Энциклопедия иудаизма

A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V
W
X
Y
Z

Ад

Ад
Ад
(Геhином)
   - обитель душ грешников. Иной смысл этому слову был дан во времена Второго Храма*: геенна - место, где души грешников наказываются и очищаются, в противоположность раю (Ган Эден), где обитают души праведников. С этой точки зрения рай и ад дополняют друг друга, в смысле награды и кары на том свете. Название "геенна" происходит от лощины "Гей Бен-hином", или "Гей-hином", упомянутой в Библии. Это - лощина к югу от Иерусалима, где язычники приносили детей в жертву Молоху, бросая их в огонь. Позже название этой страшной лощины перенесли на посмертное обиталище душ грешников. Существует множество повествований об ужасах А.
   Рамбам* представлял кару, ожидающую грешников в А., как лишение их вечной жизни: "истребится душа и не удостоится жизни", обещанной праведным.
   В Средние века существовало мнение, что А. очищает и обеляет душу от нечисти, приставшей к ней в этом мире, и только душа, безнадежно оскверненная, сжигается окончательно.

Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим - Тель-Авив. . 1983.


См. также `Ад` в других словарях
ад
(кромешный), геенна (огненная), кромешная, преисподняя, бездна, пекло, чистилище, тартар, царство теней (Плутона).
Прот. рай
Ср. беспорядок. См. беспорядок

кромешный ад...

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
ад
, предл. об а́де, в аду́, м.
Во многих религиях: место, где души умерших «грешников» подвергаются вечным мукам.
[Петр] обо всем говорил кратко, внушительно, его мысль чаще всего останавливалась на боге, аде и смерти. М. Горький, В людях.
|| перен.
Обстановка, условия, пребывание в которых мучительно, невыносимо.
Жизнь Александры Михайловны и Зины обратилась в беспросветный ад. Они не знали, как стать, как сесть, чтоб не рассердить Андрея Ивановича. Вересаев, Два конца.
В манеже стоял ад. От раскормленных за зиму коней валил пар. Все несли...
Ад
обозначает, по словам древних, ту часть преисподней, куда идут души грешников для наказания, картины чего фантазия разных народов рисовала себе различно. У греков и римлян эта часть преисподней называлась тартаром (см. это слово). Евреи, как и греки и римляне, полагали, что души всех умерших, расставшись с телом, спускаются в мрачное место — у евреев шеол (преисподняя для грешников), у греков гадес — и влачат там бездеятельное, безрадостное, равнодушное существование. Со времени вавилонского пленения представление о шеоле расширилось; его стали делить на рай (см. это сл.), обитель душ праведников, и на геенна (собственно — ге-инном, от Инном, названия долины около Иерусалима, куда выбрасывали для сожжения трупы нечистых животных и преступников) — место мучен...
ад
АД -а; предлож. об а́де, в аду́; м. [от греч. hadēs - подземное царство].
1. По религиозным представлениям: место, куда попадают души умерших грешников, обречённых на вечные муки (в отличие от рая, находящегося на небесах, ад расположен под землёй). Попасть в ад. Грозить адом. * Благими намерениями дорога в ад вымощена (Посл.).
2. Обстановка, условия, пребывание в которых мучительно, невыносимо. Ад сражения. Не жизнь, а сплошной ад у кого-л. Кромешный ад (о невыносимо тягостных условиях).
3. О нравственных страданиях, душевных муках, испытываемых кем-л.
м. адея, геена, тартар, тартарары, бездна, преисподняя, тьма кромешная, печь огненная; | вят. хайло, пасть, зев, горло, глотка. | *Невыносимое житье, ссора в доме, крик, брань, драка, содом. Что ад-эт разинул, что орешь. И в аду люди живут, о привычке; и в аду обживешься, так ничего. Хоть в аду ликуй, только нас минуй, о злом человеке вместо: хоть в раю. Всяк ада боится, а дорожка торится. В рай просятся, а заживо в ад лезут. Ад стонет, рыдает. грешных к себе призывает. Глас Божий вызвонит из ада душу грешника, говорят о вкладе на колокол за упокой самоубийцы. Лучше с умным в аду жить, чем с дураком в раю. Житье, словно в аду. На немилостивых ад стоит. Пусти душу в ад, будешь богат. В аду не быть, богатства не нажить, потому что богатый часто наживается неправдою. Не есть (нет, несть) во аде покаяния. Черти возят жерди: хотят ад городить, шутка. Из омута в ад - рукой подать; в омуте водяной, бес, да в омуте ж и тонут. И в аду хорошо заступничество: ину пору хоть кочергой, вместо вил, п...
ада, мн. нет, м. (греч. hades). 1. По христианскому учению - место, где после смерти грешников их души предаются дьяволу на вечные муки в огне. 2. перен. О чем-н., где происходит беспорядок, ужас. В минуту псарня стала адом (когда в нее попал волк). Крылов. || Шум, беспорядок, сутолока (разг.). У них сущий ад в доме. 3. перен. Мучительное душевное состояние, нравственные страдания. В душе у тетки ад - думы самые хмурые. Д. Бедный.
м. 1) Место, где - по религиозным представлениям - после смерти грешников их души подвергаются вечным мукам; преисподняя. 2) а) перен. Обстановка, ситуация, условия, пребывание в которых мучительно, невыносимо. б) Душевные муки, нравственные страдания, испытываемые кем-л.
(иноск.) - нестерпимый страшный шум, мучение душевное (как предполагается в аду), злоба
Ср. Это ад!
Ср. Боже мой! то есть это настоящий ад в доме сделался.
Лесков. Грабеж. 13.
Ср. В минуту псарня стала адом.
Крылов. Волк на псарне.
Ср. Ты зол, и ад в душе твоей.
Державин.
см. адская жизнь.
см. плутон.
ад
• кромешный ад
• настоящий ад
Словарь русской идиоматики. . Сочетания слов со значением высокой степени 2011
ад
сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? а́да, чему? а́ду, (вижу) что? а́д, чем? а́дом, о чём? об а́де и в аду́
1. В различных религиях адом называется то место (принято считать, что находится оно где-то глубоко под землёй), куда после смерти попадают души плохих, грешных людей, которым там уготованы вечные муки.

