Энциклопедия культурологии

Аура

Аура
Аура
Аура
(др.-греч., лат. aura — дуновение, легкий ветерок, запах) Ореол, нимб, оболочка, особая среда, атмосфера, настроение, колышущееся поле отношения к предмету, некое средостение между вещью и духовным миром, невидимые обычным зрением энергетические поля вокруг физического тела человека. Термин до сих пор не получил финальной или хотя бы устойчивой концептуализации. Язык ауратического опыта опирается на такие лексические конструкции, исчерпывающий перечень которых практически невозможен (мироощущение экстаза, «тотемическая иллюзия», «тучное тело», «невыразимая прелесть», «тончайшая душа произведения» и синоним его подлинности, мечтательно-ностальгическая тональность эстетического восприятия, нечто намекающее на пребывания в окрестностях сути явления, близость откровения), а их принадлежность к одной и той же смысловой рубрике, как правило, сомнительна. Термин распространен в эзотерике, оккультизме, антропософии и парапсихологии. Применение термина А. в эстетике и в искусствознании устойчиво сохраняет следы словоупотребления, призванного артикулировать прежде всего привилегированное положение или особый «сан» искусства и его служителей в сфере культуры и, таким образом, связь с его исходным философско-теологическим толкованием. В этом смысле слово А. как попытка терминировать некую вышеструктурную данность, подобно термину «харизма». Оно фиксирует наделенность субъектов художественно-эстетической деятельности и продуктов этой деятельности имиджево-биографическими нюансами и специфическими потенциями, в частности способностью оказывать воздействие на воспринимающих, базирующееся на фетишизации предметов искусства и их включенности в некий иерархический порядок, который определяется мистической или метафизической перспективой. Попытки понять, как образуется художественно-эстетическая А., побуждают исследователей говорить о выразительно-символическом характере искусства, его соотнесенности с особыми поведенческими стереотипами и ритуалами, эвоцирующими представление о сущностной сопряженности акта эстетического созерцания с постижением целостного духовного смысла бытия, явленного в искусстве, которое трактуется как эманация этого смысла в формах эстетической видимости, делающей его консистентным. В развитие этого момента допускается проективная трактовка А. как совокупности уникальных предметно-смысловых значений художественного произведения, как раз и обнаруживающих его суггестивные особенности и способность формировать эмоционально-насыщенную и вместе с тем эзотерическую атмосферу восприятия, ощущение неустранимой дистанции и состояние священного трепета. Последнее обстоятельство долгое время считалось чуть ли не главным препятствием, побуждавшим к отказу от термина А. как реликтового и неадекватного самой сути изменений, происходивших в искусстве и его восприятии на протяжении длительного времени и ставших совершенно очевидными в эпоху его т. н. «технической воспроизводимости». По мнению немецкого философа и культуролога В. Беньямина, семантически корректное употребление этого термина следует ограничить эпохой традиционного искусства и таким образом использовать его в сугубо типологическом смысле, то есть в качестве критерия демаркации традиционных и новых форм искусства. Беньямин попытался специфицировать употребление термина А. применительно к искусству и его восприятию и уточнить его размытое смысловое содержание. Однако реализовать это намерение ему удалось лишь частично. Считая, что А. «можно определить как уникальное ощущение «дали», как бы близок при этом предмет ни был», он смог предложить не столько дефиницию А., сколько описание условий и кулис опыта, который можно было бы назвать эстетико-ауратическим, поскольку в его описании обнаруживается присутствие такого внутриэстетического момента, который вполне сопоставим с принципом дистанции или же понятием незаинтересованности. Помимо этого, согласно Беньямину, непременными атрибутами такого опыта являются наличие совершенно особого хронотопа, «странного сплетения места и времени», а также тесно с ним связанное представление о субстрате уникальности и подлинности художественного произведения, базирующееся на «впаянности в традицию». Более поздние попытки концептуализации А. и ауратического опыта в эстетике примыкают к толкованию Беньямина и могут считаться производными от него, поскольку в них, с одной стороны, делается акцент на рождении чувства подлинности и осознании уникальности художественного произведения в процессе восприятия художественного артефакта, а с другой — мотив «утраты А.», введенный Беньямином, становится предметом критического осмысления с поправкой на новые средства и приемы ее возможной, зачастую ностальгической симуляции, и на включение в технологию ауратического эффекта непостижимого и загадочного «скачка», как бы и делающего произведение искусства «уникальным и неповторимым явлением» (Гадамер). Особым подходом к истолкованию этого эффекта в общей связи, ведущей к пониманию своеобразия эстетического, отличается позиция Лукача, который, подобно С. Франку, считал, что скорее всего — это следствие некой двусмысленности, эмоциональной нагруженности «языка» и сопутствующей ей выразительно-эвокативной силы воздействия. При том, что выражения «аллергия на А.» (Адорно), «потеря искусства в его тайне» (Жан-Люк Нанси) признаны чуть ли не универсально значимыми постулатами современной философии искусства, при рассмотрении возможной критериально-типологической функции термина А. чаще всего рекомендуется не настаивать на жесткой оппозиции типов художественного произведения, а обращать внимание на их диалектику в смысле движения ауратического момента, поскольку он сопоставим с тем, что в художественном произведении «трансцендирует их чисто наличное бытие» (Адорно). Подобные сдвиги в концептуализации А. сделали возможным использование термина и при описании особенностей восприятия продуктов культуриндустрии в широком смысле. В подобных описаниях традиционные коннотации термина А. выступают с неким оттенком вульгарно-парадоксального, жаргонно-фамильярного употребления. Все становится одинаково близким, даже «невыразимая прелесть» и загадочное сияние; «вещи» вполне привычные и даже тривиальные «намеренно окружаются эвокативным ореолом многозначности» (Лукач). Некоторые исследователи полагают, что это та атмосфера, в которой потребность в возвышенном удовлетворяется под видом «псевдореликвий» или так называемого «музейного кича», связанного с исторической аурой (В. Изер).
Лит.: Benjamin W. Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit //Benjamin W. Gesammelte Schriften. Bd. 1-2. Fr/M., 1974;
Adorno Th. Asthetische Theorie. Fr./M., 1970;
Lukacs G. Die Eigenart des Asthetischen. Bd 1-2. Berlin, 1981;
Stoessel M. Aura oder das vergessene Menschliche am Ding. Fr/M., 1990.
С. Завадский

