Энциклопедия культурологии

Асмодей

Асмодей
Асмодей
Асмодей
(евр. греч. ), в иудейских легендах демоническое существо. Имя А., заимствованное, по-видимому, из иранской мифологии (срв. Айшма), неизвестное в еврейском каноне Ветхого Завета, появляется в книге Товита, где есть следующий эпизод: А. преследует некую иудейскую девицу Сарру своей ревностью, не давая свершиться ее браку и последовательно умерщвляя в брачную ночь семерых мужей прежде соития с ней, и только благочестивому Товии, пользующемуся помощью Госрода и Архангела Рафаила, удается прогнать А. и сделать Сарру своей женой (Тов. 3:7-8; 9). А. выступает здесь как особенный недруг одного из «Божьих установлений» — брака. Этот мотив развивается в апокрифическом «Завете Авраама», восходящем к I в. н. э. Уже происхождение А. связано с блудом между (падшими) Ангелами и «дочерьми человеческими» (упомянутыми Быт. 6:2), и сама природа А. побуждает его разрушать брачное сожительство средствами бессилия, холодности и отклонения желаний в недолжную сторону (апокрифическое соч. «Завет Соломона» 21-23). Это наиболее существенная сторона легенд об А. С ней связаны две другие линии — перенос на А. в его отношениях с Соломоном мотивов сверхъестественного помощника царя-строителя, а также двойника царя, подменяющего его на престоле до истечения срока наказания, пока царь должен бродить нищим, отверженным и неузнанным, искупая свою гордыню. В обеих этих линиях, в отличие от первой, А. наделен амбивалентностью, присущей персонажу сказки, а не легенды; он выступает как стихийная сила, непредсказуемая, неподвластная человеческим меркам, опасная, но не злая. Соломону удается опоить А., связать в пьяном виде и наложить на него свою магическую власть (мотивы «захвата опоенного чудовища», срв. сюжет Мидаса и Силена, «чудовища на человеческой службе», срв. рассказы о джиннах и т. п.); А., как и полагается захваченному чудовищу, выдает некую тайну, а именно: секрет червя шамура, при посредстве которого можно чудесно рассекать камни, и вообще помогает строить храм, попутно проявляя прозорливость. Возгордившись, Соломон предлагает А. показать свою мощь и отдает ему свой магический перстень; А. немедленно вырастает в крылатого исполина неимоверного роста, забрасывает Соломона на огромное расстояние, сам принимает облик Соломона и занимает его место. А. и здесь выдает свою природу блудного беса и недруга брака тем, что, хозяйничая в гареме Соломона, систематически нарушает ритуальные запреты, гарантирующие чистоту брачных сношений, и даже покушается на кровосмешение. По этим признакам его изобличают как самозванца, когда испытание Соломона оканчивается. Легенда о Соломоне и А. получила универсальное распространение в литературе, фольклоре и художественной иконографии христианского и исламского средневековья: в славянских изводах партнер Соломона носит наименование Китоврас (срв. греч. Kfevxaupoq, кентавр), в западноевропейских — Маркольф (Морольф, Марольт).
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


См. также `Асмодей` в других словарях
Асмодей
(Тов.3:8,17) - злой дух, диавол. Так назывался злой дух, погубивший нескольких женихов Сарры, дочери Рагуиловой. По мнению позднейших Евреев, это главный из демонов, или царь демонов.

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. . 1891.

Асмодей
         в иуд. легендах демонич. существо. Имя А., заимствов., по-видимому, из иран. миф., неизвестное в еврейск. каноне Ветхого завета, появл. в книге Товита.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

