Энциклопедия культурологии

АВАНГАРД

АВАНГАРД
АВАНГАРД
АВАНГАРД
        термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. видов искусства. Однако в 20 в. А. приобрел глобальное значение мощного феномена худож. культуры, охватившего все ее более или менее значимые стороны и явления и знаменовавшего начало качественно нового грандиозного переходного периода в ней. При всем разнообразии явлений, включаемых в понятие А., они имеют общие культурно-истор. корни и многие общие осн. характеристики. А. есть, прежде всего, реакция художественно-эстетич. сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техн. прогрессом 20 в.
        В сфере научной мысли косвенными побудителями А. явились гл. достижения во всех сферах научного знания с к. 19 в.; в философии — осн. учения постклассической философии от Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора до Бергсона, Хайдеггера и Сартра; в психологии-психиатрии, прежде всего, фрейдизм. В гуманитарных науках — выведение лингвистики на уровень философско-культурологич. дисциплины; отход от европоцент-ризма и как его следствие — возросший интерес к вост. культурам, религиям, культам; возникновение теософии, антропософии, новых эзотерич. учении. В социальных науках — социалистич., коммунистич., анархистские теории.
        К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся: их экспериментальный характер, чаще всего осознанный; революционно-разрушит. пафос относительно традиц. искусства (особенно его последнего этапа — новоевроп.) и традиц. ценностей культуры; резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обыват., “бурж.”, “академическим”; в визуальных искусствах и лит-ре — демонстративный отказ от утвердившегося в 19 в. “прямого” (реалистически-натуралистич.) изображения видимой действительности; безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах худож. выражения; а отсюда — часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями А. самих себя и своих произведений, направлений, движений и т.п.; стремление к стиранию границ между традиционными для новоевроп. культуры видами искусства; тенденции к синтезу отд. искусств, их взаимопроникновению, взаимозамене.
        Остро ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре в целом, А. принял на себя функции ниспровергателя, пророка и творца нового в своей сфере — в искусстве. Авангардисты стремились утвердить и абсолютизировать найденные или изобретенные ими самими формы, способы, приемы худож. выражения. Как правило, это сводилось к абсолютизации и доведению до логич. завершения (часто предельно абсурдного с позиций традиц. культуры) того или иного элемента или совокупности элементов худож. языков, изобразительно-выразит. приемов и подходов традиц. искусств, вычлененных из традиц. культурно-истор. контекстов. При этом цели и задачи искусства виделись представителям разл. направлений А. самыми разными вплоть до отрицания искусства как такового в его новоевроп. понимании.
        Возможна лишь очень условная классификация, притом только по отд. параметрам, пестрого множества самых разных во многих отношениях феноменов А.
        По отношению к НТП, к тем или иным достижениям науки, техники, технологии. Безоговорочное принятие НТП и его апология: футуризм, конструктивизм, супрематизм, лучизм, “аналитич. искусство”, конкр. поэзия, конкр. музыка, кинетич. искусство, концептуализм. Внутр. неприятие открытий естеств. наук и технологич. достижений: фовизм, экспрессионизм, отд. школы и представители абстр. искусства, наивное искусство, сюрреализм, театр абсурда, экзистенциализм в лит-ре, Шагал, Клее, Модильяни, Мессиан. Внешне двойственное или невыраженное отношение у других направлений и представителей А. Отд. направления и художники А. активно опирались на достижения естеств. и гуманитарных наук. Так, сюрреализм и театр абсурда сознательно использовали многие достижения фрейдизма и юнгианства, нек-рые направления в лит-ре, театре, музыке находились под влиянием филос. учений Бергсона или экзистенциализма; концептуалисты построили свою теорию на новейших достижениях лингвистики и филологии. Внутренне весь А. является позитивной или негативной реакцией на НТП.
        В отношении духовности. Материалистич., осознанно сциентистская, позитивистская, резко отрицат. позиция по отношению к сфере объективно существующего Духа, духовности: кубизм, конструктивизм, “аналитич. искусство”, кинетизм, поп-арт, оп-арт, концептуализм (в осн. своих направлениях), боди-арт и др. Напротив, интенсивные (осознанные или неосознанные) поиски Духа и духовного как спасения от засилия материализма и сциентизма: в ряде направлений абстр. искусства (Кандинский и ориентирующиеся на него), в рус. символизме 20 в. (хотя он только частично может быть отнесен к А.), в супрематизме Малевича, в метафизич. живописи, в сюрреализме, в нек-рых совр. арт-действах (акциях, хэппенингах и др.). Ряд направлений А. безразличен к этой проблеме.
        Многие направления А. полярно различались по отношению к психол. основам творчества и восприятия искусства. Одни из них под влиянием сциентизма утверждали исключительно рац. основания искусства — это, прежде всего, дивизионизм и опирающиеся на него представители в абстракционизме с их поисками научных законов воздействия цвета (и формы) на человека, “аналитич. искусство” с его принципом “сделанности” произведения, конструктивизм, концептуализм, додекафония в музыке. Большая же часть и направлений, и отд. представителей А. ориентировались на принципиальный иррационализм худож. творчества, чему активно способствовала вся пестрая бурлящая духовная атмосфера пер. пол. века, получившая еще и апокалиптич. окраску в рез-те кровопролитных войн, революций и неудержимого стремления человечества к созданию средств массового уничтожения. Отсюда активное использование приемов алогизма, парадоксии, абсурда в творчестве (дадаизм, сюрреализм, лит-ра “потока сознания”, алеаторика с ее абсолютизацией принципа случайности в создании и исполнении музыки, конкр. поэзия и конкр. музыка, театр и лит-ра абсурда с их утверждением безысходности и трагизма человеч. существования, абсурдности жизни, апокалиптич. настроениями).
