Энциклопедия Санкт-Петербурга

Академия художеств

Академия художеств
Академия художеств
высшее государственное учреждение в области изобразительных искусств и архитектуры, являвшееся также высшей художественной школой. Учреждена в Петербурге в 1757 как «особая трёх знатнейших художеств Академия» (до этого заботы о развитии искусства возлагались, по мысли Петра I, на АН) по проекту И. И. Шувалова, ставшего её «первым главным директором» (1757—63). В 1764 преобразована в Императорскую АХ — учебное заведение и правительственное учреждение, регламентировавшее художественную жизнь страны, раздававшее государственные заказы и присуждавшее звания. Учебные занятия в АХ начались в 1758 (первый выпуск в 1762). В 1764 И. И. Бецким (президент АХ в 1764—94) открыто Воспитательное училище при АХ, где обучение начиналось в 5—6 летнем возрасте (интернат существовал до начала XIX в.). После 9 летней подготовки учащиеся завершали образование в историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном и других высших классах, а при выпуске из АХ выполняли «программу» (произведения на заданную тему). С 1767 отличившиеся выпускники посылались за границу в качестве пенсионеров АХ. В XVIII — первой трети XIX вв. АХ сыграла прогрессивную роль в воспитании национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов классицизма («золотой век» АХ — президенты А. С. Строганов, 1800—11, и А. Н. Оленин, 1817—43). К середине XIX в. в АХ возобладали консервативные тенденции; АХ насаждала казённое, отвлечённое от жизни искусство, противостоявшее развитию реализма. Развитие демократического художественного движения привело в 1863 к публичному разрыву с АХ группы её выпускников (во главе с И. Н. Крамским), объединившихся в Артель художников. Вместе с тем благодаря деятельности ряда крупных педагогов реалистического направления (П. П. Чистяков и др.) и принятию нового, более демократического устава 1893, когда к преподаванию были допущены крупные мастера-передвижники (И. Е. Репин, А. И. Куинджи), сохранилось значение АХ как школы профессинального мастерства. В 1918 АХ упразднена декретом СНК и заменена другими учебными заведениями. В 1933 на их основе создана учебная Всероссийская АХ (существовала до 1947). В 1947 в качестве научно-творческого центра художественной жизни страны организована в Москве АХ СССР, в системе которой находится ряд учреждений Ленинграда, помещающихся в прежних зданиях АХ: Живописи, скульптуры и архитектуры институт имени И. Е. Репина, Музей Академии художеств, библиотека, apхитектурно-мозаичная и бронзолитейная мастерские, лаборатории. Часть собраний АХ в первые годы Советской власти передала в ГЭ: Кушелевская галерея (положила начало новому разделу Эрмитажа, посвященному искусству XIX и XX вв.), часть скульптурного собрания, рисунки, гравюры.
Первоначально АХ помещалась в доме И. И. Шувалова на Садовой улице, в 1764— 88 было построено специальное здание АХ (Университетская набережная, 17) — один из памятников периода перехода от барокко к классицизму (архитектор А. Ф. Кокоринов, при участии Ж. Б. М. Баллен-Деламота). Почти квадратное в плане здание включает большой круглый двор в середине и четыре прямоугольных малых по углам; чётко расчленённые прямоугольные протяжённые фасады имеют рустованный нижний этаж и два верхних, объединённые дорическим ордером. Главный фасад, обращённый к Неве, подчёркнут тремя 4 колонными портиками и определяет архитектурный облик этой части набережной. Позднее созданы чугунная лестница (1819), учебный корпус в академическом саду (1819—21) — архитектор А. А. Михайлов, парадные интерьеры главного здания (1829—37), пристань с двумя древнеегипетскими сфинксами по сторонам перед главным входом (1832—34) — архитектор К. А. Тон, профессорские дома в саду (1846—49, архитектор А. П. Брюллов), мастерские мозаики (1862—64, архитектор Ф. И. Эппингер). Отделка конференц-зала изменена во второй половине 1860 х гг. (проект архитектора А. И. Резанова).
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия 1992

