Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия

Ахенбах, Андреас

Ахенбах, Андреас
Ахенбах, Андреас
(Achenbach, Andreas) 1815, Кассель — 1910, Дюссельдорф. Немецкий живописец. До 1835 занимался в дюссельдорфской Академии художеств у Г. К. Кольбе и Й. Шеффера. Испытал влияние Ширмера. Увлекался голландской пейзажной живописью XVII в. В 1830—1840-х путешествовал по Голландии, Швеции, Норвегии, работал в Италии (1843—1845). С 1846 преподавал в Академии художеств Дюссельдорфа. Много писал во время поездок по Вестфалии и Голландии в 1850—1870-х. Один из ведущих пейзажистов дюссельдорфской школы. В раннем городском виде Старая Академия (1831, Дюссельдорф, Художественный музей) в чуть наивной и документальной передаче сцен из повседневности ощутимо влияние бидермайера. В выборе неприукрашенного пейзажного мотива проявилась смелость молодого художника, нарушившего академические традиции. В 1840-е Ахенбах создал виды северной природы во время поездок по Швеции и Норвегии (Норвежский горный пейзаж, 1840, Дюссельдорф, Художественный музей). Изображенные художником лесистые вершины и отвесные скалы с водопадом окружают фьорд. Маленькие кораблики кажутся затерянными в дали панорамно решенного вида. Пейзажи побережья Норвегии имели успех у публики, и художник их часто повторял. Они исполнены в картинной, несколько приподнято-искусственной манере, и в них всегда акцентирована неприступность и романтическая первозданность северного ландшафта. Более конкретны и правдивы в передаче естественного освещения виды Голландии и Вестфалии. Продолжая работать в манере тональной живописи, Ахенбах постепенно отказывается от академического приема сильных контрастов света и тени, строя широкие панорамные виды на более тонко нюансированных светотеневых градациях. Атмосферу влажного морского воздуха, романтический облик голландских гаваней с парусными кораблями передает полотно Вид голландской гавани (1871, Дрезден, Картинная галерея). Как воспоминание о произведениях голландских пейзажистов XVII в. смотрятся часто изображаемые художником в видах Вестфалии ветряные мельницы (Мельница на берегу реки Эрфт, 1866, Дюссельдорф, Художественный музей; Вестфальская мельница, 1869, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Фабричные корпуса в полотне Индустриальный пейзаж (1860, Дюссельдорф, Художественный музей) также вызывают в сознании очертания мельничных крыльев. Высокое профессиональное мастерство пейзажиста, педагогический талант сделали Андреаса Ахенбаха одним из мастеров, учиться у которого стремились многие европейские художники (Х. Ф. Гуде, А. П. Боголюбов и др.).
Лит.: Дюссельдорфская школа живописи: Каталог выставки. М., 1986; Peters H. Meisterwerke der Dusseldorfer Galerie. Dusseldorf, 1955; Hutt W. Dusseldorfer Malerschule. 1819—1869. Leipzig, 1984; Andreas und Oswald Achenbach. "Das A und O der Landschaft". Eine Ausstellung des Kunstmuseums Dusseldorf. Dusseldorf, 1998.
Е. Федотова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город 2006