Энциклопедия культурологии

Автор

Автор
Автор
Автор
(от лат. auctor — виновник, учредитель, основатель, податель мнения или совета, сочинитель), авторство — термины, выражающие специфическое отношение к письменному тексту как собственному, лично «сотворенному» самим «творцом». Отношение это, ставшее в современном мире нормой и приобретшее наряду с моральными юридические аспекты, отнюдь не является неизбежным для любой культурно-исторической эпохи. Как показывают многочисленные примеры древней «безавторской» литературы, оно возникло как плод исторического развития, а возникнув, не оставалось неизменным. Категория авторства скрывает в своей смысловой структуре два объективных противоречия: между личным и внеличным в акте художественного творчества и между «человеком» и «художником» в личностном самоопределении самого А. С одной стороны, творчество возможно только при условии включения в творческий акт личности художника в ее глубоких, отчасти не осознаваемых аспектах, и это имеет место при самом «анонимном» (напр., фольклорном) творчестве; с другой стороны, общезначимость художественного произведения обусловлена тем, что в творческом акте происходит восприятие глубоких внеличных импульсов (слова И. В. Гёте: «...мне же не оставалось ничего больше, как собрать все это и пожать то, что другие для меня посеяли», см. Эккерман И. П., Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. М.-Л., 1934, с. 845) и, что еще важнее, переработка личных импульсов, без остатка переводящая их по вне-личный план. Соответственно, личность человека, стоящая за художественным произведением, вполне тождественна и одновременно нетождественна внутри литературной, входящей в художественное целое фигуре А. Человеческая судьба, оплачивающая своим жизненным трагизмом творческий акт, служит гарантией нешуточности обращенного к людям слова (ср. стихотворение Б. Пастернака «О, знал бы я, что так бывает»). Но если «человек» должен платить за «художника», то этика творчества и его смысл воспрещают противоположную ситуацию, когда «художник» из творческого акта извлекает свой собственный «человеческий» интерес, эксплуатирует творчество ради корыстной компенсации личной ущемленности, сколь бы утонченной ни была эта корысть. Поэтому Г. Флобер с презрением говорил о художнике, с точки зрения которого «музыка создана для серенад, живопись для портретов, а поэзия для сердечной услады» (письмо Л. Коле от б июля 1852). Отсюда возникает необходимость резко развести и противопоставить «человека», по Пушкину, едва ли не самого ничтожного «меж детей ничтожных мира» («Пока не требует поэта...»), — и «художника», чей путь застрахован от пересечения с путем «человека». Поэтому «человек» может яростно отрицать свою идентичность публичной, а значит и отчужденной фигуре А., как это делает Чарский из «Египетских ночей» А. С. Пушкина — персонаж явно автобиографический (он «был в отчаянии, если кто-нибудь из светских его друзей заставал его с пером в руках»). Немецкий писатель-экспрессионист Г. Бенн назвал свою автобиографию «Двойная жизнь», подчеркивая нетождество «жизней» двух фигур — себя как индивида и себя как А. Легко усмотреть, что обе описанные антиномии доходят до особенной остроты в сфере лирики, но отнюдь ею не ограничиваются. Внутренняя диалектика, присущая категории авторства, последовательно выявляется в конкретной практике и теоретическом осмыслении (при неизбежном отставании последнего) на различных стадиях литературного развития. В долитературную эпоху созидание мифов вообще не было понято как активное творчество, а потому и не допускало А. Стоящий на рубеже литературы эпос осознается не как вымысел, но как рассказывание и пересказывание «ничьего» сюжета по правилам искусства, как мастерство; эпический поэт, как, напр., древнегреческие аэды, скандинавские скальды, был «мастером-ремесленником» (SriHiaupyOQ), и если к нему не относятся как к А., то за ним уже стоит собирательный, сверхличный по своей сути образ А. в эпосе Гомера, как бы санкционирующего своим чтимым именем труд безвестных сочинителей. Вообще для архаической эпохи литературного развития