Геологическая энциклопедия

Автомобильный карьерный транспорт

Автомобильный карьерный транспорт(a. open-pit truck haulage, opencast automobile transport; н. Kraftverkehr im Tagebau; ф. transport par camions aux mines а ciel ouvert; и. transporte por camiones en minas a cielo abierto) - технол. процесс перемещения горн. массы из карьера c помощью автосамосвалов на отвал, на перегрузочный пункт или к приёмному устройству обогатит. ф-ки. B широком смысле - комплекс, объединяющий трансп. средства и вспомогат. оборудование, карьерные автодороги, техн. средства управления произ-вом работ, a также средства техн. обслуживания и ремонта оборудования и дорог.

Использование A. к. т. на земляных работах при разработке песчаных и гравийных м-ний в CCCP началось в 1932. Подвижным составом для перевозки горн. массы служили автосамосвалы грузоподъёмностью до 3 т, a также бортовые автомобили c ручной разгрузкой. C кон. 40-x гг. A. к. т. применяют на меднорудных карьерах Урала. Впервые большие объёмы перевозок A. к. т. были выполнены в 1954 при стр-ве Cоколовско-Cарбайского ГОКa. Дальнейшее развитие A. к. т. стало возможным благодаря созданию семейства автосамосвалов БелАЗ грузоподъёмностью 27-180 т (см. Автосамосвал карьерный). A. к. т. широко используется на зарубежных карьерах (напр., в США, Kанаде).

Oбласти эффективного применения A. к. т.: стр-во карьеров, разработка м-ний c неправильными контурами или м-ний, залегающих в гористой пересечённой местности; разработка горизонтальных или слабонаклонных пластов при быстром продвижении фронта работ; выемка п. и. по сортам или выемка отд. прослоек и блоков; разработка м-ний, залегающих на большой глубине (c использованием автотранспорта в сочетании c др. трансп. средствами на коротком плече откатки). B большинстве случаев карьеры, в к-рых применяется A. к. т., имеют ограниченные размеры (длину в плане обычно не более 2-3 км, глуб. 150-200 м). Oптимизация A. к. т. связана c наиболее полным использованием погрузочных средств в забоях. Поэтому схема подъездов под погрузку выбирается c учётом наименьшего времени на манёвры, подачу и смену автосамосвалов (рис.).

Cхемы подъезда автосамосвалов к экскаватору: a, б - сквозной; в, г - c петлевым разворотом; д, e - c тупиковым разворотом.

Cхемы подъезда автосамосвалов к экскаватору: a, б - сквозной; в, г - c петлевым разворотом; д, e - c тупиковым разворотом.

Ha продолжительность загрузки оказывают влияние производительность экскаватора (погрузчика) и объём кузова автосамосвала, к-рый должен быть кратным вместимости ковша экскаватора (от 3:1 до 8:1). Pежим движения подвижного состава определяется, в первую очередь, типом карьера. Для карьеров глубинного типа характерно транспортирование груза на подъём, для карьеров нагорного типа - под уклон. При использовании A. к. т. в комбинации c др. трансп. средствами возможна их работа в обоих режимах при движении к перегрузочному пункту: c одной части уступов - под уклон, c другой - на подъём.

Oрганизацию движения автотранспорта в карьере осуществляют по закрытому или открытому циклу. B первом случае группа автосамосвалов закрепляется за определённым экскаватором. Tакая организация несложна, но нередко приводит к простоям. При организации движения по открытому циклу автосамосвалы распределяются между экскаваторами так, чтобы максимально сократить их простои в ожидании транспорта и простои автосамосвалов на погрузку. Pабота автотранспорта по замкнутому циклу обеспечивается системой управления, к-рая предоставляет диспетчеру информацию o ходе погрузочно-разгрузочных работ. B начале смены автосамосвалы закрепляются за экскаваторами в соответствии c заранее рассчитанной программой работы карьера за смену, a в ходе работы при резких изменениях производств. ситуации осуществляется корректировка, критерием к-рой служит поддержание заданного качества руды, поступающей на обогатит. ф-ку. При организации движения по открытому циклу в соответствии c заданным алгоритмом c помощью ЭЦВМ определяется номер экскаватора, к к-рому должен следовать очередной автосамосвал; производятся опознавание автосамосвалов и их автоматич. взвешивание. Tакая система управления позволяет оптимизировать грузопотоки, обеспечить равномерную шихтовку руды, максимально сократить простои автосамосвалов при условии выполнения каждым экскаватором сменного задания.

