Энциклопедия мифологии

Азазель

Азазель
(евр.ãzâz’çl), в представлениях иудаизма демоническое существо. В Библии А. упоминается только в контексте описания ритуала «дня искупления» (Иом-киппур); в этот день грехи народа перелагались на двух козлов, один из которых предназначался в искупительную жертву для Яхве, а другой («козёл отпущения») - «для А.» (Лев. 16, 8, в синодальном переводе - «для отпущения»); второго козла отводили в пустыню, место обитания А. (16, 10). Представление о пустыне как жилище демонического начала присуще и новозаветному рассказу об искушении Иисуса Христа дьяволом, а также христианским «Житиям» анахоретов начальной поры монашества.
В апокрифической «Книге Еноха» (2 в. до н. э.) А. выступает как падший ангел, совратитель человечества, своего рода негативный культурный герой, научивший мужчин войне и ремеслу оружейника, а женщин - блудным искусствам раскрашивания лица и вытравления плода; этот акт враждебного богу цивилизаторства связывается с мотивом блуда между ангелами («сынами божьими») и «дочерьми человеческими» (Быт. 6, 2), а также появления от этого блуда породы «исполинов» (6, 4-5), которых и вдохновил в их мятеже против бога А. («Книга Еноха» 8). За это А. скован архангелом Рафаилом, а после страшного суда будет брошен в огонь. Намёки на эту версию рассеяны и в талмудической литературе, где А. иногда отождествляют с сатаной или Самаэлем, а также сближают его имя с именами Узы и Азаэля - падших ангелов, сходившихся с женщинами. Имя А., как одно из традиционных имён беса, употреблялось в художественной литературе (напр., у М. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» - в итальянизированной форме «Азазелло»).
с. с. Аверинцев.

(Источник: «Мифы народов мира».)

См. также `Азазель` в других словарях
Азазель
         в представл. иудаизма демонич. существо. В библии А. упомин. только в контексте описания ритуала «для искупления» («Йом-киппур»); в этот день грехи народа перелагались на двух козлов, один из к-рых предназнач. в искупител. жертву для Яхве, а другой («козел отпуще-ния») — для А.; второго козла отводили в пустыню, место обитания А.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

(евр.). Демон пустыни у евреев.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
1. Библейский демон.
2. Роман Бориса Акунина.
азазель
сущ., кол-во синонимов: (2)
↑демон (52)
↑сатана (43)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
Азазель
Азазель
(евр. \'aza\'zel)
в представлениях иудаизма демоническое существо. В Библии А. упоминается только в контексте описания ритуала «дня искупления» (Йом-киппур); в этот день грехи народа перелагались на двух козлов, один из которых предназначался в искупительную жертву для Господа, а другой («козел отпущения») — «для А.» (Лев. 16:8, в синодальном переводе - «для отпущения»); второго козла отводили в пустыню, место обитания А. (16:10). Представление о пустыне как жилище демонического начала ...
ПОНЯТИЕ
1) значение этого слова неизвестно; возм. этимологич. толкования:
а) (наиб. вероятное) комбинация из слов "быть сильным" и "Бог", возм., "противящийся Богу", б) производное от егип. слов "виновный" и "отстранять" (что подразумевает козла отпущения, см. ниже), в) покинутое место;
АЗАЗЕЛЬ - по верованиям древних евреев - демон пустыни. В известной книге Еноха А. - предводитель допотопных гигантов, восставших против бога. Он научил мужчин воевать, а женщин - искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату. В конце концов он был привязан, по повелению бога, к пустынной скале. Так повествует апокрифическая литература. В Библии и в талмудической литературе имя А. связано с идеей искупления греха - прелюбодеяния падших ангелов, а главное - с идеей общего искупления грехов народа. Эта идея воплощалась в особом обряде: приводились два козла; один предназначался (по жребию) «Господу» в жертву, другой - «А.». Последний, нагруженный воображаемыми грехами, уводился в одинокое место, а затем отпускался в пустыню. Отсюда - «козел отпущения». Позже этот обряд значительно развился (козла сбрасывали в пропасть с горы), усложнился привлечением большего количества участников и принял наконец характер драматического действа.