Музыкальная энциклопедия

Импрессионизм

Импрессионизм(франц. impressionnisme, от impression - впечатление) - художеств. течение, возникшее в 70-х ГГ. 19 в. во франц. живописи, а затем проявившееся в музыке, лит-ре, театре. Выдающиеся живописцы-импрессионисты (К. Моне, К. Писарро, А. Сислей, Э. Дега, О. Ренуар и др.) обогатили технику изображения живой природы во всей её чувственной прелести. Сущность их иск-ва - в тончайшей фиксации мимолётных впечатлений, в особой манере воспроизведения световой среды с помощью сложной мозаики чистых красок, беглых декоративных штрихов. Муз. И. возник в конце 80 - нач. 90-х гг. Своё классич. выражение он нашёл в творчестве К. Дебюсси. Применение термина "И." к музыке во многом условно: муз. И. не вполне аналогичен одноим. течению в живописи. Главное в музыке композиторов-импрессионистов - передача настроений, приобретающих значение символов, фиксация едва уловимых психологич. состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Это сближает муз. И. с иск-вом поэтов-символистов, для к-рого характерен культ "невыразимого". Термин "И.", применявшийся муз. критиками конца 19 в. в осуждающем или иронич. смысле, позднее стал общепринятым определением, охватывающим широкий круг муз. явлений рубежа 19-20 вв. как во Франции, так и в др. странах Европы.

Импрессионистские черты музыки К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмита, Ж. Роже-Дюкаса и др. франц. композиторов проявляются в тяготении к поэтич. одухотворённому пейзажу ("Послеполуденный отдых фавна", "Ноктюрны", "Море" Дебюсси, "Игра воды", "Отражения", "Дафнис и Хлоя" Равеля и др.). Близость к природе, тонкие ощущения, возникающие при восприятии красоты моря, неба, леса, способны, по мысли Дебюсси, возбудить фантазию композитора, вызвать к жизни новые звуковые приёмы, свободные от академич. условностей. Др. сфера муз. И. - рафинированная фантастика, порождённая антич. мифологией или ср.-век. легендами, мир экзотики народов Востока. Новизна художеств. средств нередко сочеталась у композиторов-импрессионистов с претворением изысканных образов старинного иск-ва (живописи стиля рококо, музыки франц. клавесинистов).

Муз. И. унаследовал нек-рые черты, присущие позднему романтизму и нац. школам 19 в.: интерес к поэтизации старины и далёких стран к тембровой и гармонич. красочности, воскрешению архаич. ладовых систем. Поэтич. миниатюризм Ф. Шопена и Р. Шумана, звукопись позднего Ф. Листа, колористич. находки Э. Грига, Н. А. Римского-Корсакова, свобода голосоведения и стихийная импровизационность М. П. Мусоргского нашли оригин. продолжение в творчестве Дебюсси и Равеля. Талантливо обобщив достижения предшественников, эти франц. мастера в то же время резко восстали против академизации романтич. традиций; патетич. преувеличениям и звуковой перенасыщенности муз. драм Р. Вагнера они противопоставляли иск-во сдержанных эмоций и прозрачной скупой фактуры. В этом сказалось и стремление воскресить специфически франц. традицию ясности, экономии выразит. средств, противопоставив их тяжеловесности и глубокомысленности нем. романтизма.

Во мн. образцах муз. И. проступает восторженно-гедонистич. отношение к жизни, что роднит их с живописью импрессионистов. Иск-во для них - сфера наслаждения, любования красотой колорита, сверканием светлых безмятежных тонов. При этом избегаются острые конфликты, глубокие социальные противоречия.

В отличие от чёткого рельефа и сугубо материальной палитры Вагнера и его последователей, музыка импрессионистов часто характеризуется тонкостью, нежностью, беглой переменчивостью звуковых образов. "Слушая импрессионистов-композиторов, вы по преимуществу вращаетесь в кругу туманных переливчатых звучаний, нежных и хрупких до того, что вот-вот музыка вдруг дематериализуется... лишь в душе вашей надолго оставив отзвуки и отблески упоительных бесплотных видений" (В. Г. Каратыгин).

Эстетика И. воздействовала на все осн. жанры музыки: вместо развитых многочастных симфоний стали культивироваться симф. эскизы-зарисовки, сочетающие акварельную мягкость звукописи с символистской загадочностью настроений; в фп. музыке - столь же сжатые программные миниатюры, осн. на особой технике звукового "резонирования" и картинной пейзажности; на смену романтич. песне пришла вок. миниатюра с преобладанием сдержанной речитации, сочетающейся с красочной изобразительностью инстр. фона. В оперном т-ре И. привёл к созданию муз. драм полулегендарного содержания, отмеченных чарующей деликатностью звуковой атмосферы, скупостью и естественностью вок. декламации. При некотором углублении психологич. выразительности в них сказалась статика драматургии ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси).