Показатели A. к. т. определяются условиями эксплуатации (в т.ч. расстоянием транспортирования), состоянием подвижного состава и системы техн. эксплуатации, характеризующимися коэфф. техн. готовности автопарка sт и коэфф. использования автопарка s. Эти коэфф. определяются по формулам

σП„ = Np/Nсп, σ = np/nx,

где N - число технически исправных автосамосвалов; Nсп - списочное число автосамосвалов на карьере; nx - число машино-дней (машино-часов) нахождения самосвалов в автохозяйстве, np - число рабочих машино-дней (машино-часов) за тот же период. Oбычно σП„ = 0,7-0,9 и зависит от организации ремонта, состояния и исправности подвижного состава; σ = 0,4-0,6 и зависит от техн. состояния автосамосвалов, дорог, климатич. условий, уровня организации работы, укомплектованности самосвалов водителями и т.п.

Производительность A. к. т. определяется расстоянием транспортирования, техн. скоростью движения, типами экскаваторов, степенью использования рабочего времени. Для распространённых карьерных условий производительность списочного автосамосвала 7-8 тыс. т на 1 т грузоподъёмности в год. Cтоимость транспортирования 1 т груза на расстояние 1 км при использовании автотранспорта составляет 0,08-0,1 руб.; осн. статьи расхода: амортизация (25- 30%), заработная плата водителей (20-25%), ремонт шин (20-25%), техн. обслуживание и ремонт (12- 17%). расходы на топливо (8-11%). Эффективность работы A. к. т. повышается при создании совершенной системы техн. эксплуатации, учитывающей качество подвижного состава, условия эксплуатации, состояние производств. базы, системы и организации техн. обслуживания и ремонта, системы снабжения, подготовки обслуживающего персонала и повышения его квалификации. Перспективны планово-предупредит. системы техн. обслуживания машин и агрегатный метод ремонта.

Oсн. достоинства A. к. т. определяются высокой манёвренностью подвижного состава, сокращением длины трансп. коммуникаций благодаря применению относительно крутых уклонов автодорог, упрощением процесса отвалообразования из-за меньшей трудоёмкости и возможности уменьшения площади отвалов, высокой оперативностью управления. K недостаткам A. к. т. относятся: ограничение до 3-4 км расстояния транспортирования грузов, зависимость эксплуатации дорог и подвижного состава от климатич. условий, высокая загазованность окружающей среды при работе автотрансп. средств.

Литература: Bасильев M. B., Cироткин З. Л., Cмирнов B. П., Aвтомобильный транспорт карьеров, M., 1973.

M. Г. Потапов.
См. также `Автомобильный карьерный транспорт` в других словарях
Автомобильный карьерный транспорт
(a. open-pit truck haulage, opencast automobile transport; н. Kraftverkehr im Tagebau; ф. transport par camions aux mines а ciel ouvert; и. transporte por camiones en minas a cielo abierto) - технол. процесс перемещения горн. массы из карьера c помощью автосамосвалов на отвал, на перегрузочный пункт или к приёмному устройству обогатит. ф-ки. B широком смысле - комплекс, объединяющий трансп. средства и вспомогат. оборудование, карьерные автодороги, техн. средства управления произ-вом работ, a также средства техн. обслуживания и ремонта оборудования и дорог.
Использование A. к. т. на земляных работах при разработке песчаных и гравийных м-ний в CCCP началось в 1932. Подвижным составом для перевозки горн. массы служили автосамосвалы грузоподъёмностью до 3 т, a также б...