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


См. также `Аура` в других словарях
(лат.). Болезненные явления, как предвестники некоторых болезней, напр., аура эпилептика - предъэпилептические припадки.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
[гр. aura - веяние, дуновение] - 1) особая атмосфера, настроение, климат, образующиеся вокруг лиц или вещей, как бы создаваемые или излучаемые ими; 2) биоэнергетическая оболочка живых существ; 3) мед. состояние, предшествующее приступам эпилепсии, истерии, мигрени и др. Ср. БИОПОЛЕ.
(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
(греч. aura - ветерок, дуновение). Предвестник эпилептического припадка: носит характер моторных, сенсорных, вегетативных или психопатологических симптомов, являющихся начальными проявлениями фокального эпилептического припадка с последующей генерализацией или без нее (например, височного припадка). По преобладающей симптоматике различают А. акустическую (слуховую), вегетативную, вестибулярную (головокружение), висцеральную, вкусовую, двигательную (моторную), зрительную, кардиальную, обонятельную, психическую (например, феномены "уже виденного" или "никогда не виденного"), психосенсорную, речедвигательную (внезапная остановка речи), сенситивную (чувство блаженства или тоски в начале височного припадка), эпигастральную (неприятные ощущения в области желудка - боли, урчание и т.д.). При А. изолированный припадок вслед за ней не развивается. Один из ее вариантов - абсанс-аура [Воронков Г.Л., 1972], при которой в качестве ауры выступают абсансы, проявляющиеся клинически...
(aura; греч. ветерок, дуновение; син. предвестник припадка) - своеобразное ощущение, движение или психическое переживание (страх, ложное восприятие действительности и т. п.), непосредственно предшествующее эпилептическому припадку.
аура акустическая (a. acustica) - см. Аура слуховая.
аура вегетативная (a. vegetativa) - А. в форме секреторных и (или) вазомоторных нарушений.
аура вестибулярная (a. vestibularis) - сенсорная А. в форме головокружения; характерна для локализации патологического очага в височной доле головного мозга.
аура висцеральная (a. visceralis) - сенсорная А. в форме неприятных ощущений во внутренних органах (разлитая боль в области живота, замирание сердца и т. п.).
аура вкусовая (a. gustatoria) - сенсорная А. в форме ощущения вкуса пищи, чаще неприятного характера; наблюдается при локализации патологического очага в височной доле головного мозга.
аура двигательная (a. motoria) - см. Аура моторная.
аура зрительная (a. optica) - сенсорная А. в форм...
аура
а́ура, -ы

