Энциклопедия юриста

Адат

Адат
АДАТ (от араб. ада, адат - обычай, привычка)
обычаи, правила поведения, принятые той или иной группой мусульман или действующие в определенном регионе распространения ислама и соблюдаемые главным образом в силу привычки. В собственном смысле А. сводится к обычаям, которым фикх отводит заметное место в регулировании поведения мусульман. Согласно некоторым мусульманско-правовым воззрениям А. является одним из субсидиарных источников фикха по вопросам, не урегулированным Кораном или сунной. В частности, допускается широкое использование обычаев в торговых и иных сделках. Отдельные обычаи привлекаются фикхом к регулированию брачно-се-мейных отношений, например при установлении брачного выкупа. Однако большинство школ фикха не придает А. самостоятельного значения, считая, что многие обычаи были включены в основные источники фикха - Коран и сунну или подтверждены единогласным мнением (иджма) ведущих правоведов, а также лежат в основе многих правовых норм, сформулированных фикхом рациональным путем.
Термин "А." применяется также для обозначения обычного права исламизи-рованных народов. Теоретически принципы и нормы шариата признаются обязательными и стоящими выше любых иных правил поведения. Однако на практике они применяются тогда, когда становятся неотъемлемой частью местных обычаев. В результате такая система правил поведения в ряде исламских стран превратилась в симбиоз местных обычаев и отдельных норм шариата (фикха). Она также именуется А. или адатным правом (прежде всего в странах Юго-Восточной Азии). Отдельные его положения признаются судами, а иногда составляют основу брачно-семейного законодательства (например, в Индонезии).
А. широко действовал в районах традиционного распространения ислама в царской России. На Северном Кавказе он представлял собой разветвленную систему социальных норм, основу которой составляли местные обычаи, сложившиеся еще в условиях родоплеменных отношений и языческих верований. Утверждение здесь ислама в XVI-XIX вв. не привело к полной замене их шариатом, который лишь частично был воспринят А. Продолжали действовать обычаи, прямо осуждавшиеся исламом (например, кровная месть). В решении многих вопросов А. сохранял господствующие позиции. В частности, ответственность за правонарушения практически полностью определялась А. Наряду с шариатом обычаи регулировали даже брачно-семейные и наследственные отношения. Попытки заменить А. шариатом, предпринятые в середине XIX в., имели лишь частичный успех и не привели к снижению роли обычаев. Отдельные положения А. применялись в Российской Империи при условии их непротиворечия законодательству.
В настоящее время в районах распространения ислама в РФ сохраняется ряд норм А., выступающего формой взаимодействия местных обычаев с предписаниями шариата. Некоторые такие нормы (например, предусматривающие кровную месть или допускающие полигамию) противоречат действующему законодательству РФ. В отдельных районах Северного Кавказа (например, в Ингушетии и Чечне) обсуждается возможность законодательного закрепления отдельных положений А.
Сюкияйнен-Л.Р.
Энциклопедия юриста 2005

