Литературная энциклопедия

Агни

Агни
АГНИ (древнеиндийское agni - огонь) (ср. латинск. ignis, русское огонь) - индийское божество огня. Гимны к А., которыми начинаются почти все 10 книг Риг-Веды, восхваляют его как посредника между богами и людьми, домашнего жреца богов и бессмертного гостя смертных, щедрого подателя благ и защитника людей от демонов, нищеты и голода. Религиозно-эпические произведения - пураны и Хариванса - очеловечивают его. Позднее значение А. умаляется: он становится одним из восьми богов-миродержцев, царящим на юго-востоке.

См. также `Агни` в других словарях
АГНИ - бог огня в ведической религии.
(индейск. миф.) бог огня.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)
(санскр. agni - огонь). Индийский бог огня.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
индийск. бог огня.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
(Огонь) - бог огня. В "Ригведе" - второе по числу упоминаний божество, культ к-рого сохраняет черты, восходящие к индоиранскому периоду; в гимнах его образ еще не отграничивается отчетливо от священного огня, к-рый он олицетворяет и к-рый занимает центральное место в ведийском ритуале наряду с Сомой, с которым А. чаще всего ассоциируется в Ведах. В гимнах А. прославляется как Пожиратель жертвы (Хуташана), возносящий ее к богам, жрец богов, посредник между ними и людьми. Связанный с повседневной жизнью людей, особенно же со свадебными и похоронными обрядами, А. - также бог домашнего очага, Принадлежащий всем людям (Вайшванара), Ведающий рожденных (Джатаведас). В Ведах тесно ассоциируется с мифич. родами жрецов огненного культа - Атхарванами, Ангирасами, Бхригу, принесшими огонь людям. В древних текстах подчеркивается множественность проявлений А. Объединяющий 3 сферы ведийской вселенной, А. - "трижды рожден" (в небе - солнце, на земле - огонь, в атмосфере - молния), имеет 3 обители; в г...
бог огня в др.-инд. ведической религии.
1. Бог огня в ведической религии.
2. ...-йога.
3. Гимном какому богу начинаются Веды?
4. Бог огня в славянской мифологии.
Агни
бог огня в древнеиндийской ведической религии (См. Ведическая религия).
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
(др.-инд. Agni, букв. «огонь»), в ведийской и индуистской мифологии бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. По числу упоминаний в «Ригведе» занимает второе место после Индры (ок. 200 гимнов). А. - главный из земных богов, персонификация священного огня, стоит в цетре основного древнеиндийского ритуала.
Основная функция А. - посредничество между людьми и богами (А. - божественный жрец): жертвенный огонь возносит жертву языками пламени на небо. При слабой антропоморфизации А. (часто не ясно, идёт ли речь о божественном персонаже или о самом огне) характерно обилие упоминаний о частях его тела, при этом описания нередко противоречат друг другу (у А. три головы, РВ I 146, 1, и ни одной головы, IV 1, 11; VI 59,6). Обычно эти телесные элементы уподобляются огню по форме, цвету (золотой, сияющий и т. п.) и т. д. - ср. волосы, лицо, глаза, рот, зубы, язык, борода, тело, спина, руки, пальцы, ноги (но он же и безногий, IV 1, 11) и даже одежды. Нередок мотив погло...
- в мифах древних индийцев бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Как посредник между людьми и богами Агни (жертвенный огонь) возносит жертву языками пламени на небо.
агни
сущ., кол-во синонимов: (1)
↑бог (368)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
Одна из наиболее почитаемых богинь ведического пантеона.
Агни
санскритское название огня и бога огня. Последний является не только олицетворением светящей и поражающей силы этого элемента, но и носителем жертвы и благодаря этому — посредником между богами и людьми, охранителем домашнего очага и противником духов тьмы. Между ведскими божествами Агни занимает выдающееся положение; но в позднейшей мифологии он отступает на задний план.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
Агни
         в вед. и индуист. миф. бог огня, домаш. очага, жертв. костра. А. — гл. из земных богов, персониф. священ. огня, стоит в центре основн. др.-инд. ритуала. Осн. функция А. — посредничество между людьми и богами (А. — божеств. жрец): жертв. огонь возносит жертву языками пламени на небо.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

Агни бог огня в ведической религии.