Творчество композиторов-импрессионистов во многом обогатило палитру муз.-выразит. средств. Это относится прежде всего к сфере гармонии с её техникой параллелизмов и прихотливым нанизыванием неразрешающихся красочных созвучий-пятен. Импрессионисты заметно расширили совр. тональную систему, открыв путь многим гармонич. новшествам 20 в. (хотя и заметно ослабили чёткость функцион. связей). Усложнение и разбухание аккордовых комплексов (нонаккорды, ундецимаккорды, альтерированные и квартовые созвучия) сочетаются у них с упрощением, архаизацией ладового мышления (натуральные лады, пентатоника, целотонные комплексы). В оркестровке композиторов-импрессионистов преобладают чистые краски, капризные блики; часто применяются соло деревянных духовых, пассажи арф, сложные divisi струнных, эффекты con sordino. Типичны и чисто декоративные, равномерно текучие остинатные фоны. Ритмика подчас зыбка и неуловима. Для мелодики характерны не закруглённые построения, но короткие выразит. фразы-символы, напластования мотивов. При этом в музыке импрессионистов необычайно усилилось значение каждого звука, тембра, аккорда, раскрылись безграничные возможности расширения лада. Особую свежесть музыке импрессионистов придало частое обращение к песенно-танц. жанрам, тонкое претворение ладовых, ритмич. элементов, заимствованных в фольклоре народов Востока, Испании, в ранних формах негритянского джаза.

В нач. 20 в. муз. И. распространился за пределами Франции, обретая у разл. народов специфич. нац. черты. В Испании М. де Фалья, в Италии О. Респиги, молодой А. Казелла и Дж. Ф. Малипьеро оригинально развивали творч. идеи франц. композиторов-импрессионистов. Своеобразен англ. муз. И. с его "северной" пейзажностью (Ф. Дилиус) или пряной экзотикой (С. Скотт). В Польше муз. И. представлял К. Шимановский (до 1920) с его ультрарафинированными образами античности и Др. Востока. Влияние франц. И. испытали в нач. 20 в. и нек-рые рус. композиторы (Н. Н. Черепнин, В. И. Ребиков, С. Н. Василенко в ранние годы его творчества). У А. Н. Скрябина самостоятельно сформировавшиеся черты И. сочетались с пламенной экстатичностью и бурными волевыми порывами. Слияние традиций музыки Н. А. Римского-Корсакова с самобытно претворёнными воздействиями франц. И. заметны в ранних партитурах И. Ф. Стравинского ("Жар-птица", "Петрушка", опера "Соловей"). Вместе с тем Стравинский и С. С. Прокофьев наряду с Б. Бартоком оказались зачинателями нового, "антиимпрессионистского" направления в европ. музыке кануна 1-й мировой войны.

Литература: Каратыгин В., Новейшие течения в западноевропейской музыке, "Северные записки", 1913, декабрь, в кн.: В. Г. Каратыгин. Избранные статьи, М.-Л., 1965; его же. Музыкант-импрессионист. К постановке "Пеллеаса и Мелизанды" Дебюсси, "Речь", 1915, 21 октября, в кн.: Каратыгин В. Г., Избранные статьи, Л., 1965; Кремлев Ю., Об импрессионизме Клода Дебюсси, "СМ", 1934, No 11; его же, Импрессионизм Дебюсси, там же, 1962, No 12; Landоrmy Р., Le dйclin de l'impressionisme, "RM", II, 1902; Wartisch О., Studien zur Harmonik des musikalischen Impressionismus, Erlangen, 1921 (Diss.); Danckert W., Liszt als Vorlдufer des musikalischen Impressionismus, "Die Musik", Jahrg. XXI, 1928/29; его же, Das Wesen des musikalischen Impressionismus, I, "Deutsche Vierteljahrsschrift fьr Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte", VII, 1929; Кцlsсh H. F., Der Impressionismus bei Debussy, Kцln, 1937 (Diss.); Lyz R., Les musiciens Impressionistes, P., 1938; Schulz H. G., Musikalischer Impressionismus und impressionistischer Klavierstil, Wьrzburg, 1938; Сaprу A., Le origini dell impressionismo musicale, "Rass. mus.", XI, 1939; Moser R., L'impressionisme franзais..., Gen.-Lille, 1952; Кroher E., Impressionismus in der Musik, Lpz., 1957.

