Энциклопедия техники

Академические суда

Академические суда
академи́ческие суда́
лёгкие спортивные гребные суда с узкими, удлинёнными корпусами, вращающимися уключинами, размещёнными на выносах (кронштейнах) с внешней стороны корпуса, и продольно-подвижными банками (сиденьями). Различают гоночные и учебные виды академических судов. Каждый из видов в зависимости от количества гребцов делится на классы (одиночки, двойки, четвёрки, восьмёрки), которые, в свою очередь, могут быть разряда «клинкер» или «скиф». Разряд судна определяется конструктивными особенностями обшивки: у «скифов» обшивка безнаборная, выполненная из фанеры и шпона, у «клинкера» обшивка делается наборной – из досок, собранных внакрой или встык. Учебные суда, в отличие от гоночных, имеют большую прочность, массу и большую ширину (обеспечивающую большую остойчивость).
Академические суда могут строиться для распашной или парной гребли. При распашной гребле спортсмен гребёт одним веслом, а при парной – двумя вёслами. Все суда, кроме одиночки и двойки парной, имеют рулевое устройство. Академические суда различают по размерам и количеству посадочных мест. Напр., длина одиночки – 8 м, двойки распашной с рулевым – 11 м, четвёрки распашной без рулевого – 12.8 м, а восьмёрки – 18.5 м.
Академическое судно (лодка) состоит из корпуса, рулевого устройства, оборудования и принадлежностей. Корпус судна состоит из продольных (киль и привальные брусья) и поперечных (силовые шпангоуты – костыли и лекальные шпангоуты) связей, обшивки бортов, днища и палубы. Обшивка гоночных судов делается гладкой, из водостойкой фанеры, снаружи покрывается нитролаками или стеклотканью, пропитанной нитролаком, и имеет зеркальную поверхность. Рулевое устройство состоит из пера с баллером и штуртроса – стального или капронового шнура. Оборудование академических судов состоит из выносных уключин, подвижных банок и перестанавливающихся подножек. К арматуре академических судов относятся волноотражатели, оковки форштевня и рулевого устройства, литой резиновый шар, устанавливаемый на форштевне, гнездо для вымпела и др. Вёсла академических судов делятся на парные и распашные. Весло справа от гребца называется правым или загребным, слева – левым или баковым. Весло имеет строго определённую форму и состоит из рукоятки, стержня, шейки и лопасти с оковкой на конце, а также манжеты и каблука, устанавливаемых между рукояткой и стержнем. Манжета входит в уключину, каблук обеспечивает нужное соотношение длин рукоятки и стержня. Рукоятка, стержень, шейка и лопасть делаются цельными и склеиваются из реек древесины. Манжеты – кожаные или пластиковые, каблук – из алюминия или капрона. Размеры и масса вёсел для академических судов: распашное – масса 3.7–4.0 кг, длина 3750–3900 мм, ширина лопасти 160–200 мм; парное – масса 2.0–2.2 кг, длина – 3000–3200 мм, ширина лопасти 160–180 мм.
Академические суда как тип спортивных судов сформировались в 19 в. Уже в 1830 г. англичанин Гласнер применил металлические выносы. К 40-м гг. сложились классы судов: восьмёрка, четвёрка распашная с рулевым, двойка парная и распашная с рулевым, одиночка без рулевого. В 1844 г. в Англии появляется конструкция «скиф». С 1871 г. стали применяться подвижные банки. С сер. 40-х гг. 19 в. устанавливаются вращающиеся уключины. Начиная с 80-х гг. основное внимание уделяется совершенствованию обводов корпуса и облегчению конструкции судна. Академические суда, построенные в кон. 19 в., по ходовым качествам мало в чём уступают современным судам.
Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн 2006

См. также `Академические суда` в других словарях
Академические Суда спортивные узкие удлиненные легкие лодки с вынесенными за борта уключинами для весел и подвижными банками - сиденьями; гоночные - типа скиф, учебные - типа клинкер. Различают парные академические суда (спортсмены гребут двумя веслами) - одиночки, двойки, четверки; распашные (каждый гребет одним веслом) - двойки, четверки, восьмерки. Приспособлены для гребли по прямой трассе на тихой воде.
Академические суда
наиболее совершенные особо лёгкие, узкие и длинные гребные лодки. Различают А. с. учебные (тренировочные) типа Клинкер и гоночные типа Скиф. В каждом из этих типов имеются парные (гребец гребёт двумя вёслами) и распашные (гребец гребёт одним веслом) суда. Парные суда строятся обычно на одного, двух и четырёх гребцов (одиночки, двойки, четвёрки), распашные — на двух, четырёх и восемь гребцов (двойки, четвёрки, восьмёрки). Большинство учебных судов на корме имеет место для рулевого — инструктора или тренера; на гоночных судах место для рулевого обычно не делается. Для начинающих обучаться академической гребле строятся плоскодонные суда на 10—16 гребцов, т. н. учебные плоты. А. с. приспособлены для гребли только на тихой воде; для достижения высоких скоростей им...
АКАДЕМИЧЕСКИЕ суда - спортивные узкие удлиненные легкие лодки с вынесенными за борта уключинами для весел и подвижными банками - сиденьями; гоночные - типа скиф, учебные - типа клинкер. Различают парные академические суда (спортсмены гребут двумя веслами) - одиночки, двойки, четверки; распашные (каждый гребет одним веслом) - двойки, четверки, восьмерки. Приспособлены для гребли по прямой трассе на тихой воде.