Энциклопедия культурологии

Августин

Августин
Августин
Августин
(Augustinus) Аврелий (13.11.354, Тагаст, Сев. Африка, - 28.8.430, Гиппон, Сев. Африка), христианский философ и теолог, представитель латинской патристики. Сын язычника и христианки, получил риторическое образование; до обращения в христианство прошел через увлечение манихейством и скептицизмом; изучал сочинения Плотина и Порфирия (в переводе Мария Викторина). Для духовного облика А. характерны контрасты: органичная связь с античным прошлым — и внутренний отход от него в критике основных ценностей языческой цивилизации; острое личное самосознание — и убежденное утверждение сверхличного церковного авторитета; устремление к универсальному синтезу — и богатство фрагментарных по своей сути подступов к новым проблемам, раскрывающимся лишь в последующие эпохи. От римской традиции (Цицерон, стоицизм) А. воспринял сугубо практический подход к философствованию: «истина» нужна человеку постольку, поскольку без нее невозможно «блаженство», познание указывает надежные блага и разоблачает ненадежные. В противовес манихейскому дуализму разрабатывал неоплатоническую доктрину о бытии как совершенстве, в свете которой зло оказывается простым недостатком бытия; оригинальный момент теодицеи А. — эстетическое оправдание противоречий мира как некоего аналога поэтики антитезы. Онтология А., построенная вокруг учения о Боге как принципе бытия, близка к неоплатонизму, однако А. продумывает неоплатонические идеи исходя не столько из объекта, сколько из субъекта. Бытие Бога, по А., можно непосредственно вывести из самодостоверности человеческого мышления, а бытие вещей - лишь более отдаленным образом (мысль, получившая новое оформление у Ансельма Кентерберийского, позднее у Декарта, но оспоренная Фомой Аквинским). «Самопознание» и «Богопознание», объявленные единственно достойной целью ума, сближены и часто переходят друг в друга, чему способствует спиритуалистический характер антропологии. В результате сократический принцип рефлексии теологизируется, но обсуждение чисто теологических вопросов в свою очередь широко включает философскую проблематику (напр., умозаключение к троичности Божества от анализа структур человеческого духа: триединство «памяти» как основы личного бытия, «разумения» и «воли» как реализации этого бытия. — «О Троице» [De Trinitate]). Психологизм А. выявляется также в его учении о времени как корреляте помнящей, созерцающей и ожидающей души. Важной чертой мышления А было внимание к двум проблемам, мимо Которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой из них посвящена «Исповедь» (Confessiones) — лирико-философская автобиография, рисующая внутреннее развитие А. от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом А. сумел показать противоречивость становления личности (традиция литературных «исповедей» в европейской культуре до Руссо и Л. Толстого включительно представляет собой секуляризацию данного А. образца). От констатации темных «бездн» души А. пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая одна может вывести личность из греховной инерции и тем самым «спасти»; это положение явилось предметом полемики А. с пелагианами по вопросу о соотношении в деле «спасения» свободной воли и благодати, неоднократно возобновлявшейся впоследствии (напр., Готшальком в IX в., Лютером в XVI в., янсенистами в XVII в., Л. Шестовым и диалектической теологией в XX в.). Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате «О граде Божием» (De civitate Dei), который был написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 г. А. различал два противоположных вида человеческой общности: «град земной», т. е. государственность, которая основана на «любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «град Божий» — духовную общность, которая основана на «любви к Богу, доведенной до презрения к себе». Поскольку «град Божий» обречен в этом мире на бездомность и странничество, очевидно, что он не тождествен идеалу клерикально-институциональной теократии, в духе которого учение А. часто истолковывалось в Средние века. А. находил меткие слова для критики «каиновского» духа империи, потребительски организованной позднеантичной цивилизации, бездумности римлян, завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их собственным городом. Он ясно видит то, что называет «мраком общественной жизни» (De civ. Dei, XIX, 6) — внутренние противоречия имперского престижа, карающей юстиции, вообще власти. Однако всякое насилие — от насилия над ребенком в школе, выразительно описанного в «Исповеди», до государственного насилия — для А. есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому А. признавал необходимость государственной власти, им же охарактеризованной как «большая разбойничья шайка».
Причисленный католицизмом к четверице важнейших «учителей Церкви», А. был для Средневековья непререкаемым авторитетом в вопросах теологии и философии, вплоть до Фомы Аквинского, не имеющим себе равного; от него исходит платоническая ориентация ранней схоластики. Протестантизм искал у А. обоснования религиозного индивидуализма и веры в предопределение. В современной католической неосхоластике к А. апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью томизма; представители религиозного экзистенциализма видели в А. одного из своих предшественников.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