категорию авторства заменяет категория авторитета (не случайно эти слова этимологически связаны между собой): чтимое имя (напр., Соломон или Лао-цзы) прикрепляется к чтимому тексту (напр., «Книга притчей Соломоновых» или «Дао дэцзин») как ритуальный знак его чтимости. Имя может быть человеческим, но может быть и божественным (ср. позднеантичные мистические тексты, приписанные Гермесу Трисмегисту). Категория авторитета особенно характерна для сакральной, религиозно-философской или морально-дидактической литературы Древнего Востока и Средневековья, но не только для нее; вполне «мирские» традиции в области литературной формы должны быть поставлены под знак авторитетного имени (ср. обозначения размеров в античной лирике - сапфическая строфа, алкеева строфа), и это по той же причине, по которой миф возводит любое явление в природе и обществе к персональной инициативе бога или героя. Представление о личном авторитете связано также с древними традициями обучения и понимания через контакт учителя и ученика (в коллективах хранителей эзотерической мудрости типа древнеиндийских философских школ или союза пифагорейцев, но также, напр., в школе Сапфо или в кружке Сократа) и с архаической практикой наследственных корпораций певцов, вещунов, прорицателей («гомериды» в Древней Греции, «сыны Кореевы», фигурирующие как сочинители некоторых ветхозаветных псалмов, «сыны пророков» и «школы пророков» в Библии).
Прогрессирующее отделение литературы от культа и сакральной «учительностн» в античной культуре и по античному примеру в культуре Возрождения повлекло за собой закрепление индивидуалистического представления об А. Слово выражает индивидуальность А. и «запечатано» авторской печатью «характера» (греч. %арактт)р означает либо печать, либо вдавленный оттиск этой печати, т. е. резко очерченный пластичный облик, который безошибочно распознается среди всех других); Дионисий Галикарнасский говорит о «характере» Демосфена, т. е. о его авторской манере, выдающей его руку. При этом нормативная концепция литературного творчества, господствующая от античной классики до новоевропейского классицизма, подчиняет авторскую индивидуальность безлично-абстрактному идеалу «правильности» самодовлеющей жанровой формы; отсюда следует концепция подражательного «соревнования» между любым А. и его предшественниками по жанру, которых нужно обогнать в беге к той же цели. Вергилий «состязается» с Гомером, Гораций — с Алкеем, поэты Возрождения и классицизма — с Вергилием и Горацием; Ломоносов для юного Пушкина - «Пиндар Холмогора», сам Пушкин «во имя Аполлона Тибуллом окрещен», — это не игра, но понимание творчества как вечного конкурса сочинений на заданную тему. Только романтизм привел к пониманию А. как творца всей тотальности сотворенного, как (в идеале) «гения», не только решающего задачи, но и ставящего задачи, а тем самым — к невиданному выявлению всех внутренних противоречий категории авторства. Романтическая мысль провозгласила абсолютную суверенность А. и одновременно впервые осмыслила явления безавторского творчества в сферах мифа, фольклора и архаической культуры; она крайне сблизила «художника» и «человека», побудив Байрона, Новалиса или Лермонтова материализовать топику своего творчества в своей (зрелищно совершаемой) жизни и смерти, но она же фиксировала контраст«художника» и «человека» в жестах «романтической иронии». Декадентство жило утрировкой всех мотивов романтической концепции А. (художник как обесчеловеченный человек, отказавшийся от всех человеческих связей и живущий только абсолютным творчеством — созиданием красоты «из ничего», как самодержавный жрец своего «я» и одновременно как безличный медиум, в экстазе «вещающий» не свои слова, и т. п.). XX век принес закономерную реакцию на романтический культ А. Попытки отменить личное авторство как таковое и декретировать коллективность художественного творчества ведут за пределы культуры, однако подобные утопические проекты знаменательны как реакция на элитарный индивидуализм, сопровождающий творческий акт в эстетских течениях декаданса.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


