Энциклопедия мифологии

Абраксас

Абраксас
Абрасакс (Άβράξας или Άβρασάξ), имя космологического существа в представлениях гностиков (1-3 вв., см. в ст. Христианская мифология). Согласно доктрине василидиан (одной из гностических сект - последователей Василида, 2 в., Сирия), А. - верховный глава небес и эонов, как бы совмещающий в своём лице их полноту. В системе Василида сумма числовых значений входящих в слово «А.» семи греческих букв (1+ +2+100+1+60+1+200) даёт 365- число дней в году («целокупность мирового времени»), а также число небес («целокупность мирового пространства») и соответствующих небесам эонов («целокупность духовного мира»). «Космический» характер семёрки (см. в ст. Числа) как общего числа букв подчёркивает придававшийся имени А. смысл некоего исчерпания моментов бытия, окончательной суммарности. Имя А. и его иконографический образ (существо с головой петуха, телом человека и змеями вместо ног), известный по изображениям на геммах-амулетах, имели распространение и за пределами христианского гностицизма, в культово-магическом обиходе позднеантичного синкретического язычества. В литературе 20 в. («Семь проповедей к мёртвым» К. Г. Юнга, «Демиан» Г. Хессе) к символу А. обращались для выражения идеи высшего единства добрых и злых потенций человеческой души.
Лит.: Dieterich А., Аbгахаs, Studien zur Religionsgeachichte des spätern Altertums, Lpz., 1891.
С. А.

(Источник: «Мифы народов мира».)

См. также `Абраксас` в других словарях
Абраксас
мистическое слово, неправильно считается египетским, происхождения скорее персид. и в таком случае заключает в себе все буквы, употребляемые в пельви для численного обозначения и в то же время самые первые буквы азбуки этого языка. Введено в употребление гностиком Василидом (см.), последователи которого придавали магическое значение камням, на которых было вырезано это слово и, кроме того, еще фигура с человеческим туловищем, человеческими руками, петушьей головой и змеями вместо ног; в правой руке ее плеть, в левой круг или венок с двойным крестом внутри. Подобного рода камни найдены в Азии, Египте, частью в Испании, куда они вместе с Василидовым учением занесены присциллианами, а затем приняты были всеми магич. и алхимич. сектами и в Средние века получили широкое распространен...
слово, составленное из греческих букв, суммарное числовое значение которых составляет 365. Его писали на камнях, используемых как талисманы. Гностики-василидиане употребляли его в качестве имени собственного для обозначения высшего божества, в число эманаций которого входило 365 небес.
АБРАКСАС
   • Άβρασάξ и Άβράξας,
         надпись на резных камнях (абраксовые геммы) из 2-го и последующих столетий от Р. X.; эти камни, представляющие изображения египетских божеств, отчасти и мистических фигур, напр. человеческого туловища с руками, петушьей головой и двумя змеями вместо ног, были, кажется, носимы как амулеты.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

1. Имя космологического существа в представлениях гностиков.
2. Магическое слово, составленное из греческих букв, суммарное числовое значение которых составляет 365, которое древние греки писали на камнях.
Абраксас
Абраксас
Абрасакс
имя космологического существа в представлениях гностиков (I—III вв., см. в ст. «Христианская мифология»). Согласно доктрине василидиан (одной из гностических сект — последователей Василида, II в., Сирия), А. — верховный глава небес и эонов, как бы совмещающий в своем лице их полноту. В системе Василида сумма числовых значений входящих в слово «А.» семи греческих букв (1+2+100+1+60+1+200) дает 365 -число дней в году («целокуиность мирового времени»), а также число небес («целокупность мирового пространства») и соответствую...
Таинственные, волшебные слова или значки, преимущественно на резных камнях, придававшие последним значение амулетов.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
таинственные слова или значки, преимущественно на разных камнях; благодаря таким словам, камни получали значение амулетов.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
абраксас
сущ., кол-во синонимов: (1)
↑божество (99)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
Абраксас
(Гност.) Мистические слова, происхождение которых можно проследить вплоть до Василида, пифагорейца из Александрии, 90 г. н.э. Он употребляет для обозначения Божества, наивысшего из Семи, имеющего 365 добродетелей. В греческих числах: а.1, b.2, r.100, a.1, x.60, a.1, s.200 = 365, дни года, солнечного года, цикл божественного действия. К.У. Кинг, автор книги «Гностики», считает, что это слово похоже на еврейское Шемхамфораш, священное слово, обобщенное имя Бога. Гемма обыкновенно изображает тело человека с головой петуха, в одной руке у него щит, в другой - плеть. (w.w.w.) является двойником индусского Абхиманима (см.) в сочетании с Брамой. Именно эти сложные и мистические качества были причиной того, что Оливер, крупный авторитет масонов, связал слово с именем Авраама. Это было неоправдано...
Мифическое божество с петушиной головой, телом человека и змеями вместо ног. Его изображали чаще всего на амулетах, полагая, что Абраксас является повелителем небес и времени.