        В отношении худож. традиции, традиц. искусств резко отрицат. позицию манифестировали только футуристы, дадаисты и конструктивисты. Поп-арт, минимализм и концептуализм молча приняли это отрицание уже как совершившийся факт, как самоочевидную истину. В основном же большинство направлений и представителей А., особенно первой трети века, острие своей критики направляли против утилитаристски-позитивистского, академизировавшегося искусства последних трех столетий (особенно 19 в.). При этом даже в этом искусстве часто отрицалось не все, но общие консервативно-формалистич. и натуралистически-реалистич. тенденции, принимались отд. находки и достижения искусств предшествующих столетий, особенно в сфере формальных средств и способов выражения, и абсолютизировались. Часто за такими “находками” обращались к более ранним этапам истории искусства: к искусству Востока, Африки, Лат. Америки, Полинезии и т.п.
        По отношению к полит, движениям палитра пристрастий также разнообразна: многие рус. авангардисты активно приветствовали социалистич. революцию, поддерживали ее (особенно в первые годы) своим творчеством; нек-рые из итал. футуристов активно приняли и поддержали фашистские идеи Муссолини; дадаисты были близки по духу к анархистам, а многие сюрреалисты вступили во франц. коммунистич. партию. Большинство авангардистов не имели осознанных полит. убеждений, но декларировали те или иные взгляды в целях своеобр., часто скандальной саморекламы.
        С т.зр. культурно-истор. значения среди направлений и художников А. есть глобальные, а есть и узко-локальные. К глобальным, резко повлиявшим на ход и развитие худож. культуры 20 в., можно отнести абстр. искусство, дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, концептуализм, творчество Пикассо в визуальных искусствах; додекафонию и алеаторику в музыке; Джойса, Пруста, Хлебникова в лит-ре. Большинство же направлений, группировок, отд. художников или подготавливали почву для этих глобальных феноменов, или закрепляли и развивали их достижения, или двигались в своих узколокальных для того или иного вида искусства направлениях, внося нечто новое в общий феномен А. В смысле художественно-эстетич. ценности уже сегодня ясно, что большинство его представителей создали преходящие, имевшие чисто экспериментальное значение произведения. Однако именно А. дал и крупнейшие фигуры нашего столетия, уже вошедшие в историю мирового искусства: Кандинского, Шагала, Малевича, Пикассо, Матисса, Модильяни, Дали, Джойса, Пруста, Кафку, Элиота, Ионеско, Беккета, Шёнберга, Штокхаузена, Кейджа, Ле Корбюзье и мн. др.
        Общее культурно-истор. значение А. выявлено еще далеко не в полной мере, однако очевидно, что он показал принципиальную культурно-истор. относительность форм, средств, способов и типов художественно-эстетич. сознания, мышления, выражения;
        довел до логич. завершения (часто до абсурда) все осн. виды новоевроп. искусств (и их методы худож. презентации), тем самым убедительно показав, что они уже изжили себя как актуальные феномены культуры, не соответствуют совр. (и тем более будущему) уровню культурно-цивилизац. процесса, не могут адекватно выражать дух времени, отвечать динамично меняющимся духовно-художественно-эстетич. потребностям совр. человека и, тем более, человека будущего супертехнизированного об-ва;
        экспериментально выработал множество новых, нетрадиц. элементов, форм, приемов, подходов, решений и т.п. художественно-внехудож. выражения, презентации, функционирования того, что до сер. 20 в. называлось худож. культурой и что находится ныне в стадии глобального перехода к чему-то принципиально иному, призванному в возникающей новой цивилизации занять место искусства;
        способствовал возникновению и становлению новых (техн.) видов искусств (фотография, кино, телевидение, электронная музыка, компьютерные искусства, всевозможные шоу, сочетающие многие виды искусства на основе совр. техники).
        Наработки А. ныне активно используются новым поколением строителей новой (за неимением пока иного термина) “худож. культуры” в основном по следующим направлениям: 1) в создании на основе новейших научно-техн. достижений и синтеза элементов многих традиц. искусств эстетически организованной среды обитания человека; 2) в создании супертехнизированных шоу; 3) в создании глобального электронного (видео-компьютерно-лазерного) аналога худож. культуры, основу к-рого, в частности, составит погружение реципиента в виртуальные реальности.
        Худож. культура 20 в. не сводится только к А. В ней опр. место занимают и искусства, продолжающие традиции предшествующей культуры, и явления среднего типа, как бы наводящие мосты между традиц. культурой и А. Однако именно А. расшатыванием и разрушением традиц. эстетич. норм и принципов, форм и методов худож. выражения и открытием возможности неограниченных новаций в этой сфере, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, открыл путь к переходу худож. культуры в новое качество, к-рый уже и осуществляется. Этим А. выполнил свою функцию в новоевроп. культуре и в основном завершил свое существование в качестве некоего глобального феномена в 60-70-е гг. Об этом косвенно свидетельствовало и возникновение именно в это время постмодернизма — своеобр. реакции уходящей культуры на А., некоего анемичного, предельно эстетизированного носталь-гически-иронич. всплеска традиц. культуры, уже пережившей А., принявшей многие его новации и смирившейся и с ним, и со своим закатом.

