Энциклопедия иудаизма

A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V
W
X
Y
Z

Аутодафе

Аутодафе
Аутодафе
   Опубликование и затем исполнение приговора, вынесенного судом инквизиции*, над обвиненными в "преступлении" против христианства, среди которых было много маранов*. А. называли также сожжение томов Талмуда* и других книг в Средние века. Публичное оповещение делали обычно в церкви перед Рождеством.
   Для аутодафе выбирали площадь или другое людное место. Казнь назначали на воскресенье или христианский праздник, чтобы как можно больше людей присутствовало при этом и чтобы зрелище вселило страх в "еретиков" и противников церкви.
   Существовало четыре вида А.: 1) публичное, в присутствии членов городского совета, в праздничный день, в день рождения или свадьбы правителя, и т. п.; 2) непубличное А. в присутствии судей и палачей; 3) малое А. во дворе суда инквизиции в присутствии судей и немногих приглашенных; 4) А. в присутствии одного обвиняемого.
   После многих месяцев, а иногда и лет, проведенных в тюрьмах инквизиции, заключенных доставляли в ночь перед аутодафе в особое место, где их готовили к предстоящей церемонии. Она начиналась с утра многолюдным шествием, в котором участвовало все духовенство города. Впереди несли большое знамя инквизиции. За процессией шли осужденные. Приговоренные к "суровой клятве" несли в руках зажженные свечи и были одеты в длинные желтые халаты с черным крестом. Еретик, признавший свою вину и спасшийся от костра, был одет в черный халат или в халат с изображенными на нем языками пламени, направленными вниз. На халатах приговоренных к сожжению были изображены черти, бросающие еретиков в огонь ада. На головах осужденных были высокие колпаки, разрисованные так же, как их одежда. Процессия доходила до площади, приглашенные занимали места на трибуне, осужденные - на помосте. Присутствующие давали клятву в верности католической церкви. Затем один из священников читал проповедь. После проповеди зачитывались приговоры. Это занимало много времени, иногда даже два-три дня. Перед исполнением приговора все еще пытались принудить противников церкви раскаяться. Такое "милосердие" причиняло двойные муки осужденным, хранившим верность своей религии. К смертной казни приговаривал судья, не являвшийся духовным лицом. В этом также проявлялось лицемерие духовенства, носившего маску человеколюбия и желавшего показать, что оно не жаждет крови. После объявления смертного приговора священники произносили следующее: Потому, что ты не раскаялся в своих грехах, мы отстраняем тебя от церкви и предаем суду народа, но мы просим смягчить наказание, насколько это возможно, и избежать кровопролития.
   Осужденных подводили к эшафоту. Вместе с ними несли чучела, изображавшие узников инквизиции, которые бежали или умерли, а также кости умерших. Зажигание факела, от которого загорался костер, считалось священным актом и предоставлялось почетному гостю. Среди населения существовал жестокий обычай поджигать бороды осужденным еще до того, как разжигали костер, чтобы усилить их страдания. Этот дикий обычай назывался "брить новых христиан".
   Инквизиция признавала четыре вида наказания: 1) пытки и избиение; 2) конфискацию имущества; 3) заключение на определенный срок или пожизненное заключение; 4) смертная казнь через повешенье, сожжение или отсечение головы.
   Часто к аутодафе прибегали для того, чтобы конфисковать имущество обвиняемых.
   Когда евреи в свободном от инквизиции мире узнавали об А., они читали особые молитвы и траурные элегии в память о святых Израиля, погибших в огне. В молитвенниках того времени есть особая молитва за упокой, "Молитва о погибших на костре во славу имени Божьего", которая начинается так: "Как велико благо Твое, уготованное для боящихся Тебя [...] Бог отмщений Господь, Бог отмщений явился", а через несколько стихов: "Бог великий, могучий и страшный воздаст за Своего раба (имя погибшего), сожженного живым во славу имени Его, и могучей десницей Своей взыщет за кровь с ненавистников Его и воздаст по заслугам врагам Его".
   Во время молитвы в синагоге узников, томившихся в тюрьмах инквизиции, благословляли так: "Тот, Кто благословил наших отцов, Авраама, Ицхака и Яакова, Моше и Аарона, Давида и Шломо, Он да благословит, и сохранит, и оградит, и поможет всем нашим братьям, заключенным в темницу...".
   Евреи, продолжавшие тайно исповедовать свою веру, особенно пострадали от инквизиции в начале ее деятельности, когда они были главной целью преследований. За триста лет существования инквизиции в Испании и Португалии было казнено более 30 000 человек, большая часть - за принадлежность к еврейству. Многие из них были сожжены живыми.
   Они героически погибли, оставаясь верными своей религии, и своей смертью освятили ее.

Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим - Тель-Авив. . 1983.