См. также `Августин` в других словарях
Августин
(Augustinus Sanctus)

Августин Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) Святой (354 - 430)
Христианский теолог, главный представитель западной патристики, один из наиболее влиятельных отцов христианской церкви. Родился 13 ноября 354 в Тагасте (Нумидия, Северная Африка). В юности увлекался манихеизмом, скептицизмом, новоплатонизмом. В 387, в Милане, был крещен епископом Амвросием. С 395 - епископ Гиппона. Синтезировал все духовные системы своего времени, античные и христианские, в одну универсальную. Его "Исповедь" положила начало исповедальному жанру. В его учении о благодати исключительное значение придается предопределению. Умер 28 августа 430 епископом в Гиппоне (недалеко от Карфагена в Северной Африке).

Афоризмы, цитаты

• Вы ослеплены золотом, сверкающим в доме богатых; вы, конечно, видите, что они имеют, но вы не видите, чего им н...
Августин
Аврелий
(Augustinus Aurelius), Августин Гиппóнский (Иппóнский), св. — епископ, Учитель Церкви, богослов и философ эпохи патристики, один из четырех зап. Отцов Церкви; род. 13.11.354, Тагаста (совр. Сук-Ахрас, Алжир), ум. 28.08.430, Гиппон Регий (совр. Аннаба, Алжир).
Жизнь и деятельность. Родившись в небогатой семье муниципального чиновника Патриция, А. тем не менее получил лучшее для его эпохи риторическое образование. Начав обучение в небольших городах Тагасте и Мадавре, А. продолжил его осенью 370 в Карфагене — столице рим. провинции Африка, славившейся прекрасной риторической школой. В 19 лет А. познакомился с сочинением Цицерона Гортензий, что побудило его к занятиям философией. Находясь под сильным влиянием своей матер...
Августин
          Аврелий (в 354 в Тагасте — 28.07.430 в Гиппоне, Нумидия) — сын языч. городск. магистрата и христианки Моники. Юношей А. изучал риторику. Знакомство с «Гортензием» Цицерона привело его к занятиям философией. В теч. мн. лет явл. сторонником манихейства, затем на короткий период отдал предпочт. скептикам, позднее исповед. неоплатонизм. Глубокое влияние, оказан. на А. епископом Амвросием, в учении к-рого слились христианство и неоплатонизм, побудило его в Милане к принятию христианства (387). Он начинает вести аскетич. жизнь. В 395 А. стал епископом в Гиппоне, недалеко от Карфагена. Из его много-числ. произв., затрагивавших все сферы богословия, наиболее известны «Исповедь» в 13 кн.; напис. в 397 — 401 авто-биографич. труд, в к-ром А. глубоко и беспристр. о...
1. «Ах, мой милый ...» (песен.).
СВ. (ум. 604), первый архиепископ Кентерберийский. Августин был приором монастыря св. Андрея в Риме, и в 595 ему было поручено возглавить группу приблизительно из 40 миссионеров, которых папа Григорий Великий направил в Англию. Король Этельберт позволил им обосноваться в Кентербери, а впоследствии и сам был крещен. На Рождество 597 "первым архиепископом англов" было крещено около 10 000 человек. В конце жизни Августин занимался созданием церковной иерархии у саксов и безуспешно пытался сохранить католическое единство с кельтскими епископами. Умер Августин 26 мая 604, и в этот день его память чтут в Англии и Уэльсе.
АВГУСТИН, Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий> (354 - 430), христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Епископ> города Гиппон (Северная Африка). Родоначальник христианской философии истории (сочинение "О Граде Божием"): "земному граду" - государству - Августин противопоставлял мистически понимаемый "Божий град" - церковь. Развил учение о благодати и предопределении, отстаивал его против Пелагия (смотри Пелагианство>). Автобиографическая "Исповедь" Августина, изображающая становление личности, отличается глубиной психологического анализа. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии вплоть до 13 в.
АВГУСТИН (Аврелий) (354-430) - один из видных деятелей христианской церкви в эпоху ее огосударствления - так наз. «отцов церкви». Из его сочинений гомилетико-экзегетического и полемического характера особенно важен трактат «О государстве божием» (De civitate Dei), оказавший огромное влияние на оформление идеологии христианского средневековья. Для истории литературы наиболее интересна автобиографическая «Исповедь» (Confessiones) А., определившая форму автобиографии не только в средневековых, но и в новых западно-европейских литературах («Confessions» Руссо). Характерно, что А. - большой мастер латинского стиля - в своих полемических сочинениях прибегает иногда к народному ритмическому стиху («Против донатистов»).

