Литературная энциклопедия

Акцентуация

Акцентуация
АКЦЕНТУАЦИЯ - совокупность или система явлений ударения; иначе говоря, А. представляет собою особую область фонетических (звуковых) средств словоразличения, состоящих в модификации силы или музыкальной высоты голосового тона на протяжении слогового комплекса (каковой и служит количественной единицей в представлениях акцентуационного порядка). В зависимости от того, какой признак окраски голосового тона служит различительным моментом в А. данного яз. - относительная ли сила, противополагающая данный слог другим, более слабым слогам, или же мелодическая его характеристика, - системы А., представленные различными яз., относятся или к динамической, или силовой (обычно говорят: экспираторно-силовой или просто экспираторной - от лат. expiratio - выдых) А., или же к музыкальной (или мелодической) А. К яз. с силовой или экспираторной А. принадлежит в настоящее время подавляющее большинство яз. Европы, а также Западной и Средней Азии (в противоположность Восточной и Юго-восточной Азии и Океании), за исключением балтийских, сербского и скандинавских (где впрочем мы встречаем комбинированную систему силовой и музыкальной А. - в шведском и норвежском).Акцентуационные различения в яз. с силовым ударением весьма просты и сводятся к дуалистическому противоположению ударенного (в экспираторно-силовом отношении) слога неударенному. При этом, с принципиальной обязательностью, слово характеризуется наличием одного лишь ударенного слога, - прочие сознаются как неударенные; правда, и между неударенными слогами существуют физические градации по силе, как напр. между русским предударным слогом и прочими неударенными слогами: в русском голова - первый слог обладает минимумом силы выдыха и голосового тона, второй же как бы предваряет часть энергии, отпускаемой на третий - ударенный, и становится потому промежуточным по силе между первым и третьим; но эти физические градации не имеют принципиальной значимости для языкового мышления, каковой обладает в нем противоположение ударенного слога всем прочим - неударенным. Итак ударение становится (в данных яз.) признаком слова как такового, входя следовательно в фонетическое представление слова (вот почему к русской и ей подобным акцентуационным системам приложим термин словоударение - Wortakzent, в отличие от слогоударения - Sylbenakzent’а, каковым является музыкальное ударение в китайском напр. яз. (см. ниже). В тех словах, в к-рых, в отступление от нормы, факультативно констатируются два ударения (как напр. в слове Каменноостровский), мы находим соответствующее отступление от семантической нормы единого слова, т. е. в известном смысле (с лексической, но не морфологической точки зрения) переходный случай от слова к словосочетанию. В части указанных яз. эта «словопоказательная» функция (силового) ударения превращается вместе с тем в «словоразделительную», поскольку данный яз. обладает постоянным местом ударения (во всех словах или в большинстве их). К таким яз. с постоянным местом ударения принадлежат напр. французский (ударение на последнем слоге), чешский (на первом), польский (на предпоследнем), до известной степени и немецкий (ударение на первом слоге коренной или лексической морфемы), а также и английский (с еще большими ограничениями нормы); из не-индо-европейских: финские (в большинстве из них ударение на первом слоге, но в вотском - на последнем; о мордовских фактах речь будет ниже), турецкие (в громадном большинстве их ударение на последнем слоге), монгольские (на первом слоге) и многие кавказские (напр. в чеченском - на первом слоге).Для теории поэтики норма постоянного места ударения в данном яз. имеет то значение, что благодаря ей в светлом поле фонетического сознания постоянно остается один из концов слова, в частности при постоянном начальном ударении первый слог; поэтому именно в яз. с начальным ударением и получила сильнейшее распространение аллитерация в качестве канонизованного приема поэтической техники (в финской, германской и монгольской народной поэзии). В русском яз., с его свободным местом ударения, А., взамен «словоразделительной», получает весьма важную «словоразличительную» функцию: признак ударения ассоциируется у нас весьма часто как со словоразличениями семасиологического, так и особенно морфологического порядка (ср. руМЂки - рукиМЂ, ноМЂги - ногиМЂ и т. д.). Иначе говоря, в русском языке ударение не только семасиологизуется (росаМЂ - раМЂса), но и морфологизуется, играя существенную роль в общей морфологической системе.К яз. с музыкальной (или мелодической) А. принадлежит ряд языков Восточной и Юго-восточной Азии и Океании: например тибето-китайские (с музыкальным слогоударением - Musikalischer-Sylbenakzent) и японский и малайские (с музыкальным словоударением - Musikalischer Wortakzent). В первом из этих случаев, в частности в китайском яз., наблюдается своеобразное сочетание музыкального слогоударения (так наз. «тонов»), исполняющего исключительно семасиологические функции, с привычным для нас силовым словоударением - с исключительно морфологическими функциями (см. Китайский язык ). В японском, и именно в западно-японских и центральных говорах (как наиболее архаичных), наблюдается не уступающее китайским «тонам» богатство мелодических различий; основная разница лишь в том, что китайский тон осуществляется как таковой, в пределах одного слога, а в японском - субстратом мелодии служит вся совокупность слогов данного слова. В восточных же, как, с другой стороны, и в южных японских говорах, система музыкальной А. уже значительно упростилась. Кроме вышеуказанных яз. область господства музыкальной А. мы находим в Центральной и Южной Африке. В древности же музыкальная А. присуща была и индо-европейским яз. - из засвидетельствованных письменностью: древнеиндийскому (ведаическому) и древнегреческому.В отличие от силовой А., обильно используемой в поэтической технике как материал «фонетического повтора» в тоническом (и тонико-силлабическом и силлабо-тоническом) стихе, музыкальная А. обычно оказывается чуждой этим функциям (по крайней мере в канонизованных приемах поэтической техники). Вот почему в яз. с музыкальной А. мы встречаем вместо стиха, основанного на чередовании ударений, - или метрическое стихосложение, как в древнегреческом, древнеиндийском и китайском, или же чисто силлабическое (не силлабо-тоническое), т. е. основанное исключительно на равном числе слогов между цезурами - как в японском. Переход к тоническому стиху наблюдается лишь тогда, когда ударение перестает быть чисто музыкальным, становясь музыкально-силовым (или музыкально-экспираторным), т. е. по мере перехода в систему силовой А.Единственным примером яз., не пользующегося моментом А. в фонетической характеристике слова, мы можем назвать эрзянский диалект мордовского яз.: в виде общей нормы слова здесь произносятся с одинаковой силой во всех слогах (а при логическом или эмфатическом ударении оно может приходиться на разные слоги одного и того же слова); эрзянское народное стихосложение естественно поэтому носит чисто силлабический характер.