См. также `Аутодафе` в других словарях
Оглашение и приведение в исполнение варварских приговоров инквизиции над "еретиками", в частности публичное сожжение осужденных на костре. Широко применялось в средние века католической церковью.
ауто де фе (исп. и португ auto de fe, букв. - акт веры), - формально торжеств. оглашение приговоров высших судилищ инквизиции в Испании, Португалии и их колониях, а в сложившемся в нар. массах словоупотреблении - и само приведение их в действие, в особенности сожжение осужденных на костре. А. появились с началом инквизиции (с 13 в.) как средство террористич. борьбы с еретиками. С преобразованием инквизиции в Испании, в кон. 15 в., а затем и в Португалии, А. получили характер массового театрализованного ритуального действа, земного подобия страшного суда. А. устраивались на гл. площади города, на к-рую в многолюдной религ. процессии выводили в позорящей одежде, босыми, осужденных еретиков. На А. присутствовали представители высшего духовенства, власти, иногда сам король с семьей (Филипп II и Филипп IV, Карл II), корпорации. Особенно свирепствовали А. при Торквемаде. Последнее А. состоялось в 1826 в Валенсии. Всего на А. было сожжено не менее 30 тыс. чел.

аутодафе
а́утодафе́ [фэ], нескл., с.

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

Аутодафе
ауто де фе (исп. и португ. auto de fe — акт веры), буквально — торжественное оглашение приговора инквизиции (См. Инквизиция) в Испании, Португалии и их колониях; в общераспространённом употреблении — и само приведение приговора в действие, главным образом публичное сожжение осуждённых на костре. А. появилось с началом инквизиции (13 в.), распространение получило с конца 15 в., приобретя характер массового театрализованного ритуального действа. Устраивались А. на главной площади города при огромном скоплении народа, в присутствии духовной и светской знати, иногда самого короля с семьей. Осуждённых выводили в «позорной» одежде, босыми. Последнее А. состоялось в 1826 в Валенсии. В Испании в 1481—1808 было сожжено около 35 тыс. чел.
Лит. см. при ст. Инквизиция....
и автодафе, нескл., ср. (португальск. auto da fe - дело веры). В средневековой Испании - публичное, торжественное Сожжение еретиков или еретических сочинений по приговору инквизиции. || Сожжение чего-н. (книжн. шутл.). Всю переписку он подверг аутодафе.
ср. нескл. Оглашение и приведение приговора инквизиции в исполнение: обычно публичное сожжение еретиков и еретических книг на кострах (в средние века).
Аутодафе
Аутодафе
торжественное оглашение приговора инквизиции, процедура исполнения самого приговора.

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.

(португ. auto da fe, "акт веры"), торжественная церемония оглашения приговоров суда инквизиции (первоначальное название sermo generalis). Ей предшествовало чтение кратко сформулированных обвинений, изложенных на местном языке, и вызов обвиняемых для того, чтобы те выслушали вердикт. Рано утром произносилась краткая проповедь или увещание. Затем представители светской власти давали присягу, обещая, что они будут подчиняться инквизитору во всем, что касается искоренения ереси. Далее обыкновенно оглашались т.н. декреты милости (смягчавшие или отсрочивавшие наказания). Затем вновь перечислялись заблуждения виновных и оглашались наказания, вплоть до самых суровых, включающих пожизненное тюремное заключение или смертную казнь. Наконец, осужденные передавались в руки гражданским властям. Термином "аутодафе" обозначали также акт исполнения приговора суда инквизиции, особенно сожжение еретика на костре. Последнее аутодафе состоялось в Мексике в 1815. См. также ИНКВИЗИЦИЯ.
...
исп. Публичное всесожжение осужденных инквизицией.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
Аутодафе
(исп. и португ. auto de fe — акт веры) — торжественное оглашение приговора инквизиции, а также само исполнение приговора (главным образом публичное сожжение на костре). Особое распространение получило в средневековой Испании. Впервые было применено в XIII в. Обычно происходило в праздничные дни на главной площади города в присутствии короля, двора, гор. властей и толпы народа. Присутствие на а. считалось проявлением благочестия. После оглашения приговора осужденных передавали светской власти, которая и производила публичную казнь. Тех, кто раскаивался, перед сожжением удушали, всех остальных сжигали живыми. В число осужденных попадали не только еретики, но и неугодные светской власти. Имущество казненных поступало в коро...
1. Публичное сожжение на костре еретиков, еретических сочинений по приговорам инквизиции в средние века.
2. Казнь еретиков.
3. Какой «акт веры» сообщал о приговоре инквизиции?
4. Скажите по-испански «акт веры».
5. Самосожжение.
6. Сожжение книг.
(исп. и португ. auto de fe, буквально - акт веры) - торжественное оглашение приговора суда инквизиции в Испании, Португалии, а также само исполнение приговора (обычно публичное сожжение осужденных). Первое А. относится к ХIII в., последнее состоялось в 1826 г. в Валенсии.
аутодафе
аутодафе

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. . 1998.