Лит.: Зейле П.Я. Модернизм и авангардизм. Рига, 1989; Русский авангард в кругу европейской культуры: Междунар. конф. М., 1993; Holthusen H.E. Avant-gardismus und die Zukunft der modernen Kunst. Munch., 1964;
Kramer H. The Age of the Avant-garde. N.Y., 1973; Burger P. Theorie der Avantgarde. Fr./M., 1974; Butler Ch. After the Wake: An Essay on the Contemporary Avantgarde. Oxf., 1980; Hepp C. Avantgarde: Moderne Kunst, Kulturkritik und Reformbewegungen nach der Jahrhundertwende. Munch., 1987; Kofler L. Avantgardismus als Entfremdung. Fr./M., 1987; Jaufi H.R. Studien zum Epochenwandel der asthetischen Moderne. Fr./M., 1989.

В.В. Бычков

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.


См. также `АВАНГАРД` в других словарях
м. 1) Часть сухопутных войск или флота, находящаяся впереди главных сил и защищающая их от нападения противника. 2) Передовая, ведущая часть общества, какой-л. общественной группы. 3) разг. То же, что: авангардизм.
Авангард
(передовая, или головная, охрана) — название отряда, который войсками, идущими против неприятеля, выдвигается на известное расстояние вперед с целью ограждения себя от разведок или от нечаянных нападений противника, а также для добывания о нем ближайших сведений. Сила и состав А. должны соответствовать численности и составу наступающих войск, равно как и условиям местности. Главною составною частью его обыкновенно бывает пехота; полевая артиллерия придается лишь более крупным А.; но конница в А. необходима и приобретает тем большее значение, чем более открыта местность, по которой отряд двигается. В А. отделяется около одной четверти наличного состава наступающих войск; удаление же от охраняемых им главных сил возрастает соразмерно численности последних. А., с своей стороны, обе...
авангард аванга́рд "передовой отряд", раньше авангва́рдия – то же, со времени Петра I. Первое – из франц. avant-garde – то же, последнее – через польск. awangwardja, awangarda; см. Смирнов 28. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
Авангард
Это слово связано прежде всего с армией: французское avant (передний) и garde (охрана) объясняют значение этого слова: "выставленное вперед охранение". истами называют и некоторых художников, а также всех, кто порывает с традициями, как бы уходит от остальных вперед. Хотя нередко оказывается, что авангардисты идут не вперед, а в сторону или вообще назад.
-а, м. 1. Часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил. 2. перен. Передовая, ведущая часть ка-кой-н. общественной группы. В авангарде демократического движения (впереди, в первых рядах). II прил. авангардный, -ая,-ое.
(фр. avant-garde - передняя стража) 1) передовой отряд войска, выставляемый на первом плане против неприятеля и обязанный, кроме того, собирать верные известия о силе неприятеля, исправлять карты, устраивать дороги и проч. 2) передовая эскадра в дивизии флота или передовая дивизия целого флота.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
1) отряд, охраняющий войско спереди; он собирает сведения о неприятеле, исправляет карты, устраивает дороги и пр.; 2) передовая эскадра флота.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)
отряд войска, армии, расположенный впереди других и несущей главн. образ. разведочную службу; передо...
авангард
, м.
1.
Часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил (при движении в сторону противника).
Вожак показал брод, и авангард конницы, а вслед за ним и генерал со свитою стали переправляться. Л. Толстой, Набег.
Когда забрезжил оранжевый морозный рассвет, авангард отряда вышел, наконец, на опушку. Б. Полевой, Последний день Матвея Кузьмина.
2. перен.
Передовая, ведущая часть класса, общества.
Партия — это авангард класса, и задача ее вовсе не в том, чтобы отражать среднее состояние массы, а в том, чтобы вести массы за собой.