И. В. Нестьев.
См. также `Импрессионизм` в других словарях
импрессионизм
сущ., кол-во синонимов: (1)
↑направление (79)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
импрессионизм
импрессион\'изм, -а

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

импрессионизм
ИМПРЕССИОНИЗМ а, м. impressionisme m. Доктрина живописцев-импрессионистов. Булгаков Худ. энц. Направление в искусстве, ставящее своей целью передачу непосредственных, субъективных впечатлений от действительности. Уш. 1934. Почему, например, у великого французского народа, который знает, что он великий, который выдумал консервы, импрессионизм, кибернетику и канкан, деревни, как конфетки, а в России деревни - денной кошмар. В. Пьецух Письма из деревни. // Октябрь 2001 11 139. || перен. И детский импрессионизм доходит до того, что ребенок берет иногда только одну характерную деталь и изображает ее вместо целого предмета. Бертрам Игрушка 1912 174. Язык не только имеет в ...
Импрессионизм
ИМПРЕССИОНИЗМ. Конец 19 века связан с расцветом импрессионизма во всех областях искусства, в особенности, в живописи и в литературе. Самый термин импрессионизм происходит от французского слова impression, что значит впечатление. Под этим названием появилась на одной из французских выставок картина молодого художника, восставшего против музейного искусства, комнатных тонов, получаемых на основании изучения в музеях старых мастеров с их коричневыми тонами. Новый художник вышел из четырех стен на чистый воздух, на простор (plenair, plenairisme — открытый воздух, пленеризм). Под лучами солнца он отдался «жизни вольной впечатлениям», тем впечатлениям, которые производит на глаз кусок природы, кусок жизни в красках, линиях, фо...
-а, м. Направление в искусстве конца 19 — начала 20 в., стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника. II прил. импрессионистский, -ая, -ое и импрессионистический, -ая, -ое.
        (франц. impressionnisme, от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети XIX - начала XX вв. Сложилось во французской живописи конца 1860-х - начала 70-х гг. Название "импрессионизм" возникло после выставки 1874, на которой экспонировалась картина К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" ("Impression. Soleil levant", 1872, ныне в Музее Мармоттан, Париж). В пору зрелости импрессионизма (70-е - первая половина 80-х гг.) его представляла группа художников (Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей, Б. Моризо и др.), объединившихся для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма и организовавших с этой целью в 1874-86 8 выставок. Одним из создателей импрессионизма стал Э. Мане, не входивший в эту группу, но ещё в 60-х - начале 70-х гг. выступивший с жанровыми работами, в которых переосмыслил композиционные и живописные приёмы мастеров XVI-XVIII вв. применительно к современной жизни, а также сценами Гражданск...
1. Литературное направление в 19-20 в.
2. Это направление в искусстве получило своё название от картины Клода Моне.
3. Направление в искусстве конца 19 - начала 20 века.
4. «Впечатлительный» стиль в искусстве.
импрессионизм
ИМПРЕССИОНИ́ЗМ -а; м. [франц. impressionisme] В европейском искусстве конца 19 - начала 20 в.: модернистское направление, основанное на стремлении к воспроизведению тончайших субъективных ощущений художника, его впечатлений и настроений. Французский э. Манера импрессионизма. И. в музыке.
Импрессионистский (см.).
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
ИМПРЕССИОНИЗМ. - И. в литературе и искусстве определяют как категорию пассивности, созерцательности и впечатлительности, применимую в той или иной мере к художественному творчеству во все времена или же периодически, в той или иной форме характеризующую литературу и искусство. Так, Вельфлин в своей классической для формалистического искусствознания книге «Die Kunstgeschichtlichen Grundbegriffe» делит искусство на классическое и барокко и включает в понятие барокко такие свойственные И. признаки, как неопределенность и расплывчатость. Литературовед Вальцель, применяя эту схему к лит-ре, включает И. в категорию барокко и устанавливает закономерное чередование этого стиля во всей немецкой лит-ре. Так. обр. И. трактуется как «вечная» категория формальных признаков, в том или другом количестве находимых на всем протяжении истории литературы и искусства, или же как тенденция, волнообразно поднимающаяся и падающая в различные периоды развития искусства. И., так же как романтизм, р...
новейшее (с 1860 г.) направление в живописи - исключительно изображать впечатление от виденного в природе явления
Ср. Импрессионисты и их школа - сторонники импрессионизма.
Ср. Знатоки говорили (на картинной выставке): "Черт знает что - зеленый подбородок, вместо лица - географическая карта Соединенных Штатов! Ой, несчастный, заразился импрессионизмом".
П.П. Гнедич. Импрессионист. 14.
Ср. Impression (imprimere, впечатлевать) - впечатление.
см. заразиться.
импрессионизм
- (от франц. impression - впечатление) - модернистское художественное течение, возникшее в творчестве французских живописцев последней четверти ХIХ века и оказавшее существенное влияние на русскую культуру (литературу, живопись, поэзию) рубежа веков. В области стиля для И. характерны композиционная фрагментарность, художественная детализация, ассоциативность связей образов и предметов, субъективность, сиюминутность передаваемых автором впечатлений. Черты И. стиля можно встретить в стихах А.А. Фета (в его поэзии импрессионистические черты присутствовали до появления самого термина И.), И.Ф. Анненского, К.Д. Бальмонта, А. Блока, прозе Б.К. Зайцева.
Словарь литературоведческих терминов
ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и расс...
импрессионизма, мн. нет, м. (фр. impressionisme) (искус.). Направление в искусстве, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных, субъективных впечатлений от действительности.
– направление в искусстве последней трети XIX—начале XX вв., представители которого стремились изобразить мир наиболее естественно и непредвзято. Зародился в 1860 г. во французской живописи (Э. Мане, О. Ренуар Э. Дэга). Художники внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур. В 1870—1880 гг. сформировался И. во французском пейзаже. К. Моне, К. Писсаро, А. Сислей выработали систему пленэра: работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Интерес И. к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (О. Роден, М. Россо, П. Трубецкой). Для музыки И. характерны передача тонких настроений, психологических нюансов. В литературе о чертах И. говорится применительно к европейской литературе последней трети XIX в., русской поэзии начала XX в.
[фр. impressionnisme < impression - впечатление] - направление в искусстве и литературе, отражающее субъективные переживания, настроения и впечатления автора в связи с тем, что он изображает. Появилось на рубеже XIX - XX вв. Получило свое название по картине художника Э. Мане "Впечатление" ("Impression").
(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
направление в живописи, последователи которого на своих картинах старались передать зрителям живое непосредственное впечатление природы; за последнее время художники этого направления, импрессионисты, стали пользоваться странными средствами для достижения своих целей и часто обнаруживают меньше таланта, чем болезненно-расстроенного воображения.
...
ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - начала 20 вв. Сложилось во французской живописи 1860-х - начала 70-х гг. (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар>, К. Писсарро, А. Сислей>). Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоянной изменчивости, разработал законченную систему пленэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света, вибрации световоздушной среды. Живописная система> импрессионизма отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, как бы смешивающиеся в глазу зрителя, богатством рефлексов и валеров, цветными тенями. Под влиянием импрессионизма развивалось творчество> многих живописцев других стран (К.А. Коровин>, И.Э. Грабарь> в России). В скульптуре импрессионизм наиболее ярко проявился в работах М. Россо в Италии, О. Родена во Франции, П.П. Трубецкого и А.С. Голубкиной в России. В литературе черты импрессионистического стиля (предпочтение "впечатлени...
импрессионизм
импрессиони́зм