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

В мистической литературе - видимое при сверхчувственном восприятии свечение вокруг тела человека, проявление сущности его души и духа, как правило, разнообразной цветовой гаммы. Часто используется различными сектами и новыми религиями в спекулятивных целях.
АУРА

(от греч. dura - веяние), непосредств. предвестники эпилептич. припадка: своеобразные кратковрем. зрит., слуховые, эмоц. и др. ощущения и переживания.

Естествознание. Энциклопедический словарь
АУРА (от греческого aura - веяние), проявление души и духа человека; в мистической литературе описывается как видимый лишь при сверхчувственном восприятии сияющий овальный облик, окружающий все тело человека, в изобразительном искусстве нимб, ореол>.
АУРА (от греч. aura - веяние) -..1) проявление души и духа человека; в мистической литературе описывается как видимый лишь при сверхчувствительном восприятии сияющий овальный облик, окружающий все тело человека, в изобразительном искусстве - нимб, ореол (напр., в иконографии Преображения и т. п.) 2)] Непосредственные предвестники эпилептического припадка; своеобразные кратковременные зрительные, слуховые, эмоциональные и другие ощущения и переживания.
1. Нимб, ореол.
2. Подсветка вокруг тела.
3. «Свечение души».
4. Экстрасенсорный ореол.
5. Поле, ощупываемое экстрасенсом.
6. Богиня легкого ветерка в древнеримской мифологии.
7. В изобразительном искусстве - нимб, ореол.
8. Обстановка, атмосфера, создаваемая кем-либо.
9. Поле биологических организмов.
10. Проявление духовного состояния в виде особого ореола (религ., мист.).
11. Симптомы приближения припадка эпилепсии, истерии (медиц.).
12. Биополе, нимб, сияние.
13. Сияние, нимб вокруг человека.
14. Состояние перед приступом эпилепсии.
15. Биополе человека.
16. Сияние, излучаемое святыми.
17. Особое поле человека.
Аура (греч. aura – ветерок, дуновение). Предвестник эпилептического припадка: носит характер моторных, сенсорных, вегетативных или психопатологических симптомов, являющихся начальными проявлениями фокального эпилептического припадка с последующей генерализа
Аура
см. Эпилепсия.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
Аура I А́ура (греч. aura дуновение)
своеобразное ощущение, движение или переживание (например, страх), непосредственно предшествующее эпилептическому припадку, — см. Эпилепсия.
II А́ура (aura; греч. ветерок, дуновение; син. предвестник припадка)
своеобразное ощущение, движение или психическое переживание (страх, ложное восприятие действительности и т.п.), непосредственно предшествующее эпилептическому припадку.
А́ура акусти́ческая (a. acustica) — см. Аура слуховая.
А́ура вегетати́вная (a. vegetativa) — А. в форме секреторных и (или) вазомоторных нарушений.
аура
А́УРА -ы; ж. [от греч. aura - дуновение ветерка].
1. По религиозным представлениям: сияние, излучаемое божественными существами и святыми (часто изображается в виде нимба).
2. Особое невидимое излучение, испускаемое живыми организмами; биополе.
3. Воздействие, влияние (психологическое, моральное, эмоциональное и т.п.), оказываемое кем-л. на окружающих. А. любви, доброжелательства, таинственности вокруг кого-л. Кто-л. с тёмной, светлой аурой (о плохом или хорошем воздействии, оказываемом кем-л. на окружающих). // Психологическая атмосфера, обстановка, созданная кем-л. Преодолеть ауру вр...
Аура
(aura; греч. ветерок, дуновение; син. предвестник припадка) своеобразное ощущение, движение или психическое переживание (страх, ложное восприятие действительности и т. п.), непосредственно предшествующее эпилептическому припадку.
(нем. Aura, от греч. ayra - дуновение, ветер) - язычковый щипковый инструмент; состоит из неск. варганов (см. Варган), укреплённых на металлич. диске. Создан в нач. 19 в. И. Г. Шайблером (Германия), предназначался для конц. исполнения. А. позволяет извлекать хроматич. звукоряд. Изобретение А. связано с ростом интереса к варгану как к концертному инструменту в конце 18 - нач. 19 вв.
аура
а́ура,
а́уры,
а́уры,
а́ур,
а́уре,
а́урам,
а́уру,
а́уры,
а́урой,
а́урою,
а́урами,
а́уре,
а́урах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