— часть войск или флота, находящаяся впереди главных сил, передовой отряд; подразделение, следующее впереди с целью не допустить внезапного нападения противника. А. высылается также в наступлении, при преследовании, в ходе рейда; передовая часть общества или класса.
м. воен. авангардия ж. морск. франц. отдельная часть войск, передовой отряд, впереди армии или отряда же; переды, голова, сторожевой полк, яртаул; | передовая дивизия флота, а в части его, передовая эскадра; | иногда брандвахта; вообще, противопол. ариергард, ариергардия, отряд или отдел войск позади армии, корпуса, отряда, для прикрытия тыла; западная сила, зады, хвост, хобот, пятки; | задняя часть, отделение флота или эскадры. (Главные, срединные силы на суше: армия, ядро; на море: флот, кордебаталия). По трудности выговора аван- и ариер-гарда, случалось слышать, что солдаты соединяли их под общим именем аленгарда, различая его названием переднего и заднего; лучше бы принять названия: голова и хобот. Авангардный и ариергардный, к тому или другому относящийся, принадлежащий. Аванзал м. аванзала ж. франц. первая или передняя зала, официантская; иногда приемная, первая приемная, вхожая палата. Аванпост м. франц. воен. малый передовой отряд на стоянке, иногда только несколько человек, вы...
авангард
АВАНГАРД а, м. avant-garde f. 1. воен. Часть войск, находящаяся впереди главных сил. Смотреть надлежит, чтоб вначале силныи корпус .. наперед все дороги и пасы осмотрели .. которои корпус называетца авангардия. УВ 1716 188. Неприятельская авангард. ЖКФ 1713 7. Приказывайте авангарде отважно нападать на все, что ей встретится. Воен. прав. 12. Австрийцы атаковали авангард Женевской армии. Б. Б. Письма 2 338. Авангардея, передовое войско, есть часть армии, идущая перед корпусом баталии. 1777. Кург. Инж. сл. ♦ Делать авангард кому. 4 марта отправится с корпусом г. генерал-поручик и кавалер Суворов, делающий мне авангард. Прис. Крыма 1 408. По трудности выговора аван- ...
АВАНГАРД
АВАНГАРД
    АВАНГАРД (франц. avant-garde — передовой отряд)—категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразных новаторских движений и направлений в искусстве 1-й пол. 20 в. В России его впервые употребил (в негативно-ироническом смысле) А. Бенуа для характеристики ряда участников выставки “Союза русских художников” (1910).
    Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры, отдельных видов искусства. В 20 в., однако, понятие авангарда приобрело значение термина...
авангард
Голландское – avant-guarde.
Французское – avant-garde.
Итальянское – avanguardia.
В русском языке слово употребляется с начала XVIII в. Причем изначально была распространена форма «авангардия», которая являлась заимствованием из итальянского от avanguardia (или, по мнению некоторых исследователей, из польского – awangardja). Форма «авангард» возникла по аналогии с французским словом avant-garde из avant («раньше», «передняя часть») и garde («охрана, стража, гвардия»). Французское слово было также заимствовано немецким и английским языками.
Таким образом, первоначально в русский язык слово попало с общепринятым значением «передовая часть отряда, передовая воинская часть». В современном русском языке слово «авангард» употребл...
авангард
См. войско, передний...
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
Авангард
Боевой, верный, дружный, духовный, закаленный, идейный, инициативный, испытанный, надежный, организованный, проверенный, прочный, славный, смелый, сознательный, сплоченный, стойкий, творческий, целеустремленный.
(от фр.avant - впереди и garde - страж) - часть войск, выдвинутая в походе вперед, с целью не допустить внезапного нападения противника, обеспечить выгодные условия для развертывания и вступления в бой, захватить выгодные рубежи и т.д.
аванга́рд
сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? аванга́рда, чему? аванга́рду, (вижу) что? аванга́рд, чем? аванга́рдом, о чём? об аванга́рде
1. В военном деле авангардом называется та войсковая часть, которая выступает (при движении в сторону противника) впереди основных сил.