Библиография:
Брандт Р., Начертание славянской акцентологии, СПБ., 1880; Поливанов Е., Музыкальное ударение в говоре Токио, Изв. Ак. н., т. IX, СПБ., 1915, № 15; Его же, Психофонетические наблюдения над японскими диалектами, П., 1917; Его же, Лекции по введению в языкознание для востоковедных вузов, Л., 1928, Hirt H., Indogermanischer Akzent, Strassburg, 1895; Vendryes J., Traité d’accentuation grec., P. 1904.

См. также `Акцентуация` в других словарях
ж. 1) а) Выделение определенных элементов в слове или во фразе посредством ударения (в лингвистике). б) Расстановка знаков ударения в письменном тексте. 2) То же, что: акцентология (2).
Акцентуация (лат. accentus – ударение). Усиление, заострение определенных психических свойств. K. Leonhard [1964, 1968] разработана концепция акцентуированных личностей. Выделяются отдельные черты личности (акцентуированные), которые сами по себе еще не являются п
(от лат. accentus - ударение). Обозначение ударения.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
от лат. accentus, ударение. Обозначение ударения.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
(лат. accentus - ударение). Усиление, заострение определенных психических свойств. K. Leonhard [1964, 1968] разработана концепция акцентуированных личностей. Выделяются отдельные черты личности (акцентуированные), которые сами по себе еще не являются патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать развитие в положительном или отрицательном направлении, достигая особой выраженности у психопатов и невротиков. Черты эти как бы являются заострением некоторых присущих каждому человеку неповторимых индивидуальных свойств. А. личности - промежуточное явление между нормой и психопатией. Выделяют десять типов А. характера и темперамента: гипертимность, склонность к застреванию аффекта, эмотивность, педантичность, тревожность, циклотимность, демонстративность, возбудимость, дистимичность (субдепрессивность), склонность к аффективной экзальтации. В патологии демонстративности соответствует истерическая психопатия, педантичности - ананкастическая психопатия, склонности к застр...
Акцентуация
(лат. accentus – ударение). Усиление, заострение определенных психических свойств. K. Leonhard (1964, 1968) разработана концепция акцентуированных личностей. Выделяются отдельные черты личности (акцентуированные), которые сами по себе еще не являются патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать развитие в положительном или отрицательном направлении, достигая особой выраженности у психопатов и невротиков. Черты эти как бы являются заострением некоторых присущих каждому человеку неповторимых индивидуальных свойств. А. личности – промежуточное явление между нормой и психопатией. Выделяют десять типов А. характера и темперамента: гипертимность, склонность к застреванию аффекта, эмотивность, педантичность, тревожность, циклотимность, демонстративность, возбудимость...
акцентуация
, ж. лингв.
Система ударения (в каком-л. языке, в каком-л. памятнике письменности и т. п.).
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
акцентуация
сущ., кол-во синонимов: (1)
↑выделение (71)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
акцентуация
1) Выделение посредством ударения отдельных элементов в слове или фразе.
2) Система ударений в том или ином языке либо в группе родственных языков.
3) Обозначение ударений в письменном тексте.
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение 1976
акцентуация
АКЦЕНТУА́ЦИЯ -и; ж. Лингв.
1. Выделение элементов слова или фразы посредством ударения.
2. Система ударения в каком-л. языке.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
1. Обозначение ударений в слове.
2. Система ударений в языке.
акцентуация
АКЦЕНТУАЦИЯ и, ж. accentuation f. 1521. Лексис. 1. Ударение в говоре, в знач. действия. Даль. В языкознании - выделение определенных элементов в слове или фразе посредством ударения. БАС-2. Часто случается, что игривого свойства мелодия получает совершенно другой характер, несмотря на тождество мелодического рисунка от ударения или accentuation, как говорят французы. ОЗ 1869 3 2 156. || Обозначение знаками ударения в письменном тексте. БАС-2.
2. Система ударения в каком-л. языке или памятнике письменности. Французская акцент...