См. также `Автор` в других словарях
(от лат. auctor - творец или от греч. autos - сам). Творец какого-нибудь художественного, литературного или научного произведения.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
или от лат. auctor, или от греч. autos, сам. Пишущий книги, писатель, сочинитель.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
создатель какого-либо литературного, ученого или художественного произведения.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русск...
автор
I.
АВТОР I а, м. auteur m. < , лат. auctor. 1. Зачинатель, основатель. Это заведение <больница> весьма хорошо и делает великую честь той, кот<орая> была автором онаго. 1817. Н. Тургенев Дн. 21.
2. Сочинитель книги, документа, музыкального произведения и т. п. Физическое мое воспитание сходствовало с системою Руссо, хотя бабка моя не только не читала сего автора, но едва ли знала хорошо российскую грамоту. Энгельгардт Зап. 3. - Норм. АВТОР Показательно, вместе тем, ч...
м. Создатель какого-л. произведения (литературно-художественного, музыкального, научного и т.п.), проекта, изобретения.
— физическое лицо, творческим трудом которого создано, произведение.
автор Заимств. из польск. яз. в начале XVIII в. Польск. autor «создатель, творец» восходит к лат. autor (< auctor), суф. производному от augeo «умножаю, содействую росту». Первоначальное значение, по мнению некоторых ученых, — «меценат, покровитель», затем — «тот, кому покровительствуют». Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004
м. лат. творец чего, сочинитель, писатель. Авторов, ему принадлежащий; авторский, ему свойственный, к нему относящ. Авторство ср. состояние, обязанность или занятие писателя. Авторствовать, говор. укорительно или насмешливо, заниматься писанием, сочинением книг. Авторитет м. свидетельство или мнение известного человека в деле науки, принимаемое слепо, на веру, без поверки и рассуждений.
лицо, творческим трудом которого создано произведение в области науки, литературы или искусства. Такое произведение охраняется авторским правом. А. аудиовизуальных произведений определяются на основе особых правил. Право авторства возникает автоматически; оно не требует какого-либо признания, регистрации. Право авторства существует не только на опубликованные произведения - оно действует и в отношении неопубликованных произведений. А. может быть как дееспособное, так и недееспособное лицо. Однако лица, не достигшие 14-летнего возраста, осуществляют свои права авторов через своих родителей или других законных представителей. По достижении 14 лет несовершеннолетние сами осуществляют свои авторские права. Признание гражданина полностью недееспособным не исключает его право авторства. Если два или большее число авторов создали одно произведение, то все они считаются соавторами (см. Соавторство). В зависимости от вида созданного произведения А. может называться: инсценировщик, композитор, п...
(иноск.) - виновник, зачинщик (сочинитель)
Ср. Autor (augeo, auctum - ращу, увеличиваю) - автор.
Ср. αПЌОѕП‰, прибавляю, увеличиваю.
автора, м. (от латин. autor). Творец чего-н., составитель, создатель какого-н. научного, литературного, художественного произведения, проекта, изобретения. Пушкин - автор "Евгения Онегина". Симфония будет исполнена под управлением автора. Автор спектакля (режиссер, поставивший данный спектакль; нов.). || Писатель, литератор. Классические авторы.
физическое лицо,создатель, творчеством и трудом которого создано конкретное произведение. Авторские права на произведение, созданное трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежат соавторам совместно.
Автор
[лат. au(c)tor], создатель художественного или публицистического произведения, научного исследования, проекта, изобретения и т. д.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
автор а́втор с 1611 г.; см. Огиенко, РФВ 66, 361; Смирнов 29. Через польск. autor из лат. auctor "тот, кто содействует, помогает" к augeo "умножаю". Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
автор
(2 м); мн. а/вторы, Р. а/второв