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

импрессионизм Заимств. в конце XIX в. из франц. яз., в котором impressionisme — суф. производное от impression «впечатление». Течение было названо по соответствующей картине Клода Моне («L’Impression»). Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004
Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression — впечатление)
направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 вв. И. сложился во французской живописи конца 1860 — начала 1870-х гг. В пору его зрелости (1870-е — 1-я половина 1880-х гг.) И. представляла группа художников (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей, Б. Моризо и др.), объединившихся для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма и организовавших с этой целью с 1874 по 1886 8 выставок; Э. Мане, который ещё в 1860-е гг. предопределил направленность И. и который также и в 1870—80-е гг. был с ним во многом связан, не входил в эту группу. Название «И.» возникло после выставки 1874, на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатлен...
Импрессионизм
Импрессионизм
(от франц. impression — впечатление) Направление в искусстве, возникшее во Франции в последней трети XIX в. Главные представители И.: Клод Моне, Огюст Ренуар, Камилл Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо, а также примыкавшие к ним Эдуард Манэ, Эдгар Дега и некоторые другие художники. Выработка нового стиля И. проходила в 60-70-е гг., а впервые как новое направление, противопоставившее себя академическому Салону, импрессионисты заявили о себе на своей первой выставке в 1874 г. В частности, на ней экспонировалась картина К.Моне «Impression. Soleil levant» (1872). Официальная худо...
м. Направление в искусстве последней трети XIX в.-начала XX в., основанное на стремлении отразить реальный мир в его подвижности, изменчивости и запечатлеть собственные ощущения художника, композитора и т.п.
импрессионизм
импрессиони́зм,
импрессиони́змы,
импрессиони́зма,
импрессиони́змов,
импрессиони́зму,
импрессиони́змам,
импрессиони́зм,
импрессиони́змы,
импрессиони́змом,
импрессиони́змами,
импрессиони́зме,
импрессиони́змах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

импрессионизм
, м.
Направление в искусстве (живописи, литературе, музыке и т. д.), возникшее в последней трети 19 — начале 20 вв., основанное на стремлении к воспроизведению тончайших субъективных ощущений художника, мимолетных впечатлений и настроений.
[франц. impressionnisme]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984