асмодей
АСМОДЕ́Й -я; м. [нем. Asmodäus из др.-евр. Ashmedai - искуситель, губитель].
1. [с прописной буквы]. В Талмуде и древнееврейской апокрифической литературе: глава демонов; злой дух.
2. В русской литературе 19 в.: Демон, разрушающий браки.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
(древнеевр. "Ашмедай"), персонаж послебиблейской демонологии. Вероятно, заимствован из иранской мифологии, где Айшма дэва - демон ярости и похоти. Асмодей фигурирует также в качестве царя демонов; иногда он отождествляется с сатаной. Греки иногда отождествляли его с духом-губителем Аполлионом. Асмодей упоминается в Талмуде. Он известен как дух супружеского несчастья и ревности. В библейской Книге Товита рассказывается история его страсти к Сарре, дочери Рагуила. Она выходила замуж семь раз, и каждый раз Асмодей убивал ее мужа в первую брачную ночь. В конце концов, Товий изгнал демона сожжением сердца и печени рыбы.
АСМОДЕЙ
Звать (призывать) Асмодея. Книжно-поэт. Устар. Просить помощи у нечистой силы. БМС 1998, 34. /em> Асмодей в древнееврейской мифологии — главный демон, злой дух.
Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп 2007
АСМОДЕЙ, в Библии злой дух.
(евр. ascmodai, от haschmed - разрушать). Злой дух плотской любви, разрушитель семейного счастья.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
в книге Товита злой дух, убивший 7 мужей Сарры, дочери Рагуила; в Талмуде - князь демонов; в поэзии - демон, разрушитель браков, дух сластолюбия
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)
евр. aschmodai, от hashmed, разрушать. Злой дух плотской любви.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, ...
Асмодей (др.-евр. Ашмедай — искуситель)
в ветхозаветной книге Товита (2 в. до н. э.), в Талмуде и в апокрифах — злой дух, глава демонов, разрушитель браков.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
асмодей
сущ., кол-во синонимов: (3)
↑губитель (12)
↑дух (131)
↑злой дух (8)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
Асмодей
(·Тов.3:8,17) - злой дух, диавол. Так назывался злой дух, погубивший нескольких женихов Сарры, дочери Рагуиловой. По мнению позднейших Евреев, это главный из демонов, или царь демонов.
м. 1) Глава демонов, злой дух, разрушитель браков (в древнееврейской апокрифической литературе). 2) Употр. как символ злого духа, разрушителя браков.
(евр. \'ašmedaj, греч. Άσμοδαίος), в иудаистических легендах демоническое существо. Имя А., заимствованное, по-видимому, из иранской мифологии (ср. Айшма), неизвестное в еврейском каноне Ветхого завета, появляется в книге Товита, где есть следующий эпизод: А. преследует некую иудейскую девицу Сарру своей ревностью, не давая свершиться её браку и последовательно умерщвляя в брачную ночь семерых мужей прежде соития с ней, и только благочестивому Товии, пользующемуся помощью Яхве и архангела Рафаила, удаётся прогнать А. и сделать Сарру своей женой (Тов. 3, 7-8; 9). А. выступает здесь как особенный недруг одного из «божьих установлений» - брака. Этот мотив развивается в апокрифическом «Завете Авраама», восходящем к 1 в. Уже происхождение А. связано с блудом между (падшими) ангелами и «дочерьми человеческими» (упомянутым Быт. 6, 2), и сама природа А. побуждает его разрушать брачное сожительство средствами бессилия, холодности и отклонения жел...
Асмодей в библейской мифологии злой дух.
АСМОДЕЙ - в библейской мифологии злой дух.
В до-христианских и христианских верованиях злой дух вожделения.
1. В библейской мифологии злой дух.
2. В Библии - злой дух, умертвивший семерых мужей Сарры.
Асмодей
Асмод\'ей, -я

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

Асмодей
(собственно Ашмедай, то есть искуситель) — злой, сластолюбивый демон, упоминаемый в позднейшей еврейской литературе. В книге Товия А. убивает из ревности одного за другим семерых мужей Сарры; в Талмуде он называется князем демонов, т. е. сатаною, изгнавшим царя Соломона из его царства. В славянской повествовательной литературе XVI и XVII веков это сказание известно в двух редакциях: западной, которая носит название — "Разговор Соломона с Морольфом", и восточной — "Сказание о Соломоне и Китоврасе". Последняя известна у русских. Здесь выступает тот же самый А.: в 1-й — под неясным именем Морольфа, Маркольфа или Морольта, во 2-й — под названием Китовраса, что произошло от греческого слова κενταυρός, что в свою очередь образовалось от санскритского Gandharva. См. Китоврас, Морольф.
злой дух, соблазнитель, диавол, бес, сатана.
Асмодей
евр. губитель
демон, который убил несколько женихов Сарры, дочери Рагуиловой (Товит. 3)

Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). . 1900.

(евр. Ашмедай) - искуситель, злой сластолюбивый демон, (шутл.) нарушитель супружеского согласия
Ср. Перед ней, в ночной тишине, по манию Асмодея поднимались крыши с богатых и бедных домов и раскрывались спрятанные под ними картины общественных бедствий, добродетелей, пороков и всяческой суеты. "Ах, где этот кудесник Асмодей и его волшебство? - говорила Дуня подруге: - он отворяет темницы, разбивает цепи и замки!"
Данилевский. На Индию. 1, 2.
Ср. (Прабабке Еве) стало скучно под конец!
Явился змей! Подбитый Асмодеем,
Он с яблочком умел к ней хитро подойти
И, на безлюдии, чтоб время провести
Шутя, кокетствовать она пустилась с змеем.
Кн. П.А. Вяземский. К С.Ф. Безобразовой.
Ср. Могу ли я любить Фалалея?.. Я полюблю скорее Асм...
Асмодей
- демон, который погубил несколько женихов Сарры, дочери Рагуиловой.
Краткий церковнославянский словарь