Угодить, попасть в ад.

2. Говоря фразу Благими намерениями вымощена дорога в ад, вы хотите сказать, что несмотря на оптимизм и намерения ...
Ад
см. Артериальное давление.
ад — см. Космология буддизма. Буддизм 2009
ад др.-русск., ст.-слав. адъ – то же; из греч. ᾳ῝δης. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
ад Заимств. из ст.-сл. яз., в котором оно передает греч. hadēs (< haidēs) «ад, преисподняя». Греч. haidēs объясняют как «невидимое» (a «не» и eidō «вижу»). Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004
Ад
Заимствовано из греческого, где hades, или haides означает "ад", "преисподняя". Если вы знакомы с греческой мифологией, то знаете имя владыки царства мертвых – Аида. Оно одного корня с нашим словом ад. Любопытно, как древнегреческие мифологические понятия и представления переходят в новую эпоху – христианскую.
Ад
местопребывание и состояние умерших грешников. Слово «ад» (греч. άδης, Άιδης, от Άϊδης — Аид, позже — также «подземное царство»), вероятно, изначально означает «темный»; лат. infernus — «находящийся внизу» (т.е. «подземный»). В НЗ для А. нередко используется слово геенна.
В Библии. Учение об А. восходит к древнеевр. понятию, šeol (преисподняя). Это темная бездонная пещера, куда сходят все люди после смерти (Быт 37, 35; Втор 32, 22; Пс 88, 7; Иез 32, 23). Об этой бездне говорится как о «ненасытной» (Притч 30, 16). По мере развития представлений о посмертном воздаянии, зависящем от того, как человек прожил свою жизнь, появляются типичные образы, обещающие вечное наказание отступающим от Бога, — огонь и черви, постоян...
Ад
(от греч. hades — подземное царство) — местопребывание душ грешников, обреченных на вечные мучения.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь 1999
ад
ад, а́да, об а́де, в аду́

