. стал началом монашества. Аскеты свершали пост и молитвенные подвиги, однако не налагали на себя обетов, как впоследствии это делали монахи, и не обязательно принимали службу в клире. Аскетами также иногда называли жертвовавших своими достатками на бедных. В христианском протестантизме под А. понимается необходимость неутомимой деятельности в рамках своей профессии в целях личного спасения, - так называемый "мирской А.".
(этим. см. аскет). Учение о необходимости умерщвлять плоть для того, чтобы спастись.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
от слова аскет. Учение о необходимости умерщвлять плоть.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
стремление к умерщвлению плоти.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
умерщвление плоти; подавление страстей и желаний постом, самоистязаниями, беспрерывной молитвой и т. д. Существует с древнейших времен; в христианской церкви положил начало монашеству.
АСКЕТИЗМ (от греч. asketes - упражняющийся в чем-либо) - ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (напр., киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение "сверхъестественных способностей" (йога), в христианстве - соучастие в "страданиях" Христа. Нередкий мотив аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы и др.).
( гр. asketes упражняющийся) - 1) религиозный принцип, характеризующийся ограничением и подавлением чувственных влечений и желаний, отказом от благ в целях достижения нравственного совершенства и для общения с божеством; 2) отказ от жизненных благ, крайнее воздержание.
в Православии упражнение воли и помыслов через пост, молитву, уединение, бдение и другие подвиги и лишения. Истинное Православное христианство есть самоотвержение. Русская Церковь учит, что аскетизм, хотя и в различных степенях и формах, является обязательным для всех христиан без исключения. По словам Иисуса Христа: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Для спасения необходимо соединение как благодати, так и свободной воли человека, который должен идти путем аскетических подвигов.
Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"
Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чём-либо; отшельник, монах)
ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, А. является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей. Истоки А. обнаруживаются уже в первобытном обществе (где А. обусловливался суровыми условиями существования), например в инициациях (См. Инициации). Значит. развития А. достиг в восточных религиях (Брахманизм, Джайнизм, Индуизм, Буддизм, древнеиудейские секты-терапевты, Ессеи), в религиозно-философских течениях Древней Греции (орфики, пифагорейцы). Мотивация А. в разл...
Аскетизм
(греч. - упражнение, подготовка к борьбе) - древнейший элемент религиозной жизни, свойственный почти всем мировым религиям. В христианстве это путь духовного приготовления к спасению души через усердную молитву, отказ от суетных развлечений, строгое самоограничение в еде, подчинение своей воли воле духовного наставника.
Православный энциклопедический словарь. — Москва. 1998
(от греч. asketes - упражняющийся в ч.-л.) - англ. asceticism; нем. Askese. Отречение от жизненных удовольствий, ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике нек-рых филос. школ, религий, соц. движений.
1. Строгий образ жизни с отказом от всех благ.
2. Какую философию практиковал Диоген?
3. Философское учение о том, что не в материальных благах счастье.
4. Борьба с плотью для укрепления духа и одухотворения тела.
(от греч. askntns - приобретший навыки). Стал известен в древности как воздержание, полное или частичное, от удовлетворения нек-рых потребностей человека - в пище, одежде, сне, половой жизни, отказ от развлечений, опьяняющих напитков и т. д. В Др. Греции такое воздержание широко практиковалось атлетами в период состязаний в целях воспитания большей физич. выносливости организма. В дальнейшем аскетич. требования часто выдвигались угнетенными классами в их борьбе против богатых, эксплуататоров. Требование подавлять те или иные жизн. стремления во имя определ. социальных идеалов, во имя активного участия в революц. борьбе выдвигались также мн. революционерами. В религиозно-этич. значении А. - это мистич. воззрение, признающее необходимым подавление чувственных влечений, "умерщвление плоти" как путь к "нравственному совершенству" и "приближения к божеству". А. проповедовал привычку к лишениям и физич. страданиям (посты, телесные истязания и т. д.). Сначала был жертвоприношением богам ...
(греч. — упражнение, подвиг) — добровольное подвижничество, основанное на следовании евангельским заповедям и советам. Одно из основополагающих (но не исключительное) понятий религиозной жизни, предполагающее духовную и нравственную дисциплину, а также физическое воздержание (умерщвление плоти). Смысл аскетизма — отрицание страстей, утверждение в добре и, в конечном счете, подражание Божественному естеству (Григорий Нисский). Получает широкое распространение в восточнохристианской практике с IV — VI веков.