Авангард 12-й армии первым принял бой. | Пытаясь выйти из окружения, ночью стала прорываться группа боевиков в 150 человек. В авангарде шли боевики с гранатомётами и огнемётами.

2. В обществе а...
АВАНГАРД
- англ. vanguard; нем. Avantgarde. Передовая часть к.-л. соц. движения, группы, класса.

Энциклопедия социологии, 2009

авангарда, м. (фр. avant-garde). Отряд войска, флота, находящийся впереди главных сил (воен.). || перен. Передовая часть какой-н. общественной группы, ведущая за собой массы (книжн.). Коммунистическая партия - авангард рабочего класса.
Авангард
мотострелковое (танковое) подразделение, высылаемое вперёд от общевойсковой части. На марше А. являются органами походного охранения и высылаются от головных и следующих по отдельным маршрутам полков с целью обеспечить беспрепятственное движение главных сил, не допустить внезапного нападения на них противника, проникновения его наземной разведки в полосу движения охраняемых войск, создать благоприятные условия для их развёртывания и вступления в бой. В наступлении А. высылаются от полков первого эшелона с целью уничтожить обороняющиеся в полосе обеспечения подразделения противника на заданном направлении; при преследовании — уничтожать подразделения прикрытия и задерживать отход главных сил противника.
Словарь военных термино...
авангард
(2 м)

Орфографический словарь русского языка. 2006.

