Энциклопедия мифологии

Адити

Адити
(от др.-инд. a-diti - «несвязанность», «безграничность»), в древнеиндийской мифологии женское божество, мать богов, составляющих класс адитьев. Уже в «Ригведе» упоминается около 80 раз (обычно с адитьями). А. призывают на рассвете, в полдень и на закате. Она связана со светом (РВ I 136, 33; IV 25, 3; VII 82, 10), Ушас - её отражение (I 113, 19), у неё широкий путь (IX 74, 3); она заполняет воздушное пространство (X 65, 1-2), поддерживает небо и землю («Яджурведа»), отклоняет гнев богов, защищает от нужды, предоставляет убежище (РВ VIII 48, 2; X 36, 3-4; 66, 3-4 и др.). Физические черты в описании А. почти отсутствуют, зато иногда она характеризуется в самой широкой манере (ср. I 89, 10: А. - небо, А. - воздушное царство, А. - мать, она же - отец и сын..., А. - рождённое, А. - имеющее родиться... ср. АВ VII б, 7).
А. включена в систему многообразных родственных связей. В «Ригведе» (X 72, 4-5), эпосе и пуранах А. - дочь Дакши. (третья) и, следовательно, сестра Дити (ср. a-diti : diti) и Дану - родоначальниц асур. В ведийский период обычно считалось, что у А. семь сыновей, причём седьмым нередко оказывался Индра. Иногда упоминается и восьмой сын - Мартанда (РВ Х 72, 8-9), отвергнутый А., он же прародитель смертных Вивасват (Шат.-бр. III), родившийся без рук и без ног. Позднее А. приписывается двенадцать сыновей и особенно подчёркивается роль Вишну, сына А. от Кашьяпы: Тваштар - её одиннадцатый сын. Иногда А. характеризуется как мать царей. Нередки парадоксальные связи: А. - жена Вишну (Вадж.-самх. 29,60= Тайтт.-самх. 7, 5, ЯВ) при том, что в эпосе и пуранах она мать Вишну в аватаре карлика; А. - дочь Дакши и она же мать его; однажды («Атхарваведа») А. выступает как мать рудр, дочь васу и сестра адитьев (!). В «Атхарваведе» (VI 4,1) упоминаются и её братья, А. (VII 6,2) призывается как великая мать благочестивых, как супруга риты.
Другие мотивы связаны с отпущением грехов, освобождением от вины; именно об этом часто просят А. в молитвах. Нередко использование А. в космогонических спекуляциях, в частности при разных отождествлениях - с землёй (РВ I 72,9; АВ XIII 1,38, и позже - Тайтт.-самх., Шат.-бр.), небом, небом и землёй; а в ритуале - с коровой (РВ I 153,3; VIII 90,15; X 11, 1 и др.; Вадж.-самх. XIII 43, 49); ср. сопоставление земного Сомы с молоком А. в «Ригведе» (IX 96, 15).
Мифологических сюжетов с участием А. мало, но и в них она всегда занимает периферийное положение (обычно в связи с адитьями). Ср. призыв А. к Вишну вернуть царство Индре и превращение Вишну в карлика («Вишну-пурана») или получение А. серёг, взятых Индрой, в мифе о пахтанье океана («Матсья-пурана») и т. п. Видимо, может быть реконструирован сюжет, восходящий к основному древнеиндоевропейскому мифу о поединке громовержца и его противников (А. и семь сыновей, отвергнутый Мартанда и т. п.) и трансформированный в рассуждения космогонического и нравственного содержания; правдоподобно предположение о том, что имя А. заменяет утраченное имя персонажа более древнего мифа.
Лит.: Hillebrandt A., Über die Göttin Aditi, Breelau, 1876; Leumann Е., Die Göttin Aditi und die vedische Astronomie, «Zeitschrift für Indologie und Iranistik». 1928, Bd в, S. 1- 13; Pandit М. P.. Aditi and other deities in the Veda, Madras, 1958.
В. Н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)

См. также `Адити` в других словарях
богиня, упоминаемая уже в Ригведе как мать группы богов Адитья; самостоятельной роли почти не играет. Толкуется как персонификация отвлеченного понятия (А. букв, несвязанность, бесконечность). В Ведах выступает в зооморфном образе коровы (иногда отождествляется с Землею). В послеведийской мифологии - одна из дочерей Дакши, жен Кашъяпы. В. Эрман
адити
сущ., кол-во синонимов: (3)
↑богиня (345)
↑богиня-мать (33)
↑мать (62)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
(санскр., букв. - безграничная) - в др.-инд. религии богиня, олицетворявшая собой Вселенную; упоминается неодпократно в Ригведе. Считалась "матерью богов". Важнейшие ведич. божества - Индра, Савитар, Митра, Варупа и др. - сыновья А.

Лит.: Барт А., Религии Индии, пер. (с франц.), М.,
АДИТИ - в ведийской мифологии богиня-мать, богиня-заступница; ее сыновья - адитьи.
Адити
         в др.-инд. религии богиня, олицетв. собой Вселенную. Считалась «Матерью богов». Важнейшие ведич. божества — Индра, Савитар, Митра, Варуна и др. — сыновья А.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

1. В древнеиндийской мифологии - мать богов.
2. Имя этой индийской богини в переводе означает «несвязанность, безграничность».
Адити в ведийской мифологии богиня-мать, богиня-заступница; ее сыновья - адитьи.
(санскр. aditi, от adi - первый). По индийской мифологии: мать богов.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
санскр, aditi, от adi, первый. По индийской мифологии, мать богов.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)