аура
\'аура, -ы

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

аура
ореол, ветерок, сияние, нимб, биополе
Словарь русских синонимов
(aura) — отличительное качество вещи, например, определенного произведения искусства, а также (по определению Бень-ямина, "Шарль Бодлер", 1983) "уникальное проявление расстояния". Беньяминовское прочтение зависит от квазирелигиозного понимания общества. Так, социальный порядок требует определенных объектов, которые бы воспринимались народом как святыни. Например, Изумрудный Будда в Таиланде или Стоунхендж обладают аурой. Социально они занимают символическую вершину культуры, также заставляют нас переключаться с бренных забот повседневной жизни на более возвышенный уровень. В своем волнующем произведении о последствиях механического воспроизводства Беньямин ("Просвещение" , 1955) доказывал, что воплощение таких объектов в поделках и символах в массовой культуре ослабляет их силу, превращая в штампы. Подлинность и священность утрачиваются, а социальная интеграция общества оказывается поколебленной. См. также Имитация; Постмодернизм.
ж. 1) Сияние, излучаемое - по религиозным представлениям - божественными существами и святыми и изображаемое в виде нимба. 2) а) Особое поле, создаваемое биологическими организмами (в парапсихологии). б) перен. Обстановка, которая создается вокруг кого-л. 3) Излучение электрических волн от предмета в виде невидимого воздушного ореола вокруг него (в физике).
Аура
(греч. aura – ветерок, дуновение). Предвестник эпилептического припадка: носит характер моторных, сенсорных, вегетативных или психопатологических симптомов, являющихся начальными проявлениями фокального эпилептического припадка с последующей генерализацией или без нее (например, височного припадка). По преобладающей симптоматике различают А. акустическую (слуховую), вегетативную, вестибулярную (головокружение), висцеральную, вкусовую, двигательную (моторную), зрительную, кардиальную, обонятельную, психическую (например, феномены "уже виденного" или "никогда не виденного"), психосенсорную, речедвигательную (внезапная остановка речи), сенситивную (чувство блаженства или тоски в начале височного припадка), эпигастральную (неприятные ощущения в области желудка – боли, урчание и т.д.).
-ы, ж. (спец.). 1. Изображаемое как нимб, ореол, сияние вокруг головы, тела, представляемое как проявление души, духа. 2. В парапсихологии: то же, что биополе.