См. также `Академия художеств` в других словарях
была основана в Санкт-Петербурге в 1757 г. как высшее учреждение в области пластических искусств, с 1764 г. называлась Императорской академией художеств, упразднена в 1918 г. В СССР аналогичное учреждение - Всероссийская академия художеств - было образовано в 1933 г. в г. Ленинграде. В 1947 г. путем его преобразования была создана Академия художеств СССР в г. Москве, которая в 1992 г. преобразована в Российскую акдемию художеств (РАХ). Академия художеств СССР была создана в 1947 г. в г. Москве как высшее научное учреждение в области изобразительных искусств путем реорганизации Всероссийской академии художеств. В 1992 г. преобразована в Российскую академию художеств (РАХ).
основана в 1757 в Петербурге по проекту И.И. Шувалова как "Академия трех знатнейших художеств" (живописи, скульптуры, архитектуры). В 1764 была преобразована в Императорскую Академию художеств - правительственное учреждение, регламентирующее художественную жизнь, распределяющее заказы и присуждающее звания. В XVIII - н. XIX в. петербургская Академия художеств сыграла большую роль в воспитании национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов классицизма. В середине XIX в. в Академии возникает творческий конфликт. Уже в 1-й пол. XIX в. русские художники (А.А. Иванов, К.П. Брюллов, П.А. Федотов и др.) отходят в своем творчестве от официальной линии Академии художеств, а дальнейшее развитие конфликта приводит в 1863 к публичному разрыву с Академией художеств группы ее выпускников (во главе с И.Н. Крамским), объединившихся впоследствии в общество передвижников. Однако благодаря деятельности ряда крупных педагогов (П.П. Ч...
основана в 1757 в Петербурге по проекту И.И. Шувалова как «Академия трех знатнейших художеств» (живописи, скульптуры, архитектуры). В 1764 была преобразована в Императорскую Академию художеств — правительственное учреждение, регламентирующее художественную жизнь, распределяющее заказы и присуждающее звания. В XVIII — н. XIX в. петербургская Академия художеств сыграла большую роль в воспитании национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов классицизма. В середине XIX в. в Академии возникает творческий конфликт. Уже в 1-й пол. XIX в. русские художники (А. А. Иванов, К. П. Брюллов, П. А. Федотов и др.) отходят в своем творчестве от официальной линии Академии художеств, а дальнейшее развитие конфликта приводит в 1863 к публичному разрыву с Академией художеств группы ее выпускников (во главе с И. Н. Крамским), объединившихся впоследствии в общество передвижников. Однако благодаря деятельности ряда крупных педагог...
АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ в Санкт-Петербурге (основана в 1757, с 1764 Имперская Академия> художеств), высшее учреждение в области пластического искусства в России. В 18 - 1-й половине 19 вв. - главный научно-творческий центр воспитания и профессиональной подготовки русских художников и архитекторов, с 1830-х гг. утверждала принципы академизма, но сохранила свое значение> как школа> профессионального мастерства. В 1918 упразднена. В 1933 создана Всероссийская Академия> художеств, в 1947 реорганизована и создана Академия> художеств СССР, в 1992 преобразована в российскую Академию художеств.
Академия художеств
см. Российская академия художеств.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия 1992
Академия художеств
Школы для подготовления художников, как и всякие школы, могут быть прежде всего учреждаемы частными лицами и, как отдельные, необширные школы или мастерские, в высшей степени важны и должны рассчитывать на содействие общин и правительства. Но рядом с ними необходимо должны существовать рисовальные школы для доставления элементарных познаний в искусстве живописи и высшие школы, имеющие целью доставить полное научное образование по всем видам художества лицам, желающим посвятить себя полному изучению того или другого вида художеств. Такие школы, открывая для всех необходимые свои принадлежности, выставки картин, периодические и постоянные, художественные музеи, — делаются главнейшим средством для развития в стране художественного образования. Известные под именем ака...