(иноск.) - вперед идущие в чем-либо
Авангард I Аванга́рд (франц. avant — впереди и garde — стража)
1) орган походного охранения в сухопутных войсках и на флоте. Во время марша войск или похода флота следует впереди главных сил для их охранения. Задача А. — не допустить внезапного нападения противника на главные силы, создать им выгодные условия для развёртывания и вступления в бой, а также устранять препятствия на пути движения войск. Силы и средства, выделенные в состав А., и его удаление от главных сил зависят от обстановки и поставленных задач.
2) Передовая часть класса, общества; например: «Коммунистическая партия Советского Союза есть боевой испытанный авангард советского народа...» (из Устава КПСС).
II
Авангард
(франц. avant - впереди, gard - стража) - название одежды, которая "впереди моды", ультрамодная.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Энциклопедия моды и одежды 2011
Авангард
(от франц. avant впереди + garde стража)
передовая, ведущая часть какого-либо коллектива, социальной группы, общества; - политический: часть политического движения или партии, формирующая цели и программы их деятельности, активно участвующая в реализации этих программ.
Политическая наука: Словарь-справочник 2010

- англ. vanguard; нем. Avantgarde. Передовая часть к.-л. соц. движения, группы, класса.
авангард
АВАНГА́РД -а; м. [франц. avant-garde от avant - впереди, garde - стража, отряд].
1. Часть войск (флота), находящаяся впереди главных сил (при движении в сторону противника). А. кавалерии. А. отряда. Сдерживать натиск авангарда противника.
2. Передовая, ведущая часть общественной группы; люди, возглавляющие какое-л. общественное движение. А. демократических сил.
3. Разг. = Авангарди́зм. Русский а.
4. собир. Разг. Произведения авангардного искусства. Выставка авангарда.
Авангард`Современная энциклопедия`
"АВАНГАРД", направление во французском кино 1920-х гг., связанное с экспериментами в области киноязыка. "Авангард" непосредственно взаимодействовал с дадаизмом и сюрреализмом. Представитель "Авангарда": Л. Деллюк, А. Ганс, Ж. Дюлак, Ж. Эпштейн; на определенном этапе своего творчества примыкали Р. Клер, Ж. Ренуар>, М. Л\'Эрбье, Л. Буньюэль.
авангард Заимств. из франц. яз. в Петровскую эпоху. Франц. avant-garde — сложение avant «впереди» и garde «стража, отряд». Авангард буквально — «выдвинутый вперед отряд для охраны остальных войск». Невоенное значение «передовой отряд какой-либо общественной группы» возникает в рус. яз. с 40 —50-х годов XIX в. См. арьергард, гвардия. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004
1. Космический корабль США.
2. Пьеса Валентина Катаева.
3. Футбольный клуб из Курска.
4. Футбольный клуб из Подольска.
5. Как называется подразделение, следующее на марше впереди главных сил с целью недопущения внезапного нападения на них противника?
6. Переведите на французский слова «передняя стража».
7. Направление в живописи.
8. Искусство, убежавшее далеко вперед от большинства ценителей.
9. Голова наступающих войск.
10. Российский хоккейный клуб.
11. Часть войск впереди главных сил.
12. Сорт риса.
13. Передовая охрана.
14. Сорт огурцов.
15. Американский искусственный спутник.
16. Передовая часть общества.
17. Московский кинотеатр.
"АВАНГАРД" - направление во французском кино (с 1918). Деятели "Авангарда" вели поиски оригинальных выразительных средств. С сер. 20-х гг. в творчестве "авангардистов" возобладали формалистические тенденции, в 30-е гг. часть их перешла на позиции реалистического искусства.
(от франц. avant - впереди + garde - стража) - передовая, ведущая часть какого-либо коллектива, социальной группы, общества.