Орфографический словарь русского языка. 2006.

а́втор
сущ., м., употр. часто
Морфология: (нет) кого? а́втора, кому? а́втору, (вижу) кого? а́втора, кем? а́втором, о ком? об а́вторе; мн. кто? а́вторы, (нет) кого? а́второв, кому? а́вторам, (вижу) кого? а́второв, кем? а́вторами, о ком? об а́вторах
1. Автор какого-либо художественного произведения, научного труда, изобретения и т. д. — это тот человек, который их создал.

Автор ...

-a, м. Создатель какого-н. произведения. А. проекта. А. романа. II ж. авто-рша, -и (прост.). II прил. авторский, -ая, -ое.
парадигмальная фигура отнесения ре-зультатов той или иной (прежде всего творческой) дея-тельности с определенным (индивидуальным или кол-лективным) субъектом как агентом этой деятельности (греч. autos - сам); характерна для культурных тради- ций определенного типа, а именно: с выраженной до-минантой ориентации на инновации (лат. augere - рас-ти, приумножаться). Максимальное свое проявление обретает в культурах западного образца - начиная с античности, - в силу акцентирования в ней субъект-ной составляющей деятельности в целом и фокусиров-ки внимания на активности целеполагающего субъекта в частности. На уровне мышления повседневности это проявляется в практикуемой обыденным языком фор-муле так называемого "примысленного субъекта" в грамматических конструкциях, передающих ситуацию безличного процесса [в диапазоне от древнегреческого "Зевс дождит" - до современного английского "it is raining", - в отличие от семантически изоморфных, но структурно принципиально иных "дождит" (русск.), "хм...
автор
создатель
творение
авторство - принадлежность произведения автору.
автор - создатель произведения.
авторизовать. авторизованный.
соавтор.
аноним. анонимный (# автор).
анонимка. | неподписанный.
псевдоним - условная фамилия, под которой выступают перед публикой.
астроним.
автоним - подлинное имя автора или артиста, выступающего под псевдонимом.
аллоним.
эпоним.
безымянный.
апокриф. апокрифический.
выйти из - под пера [кисти. резца] кого.
принадлежать перу [кисти]...
автор
А́ВТОР -а; м. [от лат. auctor - писатель, художник]. Создатель литературного или иного художественного произведения, научного труда, проекта, изобретения и т.п. Популярный, начинающий а. А. повести, картины, памятника. А. научного открытия. Автор-исполнитель песен. Цитировать какого-л. автора. Ссылаться на автора.
Авторский; Авторство (см.).
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
автор
- (от лат. au(c)tor - создатель) - следует разграничивать понятия:
1) биографический А., писатель (А.С. Пушкин, 1799 - 1837);
2) А. - создатель (творец) произведения литературы, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения (А.С. Пушкин, автор романа "Евгений Онегин");
3) А. - образ, персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей; может быть предельно сближен с биографическим А. или намеренно отдален от него (образ автора в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин");
4) Автор`Энциклопедический словарь экономики и права`
АВТОР
в соответствии с законодательством РФ об авторском праве - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. А. в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
Энциклопедический словарь экономики и права 2005
Автор
Заимствовано в XVII в. из польского, где autor ("создатель, творец") восходит к латинскому autor с таким же значением.
АВТОР
лицо, творческим трудом которого создано произведение в области науки, литературы или искусства. Такое произведение охраняется авторским правом.
А. аудиовизуальных произведений определяются на основе особых правил. Право авторства возникает автоматически; оно не требует какого-либо признания, регистрации. Право авторства существует не только на опубликованные произведения - оно действует и в отношении неопубликованных произведений.
Энциклопедия юриста 2005
Лицо, создавшее произведение науки, литературы или искусства.
автор
Сочинитель, составитель, писатель, компилятор, композитор, виновник, творец.
Ср. писатель.
См. виновник, сочинитель...
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
автор
Немецкое – Autor.
Французское – auteur.
Английское – author.
Латинское – auctor (творец, автор сочинения).
Слово «автор» известно и широко употребляется в русском языке с конца XVII в. Так называют творца, сочинителя, создателя литературного или иного художественного произведения, научного труда, проекта, изобретения и т.д.
В русском языке слово автор появилось благодаря заимствованию из немецкого через польский и восходит к латинскому auctor – «творец, виновник, автор сочинения» от глагола augeo – «умножаю».
Родственными являются:
Словенское – avtor.
Украинское – автор.
Чешское – autor.
Производное:
в соответствии с законодательством РФ об авторском праве - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. А. в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
Автор
(лат.) в тесном смысле — сочинитель какого-либо письменного произведения, то же, что писатель, поэтому говорят, напр., о классических авторах. В обширном смысле А. называется творец всякого литературного и музыкального произведения и вообще всякого произведения ума, воплощенного искусством, воспроизведение и распространение которого постороннему лицу возбраняется. Авторское право называлось прежде не вполне точно умственной собственностью (proprieté d\' intelligence); в Германии императорским законом 11 июня 1870 г. этой собственности присвоено название Urheberrecht. В России этому понятию соответствует литературная собственность (см. это сл.).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб...
— парадигмальная фигура отнесения результатов той или иной (прежде всего творческой) деятельности с определенным (индивидуальным или коллективным) субъектом как агентом этой деятельности (греч. autos — сам); характерна для культурных традиций определенного типа, а именно: с выраженной доминантой ориентации на инновации (лат. augere — расти, приумножаться). Максимальное свое проявление обретает в культурах западного образца — начиная с античности, — в силу акцентирования в ней субъектной составляющей деятельности в целом и фокусировки внимания на активности целеполагающего субъекта в частности. На уровне мышления повседневности это проявляется в практикуемой обыденным языком формуле так называемого "примысленного субъекта" в грамматических конструкциях, передающих ситуацию безличного процесса [в диапазоне от древнегреческого "Зевс дождит" — до современного английского "it is raining", — в отличие от семантически изоморфных, но структурно принципиально иных "дождит" (русск.), "хмарыцца" ...
1. Создатель художественного, научного произведения.
2. Господин сочинитель.
3. Кто продает права на произведение?
4. Чьё имя на обложке книги?
5. Если вы знаете как по-латински «увеличивающий», то назовете «литературный» титул, которым награждались римские военачальники, кто своими завоеваниями увеличил границы государства.
6. Клиент издательства.
7. Как известно, Бог - он ещё и Создатель, он создал все, что есть, а как назвали бы такого Бога - Создателя Римляне?
8. Человек, который героя подвергает всяким опасностям, испытаниям и лишениям, для того, чтобы в конце концов женить или укокошить.
9. Создатель, которому полагается гонорар.
10. «Патентованный» изобретатель.
11. Изготовитель собственного произведения.
12. Создатель.
13. Жертва плагиатора.
14. Творец книги.
15. Создатель литературного произведения.
автор
АВТОР, -а, м. Человек, пользующийся авторитетом.