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

Ад (от греч. hádes — подземное царство)
согласно большинству религиозных учений — местопребывание душ грешников, якобы обречённых на вечные муки. Представления об А. возникли из первобытных верований в загробное существование души. По мере развития религий появляется понятие А. как места, предназначенного исключительно для душ грешников. В древне-греческой мифологии в царстве теней (царстве мёртвых) самой мрачной частью являлся Тартар — место обитания злых. В иудаизме первоначально А. (шеол) — подземная область, куда нисходят тени всех умерших: как грешников, так и праведных; затем выработалось представление об А. как месте, где подвергаются мучениям души грешников. Христианством было воспринято это представление об А. Яркое выражение западно-европе...
, слово, происходящее от греч.  Adhj,(или  Aidhj (невидимый, безвидный), к-рым в *Септуагинте переводится ветхозав. Ше(л (Преисподняя). Первоначально это понятие обозначало обитель умерших, вне связи с идеей воздаяния. Появление этой идеи в ветхозав. учении связано с представлением о посмертном воздаянии за злые дела. В совр. смысле слова А. стал обозначаться термином геенна. В апокрифич. 1 Кн. Еноха (18:11-16; 27:1-3; 90:26) геенна изображается как огненная пропасть. Образ геенны сохранен и в НЗ (напр., Мф 5:29-30). Сам этот термин происходит от названия долины Гехинном, находившейся близ Иерусалима. Оскверненная человеческими жертвоприношениями (2 Пар 28:3; Иер 32:35), долина была превращена в свалку, где постоянно горел огонь. В нек-рых местах НЗ слово А. является синонимом демонич. сил (Мф 16:18). См. ст. Посмертное бытие по учению Библии. СББ, с. 9-13; Ф л о р е н с к и й П.А., Столп и утверждение истины, М., 1914, с. 178, факсим. изд., М., 1990.
Ад
1. По религиозным представлениям - место, где души грешников после смерти предаются вечным мукам; преисподняя.
Бурлящий, Дантов, дантовский, дымный, дьявольский, кипящий, клокочущий, кромешный, многогрешный, мрачный, огненный, пламенный, сатанинский, смертный, смоляной, темный, черный, чертов, чертовский.
2. Место, пребывание в котором несносно, мучительно; невыносимый шум, беспорядок и т. п.
Бушующий, грохочущий, жуткий, кромешный, мучительный, настоящий, невыносимый, нестерпимый, огненный, смертельный, смертный, страшный, сущий, фашистский, чистый (разг.), шумный. Машинный, орудийный, чернильный.
1. Место дислокации Люцифера.
2. Незаконченный фильм Анри-Жоржа Клузо.
3. Фильм Уэса Крэйвена «Приглашение в ...».
4. Фильм Джона Ву «В ... с дьяволом».
5. Согласно большей части религиозных учений, местопребывание душ грешников, обреченных на вечные мучения.
6. Литография немецкого живописца Макса Бекмана.
7. Фильм-катастрофа Э.Аллена и Дж.Гиллермина «... в поднебесье».
8. Фильм Робера Оссейна «Негодяи отправляются в ...».
9. Название первой части «Божественной комедии» Данте.
10. Фильм Джеймса Кэгни «Кратчайший путь в ...».
11. Аллегорическая сатира французского поэта Клемана Маро.
12. Книга стихов немецкого поэта Артюра Рэмбо «Сквозь ...».
13. Фильм Лени Рифеншталь «Белый ... Пиц-Палю».
14. Леонард Левинсон утверждает, что это место, где полно хорошеньких женщин и ни одного зеркала, а Генри Менкен добавил, что в этом месте десять заповедей преследуются по закону.
15. По мнению писателя Марка Твена, это - единственная действител...
АД (греческое hades - подземное царство, ср. аид) (преисподняя, пекло), в христианских представлениях место вечного наказания отверженных ангелов и душ умерших грешников. Аду близки понятия Тартар> (греческое), Нарака (индуистское, буддийское), Джаханнам (мусульманское).
ад
(2 м), Р. а/да, Пр. об а/де, в аду/

Орфографический словарь русского языка. 2006.