См. также `Адат` в других словарях
АДАТ (от арабского - обычай), обычное право, племенные традиции, регулировавшие наряду с шариатом общественные и племенные отношения у мусульманских народов Кавказа, Средней Азии и др.
Источник: Энциклопедия "Отечество"
адат
АДА́Т -а; м. [араб. adat - обычай]. У некоторых народов, исповедующих ислам: традиционные правила, дополняющие религиозные законы (кровная месть, побратимство, умыкание невест, брачно-свадебные обряды и т.п.).
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
(от араб. ада, адат - обычай, привычка) обычаи, правила поведения, принятые той или иной группой мусульман или действующие в определенном регионе распространения ислама и соблюдаемые главным образом в силу привычки. В собственном смысле А. сводится к обычаям, которым фикх отводит заметное место в регулировании поведения мусульман. Согласно некоторым мусульманско-правовым воззрениям А. является одним из субсидиарных источников фикха по вопросам, не урегулированным Кораном или сунной. В частности, допускается широкое использование обычаев в торговых и иных сделках. Отдельные обычаи привлекаются фикхом к регулированию брачно-се-мейных отношений, например при установлении брачного выкупа. Однако большинство школ фикха не придает А. самостоятельного значения, считая, что многие обычаи были включены в основные источники фикха - Коран и сунну или подтверждены единогласным мнением (иджма) ведущих правоведов, а также лежат в основе многих правовых норм, сформулированных фикхом рациональным путе...
(араб.), у мусульман обычное право, в отличие от религиозного права - ШАРИАТА.
1. Местный обычай в исламе.
2. «Закон гор» - святыня для мусульман.
3. Умыкание невесты в исламе.
4. Неписаный закон, обычай исламских народов.
5. Обычай (араб.).
6. Обычное право, противопоставляемое шариату.
7. Местный обычай у мусульман.
Адат
тёзка, приятель
Словарь русских синонимов
АДАТ
(араб.) - у мусульманских народов - обычное право, в противоположность шариату, т.е. религиозному праву, основанному на богословско-юридическом толковании Корана и религиозного предания (сунна). А. представляет собою совокупность народных обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т.п. отношений.
Энциклопедический словарь экономики и права 2005
АДАТ (араб. - обычай) - у некоторых мусульманских народов обычное право.
м. Право, сложившееся в условиях первобытно-общинного строя у народов, принявших ислам, и противопоставляемое религиозному праву - шариату.
- сохранявшееся в народной памяти обычное право у Кавказцев. А. имел ту же силу, что и писаный закон - шариат.
Местный обычай, как правило ассимилированный исламом и часто включаемый им в шариат.
Адат
(араб. обычай)
у некоторых мусульманских народов обычное право.
Политическая наука: Словарь-справочник 2010

обычное право у кавказских горцев и других мусульман.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
обычное право у мусульман, в противоположность шариату (писанному закону).
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)
[арабск.] - неписаный закон, обычай у народов, исповедующих ИСЛАМ; а. рассматривается как дополнение к шариату (ШАРИАТ).
(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
(араб.). Привычка; обычное право у горцев.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в с...
(араб.) - у мусульманских народов - обычное право, в противоположность шариату, т.е. религиозному праву, основанному на богословско-юридическом толковании Корана и религиозного предания (сунна). А. представляет собою совокупность народных обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т.п. отношений.
АДАТ
- сохранявшееся в народной памяти обычное право у Кавказцев. А. имел ту же силу, что и писаный закон - шариат.
Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А. 1966-1970
Адат или адет (арабск.) — обычное право у народов, принявших ислам. Писанным правом, имеющим юридическую силу, признается Коран, называемый шариата в противоположность дополняющему его обычному праву, адат Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
Адат (араб. — обычай)
обычное право у мусульманских народов, противостоящее религиозному праву — шариату. Многие нормы А. сложились в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и т. д.). В образовании и развитии А. важную роль играли решения третейского суда и постановления сходки сельской общины. Различие местных условий обусловило крайнее разнообразие А. Нормы А., в известной степени воплощавшие демократические начала, с развитием феодальных отношений утратили свой первоначальный характер и как феодальное право широко использовались для эксплуатации трудящихся.
В СССР те нормы А. и шариата, которые противоречат нормам советского права, являются незаконными. Некоторые действия, санкционированные А., советск...
(араб. - обычай) - обычное право у мусульм. народов, противостоящее духовному праву - шариату. Многие нормы А. сложились в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и т. д.). В образовании и развитии А. важную роль играли решения третейского суда и постановления сходки сел. общины. Различие местных условий обусловило крайнее разнообразие А. Нормы А., в известной степени воплощавшие демократич. начала, с развитием феод. отношений утратили свой первоначальный характер и как феод. право широко использовались для эксплуатации трудящихся.

Лит.: Ковалевский М. M., Закон и обычай на Кавказе, т. 1-2, М., 1890; Леонтович Ф. И., Адаты кавказских горцев. Мат-лы по обычному праву Сев. и Вост. Кавказа, т. 1-2, О., 1882-83 (Из Зап. Новоросс. ун-та, т. 35 и 37); Мат-лы по обычному праву кабардинцев. Первая пол. XIX в., Нальчик, 1956.

А. С. Омаров. Махачкала.
адат
ада́т

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.