Словарь русского арго. — ГРАМОТА.РУ. . 2002.

Автор
1. Физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение

Употребляется в документе:

№ 5351-1 от 09.07.93


Телекоммуникационный словарь. 2013.

автор
, м.
Создатель литературного или иного художественного произведения, научного труда, проекта, изобретения и т. п.
Автор повести. Автор симфонии. Автор проекта.
[лат. auctor]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
АВТОР
От автора в редакцию. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Сочинение. (Запись 2004 г.).
Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп 2007
АВТОР м. лат. творец чего, сочинитель, писатель. Авторов, ему принадлежащий; авторский, ему свойственный, к нему относящ. Авторство ср. состояние, обязанность или занятие писателя. Авторствовать, говор>. укорительно или насмешливо, заниматься писанием, сочинением книг. Авторитет> м. свидетельство или мнение известного человека в деле науки, принимаемое слепо, на веру, без поверки и рассуждений.
парадигмальная фигура отнесения результатов той или иной (прежде всего творческой) деятельности с определенным (индивидуальным или коллективным) субъектом как агентом этой деятельности (греч. autos - сам); характерна для культурных традиций определенного типа, а именно: с выраженной доминантой ориентации на инновации (лат. augere - расти, приумножаться). Максимальное свое проявление обретает в культурах западного образца - начиная с античности, - в силу акцентирования в ней субъектной составляющей деятельности в целом и фокусировки внимания на активности целеполагающего субъекта в частности. На уровне мышления повседневности это проявляется в практикуемой обыденным языком формуле так называемого \'примысленного субъекта\' в грамматических конструкциях, передающих ситуацию безличного процесса (в диапазоне от древнегреческого \'Зевс дождит\' - до современного английского \'it is raining\', - в отличие от семантически изоморфных, но структурно принципиально иных \'дождит\' (русск.), \'хмарыцца\' (б...