Энциклопедия Санкт-Петербурга

Антокольский Марк Матвеевич

Антокольский Марк Матвеевич
Антокольский Марк Матвеевич
(1843—1902), скульптор. В 1862—71 жил в Петербурге, затем большей частью за границей. Окончил АХ (1868), академик с 1871. Под воздействием В. В. Стасова и И. Н. Крамского сблизился с передвижниками. Мастер исторического портрета, в котором отразились его патриотические устремления и философской взгляды; произведения А. отличаются ёмкой психологической трактовкой образов, точностью в изображении исторических деталей: «Иван Грозный» (бронза, 1871, ГРМ; мрамор, 1875, ГТГ), «Пётр I » (гипс, 1872, утрачен; бронза, ГТГ; мрамор, 1873, ГРМ, по этому оригиналу отлит памятник для Петродворца, открыт в 1883, похищен фашистами, восстановлен в 1953), «Нестор-летописец» (мрамор, 1889, ГТГ, ГРМ), «Ермак» (бронза, 1891, ГРМ); произведения на морально-философские темы, в том числе «Христос перед судом народа» (бронза, 1874, ГРМ). Жил в Академическом перелок, 1/4. Похоронен на Еврейском кладбище
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия 1992

См. также `Антокольский Марк Матвеевич` в других словарях
АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (1843-1902) - российский скульптор. Был близок к передвижникам. Глубокой историко-психологической достоверностью отмечены созданные им образы русских исторических деятелей ("Иван Грозный", 1871, "Петр I", 1872).АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович) АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич (1896-1978) - русский поэт. Поэмы "Коммуна 71 года" (1933), "Сын" (1943; Государственная премия СССР, 1946), "В переулке за Арбатом" (1954), сборники стихов "Мастерская" (1958), "Время" (1973), книга "О Пушкине" (1960; стихи и эссе) отличаются стремлением к историко-культурным обобщениям. Переводы.
Антокольский Марк Матвеевич I
профессор скульптуры (с 1880 г.), род. в Вильне 1842 года, был резчиком и на 21 году от роду поступил в Академию художеств. Первоначально получал награды за резьбу, обратившую на него внимание, и с 1865 года сделан стипендиатом его величества. После заграничного путешествия он (в 1871 г.) произвел знаменитую статую "Иван Грозный", за что сделан академиком. По приказанию императора Александра II статуя эта отлита из бронзы для Эрмитажа, а гипсовый ее отливок помещен в Кенсигтонском музее в Лондоне. Вслед за этою статуею А. созданы: колоссальная статуя "Петра I" (1872), исторические фигуры "Ярослава Мудрого", "Дмитрия Донского" и "Ивана III". В 1874 г. явилась его статуя "Христос перед судом народа" (собственность государя императора...
        (1843-1902), русский скульптор. Учился в петербургской АХ (1862-68) у Н. С. Пименова. Под воздействием В. В. Стасова и И. Н. Крамского сблизился с передвижниками. Автор произведений на исторические темы, в которых отразились патриотические, гражданственные устремления, тяга к психологизации образа, к верности исторических деталей ("Иван Грозный", бронза, 1871, ГРМ, мрамор, 1875, ГТГ; "Пётр I", гипс, 1872, утрачен, бронза, ГТГ; "Ермак", бронза, 1891, ГРМ). Ряд работ Антокольского воплощает философско- этическую проблематику, трактованную в духе отвлечённо понятых идеалов справедливости и правды ("Христос перед судом народа", мрамор, 1876, ГТГ), иногда с чертами сентиментальности ("Не от мира сего", мрамор, 1887, ГТГ).




"Пётр I". Бронза. Третьяковская галерея. Москва....
Антокольский, Марк Матвеевич (1842 - 1902), известный русский скульптор. Сын бедного трактирщика-еврея; родился в Вильно. Еще мальчиком А. самоучкой рисовал на столе и на стенах. Его отдавали в ученье к разным ремесленникам и, наконец, к резчику по дереву. В 1862 году ему удалось поступить вольноприходящим в Академию Художеств, к профессору Н.С. Пименову , после смерти которого А. перешел под руководство профессора Реймерса . К этому же времени относится сближение А. с Репиным , оказавшим большое влияние на него. В 1864 году А. вырезал из дерева "Еврея портного", за что получил 2-ю серебряную медаль, в 1865 году - из слоновой кости "Скупого" (1 серебряная медаль и стипендия) и "Мальчика, крадущего яблоки"; в 1868 году из воска и дерева А. сделал эскиз "Спор о Талмуде" и, наконец, в продолжение 6 лет (1863 - 1869) лепил из воска композицию "Нападение инквизиции на евреев" и к ней этюд-голову, под названием "Натан-Мудрый". Эта работа, выставленная А. на экзамене, вызвала неудовольствие а...
Антокольский, Марк Матвеевич (1842 - 1902), известный русский скульптор. Сын бедного трактирщика-еврея; родился в Вильно. Еще мальчиком А. самоучкой рисовал на столе и на стенах. Его отдавали в ученье к разным ремесленникам и, наконец, к резчику по дереву. В 1862 году ему удалось поступить вольноприходящим в Академию Художеств, к профессору Н.С. Пименову , после смерти которого А. перешел под руководство профессора Реймерса . К этому же времени относится сближение А. с Репиным , оказавшим большое влияние на него. В 1864 году А. вырезал из дерева "Еврея портного", за что получил 2-ю серебряную медаль, в 1865 году - из слоновой кости "Скупого" (1 серебряная медаль и стипендия) и "Мальчика, крадущего яблоки"; в 1868 году из воска и дерева А. сделал эскиз "Спор о Талмуде" и, наконец, в продолжение 6 лет (1863 - 1869) лепил из воска композицию "Нападение инквизиции на евреев" и к ней этюд-голову, под названием "Натан-Мудрый". Эта работа, выставленная А. на экзамене, вызвала неудовольствие а...
Антокольский Марк Матвеевич Антокольский Марк Матвеевич [21.10(2.11).1843, Вильнюс, ≈ 26.6(9.7). 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (ныне в ФРГ)], русский скульптор. Родился в небогатой еврейской семье. Учился в петербургской АХ (1862≈68) у Н. С. Пименова Академик (1871). В связи с тяжёлой болезнью с 1871 жил в Италии, с конца 1877 ≈ в Париже. Под воздействием В. В. Стасова, И. Н. Крамского стал убеждённым реалистом-демократом, близким к передвижникам. Уже в ранних горельефах («Портной», дерево, 1864, «Скупой», кость, дерево, 1865, ≈ оба в Русском музее, Ленинград) искал новые, не связа...