Литературная энциклопедия

Авенариус

Авенариус
АВЕНАРИУС Василий Петрович (1839-1919) - писатель для детей и юношества. Повесть «Современная идиллия» впервые помещена в «Всемирном труде» (1865). Отрицательное отношение к передовым стремлениям шестидесятых годов, грубый пасквиль на современную молодежь вызвали жестокие нападки критики как на эту, так и на следующую его повесть («Поветрие», 1867), и он скоро оставил общую литературу, только изредка возвращаясь к ней впоследствии. Имя его известно почти исключительно в детской литературе. Он не был писателем по профессии и работал над своими произведениями очень медленно. А. переложил, или вернее издал в приспособленном для детей виде, русские былины - «Книга о киевских богатырях» (1875). Эта книга приобрела большую популярность и много раз переиздавалась. Затем последовал ряд оригинальных сказок для детей («О пчелке Мохнатке», «О муравье-богатыре» и др.). В середине 80-х гг. А. начинает издавать ряд повестей из жизни писателей («Отроческие годы Пушкина», 1886, «Юность Пушкина», 1888, «Гоголь-гимназист», 1897, «Гоголь-студент», 1898, «Школа жизни великого юмориста», 1899, «Детские годы Моцарта», 1901, «Создатель русской оперы - Глинка», 1903, «Молодость Пирогова», 1909). Другая группа сочинений А. - его исторические повести, не поднимавшиеся выше обычных в то время исторических повестей и романов Данилевского, Соловьева, Мордовцева и др. Но все они были приспособлены к чтению подростками. В них больше рассказа о приключениях и описаний быта, чем психологии действующих лиц. Наконец третью группу представляют воспоминания детства и молодости («Листки из детских воспоминаний» и др.), о виденном и пережитом («Перед рассветом», «За тридцать лет»). Повесть «Перед рассветом» рисует картины крепостного быта накануне отмены крепостного права и воспроизводит психологию сторонников и врагов этой отмены в помещичьей среде. Цель писательской деятельности Авенариуса - передача полезных сведений юным читателям. Его произведения проникнуты «благонамеренными» взглядами, что в свое время и облегчило им доступ в царскую школу в качестве «рекомендованной» литературы.

Библиография:
Венгеров С. А., Критико-биографический словарь, т. I, СПБ., 1915; Чехов Н. В., В. П. А., «Педагогический листок», кн. 5, 1915 (в ст. хронологический перечень произведений).

См. также `Авенариус` в других словарях
АВЕНАРИУС (Avenarius) Рихард (1843-1896) - швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма. Основные сочинения: "Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил" (1876), "Критика чистого опыта" (в 2-х томах, 1888-1890), "Человеческое понятие о мире" (1891) и др. А. разработал учение о "принципиальной координации", уловив потребность естествознания в философском обосновании новых научных картин исследуемой реальности, идеалов и норм теоретического объяснения. По замыслу А., учение о "принципиальной координации" должно было открыть возможность для преодоления дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрыть эффект воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. на образ исследуемого объекта. Исходный принцип учения А. - нерасторжимое единство "системы С" или центрального члена, и "системы R" или противочлена, т.е. субъекта и объекта ("без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта"). Общее пон...
Авенариус I Авена́риус
Михаил Петрович [7(19).9.1835 — 4(16).9.1895], русский физик, член-корреспондент Петербургской АН (1876). В 1858 окончил Петербургский университет. Профессор Киевского университета с 1866. Изучал термоэлектрические явления; вывел формулу для термоэлектродвижущей силы. Определил критические температуры ряда жидкостей.
Соч.: О термоэлектричестве, СПБ, 1864; Об электрических разностях металлов при различных температурах, СПБ, 1866.
Лит.: Русаков В. П., Киевский физик Михаил Петрович Авенариус, в кн.: Труды Института истории естествознания и техники (АН СССР), т. 5, М., 1955, с. 181—215; Столетов А., М. П. Авенариус. [Некролог], «Журнал русского физ.-х...
Авенариус Рихард (Avenarlus) (1843-1896). Швейцарский философ-идеалист, один из основоположников эмпириокритицизма. Считал, что в опыте снимается противоположность материи и духа.
Авенариус (Рихард, 1843—1896) — замечательный немецкий философ; был профессором в Цюрихе. Философскую свою систему А. назвал "эмпириокритицизмом" (см.). Из сочинений А. наиболее замечательны три: "Философия, как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры сил" (1874), заключающее в себе учение об "экономике познания", "Критика чистого опыта" (1888—90), где разработана формальная методология опыта, и "Человеческое понятие о мире" (1891), где дан очерк теории познания в собственном смысле слова. Рассмотрим вкратце основные идеи этих трех сочинений.

I) Всякий умственный процесс сводится к "апперцепции". При познавании, как таковом ("теоретической апперцепции"), мы имеем две группы представлений: одна образует запас знакомых нам ассоциаций — "апперципирующая масса", другая ("апперципируемое"...

АВЕНАРИУС
АВЕНАРИУС
(Avenarius) Рихард (1843—1896) — швейц. философ, один из основоположников эмпириокритицизма — разновидности позитивизма. Как и у его современника Э. Маха, центральным понятием философии А. является понятие опыта, в истолковании которого А. пытается преодолеть противоположность между материализмом и идеализмом. Физическое (материальное) А. считает лишь внешней стороной опыта, в то время как психическое представляет собой внутреннюю сторону опыта. Целостный опыт есть единство физического и психического. Из такого понимания опыта естественно...
(Avenarius) Рихард (1843-1896) - швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма. С 1876 - совместно с Вундтом - начал издавать в Германии \'Трехмесячник научной философии\'. Преподавал \'индуктивную философию\' в университете Цюриха (1877-1896). Основные сочинения: \'Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил. Пролегомены к критике чистого опыта\' (1876), \'Критика чистого опыта\' (в 2-х томах, 1888-1890), \'Человеческое понятие о мире\' (1891), \'О предмете психологии\' (1894-1895) и др. Собственную философскую позицию А. именовал \'эмпириокритицизмом\' - \'надпартийным\' философским подходом, критически рассматривающим все, якобы проверенные, истины. Целью А. являлась разработка философии как строгой науки наподобие позитивных природоведческих дисциплин. Согласно А., \'любая область нашей среды устроена так, что индивиды на определенном этапе познания говорят: \'Это следует проверить\'. Если же, по мысли А., \'среда - предпосылка утверждения, то последнее полагается как о...