Библиография:
Собр. сочин., 22 тт., Париж, 1835-1840; Русск. перев. появляются с конца XVIII в. В новейшее время: Киев, 1879-1887 (6 частей), см. еще «Творения отцов и учителей церкви западной», Киев, ...
Августин
Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст, Северная Африка, Нумидия, — 28.8.430, Гиппон, Северная Африка), христианский теолог, виднейший представитель западной патристики (См. Патристика). Прошёл через увлечения Манихейством и Скептицизмом, в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона. Духовному миру А. свойствен ряд противоречий: уникальная умственная восприимчивость и устремление к связующей догме, развитое индивидуалистическое самосознание и мистика сверхличной церковности. Онтология А. и его учение о боге как абсолютном бытии следуют Неоплатонизму, но А. пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самоочевидности человеческого мышления (предвосхищение основной идеи Декарта). Бытие бога, по А., можно непосредственно вывести ...
Аврелий (Aurelius Augustinus), Августин Блаженный (Sanctus) (13.XI.354-28.VIII.430), - епископ (с 395) Гиппона (Сев. Африка), богослов, один из крупнейших представителей патристики на З. Выходец из среды рабовладельцев, был воспитан на антич. философии и лит-ре; впоследствии пытался использовать обломки антич. культуры в интересах церкви. В борьбе с манихейством, донатистами, пелагианством и язычеством сложилась система взглядов А., плодовитого писателя (93 труда в 232 кн.: важнейший - "О граде Божьем", "De civitate Dei", впервые напечатан в 1465), фанатичного и воинствующего церковника. Эти взгляды (филос. основа - мистико-идеалистич. неоплатонизм) оказали огромное влияние на мировоззрение в период средневековья, особенно на истолкование христианства и организац. принципы католицизма (позднее переработаны Фомой Аквинским).

Опираясь на созданную им христ. теологию ("вне теологии философия - ничто", "перед верой меркнут все достижения разума" и т. д.), A., живший в...
АВГУСТИН
АВГУСТИН
(Augustinus) Аврелий (354 — 430) — крупнейший представитель лат. патристики, одна из ключевых фигур в истории европейской философии. Происходил из небогатой провинциальной семьи и в молодости испытал влияние матери-христианки, но долгое время сохранял религиозную индифферентность. Получив образование в Мадавре и Карфагене, избрал карьеру профессионального ритора (с 374). В кон. 370-х гг. пережил увлечение манихейством, а в нач. 380-х — скептицизмом. В 383 переехал в Рим, а вскоре получил место ритора в Милане. Весной 387 принял крещение. В ...
АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич) (1766-1819) - русский духовный писатель и проповедник, архиепископ Московский и Коломенский (1818). "Сочинения" изданы в 1856.
(Augustinus) Аврелий, еп., блж. (354-430), отец Церкви, пастырь-проповедник, богослов, философ, экзегет. Род. в г. Тагасте (Сев.Африка, ныне Алжир), в семье нумидийского (берберского) чиновника-землевладельца. Отец его был язычником (принял христианство лишь на склоне лет), а мать, Моника, - христианкой. А. учился в высшей риторской школе в г. Карфагене, где сначала вел рассеянную светскую жизнь. Постепенно в нем произошел духовный переворот. Он занялся изучением философии и религии. Нравств. чуткость побуждала его к особым размышлениям над проблемой зла. Неск. лет А. был серьезно увлечен *манихейством. После окончания риторской школы он преподавал ораторское искусство в Карфагене. В 383 встретился со знаменитым манихейским учителем Фавстом и из бесед с ним убедился в несостоятельности его доктрины. Вскоре А. отправился в Рим, а затем в г. Медиолан (Милан), где добился места преподавателя риторики. Медиоланский период стал переломным в его жизни. Там он встретил свт. *Амвросия, влияние...
Августин
величественный, священный; Август; Августинка, Ава, Густа, Устя, Гутя, Гуся, Тина
Словарь русских синонимов