АД
АД1
Ад кромешный. Разг. Неодобр. 1. Мучительно тяжелая жизнь; невыносимая обстановка, взаимоотношения между кем-л. ФСРЯ, 29; БТС, 472; БМС 1998, 19; ПОС 7, 48; Ф 1, 12; ДС, 250. 2. Невыносимый шум, суматоха, хаос. ФСРЯ, 29; БМС 1998,19. 3. [на сердце] у кого. Кому-л. мучительно тяжело. ФСРЯ, 29. /em> Кромешный от слова крома — ‘граница, край’ (ср. кромка).
Ад разорить. Смол. Сильно рассердившись, начать буйствовать, кричат...
геенна огненная, у христиан место пребывания злых духов и нераскаявшихся грешников. Последние испытывают страшные физические муки. Некоторые отцы Церкви понимали адовы муки прежде всего как нравственные муки совести. «Огонь геенский, по моему суждению, есть не что иное, как позднее раскаяние» (Исаак Сирин). Понятие «геенна огненная» — символическое обозначение ада в Новом Завете (Мф. 5: 22) — относится к долине Енном недалеко от Иерусалима, которая в древности была у евреев местом языческих жертвоприношений детей и считалась проклятой. Во времена Христа она стала городской свалкой, где для уничтожения гниения и зловония постоянно поддерживался огонь.
О.П.
Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"
Ад
(·евр. шеол) (Быт.37:35 , Чис.16:30 , 33, Пс.15:10 и ·др.), по словопроизводству с ·греч., значит место, лишенное света. В христианском учении под сим именем разумеется духовная темница, ·т.е. состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства (Иуд.1:6 ).
1499-1503. Собор в Орвието (Италия).
(греч. hades), слово, используемое в Септуагинте (греческом переводе еврейской Библии) для передачи еврейского слова "шеол" и усвоенное Новым Заветом. В Ветхом Завете шеол - мрачная подземная область, связанная с земным миром "вратами"; здесь души всех умерших людей, и добродетельных, и порочных, влачат призрачное существование, вдали от мира людей и от Бога, хотя некоторые ветхозаветные праведники и пророки надеялись на лучшую участь в будущей жизни (например, Иов 19:25-27, Пс 16:8-11 и 17:15). Однако ко времени написания Книги Даниила в иудаизме складывается более развитая эсхатология, включающая в себя идею грядущего воскресения и суда: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда" (Дан 12:2-3; см. также Ис 26:19). В близком значении в Новом Завете (2 Петр 2:4) у...
Ад
(греч. - преисподняя) место господства тьмы, вечное наказание для тех, кто творил зло.
Православный энциклопедический словарь. — Москва. 1998
АД
см. Артериальное давление.
1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг
АД
АД
(от греч. Ἀΐδης или Ἅιδης) – в системе представлений большинства религий место наказания душ "грешников". Представление об А. возникло из первобытных представлений о возможности самостоятельного существования души, ее бессмертии, о загробной жизни в глубине земли, где душа якобы продолжает свое земное существование. Это представление получило дальнейшее развитие в религиях Древнего Востока, в к-рых А. изображался в виде места, где "грешники" терпели кару в противоположность "праведникам", получавшим награждение. В др.-греч. мифологии существовало представлени...
Ад
- место тьмы и мучений грешников, преисподняя.
Краткий церковнославянский словарь
-а, об аде, в аду, м. 1. В религиозных представлениях: место, где души грешников после смерти предаются вечным мукам. Муки ада (также перен.). Благими намерениями вымощена дорога в ад (о том, что хорошие намерения часто забываются, уступая место недобрым делам; книжн.). 2. перен. Невыносимые условия, тяжёлое состояние; хаос и ужас, царящие где-н. Душевный ад. II прил, адский, -ая, -ое (к 1 знач.).
Ад, преисподняя I. В Синод. пер. ВЗ словами "ад" и "преисподняя" переведено евр. слово шеол (3Цар 2:6; Иов 26:6; Пс 15:10 - "царство мертвых"; Иов 24:19 - "смерть"), а в НЗ ими же переданы греч. слова гадес и геенна. Два последних и нек-рые другие слова (напр., см. Аваддон) встречаются в тех греч. текстах, где речь идет о царстве мертвых, в к-ром умершие остаются до Страшного суда, а также о месте наказания, где осужденные грешники пребывают после суда (см. Откр 20:13 и след.). II:
1) слова шеол и гадес обозначают царство мертвых, подземный мир. Смерть, царство мертвых, А. и преисподняя - понятия тождественные (Ис 38:18; Ос 13:14; Откр 1:18; 6:8; 20:13 и след.). При этом царство мертвых изображается в Библии как пространство в глубинах земли (Иов 7:9; Пс 62:...
- (ad-) - приставка, указывающая на расположенность вблизи, в направлении чего-либо. Например, адаксиальный (adaxial) - направленный к главной оси; адоральный (adoral) - расположенный вблизи или около рта.
Ад
(евр. шеол) (Быт.37:35 , Чис.16:30 , 33, Пс.15:10 и др.), по словопроизводству с греч., значит место, лишенное света. В христианском учении под сим именем разумеется духовная темница, т.е. состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства (Иуд.1:6 ).