(иноск. шут.) - истребление огнем (намек на сожжение еретиков или сочинений их)
Ср. Какой-нибудь Мадрид менее готовился к аутодафе Средних веков, нежели училище наше к ужасам предстоящего дня (наказанию розгами двух учеников старшего класса).
Дружинин. Очерки петерб. туриста. 3.
Ср. Торжественную казнь в глазах народа,
Великолепное auto-da-fé,
Я предпочел бы этой темной казни,
Но если все согласны, то я также
Даю мое согласье на кинжал.
Гр. А. Толстой. Дон-Жуан. 1. Фискал.
Ср. Auto-da-Fé (португ.) - actus fidei.
Аутодафе (в Испании и Португалии до конца XVIII в.) - процессия при отправлении на казнь осужденных инквизици...
— церемония приведения в исполнение приговора инквизиции. Включала торжественную процессию с участием духовенства, членов инквизиционного трибунала, их помощников, монахов, религиозных братств, осужденных, одетых в шутовские, позорные одежды (санбенито), торжественный молебен, оглашение приговора в присутствии королевского двора или местных светских властей, исполнение приговоров: наказание плетьми или сожжение на костре. Осуществлялось светской властью. Последнее А. совершено в Валенсии в 1826 г.
аутодафе
АУТОДАФЕ auto da fe <, исп. auto da fé, порт. auto da fé. Торжественное действие, сопровождающее казнь осужденного инквизицией; сожжение еретика. Сл. 18. Инквизитор грозил ему ауто-да-феем. Кандид 30. | О сожжении книг, запрещенных церковью. Сл. 18. Еще одно славное имя прибавлено к именам Беля, Вольтера, Жан-Жака, которых сочинения были всегда изпытываемы огнем и пережили все отодафе. ММ 1803 1 166. - Лекс. Ауто-да-фе 1769, отодафе 1803; БАС-2: аутодафе/.

Исторический с...

[фэ], нескл., ср. В средние века; публичное сожжение еретиков, еретических сочинений по приговорам инквизиции.
аутодафе
аутодаф\'е, нескл., ср.

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

Аутодафе
(исп. Auto de Fé; порт. Auto da Fé; лат. actus fidei) — так называлась в Испании и Португалии процессия, сопровождавшая казнь осужденных инквизицией. Такая процессия происходила, обыкновенно, в одно из воскресений между Троицей и Филипповым постом, очень часто также в день Всех святых. На рассвете раздавался глухой удар большего соборного колокола, означавший начало ужасного зрелища, и народ толпами собирался на место, думая совершить доброе дело уже одним только созерцанием казни. Самые знатные люди считали для себя честью оказывать услуги святому суду при подобных процессиях. Шествие открывали доминиканские монахи с хоругвью инквизиции. Прежде всего следовали кающиеся грешники, на которых была наложена только епитимия. За ними шли отделенные большим крестом, носимым перед ними...
АУТОДАФЕ
(от португ auto-de-fe, букв. - акт веры) - торжественное оглашение приговора инквизиции в Испании, Португалии, а тж. само исполнение приговора (главным образом публичное сожжение). Первое А. относится к ХШ в., последнее состоялось в 1826 г в Валенсии.
Энциклопедический словарь экономики и права 2005
аутодафе аутодафе́ "торжественный суд церкви над еретиком". Через нем. Autodafe или франц. autodafé из порт. autodafe = лат. actus fidei "дело веры"; см. Доза, 60. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
аутодафе
нескл., ср.
Публичное сожжение на костре еретиков, еретических сочинений по приговорам инквизиции в средние века.
[От португ. auto da fe — акт веры]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
ср. несклон. испанск. (в переводе: подвиг веры) казнь за преступление против веры, казнь еретика; обычно разумеют костер, сожжение.
АУТОДАФЕ (исп. и португ. auto de fe - букв. - акт веры), торжественное оглашение приговора инквизиции в Испании, Португалии, а также само исполнение приговора (главным образом публичное сожжение). Первое аутодафе относится к 13 в., последнее состоялось в 1826 в Валенсии.
Аутодафе
(ауто-да-фе, ауто де фе; порт. auto da fé, исп. auto de fe, лат. actus fidei, буквально — акт веры) — в средние века в Испании, Португалии и их колониях торжественное объявление приговора инквизиционного суда, сопровождавшееся, в большинстве случаев, возвращением покаявшихся еретиков в лоно церкви, или их наказанием, в том числе «казнью без пролития крови» — часто это было сожжение осуждённых.
Употребление слова
В общераспространённом употреблении ауто-да-фе — это также и сама процедура приведения приговора в действие, главным образом публичное сожжение осуждённых на костре. Неточность этого выражения обсуждается ниже. Аутодафе следует отличать от костра тщеславия, на котором сжигались книги, зеркала, духи и прочие ...
(от португ auto-de-fe, букв. - акт веры) - торжественное оглашение приговора инквизиции в Испании, Португалии, а тж. само исполнение приговора (главным образом публичное сожжение). Первое А. относится к ХШ в., последнее состоялось в 1826 г в Валенсии.
аутодафе
нескл., с

Орфографический словарь русского языка. 2006.

аутодафе
АУТОДАФЕ́ [фэ́], неизм.; ср. [от португ. auto da fe - акт веры]. В Португалии, Испании и их колониях в период с 13 в. до начала 19 в.: акт торжественного оглашения приговора инквизиции; сам акт исполнения приговора (публичного сожжения еретиков и еретических книг на костре). // Книжн. Уничтожение произведений литературы и искусства, неугодных кому-л.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
аутодафе
оглашение, сожжение, исполнение
Словарь русских синонимов