Энциклопедия Санкт-Петербурга

Автово

Автово
Автово
1. местность в юго-западной части Ленинграда, между линией Окружной ж. д. на севере и р. Красненькая на юге. Название от деревни Аутово (Ауктово), которая существовала здесь в конце XVII в. В конце XIX—начале XX вв. рабочая окраина Петербурга, основная масса жителей А. работала на Путиловском заводе. В 20 х гг. началась реконструкция А., в 1937—41 сооружён жилой массив между проспектом Стачек (главная магистраль А.) и Краснопутиловской улице (руководители проекта — архитекторы А. А. Оль, С. Е. Бровцев). В 1941—44 к югу от А. проходила линия фронта, в А. размещались штабы и тылы многих частей (в том числе штабы 12 го и 14 го гвардейских артиллерийских полков, которые одними из первых на Ленинградском фронте начали контрбатарейную борьбу; улица Зенитчиков, 3, корпус 1). 8 июля 1945 в районе пересечения проспекта Стачек и р. Красненькая ленинградцы встречали возвращавшихся с победой советских воинов, в 1951 на этом месте установлен памятник «Танк-победитель». В 40—50 х гг. застройка А. велась по проектам группы архитекторов под руководством В. А. Каменского и С. Г. Майофиса. В 1955 открыта станция метро «Автово», в 1959 вступил в строй Автовский домостроительный комбинат (ДСК-3). Кварталы вдоль Краснопутиловской улицы — первенцы крупнопанельного домостроения в Кировском районе (1960 е гг., архитекторы Каменский, А. В. Жук, Майофис, Н. З. Матусевич). Планировочный центр А. — Комсомольская площадь. В 1968 в сквере между проспектом Стачек и Краснопутиловской улицей открыт монумент в честь 50 летия ВЛКСМ (скульпторы В. И. Гордон. О. И. Кузнецов, В. Г. Тимошенко, архитекторы В. Б. Фабрицкий, И. П. Шмелёв). Название сохранилось в наименовании Автовской улицы и станции метро.
2. станция метро Кировско-Выборгской линии. Открыта 15 ноября 1955. Архитекторы Е. А. Левинсон, А. А. Грушке. Наземный вестибюль — на проспекте Стачек, оформлен мощным двойным 6 колонным портиком и куполом на большом световом барабане; в интерьере вестибюля, на карнизе купола, надпись золотом: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!». Станция мелкого заложения, без эскалаторов. Перекрытие перронного зала плоское, поддерживается 2 рядами колонн, облицованных жёлтым мрамором и художественным стеклом. Декоративная отделка связана с темой воинской славы; отличается пышностью и сложностью. На торцевой стене мозаичное панно, изображающее женщину с младенцем на руках (художники В. А. Воронецкий, А. К. Соколов).
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия 1992