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. . 1891.

Ад
       1. адиты — в мусульм. религ. представл. один из коренных народов Аравии. Коран назыв. местом жительства А. ал-Ахкаф, к-рый комментаторы помещают в пустыне Вост. Хадрамаута.
       2. преисподняя, пекло — в христ. представл. место вечного наказания отверж. ангелов и душ умерших грешников.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

Ад
Ад
(греч. , срв. Аид), преисподняя [лат. Locus infernus, «нижнее место», отсюда итал. Inferno, франц. l\'Enfer, нем. Holle, англ. Hell, «место сокрытия», срв. др.-сканд. hel], пекло (в слав, языках, напр, польск. pieklo, бу.кв. — «смола»), в христианских представлениях место вечного наказания отверженных Ангелов и душ умерших грешников. Представления об А. (противопоставляемом раю), имеющие своими предпосылками формирование понятий о дуализме небесного и п...
АД (от греч. hades - подземное царство) - согласно большей части религиозных учений, местопребывание душ грешников, обреченных на вечные мучения.
(греч. aides - невидимый, преисподняя). 1) у древних, место переселения душ всех умерших. 2) У христиан - место, куда после смерти попадают нераскаявшиеся грешники на вечное мучение.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
греч. aides, невидимый. а) У христиан: место вечного мучения. a) У древних греков: место, куда по смерти переселялись души.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
(евр. шеол-пустота, греч. гадес-невидимое)-подземное царство смерти (Пс 15.10; От 1.18; 6.8; 20.13,14), называемое также преисподняя. Ад по верованиям древних является местом душ усопших, которые пребывают в забвении, без движений и звуков, не добрые и не злые, без проклятия и благословения в ожидании вечного суда (Иов 10.21-22; 17.16; Пс 93.17; Иер 32.17-32; 2Пет 2.4). Греческое слово «геена», также означающее ад, не вполне эквивалентно этому понятию, но символизирует лишь «адские мучения». (См. геенна)
(Аид или Гадес,— Inferi, Αιδης). Представление о подземном мире, царстве мертвых, жилище бога Аида или Плутона, которое в глубокой древности называлось тем же именем, что и божество. Это темное место внутри земли, вход в которое находится на крайнем западе, по ту сторону Океана. Ад населен киммерийцами, народом тьмы, частью покрыт рощами Персефоны, а частью представляет собою луга, поросшие асфоделами. Сам Аид пребывает в мрачном месте Эребе. Ад окружен четырьмя реками — Стиксом, Ахеронтом, Перефлегефоном и Коцитом, через которые перевозит души умерших Харон. После Гомера к адским рекам была причислена Лета, река забвения. У ворот подземного мира сторожит многоглавый, а по позднейшему представлению трехглавый, свирепый пес Цербер, никого не выпускающий из ада. Судьями над умершими в подземном мире считались Минос, Радамант, Эфак и Триптолем; они назначают умершим возмездие и отправляют одних в Тартар — место муки, а других в Элизий — место блаженства. Греки, впрочем, считали...